Маркетинг
#статьи

Редактор: чем он занимается, где на него учиться и как устроиться на работу

Как начать карьеру в диджитале и уже на старте получать 50 тысяч рублей? Стать редактором. Рассказываем, что для этого нужно.

Иллюстрация:Оля Ежак для Skillbox Media

В 2000-х годах профессия редактора пережила второе рождение. Экономика Рунета растёт от года к году на десятки процентов, в интернете нужно много контента, поэтому услуги редакторов становятся более востребованы. В апреле 2024 года только на HeadHunter открыто больше девяти тысяч вакансий для редакторов.

Редакторы требуются не только в журналах, газетах и книжных издательствах. Работа с текстом нужна в компаниях из разных сфер — от ретейла до IT и онлайн-образования. Современные редакторы помогают рекламировать товары и услуги, ведут блоги и соцсети, делают рассылки, пишут тексты для вебинаров и решают много других задач.

В статье мы разберёмся, что это за профессия.


Кто такой редактор

Редактор — это специалист, который работает с текстами, отвечает за их содержание и качество. Он исправляет материалы других авторов, а иногда пишет сам. Задача редактора — сделать так, чтобы текст был полезен, интересен и понятен читателю.

Редактор не просто меняет слова местами и переписывает предложения. Он несёт ответственность за весь процесс создания и за качество контента. Вот что ещё делают редакторы:

  • ищут темы, интересные целевой аудитории;
  • собирают материал для текста;
  • составляют вопросы для экспертов;
  • проверяют факты, изложенные в тексте, — это называется фактчекингом;
  • ищут авторов, договариваются о сотрудничестве, обучают их;
  • подбирают иллюстрации: ищут картинки сами или ставят задачи сотрудникам, которые отвечают за визуал в тексте. Если в тексте нужна инфографика, то редактор придумывает её и пишет техническое задание для иллюстратора.

Это неполный список. Задачи редактора зависят от сферы, в которой он работает. Например, редактору в маркетинговом отделе компании могут поручить не только написать текст для одностраничного сайта, но и собрать этот сайт на конструкторе.

У редакторов есть специализации. Так, в СМИ можно встретить редакторов, которые предпочитают работать только с новостями и статьями про экономику. Другой пример — редактор может работать только с профессиональной литературой по психологии. В таких случаях редактору очень полезно иметь профильное образование.

В следующем модуле расскажем, какие бывают редакторы и где они могут работать.

Где работают редакторы

Как мы писали выше, редакторы могут потребоваться везде, где работают с текстом. Список потенциальных работодателей широк: от маркетинговых агентств до НКО. Перечислим несколько специализаций, пользующихся стабильным спросом.

Редактор в СМИ. Это профессия для тех, кто хочет работать в журналистике: федеральной или региональной. Как правило, редактор в СМИ — это человек, который руководит журналистами: он редактирует их статьи, определяет, какой материал нужно собрать, отслеживает инфоповоды и придумывает темы. Однако в СМИ бывают и пишущие редакторы: они сами пишут новости и статьи.

Часто для того, чтобы стать редактором в СМИ, нужно начинать с позиции журналиста.

По опыту сотрудников нашей редакции, работа в СМИ напряжённая, в ней много стресса. В СМИ важна скорость и готовность срочно выйти на работу ночью или в выходной день, ведь новости не спят.

Примеры текстов, с которыми работают редакторы в СМИ, можно посмотреть на сайте РБК, сайте «Коммерсанта» или регионального информационного агентства PrimaMedia.

Обязанности редактора новостей из вакансии на HeadHunter
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Коммерческий, или маркетинговый редактор. Он работает с текстами для блогов, социальных сетей, email-рассылок, продающих страниц. Реже — с текстами для рекламных брошюр, рекламных объявлений, вебинаров и видеороликов.

Коммерческие редакторы должны разбираться не только в том, как писать тексты — то есть делать их полезными и понятными, — но и в основах интернет-маркетинга. Эти редакторы знают, как написать тексты для SEO или продающие письма для рассылок.

Например, они пишут тексты для лендингов курсов Skillbox, для блога издательства «Манн, Иванов и Фербер» или телеграм-канала «Практика корпоративного обучения».

Также коммерческим редакторам полезно разбираться в отрасли, в которой работает компания. Как можно продать товар или услугу, если сам не понимаешь их ценности?

В крупных компаниях у редакторов есть помощники — корректоры, иллюстраторы, верстальщики. Корректоры вычитывают готовые тексты перед публикацией. Иллюстраторы подбирают картинки или рисуют инфографику по техническому заданию редактора. Верстальщики публикуют материал на сайте или собирают email-рассылку.

Иногда в небольших компаниях все эти задачи редактор выполняет в одиночку. Поэтому коммерческим редакторам полезно уметь пользоваться конструкторами сайтов и рассылок, знать основы дизайна.

Пример обязанностей редактора в отделе маркетинга
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Редактор эфиров. Эти специалисты пишут и редактируют тексты для эфира, то есть то, что зачитывают ведущие и корреспонденты. Их работа похожа на работу редактора в СМИ. Разница только в форматах.

Пример обязанностей редактора эфира
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Редактор в профессиональном медиа. Это работа для тех, кто хочет быть одновременно и редактором, и экспертом в сфере, о которой он пишет. Например, в бухгалтерии, ветеринарии, маркетинге или в области защиты от субсидиарной ответственности.

Сотрудники отраслевых медиа одновременно и коммерческие редакторы, и редакторы СМИ. Им нужно уметь применять знания из обоих миров.

В профессиональных медиа легко стартовать тем, у кого уже есть профессиональные знания в какой-либо отрасли. Знания по теме приобрести сложнее, чем научиться приёмам редактуры. Поэтому, если вы, например, врач и хотите сменить сферу деятельности, возможно, вам следует присмотреться к медицинским изданиям.

Примеры: Skillbox Media, «Главбух», «Контур Журнал», «Экология производства».

Пример обязанностей редактора в газете
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Редактор в книжном издательстве. В издательствах редакторы работают над книгой от этапа приёма рукописи до этапа печати тиража и пиар-кампании. Они отбирают тексты, достойные печати, планируют проект будущей книги, составляют бюджет и определяют тираж, редактируют текст сами или организуют работу литературных редакторов и корректоров, обсуждают с дизайнерами, иллюстраторами и верстальщиками визуальный облик книги, ведут переговоры с типографией.

Поэтому редактор в книжном издательстве должен разбираться в деталях всех процессов: как работать с авторами и переводчиками, как правильно подготовить макет к печати, каким критикам предложить книгу на рецензирование.

Кроме того, для работы с рукописями он, как и редактор в профессиональных медиа, должен не только знать приёмы редактуры, но разбираться и в теме рукописи. Если тема сложная, редактор ищет для неё подходящего научного редактора — узкого специалиста по теме книги.

Пример обязанностей редактора в книжном издательстве
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

UX-редактор. Он пишет тексты сайтов и мобильных приложений — например, тексты для кнопок, всплывающих окон, подсказок, экранов инструкций и так далее.

Такие редакторы помогают сделать интерфейс сайтов и приложений понятным и удобным для пользователей — например, чтобы было ясно, что нужно делать в приложении и как найти нужные функции.

Чтобы написать хороший текст, UX-редакторы должны разбираться в продукте, для которого пишут, понимать особенности пользовательского поведения и дизайна интерфейсов — так как на сайтах и в приложениях текст и дизайн тесно связаны.

Пример обязанностей UX-редактора
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Обучение в Skillbox

  • «Профессия Редактор с нуля до PRO» — для тех, кто хочет улучшить навыки работы с текстом, освоить необходимые форматы и начать карьеру редактора.
  • «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» — для тех, кто только начинает работать с текстами. Вы научитесь писать тексты в самых востребованных форматах и освоите нейросети, чтобы ускорить работу и зарабатывать больше.

Какие качества важны для редактора

Редактору должно нравиться работать с текстом. Ему предстоит писать много текстов, вносить в них правки, затем снова писать и снова править, читать чужие тексты, редактировать их, согласовывать их с экспертами. Если редактору не нравится процесс, в профессии будет трудно.

Для редактора важна грамотность. Существует много онлайн-сервисов, помогающих найти ошибки и опечатки, поэтому идеальная грамотность, которая была обязательной для редактора в XX веке, больше не требуется. Но хорошее знание русского языка всё-таки нужно.

Редактор должен разбираться в теме. Можно встретить мнение, что редакторы должны читать много художественной литературы. Но, по опыту нашей редакции, это не обязательно. Для человека, который пишет или редактирует тексты по психологии, гораздо важнее знать, что написано в «Я — О’кей, Ты — О’Кей» Харриса, чем в «Девяносто третьем годе» Гюго.

Ещё для редакторов важны:

  • Внимательность к деталям и скрупулёзность. Нужно замечать ошибки, а также места, которые можно улучшить, в больших объёмах текста.
  • Умеренный скептицизм. Редакторы должны проверять, насколько достоверны источники и корректно ли в тексте изложены факты.
  • Умение анализировать.
  • Способность слышать критику и разрешать конфликты. Почти к каждому тексту редакторы получают правки от заказчиков или коллег. Поэтому важно уметь соглашаться с критикой, где это нужно, и корректно отстаивать свою точку зрения.
  • Умение давать экологичную обратную связь. Редакторы дают правки копирайтерам, журналистам, авторам и иллюстраторам. Важно давать понятные, обоснованные правки — желательно без негатива.

Сколько зарабатывают редакторы

По состоянию на апрель 2024 года на сайте hh.ru опубликовано больше девяти тысяч вакансий редакторов. Размер зарплаты варьируется от 45 тысяч до 250 тысяч рублей и выше. Это зависит от специализации редактора, от его опыта работы и степени занятости — например, от того, частично он занят в проекте или работает полный день.

Начинающие коммерческие редакторы могут рассчитывать на 50 тысяч на старте. Стандартная ставка более опытного редактора, который умеет работать с несколькими форматами и разбирается в 1–2 отраслях, составляет от 70 до 100 тысяч рублей.

Зарплата шеф-редактора, который отвечает за большое направление и доход которого зависит от результатов деятельности компании, начинается от 120 тысяч рублей.

Пример зарплаты шеф-редактора
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Также зарплата редакторов зависит от количества задач, которые они выполняют. Например, редактор может готовить тексты для рассылок по уже разработанной структуре и в рамках техзадания маркетолога. То есть все основные задачи за него уже решены — ему остаётся только написать. По опыту нашей редакции, такая работа требует около 2–3 часов в день — платят за неё 30–40 тысяч рублей в месяц.

Другой пример — компания хочет вести телеграм-канал, чтобы делиться в нём экспертными материалами. Таким образом в компании хотят улучшить узнаваемость бренда среди целевой аудитории и, соответственно, увеличить продажи.

Как вести телеграм-канал — то есть как настроить необходимые процессы — в компании представляют плохо. Непонятно, как набирать подписчиков, сколько нужно писать постов, кто им для этого нужен, какие ещё форматы контента можно использовать и так далее.

В таком случае нужен редактор, который понимает, как устроены SMM и продвижение в Telegram. Он всё организует с нуля: разберётся в задаче, разработает концепцию канала или, наоборот, поймёт, что канал будет неэффективным и лучше создать email-рассылку.

Дальше редактор наймёт авторов, договорится с дизайнерами, верстальщиками и будет курировать их работу. Такому редактору вполне могут платить 100–150 тысяч рублей в месяц.

Как стать редактором и где учиться

Редактором невозможно стать без опыта работы с текстами. Поэтому большинство редакторов начинали как копирайтеры, журналисты, корреспонденты или стажёры в редакциях. Нужно много практики — по нашему опыту, минимум полгода-год, — прежде чем специалист сможет перейти на позицию редактора.

А вот высшее образование не обязательно, хотя и полезно. Профильное высшее образование для редактора — издательское дело, журналистика или филология. Но работодатели редко просят дипломы по этим специальностям.

Филологическое образование даёт много знаний о языке: о правилах правописания, стилистике, применении слов, теории перевода. Эти знания пригодятся редактору, но часто для работы достаточно хорошей общей грамотности. Для редактора важнее разбираться в теме, с которой он работает, и в том, как писать тексты разных форматов.

Высшее образование по журналистике или по издательскому делу даёт много знаний об этих отраслях. Студенты учатся среди прочего работать с текстами. Однако полноценной тренировки, которую получает стажёр редакции или начинающий копирайтер, в вузах нет. Поэтому в большинстве случаев для работодателей важны кейсы, портфолио и навыки, которые можно проверить с помощью тестового задания, а вот диплом не важен.

Если вы хотите стать редактором, но ещё не работали с текстами, то можно посоветовать начать с копирайтинга. В этой статье мы рассказываем, кто такой копирайтер и как им стать, даём рекомендации по тому, что нужно знать и с чего начинать.

Чтобы начать карьеру, нужно сделать следующее:

  • изучить востребованные форматы и то, как пишут тексты в них;
  • изучить приёмы копирайтинга и редактуры;
  • потренироваться писать тексты;
  • найти первых заказчиков или первую работу.

Есть два способа получить нужные знания: самостоятельно, изучая вебинары и книги, или пройти курсы. Мы дадим несколько советов в следующем модуле.

С чего начать путь в копирайтинг и редактуру

Статьи Skillbox Media. У нас есть десятки материалов: вы можете найти их, листая раздел «Маркетинг». Вот некоторые из них.

Книги. Вот наша небольшая подборка рекомендаций:

Курсы Skillbox. В Skillbox есть два курса: «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» и «Профессия Редактор PRO». Первый курс — для тех, кто хочет войти в новую профессию с нуля, второй — для тех, кто уже работает с текстами, но хочет быть редактором.

На курсе «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» учат писать сильные тексты для любой аудитории и в разных форматах, управлять вниманием читателей, работать с правками и конструктивно общаться с заказчиком, составлять портфолио и организовывать свою работу.

На курсе «Профессия Редактор PRO» изучают коммерческую редактуру. А кроме того, учатся:

  • подбирать форматы контента под бизнес-задачи и оценивать эффективность;
  • набирать авторов, планировать их работу и правильно давать обратную связь;
  • отслеживать объём и качество выпускаемых материалов, планировать загрузку;
  • составлять контент-план и писать отчёты по результатам работы авторов;
  • анализировать продукт, конкурентов и аудиторию и планировать бюджет редакции.

После курса у всех студентов есть готовые материалы для портфолио. Портфолио поможет устроиться на работу в штат или брать задачи на фрилансе.

Ещё оба курса предусматривают программы трудоустройства. HR-специалисты помогают пользователям, прошедшим курс, составить резюме, собрать портфолио и разработать карьерный план.

Научитесь: Профессия Редактор PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована