Дизайн
#статьи

Ду ю спик инглиш: работа с зарубежным заказчиком

Рассказываем, как выйти на международный рынок, с какими сложностями придётся столкнуться и как их преодолеть.

Катя Павловская для Skillbox Media

Наверняка каждому амбициозному дизайнеру-фрилансеру было бы интересно начать работать с зарубежными заказчиками. Быть может, кто-то из ваших коллег или знакомых выполняет работу для иностранных компаний, а вы только думаете: «Как им это удалось?» На самом деле для работы на международном рынке не требуется какой-то особенной удачи. Нужно просто идти к намеченной цели. Как? Рассказываем!

Из статьи вы узнаете:


В моей работе с зарубежными заказчиками одни плюсы — платят в евро, все вопросы решают чётко, не спорят по поводу моего видения дизайна. Конечно, поначалу было непривычно — и искать, и общаться. Но я со школы хорошо знаю английский, поэтому мне было легче, чем многим российским дизайнерам. А так советую начать с изучения языка, крутого оформления портфолио и ежедневного мониторинга зарубежных фриланс-площадок.

Анна Легонькова,
веб-дизайнер

Плюсы и сложности работы с зарубежными заказчиками

Зарубежные IT-компании любят привлекать фрилансеров из других стран. Как и в России, за рубежом налоги за штатного сотрудника достаточно высоки, поэтому гораздо выгоднее сотрудничать с внештатниками. К тому же удалённому сотруднику не нужно организовывать релокацию и оборудовать рабочее место. Для вас как исполнителя тоже одни плюсы — удобно работать прямо из своего дома, а получать оплату — в валюте.

Давайте рассмотрим, что ещё принесёт сотрудничество с иностранными клиентами:

  1. Больше возможностей заработать. За рубежом IT-сфера развита гораздо лучше, а уровень жизни часто выше, поэтому за хорошую работу готовы платить действительно неплохие деньги.
  2. Работа дизайнера, иллюстратора или разработчика ценится гораздо больше. В России заказчики часто не очень разбираются в трудозатратах дизайнера и пытаются работать по демпинговым ценам. Поскольку на Западе сфера развита намного шире и IT-специалисты для проектов востребованы, то привлекаются только профессионалы и к вашему труду относятся соответствующе.
  3. Выстроенные бизнес-процессы. К сожалению, беда типичного российского бизнеса — это плохо выстроенное делегирование и не всегда хороший менеджмент. Из-за этого тормозится и сама работа, и согласование. Но в ряде стран, например в США, Канаде, в скандинавских странах, всё выстроено намного чётче, и каждый продакт-менеджер отвечает за свой участок работы.
  4. Интересные проекты. Крупные компании, развивающиеся в перспективных сферах, приходят, как правило, с зарубежного рынка, а крутые стартапы часто сосредоточены в иностранных IT-кластерах. Поэтому у вас есть шанс поучаствовать в чём-то на самом деле уникальном и расширить свое поле деятельности.
  5. Отличная строчка в резюме. Конечно, опыт работы в зарубежной компании не сделает из вас немедленно суперспециалиста. Но всё же это достойно упоминания в резюме для дальнейшего поиска заказов.

Выглядит всё весьма заманчиво. Но ничто не даётся просто так. Вот с какими сложностями придётся столкнуться:

  1. Высокая конкуренция. Заказчиков на международном рынке действительно много — весь мир. Но и фрилансеров потому не меньше. Особенно обширен азиатский рынок специалистов, и вот там часто царит демпинг. Поэтому важно суметь выделиться, показав по-настоящему высокое качество работ.
  2. Разница в часовых поясах. Зарубежные заказчики очень любят созвоны — в том числе потому что хотят быть уверенными в будущем подрядчике. Если вы находитесь на противоположных частях земли, то кому-то придётся быть готовым к совещаниям до рассвета или, наоборот, ближе к полуночи. И скорее всего — не заказчику.
  3. Языковой барьер. Этот пункт вытекает из предыдущего. Конечно, сейчас знание английского уже стало нормой. Но всё же, если вы не каждый день читаете Хемингуэя или Times в оригинале, придётся взять эту высоту. Возможно, начав дополнительно заниматься самостоятельно, а лучше с преподавателем или на курсах. Здесь, правда, нужно отдать должное иностранным клиентам — как правило, они учитывают языковой барьер, стараются говорить медленно и понятно.
  4. Менталитет. Конечно, с эпохой глобализации географические границы стёрлись, а вот национальные особенности — остались. Поэтому придётся заранее изучить менталитет заказчиков из той страны, с которой вы собираетесь работать.
  5. Финансовый вопрос. Получать оплату из-за рубежа несколько сложнее, нежели просто работая по договору в России, — потребуется знание некоторых процедурных моментов. Ниже мы об этом расскажем.

Площадки для поиска заказов

С плюсами работы на зарубежье и сложностями (которые преодолимы) всё понятно. Но возникает закономерный вопрос: где же найти иностранного клиента? Очевидно, что эти сайты должны быть также зарубежными. Основные из них:

1. Behance. Самая популярная международная площадка для дизайнеров хорошо зарекомендовала себя и как место поиска зарубежных клиентов. Чтобы с ними встретиться, регулярно постите работы и сопровождайте их описанием именно на английском языке.

О том, как попасть в топы на Behance, читайте в этом материале.

2. Dribbble. Смысл такой же, как и у Behance, но отличается оформление работ: если на Behance придётся потрудиться над красивым кейсом и описанием, то здесь публикуются короткие превью-шоты. Из особенностей — на Dribbble есть отдельные страницы с предложениями работы для дизайнеров в штате и разовых заказов.

3. Upwork. Крупнейший международный ресурс для фрилансеров. Единственное, крупные заказчики очень придирчиво выбирают подрядчика и обращают внимание только на тех, у кого в портфолио достаточно отзывов. Чтобы заработать их, многие фрилансеры сначала берут мелкие и не очень дорогие заказы.

4. Freelancer. Ещё одна крупная международная биржа заказов, но проекты здесь, как правило, больше рассчитаны на новичков. Бесплатно вы можете откликнуться на проекты шесть раз в месяц, если хочется больше — придётся оформить подписку.

Начав работать с биржей фрилансеров, будьте особенно бдительны — часто эти площадки используют мошенники, пытаясь выудить деньги из новичков. Например, просят оплатить что-то «для работы» на внешнем сайте или же установить «важную» программу, которая затем украдёт ваши данные. Или дают очень крупное тестовое задание, которое не оплачивается, а затем вы с удивлением узнаете, что ваш «тестовый» непринятый баннер уже крутится в рекламе заказчика. Поэтому на биржах лучше всего работать через функцию безопасной сделки.

5. Соцсети. Самое «рыбное» место для поиска зарубежного заказчика — это Facebook*. Подпишитесь на англоязычные группы и отслеживайте их обновления. Они могут быть как для фрилансеров всех направлений, так и узкоспециализированные — для UX/UI-дизайнеров, графических дизайнеров, объединяющие заказчиков из США или даже ищущих сотрудников в Индии, где сильно развита работа с IT. Используйте поиск — тематических групп действительно много.

Для каждого ресурса необходимо качественное портфолио — позаботьтесь о том, чтобы красиво закейсить лучшие работы и придумать продающее описание. И, конечно, подробно заполните свой профиль на английском языке.

Как сделать грамотное портфолио на Behance, читайте в этом материале.

Общение с зарубежным заказчиком

Выходя на международный уровень, важно понимать, что придётся работать не только на неродном языке, но и столкнуться с отличающимся менталитетом. И в каждой стране он разный: британцы очень пунктуальны, а вот итальянцы могут и опоздать на встречу или забыть отправить документы, в Штатах же часто хвалят и благодарят за работу, но сразу после этого может последовать большая серия жёстких правок.

Перед началом работы с заказчиком из другой страны очень важно тщательно изучить особенности национального характера. Интернет позволит создать полную картину, а мы пока отметим некоторые общие для разных стран черты:

  • Любовь к частым созвонам. Иностранные заказчики хотят общаться с дизайнером, которого выбрали, только голосом. Поэтому будьте готовы к устным разговорам и учитывайте разницу во времени.
  • Вежливость. Обычно зарубежные клиенты предельно вежливы, особенно это ощущается в переписке, и ждут того же в ответ. Нельзя просто написать заказчику: «Вот макет — пожалуйста, посмотрите». Это будет расценено как грубость. Выучите несколько вежливых фраз, которыми принято предварять и заканчивать переписку, и ориентируйтесь в собственных ответах на тон письма заказчика.
  • Серьёзное отношение к бизнесу. Как правило, для иностранцев бизнес — это бизнес. Даже при длительном сотрудничестве в чатах так и не находится место шуткам, мемчикам и сленгу.
  • Дотошность в документах. К оформлению документов здесь подходят очень тщательно — нет никаких «задним числом» и «договор дошлём позже». Чётко прописанные технические задания формируются на основе брифов, а если проект находится под NDA, то за разглашение сведений последуют очень жёсткие санкции.
  • Уважение национальных праздников и особые рабочие часы. Кроме разницы в часовых поясах вам придётся учитывать и национальные особенности тайм-менеджмента. Так, например, в Южной Европе принят перерыв на сиесту, а в Израиле в пятницу часто работа прекращается сразу же с заходом солнца, даже если ещё нет и пяти. Также лучше узнать даты национальных праздников заранее.

При удалённой работе в зарубежной компании всё управление проектом ведётся через мессенджеры и таск-менеджеры. Среди популярных мессенджеров у иностранных заказчиков в почёте Slack и Skype, а задачи часто ставятся в Trello, Jira, Notion. Поэтому будет нелишним изучить эти инструменты и особенности работы в них.

Получение оплаты

Работа с зарубежным заказчиком чаще всего предполагает неплохой гонорар, и выплачиваться он будет в валюте из-за рубежа. Но как его получить в России? Действительно, процедура здесь немного сложнее, чем при работе с российским клиентом, но всё преодолимо.

Иностранные заказчики предпочитают работать только с ИП — человеком в статусе индивидуального предпринимателя. Открыть ИП несложно — такие услуги предоставляет любой банк. Сейчас оформить все документы можно даже удалённо — заполните анкету на сайте банка, и к вам приедет курьер, чтобы получить подпись на договоре.

После этого вам нужно будет создать валютный счёт. Одновременно с ним у вас откроется транзитный валютный счёт, на который и будут приходить деньги заказчика — их можно будет перевести на ваш валютный или рублёвый счёт ИП.

Работа с иностранными заказчиками попадает под определение внешнеэкономической деятельности, поэтому вам обязательно нужны документы, подтверждающие сделку. В нашем случае это подписанный договор и ТЗ, составленные на английском языке и переведённые на русский. В некоторых странах иногда нужно дополнительно подписать форму о сотрудничестве — как правило, с помощью электронной подписи. На основе договора составляется инвойс — счёт на оплату. Для формирования инвойсов существуют специально созданные сайты, например invoice-generator.com.

Чтобы получить оплату на транзитный валютный счёт, нужно предоставить в банк подписанный договор — обработка документов обычно занимает 1–3 дня. Важно точно соблюдать сроки выполнения работы, указанные в договоре, иначе при получении следующего платежа могут возникнуть проблемы с валютным контролем.

Процедура оформления может отличаться в разных банках, поэтому лучше уточнить всё у вашего банковского менеджера.

Можно ли получить оплату без оформления ИП? Мы не рекомендуем так работать, но если у вас мелкая работа и вы всё-таки решили не оформлять на неё отдельный договор, заказчик может оплатить её через международную платёжную систему PayPal. Зарегистрировать в ней кошелёк очень просто — нужно зайти на сайт paypal.com и заполнить анкету. После этого оплата будет поступать к вам на внутренний счёт. Чтобы вывести её на карту Visa или Mastercard, нужно указать в анкете банковский счёт и подтвердить его (с баланса спишется один рубль, который потом вернётся обратно).

Некоторые заказчики хотят работать через другую популярную платёжную систему — Payoneer. К сожалению, на текущий момент она недоступна в России.

При использовании PayPal суммы до 50 000 рублей можно выводить без предоставления документов в банк. Если ваш заказ свыше 50 000, то лучше проводить его оплату через валютный счёт ИП.

Работая через Upwork, вы можете выводить оплату за работу сразу на свой транзитный счёт. Но поскольку комиссия системы составляет 30 долларов за каждую транзакцию, то, если вы заработали сумму меньше размера комиссии или не сильно превышающую её, придётся подождать.

Не бойтесь сделать первый шаг

Как видите, недостижимое — достижимо. Находясь в России, можно успешно работать на международные компании — для этого есть все технические возможности. Главное, сформировать крепкое портфолио и чётко идти к намеченной цели. Зарегистрируйтесь на международных площадках для поиска заказов и оглядитесь. Попробуйте написать кому-то первым сами — даже если сделка не состоится, именно такая переписка, пусть и на неидеальном английском, поможет вам потихоньку освоиться и — рано или чуть позже — вы получите первый заказ. Дерзайте!

Читайте также:


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована