Менеджер маркетплейсов: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
Обзор популярной диджитал-профессии. Кому стоит учиться на маркетплейс-менеджера и сколько можно заработать? Как бизнесу найти своего специалиста?

О профессии рассказал менеджер-аналитик в сфере e-commerce, проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах», «Как продавать на Wildberries», «Как стать продавцом на Ozon» Евгений Новиков.
Объём рынка e-commerce в 2024 году составил 6,8 млрд заказов. Маркетплейсы являются каналом продаж номер один для многих бизнесов, и всем этим бизнесам нужны менеджеры маркетплейсов. Это перспективная профессия, в которой можно быстро достичь дохода в 150 тысяч рублей и больше.
В статье разберёмся:
- кто такие менеджеры маркетплейсов и чем они занимаются;
- какие знания и навыки нужны хорошему специалисту;
- сколько зарабатывают маркетплейс-менеджеры;
- кому подойдёт профессия и какие у неё плюсы и минусы;
- как менеджеры могут развивать карьеру;
- как стать менеджером маркетплейсов;
- как бизнесу найти своего специалиста по маркетплейсам.
Кто такой менеджер маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов — специалист, который продаёт на маркетплейсах товары компании. Менеджер работает с такими площадками, как «Яндекс Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress и другие.
Специалист может управлять всеми процессами торговли, а может взять на себя только их часть — это зависит от размеров компании, её целей и задач. Например, в крупной торговой компании с миллиардным оборотом менеджер может заниматься только поставками или только рекламой. А в небольшой компании с командой из нескольких человек менеджер может выполнять полный цикл задач по торговле на интернет-платформах.
Вокруг торговли на маркетплейсах вырастают целые экосистемы, эта сфера формирует собственный рынок труда. Поэтому спрос на квалифицированных специалистов год к году только растёт. Так, в первом полугодии 2025 года интерес к услугам менеджеров маркетплейсов вырос почти в четыре раза в сравнении с первым полугодием 2024 года.
Менеджеры нужны и частным селлерам, и компаниям. Селлеры могут заниматься личным кабинетом сами — но только пока не начинают тонуть в операционной работе. Тогда у них появляется потребность в менеджере, который возьмёт на себя операционный блок задач.
Компаниям, особенно активно масштабирующимся, нужны и те, кто будет закрывать операционные задачи, и профессионалы в продвижении.
Чем занимается менеджер маркетплейсов
От профессиональных компетенций менеджера по работе с маркетплейсами зависит, заинтересует ли аудиторию товар и насколько прибыльной будет продажа товаров бизнеса через маркетплейсы.
Вот спектр обязанностей, которые выполняет менеджер маркетплейсов:
- Зарегистрировать магазин на выбранном маркетплейсе.
- Оформить онлайн-витрину компании.
- Проанализировать нишу товара, который планируется продавать.
- Проанализировать конкурентов и сформировать гипотезу, как нужно выводить на площадки свой товар.
- Найти поставщика или производство, провести переговоры с ними, закупить готовый товар или заказать выпуск товара на производстве.
- Организовать доставку товара на склад — взаимодействовать с поставщиками, контролировать логистику, решать возникающие вопросы.
- Создать карточки товара. В том числе сделать описание, фото и инфографику самому или поручить эти задачи другим специалистам.
- Продвигать товар — подбирать маркетинговые инструменты, согласовывать бюджет, запускать и контролировать рекламу.
- Отвечать на вопросы покупателей и работать с отзывами.
- Мониторить и анализировать продажи, выгружать актуальные цены и остатки.
- Следить за наличием товара на складах и контролировать поставки.
- Вести финансовую отчётность, работать с бухгалтерскими документами, готовить отчёты для компании и маркетплейса.
- Следить за обновлениями правил маркетплейса и при необходимости корректировать свою работу на нём.
Менеджер маркетплейсов не занимается маркировкой и упаковкой товара, не отгружает товары на склад и не развозит их клиентам, не ведёт бухгалтерию и не готовит отчётность для налоговой.
Может показаться, что менеджер маркетплейсов — это универсальный боец, который самостоятельно занимается сразу всеми процессами в магазине. Но это не совсем так.
В больших компаниях на каждом этапе ему могут помогать другие сотрудники: аналитики, финансовые менеджеры, логисты, бухгалтерия и маркетологи. В этом случае менеджер маркетплейсов координирует эти процессы и отвечает за то, чтобы всё работало исправно.
Если же компания небольшая и штат ограничен, то менеджер маркетплейсов занимается всеми перечисленными задачами самостоятельно. Это звучит страшно, но часто с объёмом работ может справиться один специалист. Во-первых, ассортимент в небольших компаниях редко превышает 100 товарных позиций. Во-вторых, для некоторых задач можно привлекать фрилансеров — эсэмэмщиков, таргетологов, фотографов.
Большинство задач, которые выполняет менеджер маркетплейсов, не требуют присутствия в офисе. Поэтому такие специалисты часто работают удалённо.
Что должен знать и уметь хороший специалист по маркетплейсам
Профессия менеджера маркетплейсов находится на стыке трёх сфер: продаж, закупок и маркетинга. Поэтому и навыки хорошего специалиста — из этих трёх направлений.

Продажи. Исторически позиция менеджера по работе с маркетплейсами выросла из позиции менеджера по оптовым продажам. На обеих нужны сильные коммуникативные навыки. Специалисты должны уметь договариваться и находить способы решения проблем.
Из технических скиллов — важно уметь работать с документами и учётными системами вроде «1C» и «МойСклад». Также пригодятся продвинутые навыки работы в Excel.
Ещё менеджер должен разбираться в онлайн-продажах: знать особенности платформ маркетплейсов, рекламных инструментов и встроенных систем аналитики, понимать, как формировать ценовую политику, как работать с акциями и распродажами.
Закупки. Здесь навыки менеджера маркетплейсов перекликаются с навыками категорийного менеджера. Мало просто закупить товар — нужно проанализировать нишу и конкурентов, спланировать объём закупок и рассчитать экономику продаж.
Также важно уметь выявлять тенденции в продажах и находить способы увеличить средний чек с учётом поведения пользователей.
Маркетинг. Менеджеру по работе с маркетплейсами предстоит разрабатывать стратегию продвижения для каждого товара. Он должен ориентироваться в диджитал-маркетинге, терминологии и инструментах продвижения.
В небольших компаниях или на старте карьеры менеджер маркетплейсов работает с карточками товаров самостоятельно. Поэтому для него важно уметь писать тексты и знать основы SEO, чтобы оптимизировать эти тексты под поисковые запросы.
Помимо этого, для решения задач, связанных с контентом, менеджер по маркетплейсам должен как минимум на базовом уровне уметь работать с нейросетями, например с DeepSeek или Perplexity
Ещё желательно уметь работать в фоторедакторах — например, в Photoshop или Figma. Это пригодится при обработке фото и подготовке инфографики для карточек.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет освоить профессию менеджера маркетплейсов
- «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля + ИИ» — для тех, кто хочет с нуля получить необходимые знания и навыки и найти работу.
- «Как продавать на Wildberries + ИИ» — для тех, кто хочет разобраться во всех нюансах работы с этой площадкой.
- «Продвижение на маркетплейсах» — для тех, кто хочет научиться запускать внутреннюю и внешнюю рекламу.
- «Инфографика для маркетплейсов + ИИ» — для тех, кто хочет научиться создавать эффективную инфографику.
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Как и любая диджитал-специальность, специальность маркетплейс-менеджера предполагает три ступени квалификации: junior, middle, senior. От квалификации зависит доход.
Junior. Начинающий специалист после профессиональных курсов или с минимальным опытом на позиции ассистента.
Обязанности: базовые задачи по созданию карточек, формированию поставок, выдвижение гипотез по товарным нишам, запрос торговых предложений поставщиков и контроль доставки товара на склад.
Уровень дохода — 40–80 тысяч рублей в месяц.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Middle. Сотрудник с опытом работы от года с собственными кейсами.
Обязанности: организация полного цикла закупки, отгрузки и реализации товара на маркетплейсах; работа с сервисами аналитики; выдвижение развёрнутых гипотез; запуск и настройка рекламных кампаний.
Уровень дохода — 50–150 тысяч рублей.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Senior. Профессионал-эксперт с успешными кейсами на разных площадках, прошедший курсы повышения квалификации. Зачастую у него есть и хард-скиллы по работе с интернет-площадками, и компетенции руководителя. Как правило, в подчинении у сеньора либо младшие менеджеры, либо команда разных специалистов.
Обязанности: продвинутая аналитика, разработка стратегии по продвижению на маркетплейсах, руководство отделом по работе с маркетплейсами.
Уровень дохода — 150–300 тысяч рублей.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Размер зарплаты специалистов зависит от масштаба компании, должностных обязанностей, уровня ответственности, размера бонусной части и графика работы. В отрасли продаж на маркетплейсах можно найти и работу на несколько часов в неделю — и получать за неё 40–50 тысяч рублей в месяц, и работу на полный день, связанную с управлением большим ассортиментом товаров, — и получать за неё 200 тысяч рублей в месяц.
Кому подойдёт эта профессия
Стать менеджером маркетплейсов может любой, кому интересно это направление и эти задачи. Но важно уметь работать с основными компьютерными программами и сервисами.
Хорошо, если у специалиста есть опыт работы в коммерческих организациях: при работе с маркетплейсами нужно понимать, как устроен бизнес, и разбираться в основных терминах.
Что касается личных качеств, то маркетплейс-менеджеру важно:
- Быть внимательным и уметь работать в режиме многозадачности. Даже если у менеджера есть помощники, нужно контролировать и отслеживать много процессов одновременно. Лучше быть сразу к этому готовым.
- Быть инициативным и ответственным — часть решений придётся принимать быстро и самостоятельно, без возможности проконсультироваться с другими специалистами или с руководителем.
- Уметь анализировать — самостоятельно находить информацию, обрабатывать её и строить прогнозы.
Если вы внимательны, инициативны и ответственны, но пока не разбираетесь в терминах и не понимаете, как устроен бизнес, — ничего страшного. Всему можно научиться.
Как менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру
Менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру как вертикально, так и горизонтально.
В первом случае они набираются опыта и переходят со ступени junior на middle и senior — в среднем на это уходит 3–5 лет. Или начинают карьеру с сотрудничества с небольшими компаниями или ИП, а после устраиваются на работу в большие корпорации.
При желании менеджер маркетплейсов может дорасти до руководящих должностей. Например, стать руководителем отдела продаж, коммерческим директором, директором по маркетингу или развитию бизнеса.
Во втором случае маркетплейс-менеджеры с большим опытом могут использовать свои углублённые знания для решения новых задач. Например, открыть консалтинговое агентство и консультировать других менеджеров по моделям продвижения на маркетплейсах. Или обучать новичков работать с маркетплейсами с нуля.
Ещё один путь роста — открыть свой бизнес по торговле на онлайн-площадках.
Какие есть плюсы и минусы в профессии менеджера маркетплейсов
Как и в любой профессии, в работе маркетплейс-менеджера есть преимущества и недостатки. Рассмотрим основные.
| Плюсы | Минусы |
|---|---|
Востребованность. В начале мы говорили, что маркетплейсы становятся главным каналом продаж для многих компаний. Поэтому бизнесу нужны хорошие специалисты, которые смогут управлять продажами и увеличивать их объём. Высокие зарплаты. Ежемесячный заработок опытных менеджеров маркетплейсов может быть выше 200 тысяч рублей. Карьерный рост. При желании можно стать руководителем отдела продаж, коммерческим директором, директором по маркетингу или по развитию бизнеса. В дальнейшем можно запустить свой бизнес. Можно работать удалённо. Несложный старт. Курсы по работе на маркетплейсах длятся в среднем около трёх месяцев. А к их окончанию, как правило, у пользователя уже есть портфолио с учебными проектами, которое можно показать работодателю. Подробнее об обучении говорим в следующем разделе.
|
Многозадачность. Маркетплейс-менеджер работает с большим потоком задач из разных сфер. Нужно уметь переключаться между ними так, чтобы не страдало качество их выполнения. Также нужно постоянно мониторить рабочие процессы, чтобы не упустить ничего важного. Нужно постоянно обновлять знания и учиться. Например, следить за трендами электронной торговли, обновлениями на платформах маркетплейсов, искать и тестировать гипотезы о продвижении товаров и так далее. Ненормированный график работы. Иногда, чтобы выполнить все срочные задачи, не хватает 8–9 часов рабочего дня. Поэтому приходится работать поздно вечером или на выходных. Мало живого общения. Основная коммуникация проходят в формате переписок, поэтому многим не хватает реального общения. Но для кого-то это может показаться, наоборот, преимуществом профессии.
|
Как стать менеджером маркетплейсов
Чтобы научиться работать с маркетплейсами, не обязательно сразу идти на платные курсы. Можно начать и с самостоятельного обучения. Этот вариант подойдёт тем, кто уже работает в диджитале или имеет смежную специальность.
Если вы дизайнер и рисуете баннеры для карточек товаров или таргета, то, изучив основы работы с Ozon или Wildberries, вы сможете претендовать на стартовую позицию менеджера маркетплейсов.
Если вы бухгалтер, который хорошо разбирается в документообороте и учёте товаров, вы можете освоить основы интернет-маркетинга и аналитики и стартовать в этой профессии.
Стартовать в профессии с нуля лучше с курсами. Такие программы также нужны тем, кто уже начал работать с маркетплейсами и хочет повысить квалификацию — получить знания обо всём, а не только о некоторых областях.
При выборе программы стоит обратить внимание на три основных критерия:
- Занятия ведут работающие практики, которые следят за изменениями в отрасли и обновляют теорию курса.
- В курсе есть практические задания. В идеале к концу обучения у каждого студента должен быть выполнен один полный кейс — от оформления и запуска интернет-магазина до разработки стратегии привлечения трафика.
- Есть обратная связь от преподавателей и кураторов. Во-первых, если вы плохо разобрались в теме, то вы сможете задать вопросы. Во-вторых, мало просто сделать и сдать задание — нужно, чтобы эксперты его посмотрели и прокомментировали ошибки.
Если курс соответствует этим критериям, скорее всего, вы получите на нём полезные навыки — и сможете претендовать на позицию джуна или искать клиентов на фрилансе.

Как найти своего маркетплейс-менеджера: советы бизнесу
Если маркетплейсы — ключевой канал продаж для вашего бизнеса, к подбору менеджера нужно подойти ответственно. Вот три совета, которые помогут быстро найти и удержать хорошего специалиста по маркетплейсам.
Определите, для каких задач нужен маркетплейс-менеджер. «Мне нужен менеджер по маркетплейсам», — это плохо сформулированная цель. Она неконкретна. Примеры хорошо сформулированных целей:
- «Мне нужен операционный сотрудник, который будет отвечать за базовую функциональность: отгрузку, карточки товаров и отчёты».
- «Мне нужен аналитик и закупщик, который будет искать ниши и закупать товар».
- «Мне нужен маркетолог, который будет профессионально работать с внутренней и внешней рекламой и выводить в топ мой товар».
Скорее всего, специалист не будет одинаково силён во всех сферах. Один и тот же менеджер не сможет одинаково хорошо набивать карточки товара, составлять отчёты о продажах, планировать рекламу и давать технические задания фотографам. Поэтому при поиске специалиста нужно чётко понимать, какие направления приоритетнее в текущий момент: рутинные задачи, творчество, анализ или маркетинг.
Подберите каналы поиска специалиста под свои требования. В социальных сетях и телеграм-каналах можно найти начинающих специалистов для выполнения базовых задач: составления карточек, работы с отзывами и составления отчётов. Не стоит отказываться от их услуг только из-за отсутствия опыта — часто у новичков больше интереса и мотивации, чем у опытных.
Карьерные сайты вроде hh.ru — основной канал поиска сотрудника на постоянную работу. Важно грамотно составить вакансию для них: чётко описать требования к кандидату и задачи, которые он будет выполнять. Это увеличивает шанс привлечь релевантных кандидатов.
Договоритесь о системе мотивации, которая устроит и специалиста, и компанию. Чтобы удержать хорошего специалиста в своей компании, важно изначально договориться о системе мотивации, которая подойдёт обеим сторонам. Оклад и бонус нужно прописать в договоре, его должны согласовать обе стороны.
Как узнать больше о работе на маркетплейсах
- Чтобы лучше разобраться в том, что бизнес хочет от менеджеров маркетплейсов, прочитайте гайды по началу торговли на Wildberries, на Ozon и на «Яндекс Маркете».
- Работа с карточками товаров — одна из самых распространённых задач менеджера. В Skillbox Media есть статьи о работе с карточками товаров на основных российских площадках: Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете».
- Понять, как менеджеры работают с нейросетями, помогут материалы о нейросетях для инфографики и о лайфхаках по работе с маркетплейсами.
- Тем, кто хочет стать менеджером, может подойти курс Skillbox «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс + ИИ». На нём можно освоить процесс торговли с нуля. В программе курса — более 60 часов практики, доступ к кабинету Ozon и платным сервисам и личные консультации с экспертом. Тем, кто проходит обучение до конца, Skillbox помогает с трудоустройством.
Больше материалов Skillbox Media о маркетплейсах
- Руководство по сертификации товаров: в каких случаях она нужна и как получить документы
- FBS или FBO: сравниваем схемы работы на маркетплейсах и выбираем подходящую
- Маркировка товаров: гайд для тех, кто пока не разобрался, как она работает
- Отказное письмо: для каких товаров нужно и как его оформить
- Как понять, что продавать на Wildberries? Понятная инструкция по анализу ниши
Востребованность. В начале мы говорили, что маркетплейсы становятся главным каналом продаж для многих компаний. Поэтому бизнесу нужны хорошие специалисты, которые смогут управлять продажами и увеличивать их объём.