14 лучших фриланс-бирж для дизайнеров
Подготовили рейтинг, который поможет определиться с выбором площадки для эффективного поиска клиентов.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Ещё только обдумывая план «побега из офиса» и ухода на фриланс, задаёшься вопросом: «Ну хорошо, я уйду, а где брать заказы?» Ответ на поверхности: фриланс‑биржи.
Некоторые дизайнеры не задерживаются здесь надолго ― быстро находят постоянных клиентов или, пополнив портфолио, пиарят себя в соцсетях. А кто-то продолжает успешно трудиться на фриланс-биржах, нарабатывая опыт и получая неплохие заказы. В любом случае именно с бирж начинало свой фриланс-путь большинство «свободных» дизайнеров.
Эти площадки уже давно перестали быть местом для начинашек и скупых заказчиков ― зная некоторые тонкости, можно найти здесь и крупных клиентов, и достойные заказы. В статье мы расскажем, как успешно работать на российских и зарубежных биржах, а также поможем выбрать наиболее подходящую под конкретно ваши запросы.
Из статьи вы узнаете:
- что не стоит писать в поле «О себе»;
- нюансы общения с зарубежным заказчиком;
- как не попасться на удочку мошенников;
- чем биржи отличаются друг от друга;
- на что обращать внимание в выборе биржи.
Встречают по одёжке ― оформляем профиль
Каким бы крутым дизайнером вы ни были, об этом никто не узнает, если вы недостаточно подробно заполните информацию о себе. Поэтому ловите наш
чек-лист ― что должно быть в вашем профиле на фриланс-бирже:
1. Фотография профиля. Чёткая, профессиональная ― никаких купальников, неформальных обстановок и столов с закусками. Конечно, фото для дизайнера ― это не главное, но любому заказчику приятнее работать с тем, кто не скрывает своё лицо. К тому же это плюс к доверию.
Не нужно ставить на аватар фотографию из паспорта (тем более что, как правило, она ужасна), достаточно сделать портретное фото с нейтральным фоном на обычный смартфон. Если вы интересно его оформите ― это добавит плюсов к первому впечатлению о ваших дизайнерских скиллах. И маленькая хитрость: будет хорошо, если в вашем профиле на бирже и в мессенджерах будет стоять одна и та же фотография, чтобы клиенты не путались.
2. Специализация. Подробно укажите, чем вы занимаетесь ― полиграфией, UX/UI, разработкой фирменного стиля, веб-дизайном, иллюстрацией. Размытая формулировка «дизайнер» ничего не скажет заказчикам, чаще всего они ищут конкретного специалиста. Здесь же укажите, какими графическими программами вы владеете.
3. Образование. Если у вас большой и разносторонний опыт, не утомляйте заказчика перечислением всех, даже самых мелких, образовательных курсов. Достаточно будет указания наиболее серьёзных программ. Если ваше основное образование никак не связано с дизайном, то и указывать его необязательно. При этом про смежные сферы образования можно написать ― уточнив, как именно они могут пригодиться. Например:
- интенсив по копирайтингу ― не только нарисую креатив для таргета, но и напишу продающий пост;
- курсы вёрстки и программирования ― разрабатываю дизайн сайта, учитывая техническую сторону.
4. Стоимость работ. Помните, как всех раздражают Instagram-магазины**, где цены пишут только в личку? Так же и со всеми остальными областями. Укажите хотя бы примерную стоимость ваших услуг, разбив их по категориям, ― чтобы заказчик знал, на что ориентироваться.
5. Информация «О себе». Не стоит писать три страницы о том, почему с вами так здорово работать, ― кроме вас заказчик отсматривает ещё десятки профилей, и вряд ли у него будет время всё читать. Лучше кратко и ёмко укажите ваши основные преимущества. Например:
- сроки: дизайн баннера в день обращения;
- экспертность: специализируюсь на разработке интерфейсов для банковских продуктов;
- бонусы: аудит сайта ― в подарок.
Сюда же можно вписать стоимость работ, если в профиле нет отдельного поля под этот пункт. Также расскажите о своей занятости ― сколько часов в неделю вы сможете уделять проектам, по каким дням у вас выходные, готовы ли вы приезжать в офис при необходимости.
6. Портфолио. Самая важная часть вашего профиля. Некоторые биржи позволяют прикреплять ссылки на отдельные сайты с портфолио ― например, на Behance или просто на личный сайт. На других придётся создавать портфолио самостоятельно. В любом случае на ваших работах должны быть указаны:
- Название проекта и компании-заказчика. Например: Telegram-стикеры для японского ресторана.
- Категория. Например: векторная иллюстрация.
- Краткое описание ― для какой цели была выполнена работа. Например: заказчик выпустил сет новых блюд с лососем. Чтобы повысить интерес к продукту, всем постоянным клиентам было решено разослать пак со стикерами с маскотом-лососем.
- Сроки выполнения. Например: 10 рабочих дней.
- Желательно ― программы, которыми вы пользовались. Например: Adobe Illustrator, Procreate.
Работы для портфолио должны быть по-настоящему качественными ― тщательно отберите их из всех ваших заказов. Также обратите внимание на тематику. Если вы хотите развиваться в какой-то одной области дизайна, то работ этой категории должно быть больше.
Отдельно нужно сказать, что на некоторых биржах отклики на проекты могут быть платными или требовать определённого количества уже выполненных на бирже работ. Очень важны отзывы ― мало кто из крупных клиентов согласится работать с неизвестным дизайнером без рекомендаций от других клиентов. К тому же на некоторых биржах есть оценки и рейтинги ― заработав достаточное количество высших оценок, можно попасть в топ фрилансеров. Чтобы заработать отзывы клиентов, придётся сначала выполнить несколько дешёвых заказов ― зато благодаря оценкам через них вы получите доступ к более дорогим.
Если вы работаете на англоязычной бирже и хотите привлечь зарубежного заказчика, позаботьтесь о качественном переводе информации профиля ― возможно, придётся попросить помощи специалиста.
Курсы для тех, кто развивается в дизайне:
Тонкости работы на иностранных биржах
Многих дизайнеров привлекают именно эти ресурсы ― известно, что за рубежом можно найти больше интересных и высокооплачиваемых проектов. Даже если вы маститый профи в дизайне и имеете на российских биржах хорошие рейтинги, общение с зарубежным заказчиком имеет свои нюансы:
- Иностранные заказчики чаще всего хотят лично удостовериться, что будут работать именно с вами. Поэтому приготовьтесь к созвонам и, возможно, видеоинтервью.
- Вежливо общаться по-русски ― это одно, а по-английски ― совсем другое. Если вы напишете «Please send me your brief», это может показаться иностранному заказчику грубым. «Could you send me the brief, please» ― уже другое дело.
- Если вас хвалят ― это совсем не значит, что вы всё сделали идеально. Обращайте внимание не на похвалу, а на комментарии, которые обычно следуют за ней. За рубежом не принято начинать обратную связь с критики, даже если дизайнер совершенно не угадал со стилистикой.
- Изучайте культуру страны. Например, немцы славятся своей пунктуальностью и дотошностью, жители Южной Европы уважают сиесту, а британцы начинают рабочий диалог небольшим small talk.
- Учитывайте разницу во времени и национальные праздники. Заранее уточните, в какое время лучше связываться с заказчиком, и в какие дни он не сможет дать обратную связь.
Полный гайд по работе с иностранными заказчиками читайте в этой статье.
Безопасность на биржах
К сожалению, как и на любом популярном онлайн-сервисе, на биржах нередко орудуют мошенники. Анонимность и широкая география позволяют нечистым на руку дельцам оставаться безнаказанными. Процедура регистрации в качестве заказчика проста и часто даже не требует верификации, поэтому при работе с новым клиентом будьте начеку. Лучше всего соблюдать простые правила безопасности:
- Почти на всех крупных биржах есть опция безопасной сделки — работать лучше через неё. Да, чаще всего придётся заплатить комиссию за совершение сделки или вывод денег, но зато работа точно будет оплачена.
Безопасная сделка ― это схема оплаты, при которой заказчик перечисляет деньги за проект не напрямую дизайнеру, а на внутренний счёт биржи. До выполнения проекта средства находятся на этом счёте и поступают фрилансеру, как только работа будет готова и одобрена заказчиком.
- Ни в коем случае не открывайте пересланные заказчиком файлы без предварительной проверки антивирусом и не устанавливайте присланных им «нужных для работы» программ. Если программа действительно необходима ― скачайте её с сайта производителя.
- И никому не сообщайте полные данные карты. Мошенники могут прикинуться не только заказчиками, но и сотрудниками биржи, написав вам в мессенджер.
- Ведите всю переписку в пределах биржи. Внутренние чаты модерируются администрацией и всегда доступны службе поддержки в случае возникновения спорных вопросов. Внешнюю переписку в качестве аргумента арбитраж никогда не рассматривает.
Минус такой схемы ― комиссия биржи за каждую безопасную сделку, иногда она может достигать 10–15%. Поэтому иногда, особенно при крупном заказе, клиенты просят оплатить работу напрямую. Соглашаться на такую схему можно, если вы предварительно заключите с заказчиком договор. И в этом случае нужно обязательно работать по предоплате.
Как ещё можно себя обезопасить? Оценивайте профиль заказчика ― проверьте информацию профиля, обязательно прочтите отзывы, попробуйте найти его профили в соцсетях. Если клиент только что зарегистрировался и отзывов у него нет ― используйте только безопасную сделку. Будьте настороже, если заказчик настаивает на постоплате или хочет перевести общение в сторонние мессенджеры.
Сравнение фриланс-бирж
Бирж фриланса действительно много, и не так просто определить, какая же самая лучшая. На то, чтобы изучить возможности каждой, потребуется не один час чтения отзывов или попыток разобраться в её механизмах самостоятельно. Ведь биржи отличаются количеством пользователей, географией, некоторые полностью бесплатные, а где-то для использования всех возможностей придётся оплатить подписку.
Мы собрали лучшие биржи в единую таблицу, расположив их по популярности и выделив ряд самых важных параметров.
Обращаем внимание, что с марта 2022 года на некоторых биржах возможны проблемы с оплатой и доступом из России и Беларуси.
Ресурс | Популярность | География | Красота портфолио | Полностью бесплатно | Вакансии | Безопасная сделка | Получение оплаты | Русский язык |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Behance | ⭐⭐⭐ | 🌐 | ⭐⭐⭐ | ✅ | ✅ | ❌ | — | ✅ |
Upwork | ⭐⭐⭐ | 🌐* | ⭐ | ❌ | ❌ | ✅ | ⭐ | ❌ |
Fl.ru | ⭐⭐⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ✅ | ✅ | ⭐⭐ | ✅ |
Dribbble | ⭐⭐⭐ | 🌐 | ⭐⭐⭐ | ❌ | ✅ | ❌ | — | ❌ |
Fiverr | ⭐⭐ | 🌐 | ⭐⭐ | ✅ | ❌ | ✅ | ⭐ | ❌ |
Workzilla | ⭐⭐ | 🌐 | ⭐ | ❌ | ✅ | ✅ | ⭐ | ✅ |
Kwork | ⭐⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ✅ | ❌ | ✅ | ⭐⭐⭐ | ✅ |
Weblancer | ⭐⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ❌ | ✅ | ⭐⭐⭐ | ✅ |
Freelancehunt | ⭐⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ✅ | ✅ | ⭐⭐⭐ | ✅ |
Freelance.ru | ⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ❌ | ✅ | ⭐⭐⭐ | ✅ |
RemoteHub | ⭐ | 🌐 | ⭐⭐⭐ | ✅ | ❌ | ✅ | ⭐ | ❌ |
Freelance Job | ⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ✅ | ❌ | — | ✅ |
«Хабр Фриланс» | ⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐⭐ | ❌ | ❌ | ✅ | ⭐⭐ | ✅ |
Workspace | ⭐ | 🇷🇺 | ⭐⭐ | ❌ | ✅ | ❌ | — | ✅ |
Вы прочитали нашу подборку, потому что работаете в дизайне и хотите зарабатывать больше? Присмотритесь к курсам Skillbox, которые помогут вам получить новые навыки: «Графический дизайнер», «Веб-дизайнер», «Нейросети: практический курс», «UX/UI-дизайнер».
Как работать с таблицей и на что ориентироваться в выборе фриланс-биржи
Популярность. Масштабная биржа не всегда гарантирует лучший заказ ― на этих площадках жёсткая конкуренция, и потому часто царит демпинг. Вместе с тем на топовых местах здесь дизайнеры-старожилы, которые собирают всю «крупную рыбу». Поэтому не стоит скидывать со счетов и небольшие биржи. Например, на молодой бирже Workspace все более-менее равны. Да, заказов здесь публикуют в разы меньше, но зато вы с большей вероятностью наработаете хорошее портфолио.
География. Если вы серьёзно нацелены продвигаться за рубежом, то в первую очередь нужно осваивать международные биржи. На этих ресурсах требуется хорошее качество портфолио и разговорный английский. «Косить» под иностранца не стоит ― в целом, зарубежные заказчики хорошо относятся к подрядчикам из России. Но можно работать на международных биржах и без знания языка ― крупные площадки часто имеют русский язык в интерфейсе. Заказчик с вами также будет говорить по-русски.
Красота портфолио. Если портфолио в профиле подано не очень эстетично, это может испортить впечатление и от самих работ. А если биржа предоставляет широкие возможности оформления портфолио, то тут придётся потратить время, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Самый богатый инструментарий для оформления предлагает своим пользователям Behance, и в некоторых студиях есть даже отдельный сотрудник, который красиво оформляет загружаемые туда кейсы.
Использование без подписки. К сожалению, большинство бирж предоставляют лишь небольшую«ознакомительную» часть функционала бесплатно. Для того чтобы откликаться на предложения, загружать неограниченное количество работ в портфолио или иметь полный доступ к разделу с вакансиями, нередко придётся заплатить. На дорогих биржах стоимость подписки может доходить до $50 в месяц, но, например, на Dribbble ― это всего лишь 5$. Начинать, конечно же, лучше с бесплатных или дешёвых площадок, а наработав портфолио и «набив руку» в общении с заказчиком, можно переходить и в более дорогие места уже охотиться на «крупную рыбу». Ведь, очевидно, чем дороже подписка, тем более дорогие исполнители и более дорогие заказы.
Вакансии. Фриланс имеет массу достоинств, но есть и один серьёзный
недостаток ― нестабильность дохода. Раздел с вакансиями на бирже предлагает постоянную работу для фрилансеров, поэтому чаще всего она удалённая.
Безопасная сделка. Если на площадке нет функции безопасной сделки ― будьте готовы биться за договор. Или — рисковать деньгами.
Получение оплаты. Некоторые биржи поддерживают обналичивание только через определённые финансовые сервисы. Например, за рубежом активно используется PayPal ― это не очень удобно, поскольку требует привязки карты, а за перевод денег в Россию сервис берёт комиссию. Также могут стоять ограничения на минимальную сумму вывода или биржа может брать комиссию за каждую транзакцию.
Ориентируясь на эти параметры, попробуйте зарегистрироваться на нескольких из них. И затем продолжайте развивать профили на одной-двух, которые и принесут вам наибольшее количество клиентов.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!