Образование
#новости

Преподаватели вузов считают плюсами своей работы нематериальные факторы

Но при этом материальные критерии являются более важными для них. Правда, высокой зарплатой могут похвастаться менее 10%.

Такие данные содержатся в последнем (№9) информационном бюллетене серии «Мониторинг экономики образования» Высшей школы экономики. Его автор — заместитель заведующего международной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков.

Зачем нужен этот бюллетень

Отмечается, что за последние 10 лет в российской системе высшего образования произошли значительные изменения. Они, в частности, связаны с созданием национальных исследовательских университетов, реализацией программ развития вузов и майскими указами президента.

В связи с реформами, утверждает автор исследования, произошёл рост зарплаты профессорско-преподавательского состава, но выросла и нагрузка — это касается как педагогической, так и научной деятельности.

При этом уже имеющаяся статистика (например, Росстата) не позволяла объективно оценить характеристики академической профессии и отследить изменение карьерных траекторий и планов преподавателей. Всё дело в том, что данные собирались только о зарплате. Однако важную роль играют и нематериальные факторы. К примеру, значительное влияние на уровень удовлетворённости работой имеют социальные программы университетов, которые предоставляют различные льготы.

Собственно, цель бюллетеня — оценить, насколько преподаватели вузов довольны своей работой. Для этого среди них провели опрос. Вот что удалось выяснить.

Что мотивирует преподавателей

Самыми важными критериями, по которым можно оценить качество условий труда, респонденты считают материальные факторы, но эти потребности у них в основном не удовлетворены. Например, о стабильности своей работы заявили только 25,5% респондентов, о социальной защищённости — 21,7%, о возможности карьерного роста — 16,7%, а о высокой зарплате — всего 9,9%.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник данных: информационный бюллетень ВШЭ серии «Мониторинг экономики образования» (№9)

Среди основных преимуществ преподаватели обычно выделяют нематериальные факторы: возможность работать с молодёжью (63,1%), интересное профессиональное окружение (38,8%), возможность приносить пользу обществу (31,8%) и возможность заниматься научной деятельностью (31,7%).

При этом они чаще всего важны именно для тех, у кого работа в университете не является основной. Мотивирующими факторами они чаще всего считают удовольствие от преподавания, атмосферу вуза и академическую среду, а также желание передавать опыт студентам.

Насколько преподаватели удовлетворены работой

И хотя их материальные потребности удовлетворены в недостаточной степени, работой в целом представители профессорско-преподавательского состава довольны.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник данных: информационный бюллетень ВШЭ серии «Мониторинг экономики образования» (№9)

Важно отметить, что чем более высокую должность занимают преподаватели, тем они более удовлетворены условиями труда. Прежде всего работой довольны те, кто занимает административно-управленческие позиции. Вероятно, это связано тем, что у них более высокие зарплаты.

Также интересно, что тип вуза (ведущий, опорный, прочий) и возраст респондентов не влияют на уровень их удовлетворённости.

Если говорить именно об уровне зарплаты, то респондентов, которые довольны им, меньше, чем тех, кто удовлетворён работой в целом.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник данных: информационный бюллетень ВШЭ серии «Мониторинг экономики образования» (№9)

Как преподаватели хотели бы выстроить дальнейшую карьеру

Большинство преподавателей (68,5%) заявило, что не хотело бы менять место работы. Но доля тех, кто планирует перейти в другие организации и даже сменить сферу деятельности, всё-таки довольно заметна.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник данных: информационный бюллетень ВШЭ серии «Мониторинг экономики образования» (№9)

Здесь такие факторы, как тип университета и возраст, тоже не особо значимы. Исключение составляют лишь варианты ответов, касающиеся карьерного роста, — их чаще выбирали респонденты в возрасте до 35 лет.

При этом, по мнению опрошенных, уровень их дохода изменится в течение трёх лет, если они поменяют место работы. 28,1% считают, что в таком случае их зарплата значительно увеличится. Ещё 29,4% полагают, что она вырастет, но несущественно.

Респондентов также попросили оценить, как за это время изменится их доход, если они останутся в своих вузах. Оказалось, 44,7% уверены, что зарплата останется прежней, а 37,4% считают, что она вырастет, но незначительно.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник данных: информационный бюллетень ВШЭ серии «Мониторинг экономики образования» (№9)

В ходе исследования также выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (около 90%) не планирует завершать работу в вузе после выхода на пенсию. Более того, 37,6% намерены сохранить полную нагрузку. Ещё 33,1% хотят снизить её, а 3,6% готовы работать только в статусе консультанта. 16,4% респондентов уже достигли пенсионного возраста.

Кстати, большинство россиян солидарно с преподавателями и считает повышение квалификации главным способом увеличения заработка. А почти половина жителей страны полагает, что это залог успешной карьеры в целом. Похожая ситуация сложилась и относительно смены сферы деятельности. Лишь 22% россиян довольны своей профессией и не намерены менять её. Остальные же хотели бы пройти переквалификацию.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована