Управление
#статьи

Главное о тимбилдинге: что это такое и как он превращает коллектив в сплочённую команду

Советы эксперта, как организовать тимбилдинг, и три идеи для бюджетного мероприятия.

Кадр: сериал «Офис»

Мария Солопова

Партнёр и вице-президент по финансам в коммуникационном холдинге Progress.

Лауреат национальной премии в области медиабизнеса «Медиа-менеджер России» в номинации «Коммуникации/связи с общественностью» в 2018 году.

Счастливые и вовлечённые сотрудники приносят компании больше пользы, чем разобщённый коллектив. Исследование Harvard Business Review показало, что с ростом уровня счастья сотрудников продажи увеличиваются на 37%, производительность труда — на 31%, точность выполнения задач — на 19%.

Есть разные инструменты, которые помогают вовлекать сотрудников и делать их счастливыми. Один из них — тимбилдинг. В этом материале Skillbox Media разбираемся:


Что такое тимбилдинг

Тимбилдинг — инструмент налаживания коммуникации. Team building в переводе с английского означает «построение команды» или «командообразование». Простыми словами — это мероприятия, которые объединяют людей и помогают им стать командой.

Что такое команда? Сплочённый коллектив, преследующий общие с компанией цели. Вот несколько признаков, отличающих команду от обычной группы сотрудников:

  • люди готовы помогать друг другу, даже если их об этом не просят;
  • конфликты между сотрудниками возникают редко, быстро решаются и не мешают работе;
  • сотрудники умеют слышать и принимать мнение коллег;
  • каждый может открыто высказать своё мнение.

Команда начинается с трёх участников. Именно при этом количестве людей усложняется коммуникация, обсуждения длятся дольше, появляется конкуренция.

Тимбилдинг решает эти проблемы. Он помогает сделать работу эффективной и нацеленной на BHAG — большую дерзкую амбициозную цель (big hairy audacious goal).

Как тимбилдинг помогает сплотить коллектив? Во время мероприятий люди учатся взаимодействовать между собой, доверять друг другу, решать конфликты и избавляются от стресса. Для этих задач подходят простые мероприятия вроде посещения верёвочного парка, кулинарного мастер-класса или простого «забега по барам».

Тимбилдинг используют не только в бизнесе. Его применяют везде, где нужно наладить коммуникацию, указать на общую цель, сплотить коллектив. Например, в образовании, спорте, науке. Большой семье тоже иногда полезно пройти сессию тимбилдинга.

Когда, кому и зачем нужен тимбилдинг

Зачем нужен тимбилдинг? Командообразование позволяет достичь одновременно нескольких целей:

  • Построить эффективную коммуникацию. Такую, при которой все члены команды общаются между собой, понимают друг друга и могут быстро решить срочные задачи. А ещё не конфликтуют или работают над разногласиями сами, без вреда для рабочих процессов.
  • Создать понимание BHAG. Не все сотрудники понимают, в чём состоят глобальные амбициозные цели компании. В процессе тимбилдинга можно объяснить это — и мотивировать сотрудников на достижение целей.
  • Разгрузить сотрудников психологически. На работе неизбежно возникают стрессовые ситуации. Тимбилдинг помогает сотрудникам справиться со стрессом и получить положительные эмоции.

Если все эти цели достигнуты, члены команды понимают друг друга, стремятся к общей цели и работают в дружелюбной среде. Значит, эффективность их работы растёт — а вместе с этим развивается бизнес.

Когда используют тимбилдинг? Когда вовлечённость в рабочие процессы снижается, возникает большое количество конфликтов, информация теряется при передаче от одного члена команды к другому. То есть когда из-за взаимоотношений членов команды снижается эффективность труда.

Ещё тимбилдинг нужен, если коллектив недавно сформировали. Он помогает людям быстрее найти общий язык.

Кому нужен тимбилдинг? В разной степени тимбилдинг нужен любому коллективу, потому что все люди разные — порой им сложно взаимодействовать друг с другом. Не нужен он только в микробизнесе, где работают два человека. Эти люди либо образуют тандем, либо вовсе не общаются.

Есть и другие мнения. Некоторые считают, что тимбилдинг не нужен, если в компании высокая текучка кадров, нет задач для командной работы, сотрудники не хотят расти. Но и в этих случаях тимбилдинг способен изменить ситуацию — с его помощью можно снизить текучку, создать команду и мотивировать её развиваться.

Каким бывает тимбилдинг

Есть несколько классификаций видов тимбилдинга. На практике чаще всего используют классификацию по типу активности. Вот какие виды тимбилдинга можно выделить:

Творческий. Это, например, совместная театральная постановка, музыкальный мастер-класс, поход в кино или фотосессия. Также к творческому тимбилдингу можно отнести мероприятия, связанные с кулинарией и искусством.

Экстремальный. Самый простой вариант экстремального тимбилдинга — квесты. Более сложный — командные игры типа «на выживание», «гонки», «приключения». Крупные компании могут позволить себе организовать прыжки с парашютом, скалолазание и другие экстремальные мероприятия.

Спортивный. Это всё, что связано со спортом: рафтинг, горные восхождения, турнир по теннису или игре в дартс. К спортивному тимбилдингу также относятся настольные игры.

Интеллектуальный. Это игровые симуляции, образовательные программы, стратегические сессии и мастермайнды. Мастермайнды — периодические встречи близких по духу людей, которые поддерживают друг друга.

Психологический. Такой тимбилдинг помогает сотрудникам справляться с психологическими проблемами. Это, например, групповые коучинговые сессии.

Социальный. Это может быть любая помощь природе и окружающим. Например, субботник в парке, волонтёрство в детских домах или помощь диким животным.

Ещё есть классификация по формату проведения, в её рамках выделяют два вида тимбилдинга.

Есть привычный офлайн-тимбилдинг — когда команда выезжает на природу, посещает спортивный центр или собирается в конференц-зале на встречу с коучем.

В последние несколько лет развивается онлайн-тимбилдинг. В период пандемии коронавируса многие стали работать удалённо, поэтому игровые симуляции и настольные игры тоже перешли в онлайн-формат.

Например, в онлайне можно сыграть в «Крокодила» или в «Мафию»
Скриншот: Salo.Fun

Как организовать тимбилдинг: этапы и идеи

Если позволяет бюджет, можно привлечь для тимбилдинга профессиональных организаторов и коучей. Если нет, мероприятия можно организовывать самостоятельно.

Чтобы организовать любое мероприятие, нужно пройти семь этапов: целеполагание, выбор формата, определение бюджета, выбор времени и локации, разработка сценария, проведение и анализ эффективности. Разберёмся подробнее.

Постановка цели важна, потому что в зависимости от неё подбирают формат тимбилдинга. Например, если в команде выросло число конфликтов, главной целью можно выбрать налаживание дружеских отношений. Для этого подойдут тренинги с корпоративным психологом.

Главную цель обычно разбивают на задачи, а лучше — на микрозадачи. Например:

  • научить сотрудников слышать и понимать друг друга;
  • добиться слаженной командной работы;
  • познакомить сотрудников друг с другом ближе, чтобы каждый понял мотивы коллег.

Формат тимбилдинга может быть любым — главное, чтобы в мероприятии приняли участие все члены команды и оно помогло достичь поставленных целей. Например, в формате соревнования между несколькими командами люди учатся общаться и договариваться друг с другом. А в формате игровых переговоров — отстаивать свою точку зрения и слышать друг друга.

Вот три идеи для эффективного и малозатратного тимбилдинга:

  • волонтёрство — можете обратиться в любую некоммерческую организацию и узнать, какая помощь ей нужна;
  • квест в офисе: например, можно самостоятельно создать детективный квест по поиску предметов;
  • игры вроде «Квиз, плиз!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» — их можно проводить и в офлайне, и в онлайне.

Пример более дорогостоящих идей для тимбилдинга — выезд в другие города или даже страны. Люди находятся в ограниченном пространстве, не могут «сбежать» друг от друга, вместе получают новые впечатления. Всё это способствует объединению.

Пример интеллектуального тимбилдинга — игра «Квиз, плиз!»: её проводят и в офлайне в барах, и в онлайне
Скриншот: «Квиз, плиз!»

Важно! Чтобы сотрудники пришли на мероприятие по своей воле, а не по принуждению, и тимбилдинг был эффективен, важно учитывать их мнение. Спросите членов команды, какой формат мероприятия был бы им интересен.

Расчёт бюджета поможет понять, сколько денег вы потратите на мероприятие и окупятся ли эти затраты. Подсчитайте все расходы: например, на закупку атрибутов, оплату транспорта для сотрудников и аренду помещения.

Если тимбилдинг обходится слишком дорого, а вы хотите решить с его помощью несколько малозначимых проблем — возможно, стоит выбрать другой формат мероприятия. Или просто поговорить с конфликтующими сотрудниками, вместо того чтобы везти всю команду в парк аттракционов.

Выбор времени и локации определяет, как сотрудники отнесутся к мероприятию. Важно, чтобы всем было удобно его посетить. Не стоит устраивать мероприятие после очень тяжёлой рабочей недели — сотрудники будут уставшими и вряд ли воспримут его хорошо.

Выбирая локации, обращайте внимание на легкодоступные варианты, до которых можно добраться за столько же времени, сколько занимает дорога до работы. Если локация труднодоступная, лучше организовать транспорт для всех членов команды — например, арендовать автобус.

Важно! О времени и локации лучше тоже спросить у сотрудников. Одна команда обрадуется тимбилдингу в выходные, а другая — расстроится, потому что у сотрудников были свои планы.

Разработка сценария определяет, как будет проходить тимбилдинг. Если вы посещаете офлайн-квесты или игры вроде «Квиз, плиз!», всё разработано до вас. А если решите сами провести детективный квест или организовать катание на лыжах, придётся создавать план мероприятия самому.

Проведение тимбилдинга нужно контролировать, особенно если это первый опыт для команды. Всегда есть риск, что что-то пойдёт не так, поэтому лучше отслеживать ход мероприятия лично или назначить ведущего для него. Так вы не допустите хаоса и сможете вмешаться, если возникнут проблемы: например, погасите новый конфликт между сотрудниками.

Оценка эффективности — заключительный этап. Измерить результат в цифрах сложно, поэтому для анализа собирают обратную связь от участников мероприятия. Их спрашивают, что понравилось, а что нет, как сотрудники чувствуют себя после тимбилдинга и какие изменения в работе могут отметить.

После сбора обратной связи за сотрудниками наблюдают — смотрят, снизилось ли число конфликтов, как команда выполняет задачи, насколько быстро сотрудники обмениваются информацией. Хороший результат — если в команде ощущается подъём и чувство единения, а каждый член команды понимает, что его вклад важен и ведёт к BHAG.

Если сотрудники по-прежнему конфликтуют, а производительность труда не выросла — возможно, был выбран неправильный формат тимбилдинга. Уточните ещё раз, какое мероприятие было бы интересно команде, и подумайте, как сделать его эффективным.

Как узнать больше об управлении людьми

  • На производительность сотрудников влияет их мотивация. Прочитайте гайд по мотивации сотрудников — и узнайте, с помощью каких методов можно на неё влиять и к чему это приведёт.
  • Обратная связь сотрудникам помогает развивать и мотивировать их. В этом материале разобрались, как правильно давать обратную связь, и предложили проверенные шаблоны.
  • 56% бюджета проекта может быть потрачено впустую из-за плохой коммуникации. В Skillbox Media есть перевод руководства по управлению коммуникациями в проекте. Из него вы узнаете, какие бывают коммуникации и как правильно организовать их, чтобы вовремя прийти к результату.
  • Управление персоналом — полноценная профессия. В Skillbox есть курс «Управление персоналом 2.0» для тех, кто хочет освоить профессию с нуля. На курсе есть не только теория и практические задания, но и и стажировка. В течение 40 дней сотрудники отдела рекрутмента Skillbox будут погружать пользователей в процесс поиска сотрудников — от составления заявки на подбор до подготовки и презентации оффера. Участники курса получат вознаграждение в 30 тысяч рублей за каждую закрытую вакансию, а в конце стажировки Skillbox предоставит им рекомендации для работодателей.

Главное о тимбилдинге в четырёх абзацах

Тимбилдинг — это мероприятия, которые помогают сформировать команду. Во время таких мероприятий люди учатся эффективно работать вместе, доверять друг другу, решать конфликты. Тимбилдинг используют везде, где нужны команды, — в бизнесе, спорте, творчестве.

Тимбилдинг помогает достичь нескольких целей одновременно — построить эффективные коммуникации, разгрузить сотрудников, создать понимание BHAG. Всё это положительно влияет на производительность сотрудников. Тимбилдинг обычно нужен, если эффективность труда снижается, но он не поможет, если коллектив состоит всего из двух человек.

Тимбилдинг бывает творческий, спортивный, экстремальный, интеллектуальный, психологический, социальный. Отдельно можно выделить онлайн-тимбилдинг — когда сотрудники объединяются для настольных игр или игровых симуляций в онлайн-режиме.

Чтобы организовать тимбилдинг, можно привлечь специалистов. Также можно провести мероприятие самому. Для этого нужно понять цель тимбилдинга, подобрать подходящий формат, определить бюджет, выбрать время и локацию, разработать сценарий. Потом — проконтролировать мероприятие и оценить его эффективность.

Другие материалы Skillbox Media для руководителей


Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована