Дизайн
#статьи

Проектирование интерфейса: 8 принципов, которые должен знать каждый UX-дизайнер

Самое важное о UX-дизайне от мировых экспертов по юзабилити.

UX-дизайн — это сложно, если не знаешь, с чего начать. Мы собрали золотые правила зарубежных специалистов Якоба Нильсена, Бена Шнейдермана и Брюса Тогнаццини и наших — Влада Головача и Ильи Бирмана. Они помогут начинающим дизайнерам, проектировщикам, UX-писателям и продакт-менеджерам создавать качественные, понятные и приятные продукты.

Принцип 1


Опирайтесь на нужды реальных пользователей, а не на свои домыслы

Дизайн может показаться вам блестящим, но это не имеет никакого смысла, если вы не относитесь к целевой аудитории продукта.

Само понятие UX-дизайна, или дизайна пользовательского опыта, намекает, что работа дизайнера сосредоточена вокруг взаимодействия пользователей с продуктом. Значит, нужно разобраться, удобен ли целевой аудитории этот продукт.

С помощью UX-тестов можно определить, всё ли понятно пользователям в продукте, есть ли трудности и почему они возникают. Исследователи дают задания респондентам, задают вопросы и внимательно наблюдают за их действиями. Скриншот: Skillbox

Принцип 2


Объясняйте, что происходит

Хорошо, когда пользователи точно знают, к чему привели их действия и чего ожидать. Например, им не приходится буравить экран взглядом в мучительном ожидании: «Ну что там?» Они могут быть уверены, что данные не пропадут. Якоб Нильсен утверждает, что чем более предсказуема работа с сервисом, тем больше доверия к нему и тем приятнее пользовательский опыт.

Илья Бирман в своей книге «Пользовательский интерфейс» приводит пример о важности обратной связи:

В челя­бин­ском поч­то­вом отде­ле­нии №80 рабо­тает элек­трон­ная оче­редь. У входа стоит машинка с един­ствен­ной кноп­кой. Нажи­ма­ешь кнопку, и через две секунды на чеко­вой ленте печа­та­ется номерок. Эти две секунды — целая веч­ность. Мно­гие решают, что кнопка не сра­бо­тала, и жмут ещё раз. Рядом с машин­кой все­гда валя­ются «лиш­ние» номерки. Если бы машинка делала хоть что‑то сразу в ответ на нажа­тие — изда­вала звук или мигала лам­поч­кой, — такой про­блемы бы не было.

А Брюс Тогнаццини добавляет: «Хорошо, если пользователям не нужно искать или догадываться о состоянии системы. Они должны взглянуть на интерфейс и сразу понять, что там сейчас происходит».

Не забывайте про обратную связь. Это важно.

Принцип 3


Делайте интерфейс продукта похожим на аналоги

Не придумывайте новое, если можно использовать старый добрый паттерн. Казалось бы, где тут креатив? Вы правы, здесь его нет. Зато есть забота о пользователях.

Чем более знакомым будет для них интерфейс продукта, тем быстрее они начнут пользоваться сервисом. Им не придётся долго учиться для этого, ведь не все готовы тратить много времени. И Бен Шнейдерман, и Якоб Нильсен уверены, что лёгкость на старте и консистентность интерфейса улучшают пользовательский опыт.

А Брюс Тогнаццини добавляет: «Мода [и красота] не должна победить юзабилити».

Одна из таких часто используемых фич для приложений — плавающая кнопка. Такая есть в приложениях Twitter, Google Docs, на лендингах Skillbox и наверняка много где ещё. Пользователи сразу понимают, как с ней работать. Скриншот: Skillbox

Принцип 4


Предотвращайте ошибки

В книге «Дизайн пользовательского интерфейса» Влад Головач говорит про сообщения об ошибках:

Большинство сообщений об ошибках в действительности не являются собственно сообщениями об ошибках. На самом деле они показывают пользователю, что система, которой он пользуется:

  • недостаточно гибка, чтобы приспособиться к его действиям;
  • недостаточно умна, чтобы показать ему возможные границы его действия;
  • самоуверенна и считает, что пользователь дурак, которым можно и нужно помыкать.

Все главные специалисты по юзабилити сходятся на том, что лучше не просто показывать хорошие уведомления об ошибках, а предотвращать их.

То неловкое чувство, когда ты ещё ничего не сделал, но форма регистрации уже вся красная. Скриншот: Skillbox

Существует два типа ошибок: промахи и ошибки.

  • Промахи — ошибки по невнимательности.
  • Ошибки — сознательное действие, которое произошло потому, что пользователь не понял сервис, дизайн оказался недостаточно очевидным.

Избегайте промахов — задавайте ограничения для действий и корректные значения по умолчанию. А ещё найдите места в интерфейсе, где пользователь по невнимательности может сделать что-то не так. Например, чтобы он попал пальцем на нужную ему кнопку «Сохранить», уберите от неё подальше кнопку «Удалить» или «Выйти без сохранения».

Предотвращайте ошибки — не заставляйте пользователей запоминать действия, давайте необходимую на каждом этапе информацию и возможность быстро отменять действия.

Если ошибку нельзя предотвратить, то напишите понятное сообщение о ней. Якоб Нильсен, известный специалист по юзабилити, рекомендует:

  • Расскажите, что пошло не так, на языке своей аудитории. Избегайте технического жаргона.
  • Предложите решение, которое может немедленно устранить ошибку или как-то помочь.

Принцип 5


Снижайте информационную нагрузку

Так много хочется рассказать о продукте, поэтому тянет всё разом выложить на сайт, — а дальше пусть пользователи разбираются в информации и принимают решение.

Якоб Нильсен считает, что польза не в том, чтобы показать как можно больше, а в том, чтобы показать то, что нужно, в правильный момент. Так мы снижаем когнитивную нагрузку: выдаём информацию порционно и раскладываем по порядку. Люди любят порядок.

Помните, что каждая дополнительная информация в интерфейсе конкурирует с другой информацией. А значит, уменьшает её видимость, увеличивает шум, ухудшает восприятие страницы в целом.

Это не значит, что нужно срочно сокращать количество информации на лендингах и в экранах мобильных приложений. Просто определите основные потребности (боли) пользователя, сосредоточьтесь на них. Всё остальное — пусть лишь поддерживает, доказывает главные тезисы и открывается пользователю последовательно.

Лучше всего этот принцип демонстрирует сайт Apple: информацию о товаре здесь не вываливают сразу. Для начала дают впечатлиться визуальной частью, а дальше перенаправляют на более информативные страницы, где про каждый продукт рассказывают подробнее. Скриншот: Skillbox

Именно благодаря этому принципу «Google Справка» до сих пор не превратилась в скучный справочник, в который никто не заглядывает.

Здесь есть советы — для стандартных ситуаций. Пояснения в «раскрывашках» и табах — для сложных случаев. Есть ресурсы для тех, кто хочет узнать больше. Минимализм и последовательная выдача информации делает «Google Справку» полезным и практичным инструментом. Скриншот: Skillbox

Принцип 6


Проектируйте так, чтобы пользоваться было удобно всем

15% населения земного шара — миллиард человек — живёт с инвалидностью. При этом семь из десяти пользователей с ограниченными возможностями сразу уходят с сайта, если он оказывается им недоступен. А это большая аудитория.

Бен Шнейдерман и Якоб Нильсен призывают: подумайте о потребностях и физических ограничениях целевой аудитории и разработайте дизайн, который всё это учитывает. Не забудьте про различия между новичками и экспертами — добавляйте поясняющие тултипы для первых и сложные функции, быстрые клавиши для вторых. Учитывайте возраст, инвалидность, культурные различия пользователей и типы гаджетов.

Используйте контрастные цвета для текста в макете. Это помогает слабовидящим пользователям (а также в условиях низкой освещённости) легче читать содержимое на экране. Вот как Slack.

Скриншот: Skillbox

Как узнать, что удобно пользователям? Тестируйте!

На UX-тестах пользователи взаимодействуют с продуктом, а исследователь наблюдает, возникают ли у них проблемы, где и какие. Если многие люди сталкиваются с похожими проблемами, важно внести изменения в дизайн.

Проектирование — итеративный процесс, и он требует улучшений на всех этапах. Источник: Smashing Magazine. Скриншот: Skillbox

Принцип 7


Не заставляйте запоминать много информации

Информация, необходимая для работы в сервисе (например, метки полей или пункты меню), должна быть видимой или легко находимой. А для этого:

  • предлагайте помощь прямо здесь, в контексте, вместо того чтобы тренировать память пользователей;
Например в Facebook* Ads Manager можно быстро разобраться с непонятными целями рекламы и установить нужную. Скриншот: Skillbox
  • сократите количество информации, которую нужно запомнить. Большинству людей легче узнавать предложенный вариант, чем самим вспоминать верный ответ. Вам скорее правильно ответят на вопрос: «Пномпень — это столица Камбоджи?», чем на: «Какая столица у Камбоджи?».

Как удачно обобщил всё это Якоб Нильсен: «Узнавание лучше, чем вспоминание».

Принцип 8


Дайте ощущение контроля над ситуацией

Пользователи часто совершают действия по ошибке. Специалисты по UX разобрались, что им нужно в этом момент: юзеры хотят, чтобы у них был «аварийный выход».

Когда людям легко отказаться от процесса или отменить действие, они чувствуют себя свободно и уверенно. Кнопка отмены позволяет сохранять контроль над системой и избегать страха и разочарования.

Windows запрашивает подтверждение, перед тем как очистить корзину. Это предотвращает потерю важных данных по ошибке. Скриншот: Skillbox

Влад Головач в книге «Дизайн пользовательского интерфейса» пишет:

Почти всё время пользователь может что-либо испортить и знает это. Он может отформатировать жёсткий диск, может стереть или испортить нужный файл. Неудивительно, что пользователь часто боится. <…> Пользователей нужно всемерно снабжать ощущением, что ничего не может произойти, пока этого не захочется самому пользователю.

Для этого он рекомендует:

  • не делать кнопки, опасные для пользователя, кнопками по умолчанию;
  • дать пользователям возможность отменять свои действия.

Пользователь, знающий, что он не может совершить ошибку, испытывает радость и умиротворение.

* * *

Эти принципы — главное, но не всё. Чтобы проектировать удобные интерфейсы, нужно знать гораздо больше. Советуем прочитать по теме:

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована