Маркетинг
#статьи

Менеджер маркетплейсов: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать

Обзор популярной диджитал-профессии. Кому стоит учиться на маркетплейс-менеджера и сколько можно заработать? Как бизнесу найти своего специалиста?

Иллюстрация: Boris Ergunov / Unsplash / AliExpress / Wildberries / Ozon / «Яндекс Маркет» / Colowgee для Skillbox Media

О профессии менеджера маркетплейсов рассказал

Евгений Новиков

Коуч и консультант в сфере e-commerce. Работал байером в центральном офисе Wildberries. Оптимизировал бизнес-процессы более чем ста поставщиков на этом маркетплейсе.

Работал маркетплейс-менеджером как с крупными брендами, например Eleganzza и Modis, так и с локальными: UNU clothing, Hapica, Portobello Italy.

Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах», «Как стать продавцом на Ozon».

В 2023 году доля заказов на маркетплейсах Wildberries и Ozon составила 81% всех онлайн-заказов в России. Это значит, что маркетплейсы становятся каналом продаж номер один для многих бизнесов.

Большинство процессов на маркетплейсах автоматизированы, но торговля на них — полноценная профессия. Менеджеры маркетплейсов владеют навыками из трёх сфер: маркетинга, закупок и продаж.

Появление такого менеджера в компании — шанс кратно увеличить доходы. Для тех же, кто хочет зарабатывать в диджитал-сфере, маркетплейс-менеджер — перспективная специальность. Многие позиции по этой специальности — удалённые, а зарплаты профессионалов превышают 200 тысяч рублей.

В статье разберёмся:


Чем занимается менеджер маркетплейсов

Менеджер маркетплейсов — специалист, который продаёт на маркетплейсах товары компании: он отвечает и за организацию продаж, и за продвижение товаров на площадках. Менеджер маркетплейсов работает с такими площадками, как «Яндекс Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress и другими.

От его работы зависит, заинтересует ли аудиторию товар и насколько прибыльной будет продажа товаров бизнеса через маркетплейсы.

Вот основные задачи менеджера по маркетплейсам:

  • Зарегистрировать магазин на выбранном маркетплейсе.
  • Оформить страницу компании.
  • Проанализировать нишу товара, который планируется продавать.
  • Проанализировать конкурентов и сформировать гипотезу, как нужно выводить на площадки свой товар.
  • Найти поставщика или производство, провести переговоры с ними, закупить готовый товар или заказать выпуск товара на производстве.
  • Организовать доставку товара на склад — взаимодействовать с поставщиками, контролировать логистику, решать возникающие вопросы.
  • Создать карточки товара. В этой статье мы рассказывали, как работать с карточками товара на Wildberries, а в этой — как работать с карточками на Ozon.
  • Продвигать товар — подбирать маркетинговые инструменты, согласовывать бюджет, запускать и контролировать рекламу.
  • Отвечать на вопросы покупателей и работать с отзывами.
  • Мониторить и анализировать продажи, выгружать актуальные цены и остатки.
  • Следить за наличием товара на складах и контролировать поставки.
  • Вести финансовую отчётность, работать с бухгалтерскими документами, готовить отчёты для компании и маркетплейса.
  • Следить за обновлениями правил маркетплейса и при необходимости корректировать свою работу на нём.

Менеджер маркетплейсов не занимается маркировкой и упаковкой товара, не отгружает товары на склад и не развозит их клиентам, не ведёт бухгалтерию и не готовит отчётность для налоговой.

Может показаться, что менеджер маркетплейсов — это универсальный боец, который самостоятельно занимается сразу всеми процессами в магазине. Но это не совсем так.

В больших компаниях на каждом этапе ему могут помогать другие сотрудники: аналитики, финансовые менеджеры, логисты, бухгалтерия и маркетологи. В этом случае менеджер маркетплейсов координирует эти процессы и отвечает за то, чтобы всё работало исправно.

Если же компания небольшая и штат ограничен, то менеджер маркетплейсов занимается всеми перечисленными задачами самостоятельно. Это звучит страшно, но часто с объёмом работ может справиться один специалист. Во-первых, ассортимент в небольших компаниях редко превышает 100 товарных позиций. Во-вторых, для некоторых задач можно привлекать фрилансеров — эсэмэмщиков, таргетологов, фотографов.

Большинство задач, которые выполняет менеджер маркетплейсов, не требуют присутствия в офисе. Поэтому такие специалисты могут работать и удалённо.

Что должен знать и уметь хороший специалист по маркетплейсам

Профессия менеджера маркетплейсов находится на стыке трёх сфер: продаж, закупок и маркетинга. Поэтому и навыки хорошего специалиста — из этих трёх направлений.

Фото: Kampus Production / Pexels

Продажи. Исторически позиция менеджера по работе с маркетплейсами выросла из позиции менеджера по оптовым продажам. На обеих нужны сильные коммуникативные навыки. Специалисты должны уметь договариваться и находить способы решения проблем. 

Из технических скиллов — важно уметь работать с документами и учётными системами: «1С», SAP, Axapta, «МойСклад». Также пригодятся продвинутые навыки работы в Excel.

Ещё менеджер должен разбираться в онлайн-продажах: знать особенности платформ маркетплейсов, рекламных инструментов и встроенных систем аналитики, понимать, как формировать ценовую политику, как работать с акциями и распродажами.

Закупки. Здесь навыки менеджера маркетплейсов перекликаются с навыками категорийного менеджера. Мало просто закупить товар — нужно проанализировать нишу и конкурентов, спланировать объём закупок и рассчитать экономику продаж.

Также важно уметь выявлять тенденции в продажах и находить способы увеличить средний чек с учётом поведения пользователей.

Маркетинг. Менеджеру по работе с маркетплейсами предстоит разрабатывать стратегию продвижения для каждого товара. Он должен ориентироваться в диджитал-маркетинге, терминологии и инструментах продвижения.

В небольших компаниях или на старте карьеры менеджер маркетплейсов работает с карточками товаров самостоятельно. Поэтому для него важно уметь писать тексты и знать основы SEO, чтобы оптимизировать эти тексты под поисковые запросы.

Ещё желательно уметь работать в фоторедакторах — например, в Photoshop или Figma. Это пригодится при обработке фото и подготовке инфографики для карточек.

Как найти своего маркетплейс-менеджера — советы бизнесу

Если маркетплейсы — ключевой канал продаж для вашего бизнеса, к подбору менеджера нужно подойти ответственно. Вот три совета, которые помогут быстро найти и удержать хорошего специалиста по маркетплейсам.

Определите, для каких задач нужен маркетплейс-менеджер. «Мне нужен менеджер по маркетплейсам», — это плохо сформулированная цель. Она неконкретна. Примеры хорошо сформулированных целей:

  • «Мне нужен операционный сотрудник, который будет отвечать за базовую функциональность: отгрузки, карточки товаров и отчёты».
  • «Мне нужен аналитик и закупщик, который будет искать ниши и закупать товар».
  • «Мне нужен маркетолог, который будет запускать рекламу и выводить в топ мой товар».

Скорее всего, cпециалист не будет одинаково силён во всех сферах. Один и тот же менеджер не сможет одинаково хорошо набивать карточки товара, составлять отчёты по продажам, планировать рекламу и давать технические задания фотографам. Поэтому при поиске специалиста нужно чётко понимать, какие направления приоритетнее в текущий момент: рутинные задачи, творчество, анализ или маркетинг.

Подберите каналы поиска специалиста под свои требования. В социальных сетях и телеграм-каналах можно найти начинающих специалистов для выполнения базовых задач: составления карточек, работы с отзывами и составления отчётов. Не стоит отказываться от их услуг только из-за отсутствия опыта — часто у новичков больше интереса и мотивации, чем у опытных.

Карьерные сайты вроде hh.ru — основной канал качественного поиска сотрудника на постоянную работу. Здесь важно грамотно составить вакансию: чётко описать требования к кандидату и задачи, которые он будет выполнять. Так больше шансов привлечь релевантных кандидатов.

Договоритесь о системе мотивации, которая устроит и специалиста, и компанию. Чтобы удержать хорошего специалиста в своей компании, важно изначально договориться о системе мотивации, которая подойдёт обеим сторонам. Оклад и бонус нужно прописать в договоре, его должны согласовать обе стороны.

Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов

Как и любая диджитал-специальность, специальность маркетплейс-менеджера предполагает три ступени квалификации: junior, middle, senior. От квалификации зависит доход.

Junior. Начинающий специалист после профессиональных курсов или с минимальным опытом на позиции ассистента.

Обязанности: базовые задачи по созданию карточек, формированию поставок, выдвижение гипотез по товарным нишам, запрос торговых предложений поставщиков и контроль доставки товара на склад.

Уровень дохода — 30–80 тысяч рублей.

Middle. Сотрудник с опытом работы от года с собственными кейсами.

Обязанности: организация полного цикла закупки, отгрузки и реализации товара на маркетплейсах; работа с сервисами аналитики; выдвижение развёрнутых гипотез; запуск и настройка рекламных кампаний.

Уровень дохода — 50–150 тысяч рублей.

Senior. Профессионал-эксперт с успешными кейсами на разных площадках, прошедший курсы повышения квалификации.

Обязанности: продвинутая аналитика, разработка стратегии по продвижению на маркетплейсах, руководство отделом.

Уровень дохода — 150–300 тысяч рублей.

Уровень дохода маркетплейс-менеджеров с опытом работы от 3 до 6 лет. Данные HeadHunter по состоянию на 10 апреля 2024 года
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Итоговый размер заработной платы специалистов зависит:

  • от масштаба компании;
  • должностных обязанностей;
  • уровня ответственности;
  • размера бонусной части;
  • графика работы.

Кому подойдёт эта профессия

Стать менеджером маркетплейсов может любой, кому интересно это направление и эти задачи. Важно уметь работать с основными компьютерными программами и сервисами.

Хорошо, если у специалиста есть опыт работы в коммерческих организациях: при работе с маркетплейсами нужно понимать, как устроен бизнес, и разбираться в основных терминах.

Что касается личных качеств, то маркетплейс-менеджеру важно:

  • Быть внимательным и уметь работать в режиме многозадачности. Даже если у менеджера есть помощники, нужно контролировать и отслеживать много процессов одновременно. Лучше быть сразу к этому готовым.
  • Быть инициативным и ответственным — часть решений придётся принимать быстро и самостоятельно, без возможности проконсультироваться с другими специалистами или с руководителем.
  • Уметь анализировать — самостоятельно находить информацию, обрабатывать её и строить прогнозы.

Как менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру

Менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру как вертикально, так и горизонтально.

В первом случае они набираются опыта и переходят со ступени junior на middle и senior — в среднем на это уходит 3–5 лет. Или начинают карьеру с сотрудничества с небольшими компаниями или ИП, а после устраиваются на работу в большие корпорации.

При желании менеджер маркетплейсов может дорасти до руководящих должностей. Например, стать руководителем отдела продаж, коммерческим директором, директором по маркетингу или развитию бизнеса.

Во втором случае маркетплейс-менеджеры с большим опытом могут использовать свои углублённые знания для решения новых задач. Например, открыть консалтинговое агентство и консультировать других менеджеров по моделям продвижения на маркетплейсах. Или обучать новичков работать с маркетплейсами с нуля.

Ещё один путь роста — открыть свой бизнес по торговле на онлайн-площадках.

Плюсы и минусы профессии менеджера маркетплейсов

Как и в любой профессии, в работе маркетплейс-менеджера есть преимущества и недостатки. Рассмотрим основные.

ПлюсыМинусы
 Востребованность. В начале мы говорили, что маркетплейсы становятся главным каналом продаж для многих компаний. Поэтому бизнесу нужны хорошие специалисты, которые смогут управлять продажами и увеличивать их объём.

 Высокие зарплаты. Ежемесячный заработок опытных менеджеров маркетплейсов может быть выше 200 тысяч рублей.

 Карьерный рост. При желании можно стать руководителем отдела продаж, коммерческим директором, директором по маркетингу или по развитию бизнеса. В дальнейшем можно запустить свой бизнес.

 Можно работать удалённо.

 Несложный старт. Курсы по работе на маркетплейсах длятся в среднем около трёх месяцев. А к их окончанию, как правило, у пользователя уже есть портфолио с учебными проектами, которое можно показать работодателю. Подробнее об обучении говорим в следующем разделе.
 Многозадачность. Маркетплейс-менеджер работает с большим потоком задач из разных сфер. Нужно уметь переключаться между ними так, чтобы не страдало качество их выполнения. Также нужно постоянно мониторить рабочие процессы, чтобы не упустить ничего важного.

 Нужно постоянно обновлять знания и учиться. Например, следить за трендами электронной торговли, обновлениями на платформах маркетплейсов, искать и тестировать гипотезы о продвижении товаров и так далее.

 Ненормированный график работы. Иногда, чтобы выполнить все срочные задачи, не хватает 8–9 часов рабочего дня. Поэтому приходится работать поздно вечером или на выходных.

 Мало живого общения. Основная коммуникация проходят в формате переписок, поэтому многим не хватает реального общения. Но для кого-то это может показаться, наоборот, преимуществом профессии.

Как стать маркетплейс-менеджером

Чтобы научиться работать с маркетплейсами, не обязательно сразу идти на платные курсы. Можно начать и с самостоятельного обучения. Этот вариант подойдёт тем, кто уже работает в диджитале или имеет смежную специальность.

Если вы дизайнер и рисуете баннеры для карточек товаров или таргета, то, изучив основы работы с Ozon или Wildberries, вы сможете претендовать на стартовую позицию менеджера маркетплейсов.

Если вы бухгалтер, который хорошо разбирается в документообороте и учёте товаров, вы можете освоить основы интернет-маркетинга и аналитики и стартовать в этой профессии.

Стартовать в профессии с нуля лучше с курсами. Такие программы также нужны тем, кто уже начал работать с маркетплейсами и хочет повысить квалификацию — получить знания обо всём, а не только о некоторых областях.

При выборе платформы стоит обратить внимание на три основных критерия:

  • Занятия ведут работающие практики, которые следят за изменениями в отрасли и обновляют теорию курса.
  • В курсе есть практические задания. В идеале к концу обучения у каждого студента должен быть выполнен один полный кейс — от оформления и запуска интернет-магазина до разработки стратегии привлечения трафика.
  • Есть обратная связь от преподавателей и кураторов. Во-первых, если вы плохо разобрались в теме, то вы сможете задать вопросы. Во-вторых, мало просто сделать и сдать задание — нужно, чтобы эксперты его посмотрели и прокомментировали ошибки.
Фото: Liza Summer / Pexels

Учат ли маркетплейс-менеджеров в Skillbox? В Skillbox есть большая программа — «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля». Программа позволяет освоить эту специальность с нуля и получить работу. Студенты учатся:

  • искать ниши и создавать продуктовые линейки;
  • разрабатывать стратегию продаж и рассчитывать экономику проекта;
  • работать с онлайн-площадками: Ozon, Wildberries, eBay, «Яндекс Маркетом», AliExpress, Lamoda, Amazon Handmade, Etsy, «Ярмаркой мастеров»;
  • работать с сервисами для анализа данных маркетплейсов: Shopstat, «Маяком», SellerFox, Moneyplace, Market Papa, MPStats.
  • создавать продающие карточки;
  • работать с отзывами и возражениями клиентов;
  • привлекать трафик с помощью внутренних инструментов площадок, из поисковых систем и из соцсетей;
  • составлять стратегии и план развития бизнеса.

Ещё в Skillbox есть курсы:

  • «Быстрый старт на маркетплейсах» — подойдёт для новичков. На этом курсе можно узнать, как работают торговые площадки, и выбрать идеальный товар для продажи. Разобраться в анализе конкурентов и финансовом планировании. Научиться оформлять карточки, запускать рекламу и повышать прибыльность магазина.
  • «Продвижение на Wildberries и Ozon» — поможет разобраться в инструментах маркетинга на маркетплейсах. Здесь студенты учатся разрабатывать маркетинговые стратегии для разных категорий товаров и анализировать их эффективность.
  • «Как продавать на Wildberries» — учит работе с этой площадкой: от регистрации до анализа продаж. Подойдёт тем, кто хочет стать экспертом по Wildberries.
  • «Как стать продавцом на Ozon» — позволяет разобраться в нюансах работы с этим маркетплейсом: от анализа ниши и создания карточек товаров до работы с отзывами. Поможет начать работать с платформой, масштабировать текущий бизнес.

Как узнать больше о работе на маркетплейсах

  • Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды по началу торговли на Wildberries и на Ozon.
  • Ещё в Skillbox Media есть материалы о том, как работать с рекламными инструментами и продвигать товары на Wildberries и на Ozon.
  • Кроме того, мы рассказывали, как создавать карточки товаров: как работать с карточками товаров на Wildberries; как создать, заполнить и продвинуть карточку товара на Ozon.
  • Ещё в Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике на Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему. А в этой статье сравнили пять популярных сервисов аналитики маркетплейсов.
  • Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, в Skillbox есть программа «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс». Она поможет освоить процесс с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
  • Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: учат запускать рекламу и анализировать продажи под руководством преподавателей. Ещё в Skillbox есть аналогичный курс по торговле на Ozon.

Больше материалов Skillbox Media о маркетплейсах

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована