Геймдев
#статьи

Главные скандалы 2021 года в игровой индустрии: от токсичности до неудачных релизов

Подводим итоги богатого на инциденты года для геймдева.

Иллюстрация: Альберто Блинчиков для Skillbox Media

Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.

Насыщенный событиями 2021-й подошёл к концу. За это время игровая индустрия пережила не только взлёты, но и весьма ощутимые падения. Среди них — переносы игр, скандалы, регулярно возникающие вокруг крупных компаний, провалы многообещающих блокбастеров и не оправдавшиеся ожидания игроков.

Редакция Skillbox Media предлагает вам вспомнить главные фиаско и «горячие» ситуации прошлого года.

Харассмент и токсичность в крупных издательствах

2021-й оказался богатым на скандалы. Сексизм, харассмент, сексуальные домогательства и токсичность — во всём этом обвинялось несколько больших компаний и издательств.

Ubisoft

Первым громким делом в этой категории можно считать ситуацию с Ubisoft. Один из мировых лидеров игровой индустрии оказался в центре крупного скандала, в ходе которого из компании ушло сразу несколько топ-менеджеров — креативный директор Серж Хаскоет, вице-президенты Ubisoft Toronto Максим Беланд и Томми Франсуа, глава канадского филиала Яннис Маллат, директор по управлению персоналом Сесиль Корнет и креативный директор игры Assassin’s Creed Valhalla Ашраф Исмаил. Все они обвинялись в харассменте и сексуальных домогательствах к сотрудницам компании либо игнорировании фактов подобных нарушений.

Причиной огласки стал июльский иск, поданный на компанию от имени французского профсоюза Solidaires Informatique и нескольких пострадавших. Издательство в целом, а также его генеральный директор и соучредитель Ив Гиймо в частности обвинялись в «институциональных злоупотреблениях» — харассменте и дискриминации по расовому и половому признаку.

Сам президент Ubisoft Ив Гиймо не уделил сообщению о харассменте внутри компании должного внимания. В публичном письме он перечислил ряд мер, предпринятых для урегулирования ситуации, однако масштабное расследование французского издания Le Télégramme показало, что усилия оказались недостаточными.

Руководство Ubisoft также не отреагировало на коллективную просьбу сотрудников урегулировать ситуацию с харассментом. Гиймо лишь опубликовал официальный ответ в своём Twitter, перечислив уже принятые меры по устранению конфликта.

В разгар скандала из компании по собственному желанию начали уходить и другие топ-менеджеры. В мае Ubisoft Owlient покинули двое — Чарли Гиймо, сын соучредителя Ubisoft, и Реми Пеллерин. Точная причина отставки осталась неизвестной. Также из компании ушёл арт-директор Assassin’s Creed Рафаэль Лакост, проработавший в ней 16 лет.

В своём ежегодном Универсальном регистрационном документе (URD) Ubisoft отмечала, что умеренный риск неподобающего поведения со стороны сотрудников сохранился. Этот документ обязателен для всех публичных компаний: он содержит в себе информацию о рисках, а также финансовые результаты, общую статистику и аналитику. Тогда же издатель признал, что рискует потерять множество талантливых разработчиков на фоне разразившегося скандала.

Сооснователь и руководитель Ubisoft Ив Гиймо. Фото: Christian Petersen / Getty Images

Тогда организация отметила, что Ubisoft делает токсичную атмосферу в компании нормой и покрывает топ-менеджеров вместо того, чтобы защищать пострадавших от них коллег. Бывшие сотрудники Ubisoft Singapore и вовсе назвали студию «самой токсичной из существующих», что привлекло внимание Сингапурского агентства по трудовым правам (TAFEP).

В итоге доверие пострадавших от дискриминации и домогательств сотрудников практически иссякло, хоть руководство отдела кадров Ubisoft и потратило много сил на урегулирование ситуации. Сейчас волна увольнений не утихает, сотрудники больше не хотят работать в токсичной обстановке.

Activision Blizzard

Эстафету Ubisoft подхватила Activision Blizzard. Всё началось в июле, тогда Калифорнийский департамент справедливой занятости и жилищного обеспечения подал на компанию в суд. В документе затрагивалась проблема нарушения гражданских прав штата и законов о равной оплате труда в отношении женщин.

К примеру, там упоминалось, что внутри компании царит атмосфера, в которой сотрудницам приходится «постоянно отбиваться от нежелательных сексуальных комментариев и приставаний со стороны коллег-мужчин». Помимо этого, говорилось, что на всех должностях и уровнях руководящего состава женщины в компании зарабатывают меньше мужчин и им значительно сложнее получить повышение.

Activision Blizzard моментально отреагировала на иск — более тысячи сотрудников издательства официально извинились перед пострадавшими коллегами. В том числе и бывший дизайнер World of Warcraft Грег Стрит, который отпустил язвительную шутку в адрес женщин на BlizzCon 2010. Но этого оказалось недостаточно. В июле возмущённые сотрудники организовали митинг у штаб-квартиры корпорации. Среди требований — улучшить условия труда и прекратить притеснения. Сама Activision Blizzard на тот момент отказывалась признавать иск, а вице-президент по корпоративным вопросам Фрэнсис Таунсенд и вовсе назвала все обвинения ложными.

Исполнительный директор Activision Blizzard Бобби Котик. Фото: Wikimedia Commons

После того как прошла забастовка, глава компании Бобби Котик впервые нарушил своё молчание и пообещал решить все проблемы, поднятые в иске. В своём официальном заявлении он сообщил, что уже поручил юридической фирме WilmerHale проанализировать политику Activision Blizzard, чтобы в итоге «поспособствовать созданию инклюзивного рабочего пространства, необходимого для развития творчества и вдохновения». Тогда Котик утверждал, что абсолютно «любая претензия» сотрудников будет учтена, а виновники — уволены.

Однако работники остались недовольны обещаниями генерального директора. Они передали в редакцию IGN письмо, в котором утверждалось, что меры, описанные в официальном заявлении Котика, «не затрагивают критические моменты, лежащие в основе беспокойства сотрудников».

Конфликт продолжал обостряться и из-за того, что пострадавшие от харассмента сотрудники больше не боялись открыто говорить об инцидентах. В частности стало известно, что старшего креативного директора World of Warcraft Алекса Афрасиаби уволили в прошлом году за «ненадлежащее обращение с другими сотрудниками», а работники отдела контроля качества рассказали о крайне тяжёлых условиях труда.

В начале августа Bloomberg и Washington Post опубликовали интервью с нынешними и бывшими сотрудниками Blizzard Entertainment. Выяснилось, что топ-менеджмент прекрасно знал о харассменте и домогательствах, но ничего с этим не делал. Такой расклад возмутил инвесторов корпорации. Они потребовали, чтобы руководство предприняло дополнительные меры по урегулированию ситуации.

В сентябре Activision Blizzard обязалась выплатить пострадавшим от дискриминации работникам 18 млн долларов в рамках соглашения с Комиссией США по соблюдению равноправия при трудоустройстве. Однако такое решение проблемы не устроило Калифорнийский департамент справедливой занятости и жилищного обеспечения и Профсоюз работников связи Америки (CWA).

Кульминацией скандала стало расследование от издания The Wall Street Journal, в ходе которого выяснилось, что Котик знал о случаях домогательств и харассмента в компании, скрывал это от совета директоров и, более того, сам вёл себя неподобающе. После этого акционеры корпорации потребовали уволить Бобби Котика. Такой же позиции придерживались более 700 сотрудников Activision Blizzard. Однако совет директоров вступился за Котика и создал комитет по ответственности на рабочем месте (Workplace Responsibility Committee). Целью новой организации стал контроль за нововведениями, направленными на улучшение корпоративной культуры.

В настоящее время компания предпринимает ряд мер по борьбе с токсичной культурой и дискриминацией в коллективе по половому или расовому признаку. В частности, президент и главный операционный директор Activision Blizzard Даниэль Алегре недавно отправил сотрудникам корпорации письмо-доклад, в котором рассказал о планах набрать в штат больше женщин, небинарных персон и представителей этнических меньшинств.

Провальные релизы

Прошлый год не обошли стороной и долгожданные релизы, оказавшиеся полным провалом, — пройдёмся по самым крупным из них.

Cyberpunk 2077

Для польской студии CD Projekt RED 2021 год оказался крайне неприятным. Один из самых громких проектов последних двух лет Cyberpunk 2077, вышедший в конце 2020-го, не оправдал надежд игроков, и разработчики были вынуждены посвятить ближайшие несколько месяцев выпуску патчей. На момент релиза игра была настолько сырой и полной багов, что её удалили из PS Store, а инвесторы подали на компанию в суд, обвиняя CD Projekt в том, что та предоставляла ложную информацию и умалчивала об известных проблемах во время разработки проекта. Однако недавно иск был урегулирован. Стороны договорились о том, что разработчик выплатит инвесторам 1,85 млн долларов в обмен на отказ от всех претензий к руководству.

Трейлер Cyberpunk 2077

В феврале репутацию компании подорвала хакерская атака. Кибермошенникам удалось украсть исходные коды игр The Witcher 3, Cyberpunk 2077, Gwent и некой «невыпущенной версии Witcher 3», а также получить в свои руки корпоративную информацию. За этим последовало ещё несколько неудач: старший геймдизайнер Анджей Завадский уволился, продажи Cyberpunk 2077 и акции компании упали, а новая стратегия по развитию студии под названием RED 2.0 не улучшила ситуацию.

Сейчас дела у CD Projekt обстоят лучше — Cyberpunk 2077 вернули в PS Store, продажи растут, а новые проекты уже в процессе разработки.

Battlefield 2042

Неудачу потерпела и Battlefield 2042 от студии DICE, презентация которой прошла 9 июня. Изначально игра была представлена как самая амбициозная часть серии с картами небывалых масштабов и улучшенной системой разрушений. Однако на релизе и этот тайтл оказался очень сырым, что подтверждает пользовательская оценка в 2,1 балла на Metacritic и волна негативных отзывов в Steam: игроки повсеместно жалуются на огромное количество багов, оптимизацию, матчмейкинг, проблемы с баллистикой и хитбоксами.

Трейлер Battlefield 2042

И хоть в ответ на реакцию сообщества разработчики оперативно выпустили большой патч, включающий в себя более 200 исправлений багов и ошибок в игре, восстановить репутацию тайтла до сих пор не удалось. По версии Steam 250, в ноябре Battlefield 2042 попала в десятку игр с самыми плохими рецензиями (сейчас она занимает 16 строку).

Вероятно, что на низкое качество игры на момент релиза повлияло несколько причин, перечисленных инсайдером Томом Хендерсоном:

  • Многие разработчики-ветераны, участвовавшие в создании предыдущих частей, ушли из DICE во время работы над Battlefield V — им не хватило творческой свободы, которую ограничивал издатель.
  • В стремлении конкурировать с набирающими популярность играми в жанре battle royale, EA настояла на том, чтобы скопировать элементы королевской битвы в Battlefield 2042 (режим Hazard Zone).
  • Пандемия COVID-19 замедлила процесс разработки из-за перехода команды на удалённый режим.
  • Все возникшие сложности и изменения привели к тому, что для разработки новой части издатель привлёк сторонние студии, так как одна DICE не успевала сдать проект в срок.

Call of Duty: Vanguard

Call of Duty: Vanguard не стала худшей игрой года, однако на Metacritic её средняя пользовательская оценка составляет всего 3,3 балла, что делает Vanguard одной из самых низкооценённых игр серии. Почему же? Ведь Call of Duty: Vanguard активно покупают, что обеспечило ей звание ноябрьского лидера продаж и первое место в британских розничных чартах.

Чтобы понять, что именно оттолкнуло игроков и критиков, издание GameIndustry.biz провело опрос, в котором участвовал 671 человек из США и Британии. 284 респондента сообщили, что за последние пять лет покупали хотя бы одну из частей Call of Duty. Из этой группы лишь 59 человек (21%) приобрели Call of Duty: Vanguard. Почему остальные отказались от покупки?

  • 55% были заняты, отдав предпочтение другим играм;
  • 34% устали от серии Call of Duty и потеряли к ней интерес;
  • 24% оказался неинтересен взятый за основу сеттинг Второй мировой войны;
  • 20% решили не покупать новинку из-за негативных отзывов;
  • 14% были довольны бесплатной Call of Duty: Warzone и продолжили играть в неё;
  • 11% ждали другую игру и не собирались тратить на Vanguard деньги;
  • 6% не стали поддерживать Activision Blizzard из-за громкого скандала;
  • 4% отказались от покупки из-за высокой цены;
  • 3% были недовольны сообществом читеров в серии CoD;
  • 2% разочаровала одиночная сюжетная кампания;
  • 2% смутил размер игры.

Те же, кто всё-таки купил Vanguard, действительно негативно отзываются о сюжетной кампании. Игроки и критики сходятся во мнении, упрекая её в исторических неточностях и чрезмерном фокусе на личностях главных героев. При этом на раскрытие каждого из них выделяется слишком мало времени, что делает мини-истории сумбурными и поверхностными.

Трейлер Call of Duty: Vanguard

Но дело не ограничивается только сюжетной кампанией. В мультиплеере игрокам не понравились системы модификации оружия и возрождения, дизайн уровней, звуковые эффекты, слишком сильный разброс пуль даже в режиме прицеливания.

Так как над Call of Duty: Vanguard работали несколько студий Activision, игра не выглядит целостной. Спешка выпустить очередную CoD, скандал вокруг Activision и разрозненная разработка сделали своё дело.

GTA: The Trilogy — The Definitive Edition

Ремастеры GTA некоторые критики считают главным провалом 2021-го. Сборник стал одним из самых низкооценённых проектов на Metacritic и вошёл в топ-10 худших игр года.

Трейлер GTA: The Trilogy — The Definitive Edition

Сообщество начало высказывать недовольство ещё до выхода ремастеров, когда Rockstar Games делилась деталями разработки и скриншотами, но после релиза компанию накрыла целая волна возмущений.

Качество GTA: The Trilogy — The Definitive Edition оставляло желать лучшего. Негодования вызвали обилие багов, цензура, проблемы с анимацией, сломанные текстуры и многое другое. Разработчики извинились за техническое состояние своего проекта и выпустили несколько патчей, исправляющих длинный список багов, однако пользовательская оценка трилогии всё ещё держится на уровне 0,6 из 10 баллов.

О том, как сборник ремастеров GTA заслужил звание одного из главных провала года, вы можете узнать из этого материала.

Бум на NFT-игры и непринятие игроков

В последние месяцы 2021 года начала набирать популярность тема NFT-игр. Одни компании считают использование этой технологии в игровой индустрии прорывом, другие же — исключительно бизнес-историей, которая не должна становиться первостепенной в видеоиграх.

Несмотря на запрет Valve загружать NFT-игры в Steam и критику со стороны игрового сообщества и некоторых разработчиков, NFT всё же находит своё место в индустрии.

NFT и S.T.A.L.K.E.R. 2

В декабре украинская студия GSC Game World объявила о внедрении NFT в новую часть серии S.T.A.L.K.E.R. и создании отдельной метавселенной S.T.A.L.K.E.R. Metaverse. Тогда разработчик заявил, что NFT-технология позволит игрокам владеть долей S.T.A.L.K.E.R. 2.

Издатель работал над проектом совместно с платформой DMarket, на которой можно обмениваться невзаимозаменяемыми токенами (NFT) и торговать виртуальными предметами.

По задумке разработчика, до релиза S.T.A.L.K.E.R. 2 игроки могли покупать специальные токены, которые соответствовали бы внутриигровым предметам и так называемым металюдям, живущим в игровом мире. Аукцион должен был пройти в январе 2022 года.

Трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2

Однако идея GSC Game World внедрить в проект блокчейн-технологию вызвала всеобщее недовольство — настолько сильное, что игроки требовали убрать игру из Steam за нарушение правил площадки и намеревались массово отменить предзаказ.

В итоге в ночь с 16 на 17 декабря разработчик заявил в своём Twitter, что внедрение NFT не состоится:

«Дорогие сталкеры, мы вас слышим. Основываясь на полученном фидбэке, мы приняли решение отменить все планы, связанные с NFT в S.T.A.L.K.E.R. 2. Интересы фанатов и геймеров — приоритет для нашей команды. Наша цель — сделать игру, которая доставит вам удовольствие, чего бы это ни стоило. Если вас что-то волнует, нас это волнует тоже. С любовью, команда GSC Game World».

На этом история с интеграцией NFT-технологии для S.T.A.L.K.E.R. 2 завершилась. Подробнее о том, как в S.T.A.L.K.E.R. 2 должны были появиться NFT-предметы, читайте в нашем развёрнутом материале.

NFT и Ubisoft

В начале декабря Ubisoft сообщила о запуске платформы Quartz, на которой пользователи смогут приобретать и торговать косметическими предметами из игр издателя в формате невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Каждый из таких внутриигровых предметов, получивших название Digits, будет обладать уникальным серийным номером. По словам компании, продаваемые предметы не окажут никакого влияния на игровой процесс, сохраняя концепцию бесплатных многопользовательских игр без использования принципа pay-to-win.

Первые три NFT-предмета стали доступны с 9 декабря в тактическом шутере Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint.

Трейлер Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint

Идею внедрения NFT-технологии в игры Ubisoft встретили скептически — как пользователи, так и сами сотрудники компании. Об этом рассказало издание Kotaku. Внутренняя социальная сеть Ubisoft быстро заполнилась сообщениями с вопросами и опасениями по поводу NFT.

Некоторых сотрудников запуск Quartz сбил с толку: они не понимали, какие цели преследует компания, начиная работу в данном сегменте. Другие высказались, что такое решение ещё сильнее подорвёт репутацию Ubisoft, которая и так пострадала от череды скандалов, связанных с токсичной культурой, сексуальными домогательствами и неравной оплатой труда. А кто-то начал опасаться, что теперь их могут принудить интегрировать NFT в каждую игру.

Представители Ubisoft, в свою очередь, лишь заверили, что NFT «всегда будут исключительно косметическими предметами, не влияющими на игровой процесс».

Производственный ад

Бесконечно откладываемые релизы стали ещё одной больной темой в 2021-м. На этом фронте особенно отличились две компании — Techland и Paradox Interactive.

Задержки с релизом Dying Light 2

Dying Light 2 анонсировали ещё на E3 2018 — тогда студия Techland пообещала, что в сиквеле будут элементы нелинейности, улучшенный по сравнению с первой частью паркур, обновлённая графика и, главное, проработанный сюжет, в ходе которого игроку предстоит принимать значимые решения. Речь шла даже о том, что выборы игрока будут формировать мир и влиять на изменения целых районов города, где происходит действие.

Трейлер Dying Light 2

Изначально компания заявила, что релиз амбициозного проекта должен состояться весной 2019 года, но трудности в производстве, конфликты внутри компании и череда других проблем, постепенно превратившихся в снежный ком, отсрочили релиз Dying Light 2.

Techland начала отвечать на вопросы о разработке тайтла только в апреле 2021-го. Тогда представители студии наконец-то рассказали о системе решений в игре, их влиянии на сюжет и геймплей.

В итоге в мае Techland объявила новую дату релиза Dying Light 2 и открыла предзаказ. На тот момент компания планировала, что игра станет доступна на PC и консолях 7 декабря, но в сентябре выход снова перенесли — на этот раз на 4 февраля 2022-го. Команда обосновала очередную отсрочку необходимостью «отполировать и оптимизировать» игру.

Скриншот: игра Dying Light 2: Stay Human / Techland

Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 и постоянная смена кадров

С Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 тоже не всё так гладко. Игру анонсировали на конференции GDC 2019, а дату релиза назначили на первый квартал 2020 года. Разработкой проекта на тот момент занималась студия Hardsuit Labs под руководством сценариста Криса Авеллона. Однако 22 июня 2020 года Авеллона обвинили в харассменте, в результате чего от сотрудничества с ним отказались сразу несколько студий — в том числе и Hardsuit Labs.

В феврале издательство Paradox Interactive сообщило, что игра выйдет «позже в 2020 году», а 11 августа релиз перенесли ещё на год. Это решение обосновали тем, что «из-за амбиций и высокой планки качества, которую установила для себя команда, на разработку требуется больше времени».

Трейлер Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2

19 августа с проекта ушли креативный директор Кай Клуни и ведущий нарративный дизайнер Брайан Митсода. Их заменил ветеран игровой индустрии Александр Мандрыка, который занял должность креативного консультанта. В сентябре команду покинула старший нарративный дизайнер Кара Эллисон.

5 декабря 2020-го Paradox Interactive заявила, что игру не стоит ожидать даже в первой половине 2021 года. Причиной послужило то, что разработчики решили сразу адаптировать Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 для PS5 и Xbox Series X/S.

После такой потери кадров и постоянных переносов издательство решило передать разработку проекта другой студии, а релиз игры в очередной раз отложили на неопределённый срок.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована