Дизайн
#подборки

5 знаменитых проектов Яна ван Тоорна

Дизайн с активной социальной позицией — от голландского мастера.

Иллюстрация: Dutch Profiles / Youtube / Полина Честнова для Skillbox Media

Ян ван Тоорн родился 9 мая 1932 года в небольшом голландском городе Тиле, однако большую часть жизни провёл в Амстердаме. В подростковом возрасте он начал работать в художественном отделе типографии Mulder & Zn.: придумывал иллюстрации для детских книг, разрабатывал трансферы — трафареты для переноса рисунка на керамические предметы.

Ван Тоорн не окончил среднюю школу, однако основательно подошёл к профессиональному обучению. Параллельно с работой он посещал Амстердамскую школу графического дизайна, затем Институт искусств. Позже сам преподавал графический дизайн в Нидерландах и Штатах, писал о социальной стороне этой профессии.

В 1960-х ван Тоорн разрабатывал календари, плакаты, марки, обложки и иллюстрации для газет и журналов. Его проекты отличались социальными и политическими темами, узнаваемой техникой коллажирования, экспериментальной типографикой, отсылками к известным арт- и литературным произведениям.

В 1972 году ван Тоорн и известный голландский дизайнер Вим Кроувел участвовали в дебатах на тему дизайна и его культурного, политического, социального влияния. Кроувел выступал за нейтральную позицию дизайнера, который рационально подходит к задаче. Ван Тоорн же считал, что дизайнер должен быть активным субъектом, который может транслировать свои взгляды через работы. Собственно, эта позиция проходит красной нитью через его проекты — яркие, остроумные, часто провокационные.

Клиентами ван Тоорна в основном были музеи, учреждения культуры, издательства. Расскажем о нескольких его работах.

Плакат для музея Van Abbe в Эйндховене

1971

В 1971 году ван Тоорн создал плакат-афишу для выставки приобретённых музеем картин. На первый план в этом проекте вышла неформальная типографика и провокационный посыл: имена культовых художников дизайнер превратил в список покупок, небрежно набросанный от руки. С впечатляющей итоговой суммой — общей стоимостью представленных экспонатов.

В 2013 году Ян ван Тоорн повторил эту идею, правда, на этот раз на плакате был коллаж из изображений. Как видно, вклад в культурное достояние оправдался: суммарная стоимость работ выросла в разы.

Два постера с разницей в 44 года. На плакате 2013 года дизайнер использовал коллаж с изображениями экспонатов — в знак того, что в XXI веке визуализация стала главным способом передавать информацию
Изображение: Stedelijk Museum

Обложки для Museumjournaal

1978–1980

В конце 1970-х ван Тоорн разработал 24 обложки для журнала о современном искусстве Museumjournaal.

В этих проектах можно увидеть основные графические приёмы дизайнера: коллажирование, тонирование, акцентную работу с типографикой. Ван Тоорн преимущественно использовал минималистичные шрифты без засечек. И конечно, на обложках вновь прослеживается социальный подтекст.

Обложка Museumjournaal, №5, 1979
Изображение: stichting kustpublicaties / Design Reviewed
Обложка Museumjournaal, №1, 1979
Изображение: Stedelijk Museum
Обложка Museumjournaal, №6, 1979
Изображение: Design Reviewed

Календари для типографии Mart. Spruijt

1960–1980-е

Много лет ван Тоорн разрабатывал календари для типографии Mart. Spruijt. Дизайнер не только иллюстрировал даты, но и показывал политические и социальные события, реакции людей на них.

Сюжеты календарей постоянно менялись. Так, была серия фото неизвестных жителей Амстердама, затем снимки знаменитых политиков, участниц конкурсов красоты, массовых протестов, однотипные пейзажи, кадры из рекламы нижнего белья.

Изображения были грубо нарезаны и собраны в коллаж, часть картинки дизайнер штриховал или тонировал. Характерная деталь календарей — минимум текста, только даты и дни недели плюс выходные данные. Цифры при этом набраны энергичным, грубоватым шрифтом Block Extra Condensed.

Изображение: Stedelijk Museum
Изображение: Stedelijk Museum

Серия постеров Man and The Environment

1980-е

С 1981 по 1987 год ван Тоорн создал серию плакатов для выставок Man and The Environment культурного центра De Beyerd.

Особенность этой серии в том, что дизайнер повторно использовал в постерах изображение актрисы Софи Лорен с её маленьким сыном. Это стало общим референсом и создало визуальную связь между плакатами разных лет — так ван Тоорн придал мимолётным постерам-афишам вневременное значение.

Ещё одно графическое решение, часто встречающееся в работах ван Тоорна, — отсылки к другим произведениям искусства. Например, к работам советских авангардистов.

Изображение: Stedelijk Museum
Изображение: Stedelijk Museum
Изображение: Stedelijk Museum

Почтовая марка, посвящённая 50-летию Февральской всеобщей забастовки 1941 года

1991

В 1991-м Ян ван Тоорн разработал почтовую марку, посвящённую годовщине забастовки голландского рабочего класса против нацистского режима и антисемитского преследования.

Марка выполнена в технике глубокой печати. В основе дизайна вновь коллаж: мастер совместил изображение раскрытой ладони с чёрно-белым историческим кадром. Дополнительный элемент — разные шрифты в типографике. Однако благодаря чистому белому фону оформление не выглядит хаотичным.

Изображение: EuroPost

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована