Дизайн
#подборки

Крутилка, обратная связь, персоны: словарь UX-дизайнера. Часть 2

Объясняем значения девяти слов, которые используют в профессии.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Проектирование интерфейса — комплексная задача, которая подразумевает разработку пользовательских сценариев и тестирование результата. Чтобы делать такую работу, важно понимать, о чём именно говорят ваши коллеги на встречах и для чего они делают два разных варианта загрузки приложения.

Объясняем девять терминов, которые важны в работе UX-дизайнера.

О том, кто такой UX-дизайнер и чем он занимается, — читайте в нашей подробной статье.

Шкала загрузки, прогресс-бар
(Progress bar)

Элемент интерфейса, который показывает пользователю загрузку какого-либо процесса. Например, перенос файлов из папки в папку, процесс скачивания чего-либо, установку программы.

Обычно прогресс-бар выглядит как длинная полоска, на которой отображается прогресс выполнения процесса:

Скриншот: Skillbox Media
Скриншот: Skillbox Media

В мобильных версиях может встречаться в виде кружочка. Например, как в iOS:

Скриншот: Skillbox Media

Индикатор загрузки, индикатор активности, крутилка
(Progress indicator)

Выполняет ту же функцию, что и прогресс-бар, — показывает пользователю загрузку какого-либо процесса. Но в отличие от прогресс-бара, индикатор не отображает подробный прогресс выполнения.

Обычно его используют, когда система не может определить точку завершения процесса: например, если система зависла или она настраивает стороннее устройство.

Часто индикатор загрузки делают круглым, поэтому его называют «крутилкой»:

Изображение: Apple

Но он не всегда может быть «крутилкой»:

Скриншот: Skillbox Media
Изображение: Daniel Tan / Dribbble

Навигационная цепочка, «хлебные крошки» (Breadcrumbs)

Элемент интерфейса, который показывает дерево переходов по разделам системы или сайта: от главного до текущего. Цепочка помогает пользователю вернуться в любой раздел и не запутаться в структуре продукта.

Обычно «хлебные крошки» используют в сложных продуктах: например, в интернет-магазинах или файловой системе компьютера:

Скриншот: Skillbox Media
Изображение: Vitaly Zimmer / Behance
Изображение: Anastasiya Kars / Behance

Пагинация (Pagination) и прокрутка, бесконечный скролл (Infinite scroll)

Способы распределения информации на странице и в программе.

При пагинации информацию разбивают на отдельные страницы, которые пользователь будет смотреть одну за другой. Часто её делают механической, как в поисковых системах:

Скриншот: Skillbox Media

Но пагинация необязательно должна быть такой. Если вы можете отсортировать информацию, например, по датам, то лучше сделать именно так, чтобы поиск был проще.

Кстати, переключение экранов в смартфонах — тоже вид пагинации:

Скриншот: Skillbox Media

Прокрутка, в отличие от листания, не делит информацию на явные части, а показывает всё содержимое как есть. Пользователь видит только то, что вмещается у него в экране. Чаще всего прокрутку используют в соцсетях:

Изображение: Cuberto / Dribbble

Модальность (Mode interface)

Совокупность настроек, которые как-либо меняют функции интерфейса. Например, переключение раскладки клавиатуры в компьютере и разные режимы горячих клавиш в Photoshop — это модальность.

Чрезмерную модальность считают источником ошибок пользователя. Так как человек сконцентрирован на своей задаче, он может не заметить, как интерфейс перешёл в другой режим и некоторые кнопки стали работать иначе.

Хороший пример модальности — всплывающее окно, которое полностью блокирует основную часть экрана. Пока человек не разберётся с этой всплывашкой, он не сможет продолжить работу:

Изображение: XTB / Artur Choiński / Dribbble
Изображение: Bora DAN / Dribbble

Больше о модальности и режимах — в обзоре книги Джеффа Раскина «Интерфейс».

Обратная связь (Feedback)

Свойство системы, когда она даёт какой-либо ответ на действия пользователя. Например, если человек жмёт виртуальную кнопку в телефоне, она меняет цвет. А если программа зависла, она показывает индикатор загрузки, чтобы показать, что идёт какой-то процесс.

В iOS строки меняют цвет, чтобы пользователь приготовился к тому, что сейчас окно поменяется:

Скриншот: Skillbox Media

При наведении курсора смайлики меняют размер, чтобы показать пользователю, что на них можно кликнуть:

Изображение: Aaron Iker / Dribbble

Обратная связь может быть и «гиперактивной» — когда вокруг много лампочек и всё мигает как новогодняя ёлка, это будет раздражать пользователя.

Доступность (Accessibility)

Свойство дизайна интерфейса, которое определяет, могут ли разные люди использовать ваш продукт. Например, незрячий пользователь не может просматривать картинки — значит, для него нужно добавить специальные описания, чтобы его программа считывания могла ему рассказать содержание изображения:

Изображение: Skillbox Media

А если цвета недостаточно контрастные, то слабовидящий пользователь не сможет различить, где текст, а где его фон:

Скриншот: Coolors / Skillbox Media

Информативность (Informative)

Свойство интерфейса, которое определяет количество полезной информации для пользователя. Например, информативность этого графика очень низкая:

Изображение: Skillbox Media

Здесь два жирных цветных столба, которые показывают одну простую вещь — 8 больше, чем 6. Ту же задачу можно решить либо простой фразой, либо математическим выражением — и тогда информативность вырастет в разы, хотя её суть не изменится:

8 > 6

У интерфейса этого приложения информативность не очень высокая. Кажется, что визуализация сердцебиения и дыхания очень полезна, но на деле человеку важен только итоговый результат:

Изображение: RonDesignLab / RD UX/UI / Dribbble

А у этого приложения информативность низкая. Экран посередине предлагает выбрать посадочное место, но из-за перспективы правильно его определить невозможно. Более того, дизайнер изобразил много элементов интерьера самолёта, которые не влияют на выбор кресла:

Изображение: Rishabh Rai / Jai Sawle / Behance

«Японские свечи» — пример высокой информативности. Обычно их используют биржевые трейдеры, чтобы следить за динамикой стоимости акций в определённом периоде. Читают их так:

  • конец верхнего «уса» свечи — самая высокая цена акции;
  • тело свечи — цена на начало и на конец указанного периода;
  • конец нижнего «уса» — самая низкая цена акции.

Благодаря этому трейдер не забивает себе голову лишней графикой и видит только сухие цифры:

Изображение: Ghulam Rasool / Dribbble

Персоны, персонажи (User personas)

Инструмент тестирования интерфейса. Дизайнеры изучают рынок, определяют среднестатистические характеристики своих пользователей и придумывают себе персонажа, для которого они разрабатывают интерфейс.

Чем подробнее проработана персона, тем проще вам будет с ней взаимодействовать. Вот, например, каких персонажей придумывали дизайнеры сервиса по продаже автомобилей av.by:

Изображение: av.by

Больше о персонах — в книге Алана Купера «Психбольница в руках пациентов».

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована