Образование
#подборки

Как люди учатся и учат? 20 ответов из исследований 2021 года

Выбрали самое интересное из без малого сотни работ, о которых мы вам рассказали в 2021 году.

Иллюстрация: Aleksandarlittlewolf / Freepik / DCStudio / Freepik / Annie для Skillbox Media

В этом году мы читали много исследований разного сорта: и научные статьи в рецензируемых журналах, и результаты онлайн-опросов, и аналитические отчёты крупных компаний. Говорят, каждая научная работа начинается с вопроса. В этой подборке — актуальные, неожиданные или забавные исследовательские вопросы, на которые в этом году нашёлся ответ:

И на закуску — вопросы, которые так и остались без ответов.

Исследования о школьниках

Как личные качества детей влияют на учёбу?

Некоторые из них, как и уровень развития гибких навыков, прямо связаны с учебными успехами.

Подробнее

Большое международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выявило: для большинства 10-летних детей и 15-летних подростков с высокой успеваемостью характерны развитые любознательность и настойчивость. В некоторых городах, где проводились опросы, большую роль играла ещё и уверенность в себе. Например, московские подростки, заинтересованные продолжать учёбу после школы, отличались как раз уверенностью в себе и любознательностью.

А у таких личных качеств, как креативность, стрессоустойчивость и оптимизм, прямой связи с учебными успехами не нашлось. Хотя они, конечно, важны для психологического благополучия школьников и их отношений со сверстниками и учителями.

Другие исследования подтверждают: самое большое значение для учёбы имеют навыки и качества, связанные с умением работать самостоятельно. Ведь что такое настойчивость, как не способность выполнять задачу и идти к цели без внешнего контроля? Исследователи из Московского государственного психолого-педагогического университета обнаружили, что именно с неумением самостоятельно выполнять учебные задания связаны проблемы в учёбе у большинства младшеклассников. А учёные Российской академии образования и МГУ имени М. В. Ломоносова определили, что успехи в математике лучше всего позволяют предсказать уровень навыков саморегуляции у ребёнка.

Интернет действительно мешает подросткам учиться?

Определённо, да.

Подробнее

Американские учёные из Университета Рутгерса подтвердили это на данных о 10 тысячах китайских школьников. Чем больше времени подростки проводят за играми и другими онлайн-развлечениями, тем ниже у них мотивация, посещаемость уроков и успеваемость.

По китайским данным видно, что школьники, которые пользовались интернетом в развлекательных целях не более часа по будним дням и четырёх часов по выходным, проблем с учёбой не испытывали. Но такое урезанное экранное время — скорее редкое исключение для современных подростков.

Менее часа в день, согласно опросу, гаджеты использует только 1% российских школьников. Большинство опрошенных назвали цифры от четырёх часов и выше. Некоторые школьники отметили, что используют гаджеты в первую очередь для учёбы, — но их всего 16%.

При этом привычка к поверхностному чтению в Сети приводит к развитию у подростков клипового мышления, считают исследователи из Приволжского исследовательского медицинского университета. Они выяснили, что современные тинейджеры читают тексты в два раза быстрее по сравнению с участниками аналогичного исследования в 2014/2015 году, а вот ошибок в понимании они делают больше в 1,5–1,7 раза, и у них плохо обстоят дела с заданиями, направленными на объединение вербальной и графической информации, со способностью отличать главное от второстепенного. Кстати, анкетирование в рамках того же исследования показало, что подростки в среднем проводят за электронными устройствами около 14 часов в сутки (плюс-минус два часа).

Простых способов для решения проблемы в исследованиях этого года не нашлось. Чрезмерный родительский контроль, выяснили исследователи Высшей школы экономики, негативно влияет на образовательные результаты. К тому же в подростковом возрасте онлайн-общение — важный способ поддерживать связь со сверстниками.

Как пандемия повлияла на учебные результаты школьников?

В худшую сторону.

Подробнее

По оценке экспертов, школьники России потеряли из-за COVID-19 в среднем 55 дней учёбы. Совместное исследование Всемирного банка, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ зафиксировало образовательные потери во всём мире: в некоторых странах школьники учились на 77 дней меньше, а 31% детей мира при этом не имел доступа к дистанционным занятиям или цифровым учебным материалам.

На успеваемости российских школьников эти потери сказались заметно. Так считают педагоги, участвовавшие в исследовании Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС. Около 58% из них назвали снижение оценок следствием особенностей дистанционного формата обучения. Например, на онлайн-уроках дети сильнее утомляются и хуже концентрируются. При этом 88% учителей считают, что главным фактором ухудшения оценок было невнимание родителей к учёбе детей.

А школьные оценки вообще объективны?

Совсем нет. Но других вариантов для определения эффективности обучения у исследователей немного.

Подробнее

Команда учёных из Великобритании, России и Италии исследовала личностные черты и успеваемость 1,2 тысячи учащихся образовательного центра «Сириус» в Сочи и обнаружила, что высокие оценки чаще получали приятные в общении школьники. При этом их результаты ЕГЭ (в исследовании участвовали подростки вплоть до 18 лет) не были настолько выдающимися. По мнению авторов, исследование это подтверждает: при очной оценке педагоги склонны завышать отметки ученикам, которые им симпатичны. Проще говоря, выделять любимчиков. А в условиях ЕГЭ личные черты экзаменуемых уже не влияли на результат, и в некоторых случаях оценка оказалась ниже.

Кстати, сами педагоги тоже давно подметили проблему предвзятости оценок. Но пока школы используют эту практику, в исследованиях тоже придётся опираться на показатели успеваемости.

Исследования о студентах

Как дистанционное обучение влияет на здоровье студентов?

Плохо, причём как на психологическое, так и на физическое. Но вопрос — в продолжительности онлайн-занятий.

Подробнее

Занятия в режиме видеоконференции (особенно длительные) приводят к снижению концентрации, зрительному утомлению, болям в спине и шее и нарушениям пищевого поведения. Такой вывод специалисты Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета сделали по результатам опроса студентов московских вузов. Мониторинг позволил вывести максимально комфортное количество онлайн-занятий за день — 2–3.

Это подтверждают и более масштабные опросы. Например, из 36 тысяч студентов, опрошенных в ходе исследования качества обучения в вузах, 75% отметили у себя признаки психологического неблагополучия. В исследовании ВШЭ 41% из 10 тысяч респондентов пожаловались на повышенный уровень тревожности из-за перехода на дистанционный формат обучения.

Исследователи по всему миру единодушно рекомендуют вузам принять меры для поддержания здорового психологического состояния студентов и использовать более интерактивные и разнообразные подходы к цифровым занятиям. Кстати, смешанный формат обучения предпочтительнее полного дистанта: при нём выше уверенность студентов в себе и удовлетворённость учёбой.

Правда ли, что ценность высшего образования в России упала?

Может быть, она и изменилась, но пока диплом вуза имеет объективный экономический вес.

Подробнее

У высшего профессионального образования есть проблемы с мотивацией студентов и соответствием результатов обучения требованиям рынка труда. Так, в опросе АНО «Россия — страна возможностей» 40% студентов ответили, что не уверены, будут ли вообще работать по изучаемой специальности. На этом фоне эксперты из образовательной среды прогнозируют появление нового тренда: выпускники школ будут отказываться от высшего образования в пользу краткосрочных курсов по профессиям. Правда, пока, судя по опросу, от поступления отказываются не более 5% выпускников. Но уже несколько лет заметна другая тенденция: рост приёма в колледжи.

Тем не менее исследования экономики образования и рынка труда, проведённые в ВШЭ, показывают, что диплом вуза всё ещё обеспечивает выпускнику более высокий доход. В среднем высшее образование даёт к зарплате прибавку в 50% по сравнению с работниками, которые окончили только школу. А магистры зарабатывают больше бакалавров. Растущую популярность колледжей при этом можно объяснить разными причинами. Например, исследователи из Института образования ВШЭ показали, что дело может быть в снижении доходов населения: у большого числа семей просто нет средств, чтобы содержать студента все годы обучения в вузе.

Зачем нужна внеучебная деятельность в вузах?

Если студенты-активисты решают достаточно серьёзные задачи, то «внеучебка» помогает им развить гибкие навыки и критическое мышление.

Подробнее

Во многих российских университетах можно найти творческие объединения студентов, команды КВН и другие формы внеучебной активности. Меньше распространена проектная деятельность, например, в социальной сфере. А между тем зарубежные исследователи уже давно обратили внимание, что полезная активность в студенческих объединениях связана с более высокими учебными результатами. Исследование сотрудницы ВШЭ показывает, что в России это тоже возможно — если начать относиться к внеучебке более серьёзно. Тем более что пока, судя по другому исследованию, важные для будущего трудоустройства «навыки XXI века» в ходе учёбы в вузах не развиваются.

Почему студенты списывают?

Потому что не видят в этом ничего плохого.

Подробнее

Так можно обобщить выводы диссертации по наукам в образовании, защищённой в этом году в ВШЭ. В ней списывание называется неприятно звучащим термином «академическое мошенничество». Но в основном студенты российских вузов, как удалось показать автору, не считают сдачу работ с некорректными заимствованиями или тем более списывание на экзамене чем-то этически неправильным. Наоборот, неправ в глазах студентов будет скорее тот из них, кто решит «сдать» списавших товарищей преподавателю. Вообще, конечно, студенты всего мира списывают. Но для российских вузов характерно довольно лояльное отношение к этому даже среди преподавателей, судя по опросам в ходе исследования. Престиж высшего образования, как и уровень знаний выпускников, от этого скорее страдает.

Исследования о тех, кто учит

Как продвигается цифровизация российских школ?

Крайне неравномерно.

Подробнее

Согласно исследованию компании BCG, московские школы — в числе лучших в мире по уровню развития цифровой инфраструктуры и образовательных технологий. За время пандемии нестоличные школы тоже существенно продвинулись: на 20% выросли доли школ с доступным Wi-Fi и с внедрёнными системами электронного обучения.

Но не всё так радужно. Сельские школы ещё сильно отстают от городских по уровню интеграции технологий, а во многих учреждениях оборудование сильно устарело. Кое-где компьютеры не меняли с 1995 года! Исследование «Яндекса» отмечает ещё одну грань цифрового неравенства: уровень внедрения новых инструментов выше в тех регионах, где проводится эксперимент по формированию цифровой образовательной среды (ЦОС).

А учителя готовы работать в цифре?

Всё ещё не вполне: уровень владения технологиями растёт, но прогресс даётся тяжело.

Подробнее

Тестирование Образовательной инициативы «Яндекса» в начале года показало, что цифровыми навыками владеют 87% из 100 тысяч прошедших диагностику учителей. Но похоже, в исследовании просто приняли участие самые продвинутые пользователи образовательных платформ. Согласно более позднему отчёту компании о проблемах образования, в большинстве российских регионов развитие цифровых навыков учителей ведётся не вполне эффективно. К примеру, повышение квалификации по использованию цифровых технологий в образовании прошли за последние три года более половины педагогов. Но практики в этих курсах было недостаточно, и чтобы вести дистанционные занятия во время пандемии, учителям пришлось разбираться в технологиях заново. Как выяснили исследователи из РАНХиГС, около 70% опрошенных ими педагогов до пандемии не имели опыта работы в цифровой среде. Это ожидаемо привело к тому, что более половины участников опроса отметили рост рабочей нагрузки на дистанте.

Как изменилась работа преподавателей в современных университетах?

Стала сложнее: просто уметь читать лекции уже недостаточно. Но не все это до конца осознают.

Подробнее

Международная команда исследователей выявила, что среди важных для преподавателя сильного российского университета компетенций (рассматривались вузы из проекта «5-100») — не только педагогические, но и исследовательские, цифровые, менеджерские и коммуникативные навыки. При этом нельзя сказать, что умение преподавать стало менее важным: новые требования наслаиваются на старые, а не отменяют их.

Исследование Института образования ВШЭ зафиксировало рост нагрузки у преподавателей за последние десять лет, причём параллельно росло число обязанностей в разных сферах — и в образовательной, и в научной. Рост зарплаты, как утверждается в исследовании, тоже произошёл. Но доходы преподавателей не настолько значительны, чтобы быть их главным профессиональным мотиватором. Главные факторы привлекательности профессии — стабильность занятости, социальная защищённость, интересное социальное окружение и другие нематериальные плюсы.

Можно ли выбрать хороший вуз по рейтингу?

Только на рейтинги ориентироваться не стоит: к их результатам у специалистов есть вопросы.

Подробнее

В исследовании Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли (США) рассматривался кейс продвижения группы российских университетов в рейтингах компании Quacquarelli Symonds. Удалось показать, что темпы роста связаны с числом контрактов, заключённых вузом на консалтинговые, рекламные и другие услуги этой компании. В среднем вузы, заключившие более одного контракта, поднялись в рейтингах на 191 позицию, а те, кто не взаимодействовал с QS или делал это не больше одного раза — на 74. Автор исследования видит в этой разнице следствие серьёзного конфликта интересов: издатель выступает одновременно и как коммерческий партнёр, и как разработчик независимой системы ранжирования.

Исследования об обучении взрослых

Зачем вообще учатся взрослые?

Распространённая причина — тревога за собственные карьерные перспективы.

Подробнее

Это выяснила консалтинговая компания PwC в ходе международного исследования. Из 32 тысяч опрошенных 60% опасаются, что в будущем их работа будет автоматизирована. Ещё больше участников, 77%, выразили готовность осваивать новые навыки. В общем-то есть о чём беспокоиться: согласно исследованию другого консалтингового гиганта McKinsey, только в восьми странах мира 100 млн работников придётся к 2030 году сменить профессию.

Россия не была включена в исследование PwC, но из многих опросов, например, проведённого рекрутинговым сервисом SuperJob, известно — россияне выбирают дополнительное обучение прежде всего для развития профессиональных навыков, а иногда для смены профессии. Правда, популярны и ответы о расширении знаний и личностном росте.

А кто чаще всего учится на онлайн-платформах?

В России это молодые люди с высшим образованием, живущие в крупном городе.

Подробнее

Например, средний возраст российского пользователя образовательных онлайн-платформ — 38 лет. Об этом говорят результаты исследования компанией Tele2 более 180 образовательных платформ. Доля женщин в выборке составила 56%. По данным Coursera, в числе их российских пользователей женщин почти столько же, сколько мужчин — 51%. Средний возраст немного ниже, чем по данным Tele2, — 30–32 года. В общем, гендерный дисбаланс для российских онлайн-студентов нехарактерен, а вот распределение по возрасту скорее смещено к более молодым.

В других отношениях неравенство в доступе к онлайн-образованию (или в запросе на него) тоже наблюдается. Например, в опросе ВЦИОМ намерение пройти дополнительное обучение чаще выражали люди с высшим образованием, живущие в Москве, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, активные пользователи интернета. При этом, как подметил недавно управляющий партнёр, директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский, парадокс в том, что максимальную пользу онлайн-платформы могли бы принести как раз неохваченной части аудитории — тем, кто даже не задумывается об учёбе, потому что думает фактически о выживании.

Чему и как учат сотрудников российские компании?

В основном — востребованным здесь и сейчас узкопрофессиональным навыкам. На компетенции будущего времени хватает не всегда, хотя их как раз и дефицит.

Подробнее

Исследование переподготовки сотрудников в российских компаниях, проведённое «СберУниверситетом» и ВШЭ, выявило разницу между навыками, которые компании хотят видеть у сотрудников, и распространёнными темами корпоративного обучения. Например, специалисты по обучению отмечают потребность в сотрудниках с компетенциями в анализе и управлении данными, с креативным мышлением, навыками инновационной разработки продуктов. Но лишь небольшая доля компаний проводит обучение по таким темам.

Какое корпоративное обучение нужно сотрудникам?

Максимально практико-ориентированное, хорошо структурированное и быстрое.

Подробнее

На вопрос «как» ответило исследование предпочтений слушателей электронных курсов, проведённое компанией eLearning center. Выяснилось, что сотрудники российских компаний из разных сфер предпочитают однодневные интенсивы регулярным занятиям, разбитым на блоки, на которые надо выделять время, например, каждый день. А внедрение в курсы модных микрообучения и геймификации для них не так важно, как понятная навигация курса, возможность возвращаться к учебному материалу по необходимости и насыщенность практическими примерами.

Эксперты отмечают, что не всем выявленным трендам стоит следовать буквально. Например, сотрудники могут предпочитать интенсивы из-за отсутствия привычки учиться регулярно. Им проще выделить день на обучение и закрыть для себя этот вопрос. Но если для компании важна культура обучения, поддерживать этот паттерн не нужно — важно формировать ценность регулярного получения новых знаний.

Исследования о приёмах обучения

Что помогает лучше запомнить информацию?

Интервальное повторение, записи вручную и магнитная стимуляция мозга. Можно по отдельности!

Подробнее

Исследователи из Великобритании показали, что транскраниальная магнитная стимуляция префронтальной коры головного мозга — неинвазивное воздействие короткими импульсами — улучшает качество запоминания. Правда, в исследовании участвовала лишь небольшая группа студентов, а запоминать предлагалось список случайных слов. Да и трудно пока представить себе, как можно было бы применять это открытие на практике — студенческими шапочками с магнитной стимуляцией?

Больше доказательств и практичности у другого метода: вести конспекты и заметки на бумаге. Исследователи предполагают, что запоминанию при этом способствуют тактильные ощущения. При работе с бумагой и ручкой в памяти остаётся больше «якорей» для возвращения к записанной информации, чем при использовании смартфона или даже планшета со стилусом.

Но вне конкуренции по-прежнему — давно известный метод интервального повторения. Его суть в том, чтобы возвращаться к изученному через определённые промежутки времени, постепенно увеличивая интервалы между повторениями. В учёбном процессе это иногда выглядит ненужной заморочкой: какой, например, смысл давать домашнее задание по теме через неделю после её изучения, не лучше ли закрепить сразу? В этом году немецкие исследователи доказали, что увеличенные интервалы между повторениями информации помогают её запомнить даже мышам. И выяснили, почему: при более длинных перерывах между решениями задачи мозг использует те же нейронные сети, что и в первый раз. Таким образом связи между клетками усиливаются, и память сохраняется лучше.

Как повысить мотивацию к учёбе?

Единого ответа для учащихся любого возраста на любом курсе, конечно, нет, но список эффективных методов расширяется. Например, иногда на ученика полезно просто пристально посмотреть.

Подробнее

Так считают шведские учёные, проводившие эксперимент по групповому обучению с использованием робота. Да-да, это робот выполнял роль учителя и смотрел на ученика, которому требовалась дополнительная мотивация! И этого оказалось достаточно, чтобы тот включился в занятие.

Американские исследователи предложили метод с опорой на естественную любознательность. Они определили, что дети больше вовлекаются в учёбу, если заранее немного знакомы с темой. То есть мотивация изучать знакомый материал, в котором ещё много неизвестного, выше.

Может быть, это сработает и для учащихся постарше, а пока выяснилось, что для студентов вузов срабатывает практика благодарности. Как узнали японские учёные, если студент ведёт дневник и каждый вечер записывает в него, за что он благодарен сегодня, он лучше осознаёт свои цели и видит прогресс. А значит, и причин продолжать обучение у него больше.

Зачем грузить школьников ещё и физкультурой?

Достаточная физическая активность — одно из условий успешной учёбы. Доказательств тому накоплено уже много.

Подробнее

Жизнь — это движение, такова расхожая истина. И трудно ожидать успехов в чём бы то ни было от ребёнка, который сидит в четырёх стенах. Швейцарские учёные объяснили справедливость этих общеизвестных выводов, изучив спортивную подготовку, успеваемость и исполнительные функции мозга у школьников. Вывод такой — занятия физкультурой позитивно влияют на рабочую память, когнитивную гибкость и способность тормозить собственные нежелательные реакции. А всё это, конечно, и в учёбе пригодится.

Всё это означает, что уроки физкультуры и пятиминутки активности — важная часть учебного процесса. Объединять баскетбол с изучением математики, как сделали недавно в Дании, необязательно. Хотя результаты этого эксперимента оказались позитивными: у участников вырос и уровень знаний, и особенно мотивация к учёбе.

Чего лучше избегать в обучении?

Занятий ранним утром, отвлекающих плакатов в классе, а ещё — брейн-фитнеса.

Подробнее

Так как у школьников исполнительные функции мозга находятся в процессе развития, очень важно поддерживать вокруг них учебную среду без отвлекающих факторов. Об этом говорит исследование американских учёных: трудно не отвлекаться и удерживать в памяти информацию, когда что-то рядом постоянно притягивает внимание.

Недосып, кстати, тоже плохо влияет на исполнительные функции. Сингапурские учёные выяснили, что ранние занятия плохо сказываются на успеваемости студентов вузов, потому что они не высыпаются. Многие, конечно, просто не приходят к восьми, и это для успеваемости тоже не слишком хорошо.

Организовать правильную учебную среду и наладить полноценный сон непросто. Увы, обходных путей к развитию функций мозга и успешной учёбе нет. Канадские исследователи сравнили результаты тестов на интеллект у людей, кто регулярно занимался в сервисах для тренировки мозга, и тех, кто этого не делал. Разницы не нашли. Что же, брейн-фитнес — пустая трата времени? Конечно, если такие приложения нравятся пользователям и не приносят ущерба более важным занятиям, заниматься в них не вредно. Но если цель — развивать мозг, лучше применять доказанные способы: осваивать новые знания, заниматься обычной физкультурой или просто читать. Особенно это справедливо для детей: американские учёные обнаружили, что большинство образовательных мобильных приложений для этой аудитории не такие уж и полезные.

Бонус: за какими исследованиями мы продолжим следить

Почему одни студенты справляются с трудностями в учёбе лучше других?

Это выяснят в совместном проекте исследователи из Высшей школы экономики и Томского государственного университета.

Подробнее

Эту тему можно назвать бесконечной, но внимание исследователей из ТГУ и ВШЭ к ней привлёк переход на дистанционное обучение во время пандемии. Все студенты вузов столкнулись со сложностями, причём очень разнообразными — общая эпидемиологическая обстановка, падение доходов, изоляция от привычного образа жизни, как минимум необычные, а на первых порах и явно некачественные форматы онлайн-обучения. Что в этих условиях помогло адаптироваться и учиться, а что помешало, и как дело обстоит сейчас, изучат по опросам студентов и социальным сетям.

Существует ли ген «трудного ученика»?

Это изучают генетики из Новосибирска.

Подробнее

Одного конкретного гена проблем в учёбе и поведении, конечно, нет. Исследователи выясняют, есть ли у проблемных учеников общие генетические варианты. Если особенности ДНК, связанные с проблемами в социализации и учёбе, будут найдены, школьные психологи и педагоги смогут точнее подбирать методики работы с такими учениками.

Могут ли современные подростки эффективно читать длинные тексты?

Им это даётся труднее, чем предыдущим поколениям, но лингвисты из Института Пушкина ищут способы помочь школьникам.

Подробнее

Коллектив из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина исследует, как школьники читают онлайн, и разрабатывает для них обучение эффективным читательским стратегиям. Уже известно, что постоянное использование интернета приучает подростков поглощать большие объёмы информации, но это очень поверхностное чтение. Мы уже упомянули про эксперимент, который показал, что, привыкнув скроллить соцсети, школьники не могут сосредоточиться и вдумчиво прочесть текст, но лингвисты из Института Пушкина продолжают собирать данные об этом, а также готовят рекомендации для обучения детей навыкам цифрового чтения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована