Маркетинг
#статьи

У «Яндекса» почти 30 поименованных алгоритмов: рассказали обо всех в одной статье

В августе Яндекс выпустил новый алгоритм — «Мимикрия». Использовали это как повод вспомнить все алгоритмы с 2007 года.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Впервые информация о том, как ранжируются сайты в «Яндексе», появилась в 2007 году. С тех пор поисковая система выпускает минимум один алгоритм в год. Некоторые из них существенно меняют результаты выдачи, поэтому сайты, которые раньше были в топе, могут переместиться вниз.

Мы собрали все алгоритмы «Яндекса» и кратко описали их. А также дали рекомендации, как можно учитывать их в продвижении.

«Версия 7»

Алгоритм запустили в июле 2007 года.

Что о нём известно. Сообщалось, что поисковик научился индексировать изображения, метатеги, документы в разных форматах. «Яндекс» начал учитывать внешние ссылки, появился ТИЦ.

Как продвигали сайты. Тогда рекомендовали писать тексты с тематическими ключами и закупать как можно больше ссылок с внешних ресурсов.

«Версия 8» и «Восьмёрка SP1»

«Версию 8» запустили в декабре 2007 года, «Восьмёрку SP1» — в январе 2008-го.

Как работают. Алгоритмы продвинули на верхние строчки сайты, которым доверяли пользователи и поисковые роботы, а также сайты с высоким ТИЦ. Тогда же появился фильтр против прогонов — автоматического размещения ссылок на сайт на других ресурсах. Вес внешних ссылок с главных страниц сайтов уменьшился.

Что стало важным для продвижения. Поведенческие факторы стали значимее. Специалисты рекомендовали делать интересный контент, увеличивать число обратных ссылок, делать сайт удобным, размещать внешние ссылки на внутренних страницах сайта, а не на главных.

«Магадан» и «Магадан 2.0»

Дальше новые алгоритмы появлялись один-два раза в год. Алгоритмам давали имена городов, названия которых начинались с последней буквы предыдущего алгоритма. «Магадан» запустили в мае 2008 года, «Магадан 2.0» — в июле.

Как работают. «Яндекс» начал индексировать сайты на иностранных языках. Улучшились результаты поиска по синонимам, аббревиатурам и транслитерации. Увеличилась скорость обработки запросов. Поисковые роботы начали отслеживать уникальность контента и анализировать семантическое ядро. Алгоритм стал определять геозависимые и коммерческие запросы.

Как повлияли на продвижение. По-прежнему требовалось создавать уникальный контент, добавлять в него тематические ключи. Появилась рекомендация указывать в материалах на локальных или региональных сайтах ключи с названием региона или города. Стало эффективным использовать на сайте транзакционные запросы — это запросы вроде «купить айфон недорого».

«Находка»

Алгоритм запустили в сентябре 2008 года.

Как работает. Система начала лучше распознавать запросы, в которых допущена ошибка в слитном или раздельном написании. Пример такого запроса — «Авто ваз» вместо «Автоваз».

Также «Яндекс» стал лучше учитывать так называемые стоп-слова — междометия, местоимения, знаки препинания. Появился алгоритм, понижающий в поиске за редирект на другой сайт.

В поиске начали подниматься старые информационные сайты — SEO-специалисты сделали вывод, что возраст домена играет роль в продвижении, но официально «Яндекс» об этом не писал.

Что учитывать при продвижении. Не делать редирект на другие сайты. Если сайт новый, покупать домен с историей. Если нет подходящего — купить домен как можно раньше и только потом начать создавать контент для него.

«Арзамас» / «Анадырь»

Алгоритм представили в апреле 2009 года. За следующие семь месяцев его обновили пять раз.

Как работает. Поисковая система усовершенствовала выдачу по запросам с несколькими значениями. Выдача стала зависеть от геолокации пользователя: результат различался у жителей 19 регионов. Если запрос не зависел от геолокации, выдача не менялась. Сайты с popunder- и clickunder-рекламой начали понижать в выдаче.

Что учитывать при продвижении. Убрать всю рекламу типа popunder и clickunder. Указать, по какому адресу находится бизнес, в «Яндекс.Картах».

«Снежинск»

Алгоритм запустили в ноябре 2009 года.

Как работает. В рамках алгоритма запустили «Матрикснет» — новый метод машинного обучения. Он учитывает множество факторов и их комбинации. За счёт него сильно улучшилось качество поиска, изменилась выдача.

Заработал фильтр некачественных сайтов АГС. Он фильтрует бесполезный и некачественный контент. Ниже ранжируются сайты с высокой плотностью ключевых слов.

Что учитывать при продвижении. Создавать полезный и уникальный контент. Не переполнять тексты и метатеги ключевыми запросами. Оптимально — 3–5 ключей на страницу. Создавать уникальные метатеги для каждой страницы и убирать дублированный контент на сайте. Уменьшить количество рекламы на сайте и убрать агрессивную.

«Конаково» и «Конаково 1.1»

«Конаково» запустили в декабре 2009 года, в марте 2010 года заработала улучшенная версия алгоритма.

Как работает. Улучшилась геовыдача: региональное ранжирование распространилось на 1250 городов. Улучшилась формула ранжирования для геонезависимых запросов. В итоге выросли позиции интернет-журналов, сайтов-отзовиков и онлайн-энциклопедий.

Что учитывать при продвижении. Создавать много качественного контента. Разместить бизнес, к которому привязан сайт, на «Яндекс.Картах».

Изображение: «Яндекс»

«Обнинск»

Алгоритм запустили в сентябре 2010 года. Его основная цель — улучшить ранжирование по геонезависимым запросам. По данным «Яндекса», таких запросов было около 70%.

Как работает. Сайты начали ранжироваться по более сложной формуле: её вес, в 2006 году составлявший 0,02 килобайта, достиг 280 мегабайт. Расширился словарь транслитерации, улучшилось качество выдачи по англоязычным запросам. Искусственные ссылки стали меньше влиять на ранжирование.

Что учитывать при продвижении. Уменьшать количество искусственных ссылок, увеличивать естественные ссылки.

«Краснодар»

Алгоритм заработал в декабре 2010 года.

Как работает. В основе алгоритма — технология «Спектр». Она классифицировала запросы по разным потребностям и разделила их на категории: товары, фильмы, города и так далее. Алгоритм воспринимает запросы пользователей не только по значению поисковых слов, но и по общему смыслу. Также можно стало создавать расширенные сниппеты.

Что учитывать при продвижении. Создавать привлекательные сниппеты, которые мотивируют кликнуть. Для этого нужно использовать метатеги <title> и <description>.

«Рейкьявик»

«Рейкьявик» начал работать в августе 2011 года. Этот алгоритм стал первым шагом к персонализированной выдаче.

Как работает. Алгоритм начал учитывать языковые предпочтения пользователей. Он изучал, на каком языке пользователь чаще выбирает страницы в выдаче. Если тот чаще выбирал русскоязычные сайты, поисковик показывал ему ответы в основном на русском языке. В «Вебмастере» появился инструмент, с помощью которого можно закрепить права на авторство текстов. Появилась возможность добавлять организации в «Яндекс.Справочник». Появился математический колдунщик. «Яндекс» улучшил показ поисковых подсказок для новостных запросов.

Что учитывать при продвижении. Нужно указать в коде, на каком языке сайт. Закрепить права на авторство в «Вебмастере». Добавить организацию в «Яндекс.Справочник».

«Калининград»

Алгоритм запустили в декабре 2012 года. В поисковой выдаче произошли глобальные изменения.

Как работает. С 2012 года результаты поиска начали подстраиваться под интересы пользователя. «Яндекс» разделял интересы на кратковременные и долговременные: по одному и тому же запросу выдача могла различаться. Алгоритм начал учитывать историю поиска.

Появились новые поисковые подсказки: ранние запросы пользователя, любимые сайты. Поисковая система выделяла группы пользователей по интересам и показывала им однотипные подсказки. На продвижение сайта влиял ссылочный профиль, контент, ключевые слова в контенте, удобство сайта.

Что учитывать при продвижении. Создавать как можно больше естественных ссылок и как можно меньше искусственных. Сделать сайт удобным для поиска. Выкладывать полезный уникальный контент с тематическими ключевыми запросами.

«Дублин»

Алгоритм заработал с мая 2013 года.

Как работает. «Дублин» — модификация «Калининграда». Поисковая система начала учитывать интересы пользователей в режиме реального времени. Новый алгоритм мог подстроиться под интересы пользователя за семь секунд.

Что учитывать при продвижении. Так как это модификация, новых рекомендаций не появилось.

«Без ссылок»

Алгоритм заработал в марте 2014 года.

Как работает. Поисковая система начала отменять учёт внешних ссылок в ранжировании сайта. Но тогда алгоритм работал только на сайтах по темам недвижимости, электроники и туризма.

Что учитывать при продвижении. Создавать контент, который даёт ответы на все вопросы пользователя по его запросу. Улучшать юзабилити сайта, чтобы им было удобно и приятно пользоваться, — в итоге улучшатся поведенческие факторы. Увеличивать число естественных ссылок.

«Острова»

«Острова» запустили в июне 2014 года.

Как работал. В поисковой выдаче появились «острова» с интерактивными ответами. Они позволяли взаимодействовать с функциональностью сайта, не заходя на него. Например, можно было купить билет на поезд прямо в выдаче. Но «Острова» признали неуспешными и закрыли.

«Объектный ответ»

Новые изменения в поисковой выдаче произошли в апреле 2015 года.

Как работает. Изменения снова коснулись страницы выдачи. Справа от выдачи начали показывать блок с основной информацией о запрашиваемом объекте.

Что учитывать при продвижении. Алгоритм не повлиял на ранжирование.

Объектный ответ по запросу «Москва»
Скриншот: «Яндекс» 

«Минусинск»

Алгоритм запустили в мае 2015 года. С тех пор SEO сильно изменилось.

Как работает. Алгоритм пессимизировал сайты с большим количеством некачественных внешних ссылок. После введения фильтра многие сайты опустились в выдаче. После удаления некачественных ссылок многим не удалось вернуться на прежние позиции.

Что учитывать при продвижении. Удалить искусственные ссылки и больше не покупать их. Увеличивать количество естественных ссылок. Улучшать качество сайта и контента.

«Многорукие бандиты „Яндекса“»

Алгоритм запустили в сентябре 2015 года.

Как работает. Это экспериментальный алгоритм, который ввели, чтобы проанализировать поведение пользователей. «Яндекс» рандомизировал поисковую выдачу. К топовым ресурсам добавили сайты, которые раньше были на низких позициях.

Что учитывать при продвижении. Создавать контент, отвечающий запросам пользователей. Улучшать поведенческие факторы.

«Владивосток»

«Владивосток» запустили в феврале 2016 года.

Как работает. После запуска алгоритма адаптация сайта под мобильные устройства стала ещё одним фактором ранжирования. Алгоритм запустили, так как трафик со смартфонов и планшетов сильно вырос.

Что учитывать при продвижении. Адаптировать сайт под мобильные устройства.

«Палех»

«Палех» заработал в ноябре 2016 года.

Как работает. Поисковая система научилась понимать сложные запросы. «Яндекс» начал находить нужные ответы в метатегах <title>, даже если в них не было слов из запроса пользователя. То есть поисковая система искала ответы не по словам в запросе, а по смыслу запроса.

Что учитывать при продвижении. Нужно делать акцент в контенте не на ключевых запросах, а на пользе. Также важна смысловая и техническая уникальность текста.

«Баден-Баден»

Алгоритм запустили в марте 2017 года.

Как работает. Поисковая система стала понижать в выдаче отдельные страницы или целые сайты с контентом, в котором слишком много ключей или есть скрытый контент. Такой контент считался бесполезным, созданным только для поисковых роботов.

Что учитывать при продвижении. В контенте не должно быть много ключевых слов. Оптимально — 3–5 ключей. Все ключи нужно вписывать естественно.

«Королёв»

Усовершенствованный алгоритм «Палех» запустили в августе 2017 года.

Как работает. Алгоритм научился давать ответы на сложные и многозначные запросы. Поисковик начал находить нужные ответы по смыслу в контенте, а не только в заголовках.

Что учитывать при продвижении. Чтобы «Яндекс» лучше понимал, о чём речь на странице, нужно использовать LSI-копирайтинг, а не традиционную оптимизацию контента. Также можно использовать семантическую разметку.

«Андромеда»

Алгоритм с глобальными изменениями заработал с ноября 2018 года.

Как работает. Появились специальные значки, которые стали влиять на место сайта в поисковой выдаче. Улучшился сервис быстрых ответов. Появились «Яндекс.Коллекции», в которые пользователь может сохранять всю нужную ему информацию.

Что учитывать при продвижении. Создавать качественный релевантный запросам контент, чтобы получить значок от «Яндекса», а пользователи сохраняли статьи в «Коллекциях».

Примеры значков и меток, которые сайты могут получить от «Яндекса»
Скриншот: «Яндекс.Справка» 

«Вега»

Алгоритм «Вега» запустили в декабре 2019 года.

Как работает. Результаты поиска стали формироваться на основании данных не только о городе, но и о районе. «Яндекс» начал использовать «смысловые кластеры» и учитывать мнение асессоров-профессионалов в конкретной сфере.

Что учитывать при продвижении. Создавать качественный полезный контент, который даёт пользователю максимально точный и исчерпывающий ответ.

YATI

YATI (Yet Another Transformer with Improvements) — технология оценки текстов, которую запустили в сентябре 2020 года.

Как работает. В основу нового алгоритма легли «Палех» и «Королёв». YATI может оценивать до десяти предложений целиком: смыслы заголовков, структуру текста, контекст и фрагменты текста. Так алгоритм лучше сопоставляет запрос пользователя с контентом на сайте.

Что учитывать при продвижении. Создавать качественные тексты. Добавлять в них ключи и их синонимы, которые точно будут обозначать тему контента.

Y1

Большое обновление поисковой выдачи вышло в июне 2021 года.

Как работает. В выдаче стало больше быстрых ответов. Поисковая система научилась находить нужные фрагменты видео. Алгоритм начал самостоятельно оценивать компанию по отзывам и визуализировать оценки на шкале.

Что учитывать при продвижении. Создавать качественный контент с проработанным семантическим ядром. Использовать несколько каналов продвижения сайта, не только оптимизацию контента.

«Мимикрия»

Новый алгоритм запустили в августе 2022 года.

Как работает. Алгоритм накладывает фильтр на сайты, которые сильно похожи на известные ресурсы. Алгоритм оценивает, имеет ли сайт собственную функциональность, оригинальный контент, насколько похож дизайн и так далее.

Что учитывать при продвижении. Создавать сайт с уникальным дизайном и контентом.

Другие материалы Skillbox Media про SEO

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована