Управление Маркетинг
#статьи

Как работает мозговой штурм: разбираем самый популярный метод генерации идей

Рассказали об основных правилах проведения брейнштормов и выяснили, почему не стоит устраивать их слишком часто.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Мозговой штурм, или брейншторм, — классический метод генерации идей, который впервые описали ещё в середине прошлого века. Он позволяет найти много идей и выбрать из них самую эффективную.

Мы поговорили с предпринимателями, маркетологами и руководителями и написали гайд по мозговому штурму. Из него вы узнаете:

Что такое мозговой штурм

Мозговой штурм — это техника генерации идей, в которой участвует несколько человек. Суть техники: придумать и записать максимально возможное количество предложений от каждого члена команды. В конце встречи из полученного списка участники выбирают самые удачные идеи, которые можно протестировать на практике.

Автор техники брейншторма — американский рекламщик Алекс Осборн. Он считал, что большое количество идей можно превратить в одну или несколько качественных. Главное — не бояться высказаться. В 1953 году Осборн опубликовал книгу «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы» о своей методике.

Кадр: сериал «Константин» / DC Comics / Warner Bros. Television

Брейншторм используют в разных сферах — в маркетинге, IT, бизнесе, науке. Эта практика помогает преодолеть кризис идей и коллективно найти подходящее решение задачи, а ещё учит людей работать в команде.

Есть ли у мозгового штурма правила проведения

Алекс Осборн описал три правила, которые помогут сделать брейншторм максимально эффективным. Вот они.

Не критиковать идеи. Нельзя критиковать не только предложения товарищей по команде, но и собственные. Даже если идея заранее выглядит нереалистичной или глупой, её всё равно стоит вынести на обсуждение. Отказаться от неподходящих предложений можно уже после того, как все участники встречи выскажутся.

Предлагать максимальное количество идей. Осборн считал, что чем больше выборка, тем выше шанс найти подходящее решение. Идеи можно объединять или менять в процессе обсуждения.

Обсуждать не только свои идеи, но и идеи коллег. Основа мозгового штурма — коллективная творческая работа. Поэтому участникам не стоит продвигать только свои предложения или стараться выделиться на фоне других. При обсуждении все участники равны независимо от должности и все идеи достойны внимания.

Какие есть методы мозгового штурма

Часто во время брейншторма участники не придерживаются чёткого алгоритма. Они просто следуют принципам, которые мы описали выше: высказываются свободно, предлагают максимум вариантов, а затем обсуждают их.

Но при желании можно использовать разные методики построения беседы. Перечислим три популярных.

«3-6-5». В идеале метод рассчитан на команду из шести человек, но их может быть больше или меньше. Каждый из участников за пять минут должен кратко написать на карточке три идеи. Затем члены команды обмениваются карточками и по очереди обсуждают предложения коллег.

Метод помогает всем участникам высказать одинаковое количество идей, то есть внести равный вклад. Кроме того, он позволяет сократить время на генерацию идей и большую часть встречи уделить именно обсуждению.

«Лестница». В начале встречи задачу озвучивают всем присутствующим. После этого в комнате остаётся только двое участников, которые в течение нескольких минут обсуждают идею между собой.

Затем к ним присоединяется ещё один человек. Первые двое коротко описывают ему свои идеи, и они продолжают обсуждение втроём. Спустя ещё несколько минут заходит следующий человек — и так, пока к обсуждению не приступит вся команда. Лучше всего, если в ней будет 4–6 человек, чтобы встреча не растянулась надолго.

«Лестница» помогает не «замыливать» взгляд на ситуацию. Участники, которые не слышали часть разговора, могут озвучивать новые предложения или указывать на недостатки идей, не замеченные коллегами.

Обратный мозговой штурм. Участники ищут проблемы компании или продукта и думают, как можно их решить. Например, проблемы могут быть такими: сайт неудобный, навигация непонятная, служба поддержки отвечает клиенту неделями.

При подходе «от обратного» участники брейншторма могут предложить идеи по улучшению сайта и работы службы поддержки, которые не приходили им в голову ранее. Обычно такой мозговой штурм проводят, если «классические» техники результатов не принесли.

Какие этапы есть в мозговом штурме

Встреча, как правило, делится на несколько частей: подготовку, приветствие и разминка, предложение идей и обсуждение. Вот что они собой представляют.

Подготовка. Это оповещение участников о предстоящей встрече. Обычно при подготовке чётко формируют цель встречи — например, говорят: «Мы хотим запустить новую рекламную кампанию для нашего продукта, и нам нужны идеи». Так делают, чтобы участники мозгового штурма могли подготовиться к встрече и обдумать идеи заранее.

Разминка. Это не обязательный этап, но многие команды перед началом штурма переключаются на него с решения других задач с помощью шуточных игр или упражнений. Это помогает участникам расслабиться и сохранить комфортную атмосферу.

CPO сервиса «Дома» Анна Боярских говорит, что на брейнштормах её коллеги часто используют игру в словесные ассоциации. «Участники поочерёдно называют слова, которые ассоциируются у них с основной темой обсуждения. Это помогает снять напряжение и стимулирует творческое мышление», — поясняет она.

Кадр: сериал «Безумцы» / Warner Bros

Коммерческий директор Unisender Григорий Бахин считает, что важно снять напряжение и создать в команде непринуждённую атмосферу. «Мы часто шутим и обмениваемся мемами. Иногда играем в игру „Кто я сегодня“ и говорим, например, с каким животным каждый себя ассоциирует», — рассказывает он.

Приветствие. После того как все настроились на работу, один из участников коротко напоминает всем тему встречи и главную задачу. Обычно вступительную речь говорит организатор брейншторма, который лучше других владеет темой.

Генерация идей. Участники могут по очереди высказывать идеи, которые придут в голову, или использовать одну из методик, о которых мы писали выше.

Идеи лучше всего записывать на доску или в электронный документ, к которому у всех участников будет доступ. Важно, чтобы этот этап не занял всё отведённое на встречу время, поскольку идеи ещё нужно обсудить.

Анализ и выбор лучших идей. В конце встречи из общего списка идей выбирают самые интересные и обсуждают их. В итоге некоторые предложения «докручивают» или объединяют с другими, а от большинства отказываются. Так реализуется принцип «количество переходит в качество», о котором говорил Алекс Осборн.

В некоторых случаях обсуждение переносят на другую встречу, чтобы у участников было время обдумать предложения и подготовить аргументы. Например, команда может выделить час на предложение идей, а обсудить их на следующий день.

Какие у мозгового штурма есть плюсы и минусы

Мы поговорили с людьми, которые используют мозговой штурм, и попросили их рассказать, какие результаты он даёт, в чём плюсы этой техники и какие трудности могут возникнуть при её использовании.

Мария Елуферьева

Директор PR-агентства Lawyerspr


Главный плюс — получение хороших решений проблемы за минимальное время. Кроме этого, на брейншторме участники часто предлагают неочевидные идеи, до которых они не додумались бы в обычной обстановке.

Ещё один плюс — работа в команде. На встрече, как правило, присутствуют люди с разным опытом и насмотренностью, аналитическим и творческим складом ума. Они подталкивают и дополняют друг друга во время обсуждения.

К сожалению, далеко не все идеи, предложенные на мозговом штурме, оказываются рабочими. Да, определённую часть отсеивают ещё на собрании. Но всё равно есть вероятность, что встреча пройдёт впустую и ни одно из решений компания в итоге не использует.

Артём Бондаренко

Эксперт по стратегическому маркетингу


Брейншторм помогает команде посмотреть на проект свежим взглядом и благодаря этому перейти на новый уровень развития. Даже если работа зашла в тупик, брейншторм поможет найти выход.

При этом не стоит проводить брейнштормы по любому поводу. На их подготовку нужно время, к тому же люди не могут быть всё время в тонусе, чтобы генерировать идеи. В моей практике был случай, когда руководство хотело проводить штурмы каждую неделю. В итоге никто ничего не успевал, а встречи мешали другим рабочим процессам.

Евгений Коваленко

Создатель бренда Verol


Брейншторм способствует развитию командной работы. Участники выступают на равных независимо от должности и опыта и активно дискутируют. Это развивает коллективное мышление и способность группы к совместному творчеству.

Однако во время брейншторма могут возникнуть и трудности. Например, неконтролируемая генерация идей может привести к потере фокуса на конечной цели. Участники теряются во множестве идей, и им становится трудно сосредоточиться.

Какие ошибки допускают при проведении мозгового штурма

Мы спросили у предпринимателей, маркетологов и тимлидов, какие ошибки чаще всего совершают организаторы брейншторма. Они назвали четыре распространённые ошибки: отсутствие подготовки, отсутствие модератора, затягивание встречи и незнание правил.

Нет подготовки. Лучше всего заранее определиться, зачем проводится собрание, и сообщить об этом команде, чтобы у участников было время подготовиться.

На встрече нет модератора. Если встречу никто не модерирует, участники могут слишком долго обсуждать идеи, а на выбор лучших времени не останется. В итоге придётся проводить вторую встречу или сильно задержаться на собрании.

Эксперт по стратегическому маркетингу Артём Бондаренко считает, что роль модератора в брейншторме очень важна. Он сможет отслеживать, сколько времени ушло на каждый этап встречи, и не даст одному участнику высказываться больше остальных. «Если кто-то вместо оговорённых семи минут выступает целых 17, остальные устают, внимание рассеивается, обсуждение затягивается», — говорит он.

СЕО студии IT-разработки «Блиц» Дмитрий Шалин считает, что для проведения брейншторма необходим «нейтральный» модератор. «Например, на одной из встреч, на которой мы обсуждали забуксовавший IT-проект, эту роль играл руководитель направления. Он не был погружен в операционную часть проекта и не мог полноценно участвовать в обсуждении, но отлично справился с задачей фасилитатора», — говорит Дмитрий.

Встреча длится слишком долго. Чаще всего брейншторм занимает один-два часа. Дольше генерировать новые идеи может быть сложно — участники устают, концентрация внимания падает.

Директор PR-агентства Lawyerspr Мария Елуферьева считает, что встреча не должна длиться дольше часа. «Если обсуждение затянулось, участники постепенно уходят от основной темы, предлагают всё больше „мусорных“ идей, которые точно в работу не пойдут. В итоге они устают и потом не верят в эффективность этого инструмента», — поясняет она.

Участники не знают правил. Перед встречей важно рассказать команде о главных принципах брейншторма, чтобы участники не стеснялись высказываться, не перебивали коллег и в целом понимали, что нужно делать.

Основатель бренда Verol Евгений Коваленко говорит, что важно готовиться к встрече заранее и рассказать участникам о принципах мозгового штурма. «У меня был опыт проведения брейншторма, когда участники даже не знали, как генерировать идеи. Многие сидели молча и не проявляли активности. Ещё иногда участники боятся, что их раскритикуют. Они стесняются и сдерживают свои творческие порывы», — рассказывает Евгений.

Главное о мозговом штурме в 3 пунктах

  • Мозговой штурм — это метод коллективной генерации идей или решения задачи. Его используют в разных сферах — от маркетинга до искусства. Обычно брейншторм проводят в формате встречи с несколькими участниками и модератором.
  • Главные принципы мозгового штурма — отсутствие критики и свободное высказывание любых идей, даже нереалистичных. По задумке автора методики Алекса Осборна, большое количество идей в итоге переходит в несколько качественных.
  • Основные этапы брейншторма: подготовка, генерация идей и обсуждение. Участникам заранее сообщают тему и цель собрания. В начале они предлагают максимальное количество идей, потом обсуждают их и выбирают самые интересные и подходящие.

Как узнать больше о командных встречах

  • Мастермайнды — ещё один формат групповых встреч. На них участники не только генерируют идеи, но и обсуждают проблемы и обмениваются опытом. Прочитайте статью о мастермайндах, чтобы понять, как их проводить.
  • В управлении проектами часто используют ретроспективы — встречи, на которых команда делится результатами и выводами и проводит работу над ошибками. Больше о ретроспективе читайте в статье.
  • Если вы строите карьеру руководителя, обратите внимание на курс Skillbox «Управление командой». На нём учат грамотно ставить сотрудникам цели, проводить встречи, разрешать конфликты и контролировать результаты работы.

Больше материалов Skillbox Media об управлении командами

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Управление командами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована