История одного дизайна. «Клином красным бей белых»
Работа Эль Лисицкого 1920 года.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/e28/e28dfcd228495dbb7f8c55c27caf6d92/d55d728bb7d9f1a1b2a2480591f8cd01.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/e28/e28dfcd228495dbb7f8c55c27caf6d92/d55d728bb7d9f1a1b2a2480591f8cd01.jpg)
Изображение: Эль Лисицкий / Public Domain
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Плакат «Клином красным бей белых» художника Эль Лисицкого — один из самых узнаваемых символов русского авангарда. Плакат появился во время расцвета европейской художественной мысли и поисков новых способов творческого выражения.
Лисицкий создал его на стыке футуризма — агрессивного художественного течения, которое культивировало прогресс, машинерию и индустриализацию, — и супрематизма — авангардного беспредметного направления.
Появление
В самый разгар гражданской войны отдел Политуправления Западным фронтом заказал плакат авангардистскому художественному объединению «Уновис» («Утвердители нового искусства»).
Агитационные плакаты к тому времени уже много лет активно применялись в политической борьбе и провластной пропаганде. В основном на таких плакатах были фигуративные изображения — как правило, некрасивые, жалкие или отталкивающие фигуры врагов и героические образы тех, чью сторону представляли авторы плаката.
![](/upload/setka_images/07412027122021_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Художественный авангард, новый способ визуального выражения, был слишком сложен для широких народных масс, поэтому не подходил для иллюстративного плакатного языка. «Клином красным бей белых» — исключение из этого правила.
Геометрия
«Клином красным бей белых» состоит из геометрических фигур в трёх цветах: красном, белом и чёрном. Фон разделён на две части: на тёмной левой стороне покоится белый круг, на светлой как будто движется красный треугольник, который клином таранит белую окружность.
Начиная с 1915 года супрематисты экспериментируют с сочетанием беспредметных моделей на плоскости. Квадраты, круги, треугольники разных цветов и размеров складываются в лаконичные и уравновешенные супрематические композиции. С этой точки зрения композиционная основа плаката Эль Лисицкого не представляла собой ничего революционного, однако смысловое наполнение его работы перевернуло с ног на голову все принципы беспредметности.
![](/upload/setka_images/07414027122021_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Идея и энергия
Если супрематические фигуры не представляют ровно ничего из области вещественного мира, то у Лисицкого круг и треугольник — метафорическое изображение материальных понятий: Белой и Красной армии. Форма клина в армейских построениях известна ещё со времён крестовых походов.
Супрематические композиции никуда не «движутся», подобно платоновским абстракциям, висящим в океане абсолюта. Они выражают чистую идею, а плакат Лисицкого наполнен энергией — агрессивной, концентрированной.
В работе Лисицкого присутствует чётко выраженный вектор движения, где красный треугольник вспарывает нутро белого круга. Слова «клином» и «красным», как реактивные выбросы из жерла треугольной ракеты, придают ускорение объектам внутри композиции и делают их похожими на части инженерного сооружения, сближают с футуристическими идеалами.
Важно направление, в котором движется красный клин: слева направо, вслед за привычным движением глаз — так же, как мы читаем. Исследователи отмечают, что, если отобразить плакат зеркально, чтобы клин входил в круг справа, большая часть его энергии исчезнет.
Форма
Сам факт, что одно из самых значимых художественных произведений авангарда — плакат, говорит о многом. Так художники нового времени противостоят старомодной форме картины в дорогой раме, которая висит в тёплом, охраняемом помещении, доступ к ней ограничен, а сама она выполнена в единственном экземпляре.
Искусство для избранных — формула, раздражающая авангардистов. Их произведение искусства — плакат — печатается массовыми тиражами, он предназначен каждому, перед ним все равны — и неграмотный мальчишка, и высоколобый эстет. Плакату не грозит долгая жизнь: его обтреплет ветер, намочит дождь, сорвёт хулиган.
Приём и переосмысление
Классическая устойчивая форма (круг), дополненная асимметричной деталью (клин), которая разрушает равновесие всего образа и тем самым придаёт ему незавершённость и динамику — это сегодня традиционный модернистский приём, рождённый в художественном эксперименте Эль Лисицкого.
Одно из самых известных его переосмыслений — плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания».
![](/upload/setka_images/07420527122021_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Исследователь творчества Эль Лисицкого Дмитрий Козлов считает, что распространённая архитектурная форма советских спортивных сооружений — круглые стадионы с треугольными клинами лестниц — не что иное, как воплощённый «красный клин» Лисицкого.
Красный клин, пронзающий белый круг, используется сегодня в дизайне одежды, часов, при оформлении музыкальных обложек.
![](/upload/setka_images/07434427122021_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)