Менеджер маркетплейсов: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
Обзор популярной диджитал-профессии. Кому стоит учиться на маркетплейс-менеджера и сколько можно заработать? Как бизнесу найти своего специалиста?


Иллюстрация: Boris Ergunov / Unsplash / AliExpress / Wildberries / Ozon / «Яндекс Маркет» / Colowgee для Skillbox Media

О профессии менеджера маркетплейсов рассказал
Евгений Новиков
Коуч и консультант в сфере e-commerce. Работал байером в центральном офисе Wildberries. Оптимизировал бизнес-процессы более чем ста поставщиков на этом маркетплейсе.
Работал маркетплейс-менеджером как с крупными брендами, например Eleganzza и Modis, так и с локальными: UNU clothing, Hapica, Portobello Italy.
Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах», «Как стать продавцом на Ozon».
В 2023 году доля заказов на маркетплейсах Wildberries и Ozon составила 81% всех онлайн-заказов в России. Это значит, что маркетплейсы становятся каналом продаж номер один для многих бизнесов.
Большинство процессов на маркетплейсах автоматизированы, но торговля на них — полноценная профессия. Менеджеры маркетплейсов владеют навыками из трёх сфер: маркетинга, закупок и продаж.
Появление такого менеджера в компании — шанс кратно увеличить доходы. Для тех же, кто хочет зарабатывать в диджитал-сфере, маркетплейс-менеджер — перспективная специальность. Многие позиции по этой специальности — удалённые, а зарплаты профессионалов превышают 200 тысяч рублей.
В статье разберёмся:
- кто такие менеджеры маркетплейсов и чем они занимаются;
- какие знания и навыки нужны хорошему специалисту;
- как бизнесу найти своего специалиста по маркетплейсам;
- сколько зарабатывают маркетплейс-менеджеры;
- кому подойдёт профессия и какие у неё плюсы и минусы;
- как менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру;
- где учиться на менеджера маркетплейсов;
- как узнать больше о работе на маркетплейсах.
Чем занимается менеджер маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов — специалист, который продаёт на маркетплейсах товары компании: он отвечает и за организацию продаж, и за продвижение товаров на площадках. Менеджер маркетплейсов работает с такими площадками, как «Яндекс Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress и другими.
От его работы зависит, заинтересует ли аудиторию товар и насколько прибыльной будет продажа товаров бизнеса через маркетплейсы.
Вот основные задачи менеджера по маркетплейсам:
- Зарегистрировать магазин на выбранном маркетплейсе.
- Оформить страницу компании.
- Проанализировать нишу товара, который планируется продавать.
- Проанализировать конкурентов и сформировать гипотезу, как нужно выводить на площадки свой товар.
- Найти поставщика или производство, провести переговоры с ними, закупить готовый товар или заказать выпуск товара на производстве.
- Организовать доставку товара на склад — взаимодействовать с поставщиками, контролировать логистику, решать возникающие вопросы.
- Создать карточки товара. В этой статье мы рассказывали, как работать с карточками товара на Wildberries, а в этой — как работать с карточками на Ozon.
- Продвигать товар — подбирать маркетинговые инструменты, согласовывать бюджет, запускать и контролировать рекламу.
- Отвечать на вопросы покупателей и работать с отзывами.
- Мониторить и анализировать продажи, выгружать актуальные цены и остатки.
- Следить за наличием товара на складах и контролировать поставки.
- Вести финансовую отчётность, работать с бухгалтерскими документами, готовить отчёты для компании и маркетплейса.
- Следить за обновлениями правил маркетплейса и при необходимости корректировать свою работу на нём.
Менеджер маркетплейсов не занимается маркировкой и упаковкой товара, не отгружает товары на склад и не развозит их клиентам, не ведёт бухгалтерию и не готовит отчётность для налоговой.
Может показаться, что менеджер маркетплейсов — это универсальный боец, который самостоятельно занимается сразу всеми процессами в магазине. Но это не совсем так.
В больших компаниях на каждом этапе ему могут помогать другие сотрудники: аналитики, финансовые менеджеры, логисты, бухгалтерия и маркетологи. В этом случае менеджер маркетплейсов координирует эти процессы и отвечает за то, чтобы всё работало исправно.
Если же компания небольшая и штат ограничен, то менеджер маркетплейсов занимается всеми перечисленными задачами самостоятельно. Это звучит страшно, но часто с объёмом работ может справиться один специалист. Во-первых, ассортимент в небольших компаниях редко превышает 100 товарных позиций. Во-вторых, для некоторых задач можно привлекать фрилансеров — эсэмэмщиков, таргетологов, фотографов.
Большинство задач, которые выполняет менеджер маркетплейсов, не требуют присутствия в офисе. Поэтому такие специалисты могут работать и удалённо.
Что должен знать и уметь хороший специалист по маркетплейсам
Профессия менеджера маркетплейсов находится на стыке трёх сфер: продаж, закупок и маркетинга. Поэтому и навыки хорошего специалиста — из этих трёх направлений.

Продажи. Исторически позиция менеджера по работе с маркетплейсами выросла из позиции менеджера по оптовым продажам. На обеих нужны сильные коммуникативные навыки. Специалисты должны уметь договариваться и находить способы решения проблем.
Из технических скиллов — важно уметь работать с документами и учётными системами: «1С», SAP, Axapta, «МойСклад». Также пригодятся продвинутые навыки работы в Excel.
Ещё менеджер должен разбираться в онлайн-продажах: знать особенности платформ маркетплейсов, рекламных инструментов и встроенных систем аналитики, понимать, как формировать ценовую политику, как работать с акциями и распродажами.
Закупки. Здесь навыки менеджера маркетплейсов перекликаются с навыками категорийного менеджера. Мало просто закупить товар — нужно проанализировать нишу и конкурентов, спланировать объём закупок и рассчитать экономику продаж.
Также важно уметь выявлять тенденции в продажах и находить способы увеличить средний чек с учётом поведения пользователей.
Маркетинг. Менеджеру по работе с маркетплейсами предстоит разрабатывать стратегию продвижения для каждого товара. Он должен ориентироваться в диджитал-маркетинге, терминологии и инструментах продвижения.
В небольших компаниях или на старте карьеры менеджер маркетплейсов работает с карточками товаров самостоятельно. Поэтому для него важно уметь писать тексты и знать основы SEO, чтобы оптимизировать эти тексты под поисковые запросы.
Ещё желательно уметь работать в фоторедакторах — например, в Photoshop или Figma. Это пригодится при обработке фото и подготовке инфографики для карточек.
Как найти своего маркетплейс-менеджера — советы бизнесу
Если маркетплейсы — ключевой канал продаж для вашего бизнеса, к подбору менеджера нужно подойти ответственно. Вот три совета, которые помогут быстро найти и удержать хорошего специалиста по маркетплейсам.
Определите, для каких задач нужен маркетплейс-менеджер. «Мне нужен менеджер по маркетплейсам», — это плохо сформулированная цель. Она неконкретна. Примеры хорошо сформулированных целей:
- «Мне нужен операционный сотрудник, который будет отвечать за базовую функциональность: отгрузки, карточки товаров и отчёты».
- «Мне нужен аналитик и закупщик, который будет искать ниши и закупать товар».
- «Мне нужен маркетолог, который будет запускать рекламу и выводить в топ мой товар».
Скорее всего, cпециалист не будет одинаково силён во всех сферах. Один и тот же менеджер не сможет одинаково хорошо набивать карточки товара, составлять отчёты по продажам, планировать рекламу и давать технические задания фотографам. Поэтому при поиске специалиста нужно чётко понимать, какие направления приоритетнее в текущий момент: рутинные задачи, творчество, анализ или маркетинг.
Подберите каналы поиска специалиста под свои требования. В социальных сетях и телеграм-каналах можно найти начинающих специалистов для выполнения базовых задач: составления карточек, работы с отзывами и составления отчётов. Не стоит отказываться от их услуг только из-за отсутствия опыта — часто у новичков больше интереса и мотивации, чем у опытных.
Карьерные сайты вроде hh.ru — основной канал качественного поиска сотрудника на постоянную работу. Здесь важно грамотно составить вакансию: чётко описать требования к кандидату и задачи, которые он будет выполнять. Так больше шансов привлечь релевантных кандидатов.
Договоритесь о системе мотивации, которая устроит и специалиста, и компанию. Чтобы удержать хорошего специалиста в своей компании, важно изначально договориться о системе мотивации, которая подойдёт обеим сторонам. Оклад и бонус нужно прописать в договоре, его должны согласовать обе стороны.
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Как и любая диджитал-специальность, специальность маркетплейс-менеджера предполагает три ступени квалификации: junior, middle, senior. От квалификации зависит доход.
Junior. Начинающий специалист после профессиональных курсов или с минимальным опытом на позиции ассистента.
Обязанности: базовые задачи по созданию карточек, формированию поставок, выдвижение гипотез по товарным нишам, запрос торговых предложений поставщиков и контроль доставки товара на склад.
Уровень дохода — 30–80 тысяч рублей.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Middle. Сотрудник с опытом работы от года с собственными кейсами.
Обязанности: организация полного цикла закупки, отгрузки и реализации товара на маркетплейсах; работа с сервисами аналитики; выдвижение развёрнутых гипотез; запуск и настройка рекламных кампаний.
Уровень дохода — 50–150 тысяч рублей.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Senior. Профессионал-эксперт с успешными кейсами на разных площадках, прошедший курсы повышения квалификации.
Обязанности: продвинутая аналитика, разработка стратегии по продвижению на маркетплейсах, руководство отделом.
Уровень дохода — 150–300 тысяч рублей.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Итоговый размер заработной платы специалистов зависит:
- от масштаба компании;
- должностных обязанностей;
- уровня ответственности;
- размера бонусной части;
- графика работы.
Кому подойдёт эта профессия
Стать менеджером маркетплейсов может любой, кому интересно это направление и эти задачи. Важно уметь работать с основными компьютерными программами и сервисами.
Хорошо, если у специалиста есть опыт работы в коммерческих организациях: при работе с маркетплейсами нужно понимать, как устроен бизнес, и разбираться в основных терминах.
Что касается личных качеств, то маркетплейс-менеджеру важно:
- Быть внимательным и уметь работать в режиме многозадачности. Даже если у менеджера есть помощники, нужно контролировать и отслеживать много процессов одновременно. Лучше быть сразу к этому готовым.
- Быть инициативным и ответственным — часть решений придётся принимать быстро и самостоятельно, без возможности проконсультироваться с другими специалистами или с руководителем.
- Уметь анализировать — самостоятельно находить информацию, обрабатывать её и строить прогнозы.
Как менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру
Менеджеры маркетплейсов могут развивать карьеру как вертикально, так и горизонтально.
В первом случае они набираются опыта и переходят со ступени junior на middle и senior — в среднем на это уходит 3–5 лет. Или начинают карьеру с сотрудничества с небольшими компаниями или ИП, а после устраиваются на работу в большие корпорации.
При желании менеджер маркетплейсов может дорасти до руководящих должностей. Например, стать руководителем отдела продаж, коммерческим директором, директором по маркетингу или развитию бизнеса.
Во втором случае маркетплейс-менеджеры с большим опытом могут использовать свои углублённые знания для решения новых задач. Например, открыть консалтинговое агентство и консультировать других менеджеров по моделям продвижения на маркетплейсах. Или обучать новичков работать с маркетплейсами с нуля.
Ещё один путь роста — открыть свой бизнес по торговле на онлайн-площадках.
Плюсы и минусы профессии менеджера маркетплейсов
Как и в любой профессии, в работе маркетплейс-менеджера есть преимущества и недостатки. Рассмотрим основные.
Плюсы | Минусы |
---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Как стать маркетплейс-менеджером
Чтобы научиться работать с маркетплейсами, не обязательно сразу идти на платные курсы. Можно начать и с самостоятельного обучения. Этот вариант подойдёт тем, кто уже работает в диджитале или имеет смежную специальность.
Если вы дизайнер и рисуете баннеры для карточек товаров или таргета, то, изучив основы работы с Ozon или Wildberries, вы сможете претендовать на стартовую позицию менеджера маркетплейсов.
Если вы бухгалтер, который хорошо разбирается в документообороте и учёте товаров, вы можете освоить основы интернет-маркетинга и аналитики и стартовать в этой профессии.
Стартовать в профессии с нуля лучше с курсами. Такие программы также нужны тем, кто уже начал работать с маркетплейсами и хочет повысить квалификацию — получить знания обо всём, а не только о некоторых областях.
При выборе платформы стоит обратить внимание на три основных критерия:
- Занятия ведут работающие практики, которые следят за изменениями в отрасли и обновляют теорию курса.
- В курсе есть практические задания. В идеале к концу обучения у каждого студента должен быть выполнен один полный кейс — от оформления и запуска интернет-магазина до разработки стратегии привлечения трафика.
- Есть обратная связь от преподавателей и кураторов. Во-первых, если вы плохо разобрались в теме, то вы сможете задать вопросы. Во-вторых, мало просто сделать и сдать задание — нужно, чтобы эксперты его посмотрели и прокомментировали ошибки.

Учат ли маркетплейс-менеджеров в Skillbox? В Skillbox есть большая программа — «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля». Программа позволяет освоить эту специальность с нуля и получить работу. Студенты учатся:
- искать ниши и создавать продуктовые линейки;
- разрабатывать стратегию продаж и рассчитывать экономику проекта;
- работать с онлайн-площадками: Ozon, Wildberries, eBay, «Яндекс Маркетом», AliExpress, Lamoda, Amazon Handmade, Etsy, «Ярмаркой мастеров»;
- работать с сервисами для анализа данных маркетплейсов: Shopstat, «Маяком», SellerFox, Moneyplace, Market Papa, MPStats.
- создавать продающие карточки;
- работать с отзывами и возражениями клиентов;
- привлекать трафик с помощью внутренних инструментов площадок, из поисковых систем и из соцсетей;
- составлять стратегии и план развития бизнеса.
Ещё в Skillbox есть курсы:
- «Быстрый старт на маркетплейсах» — подойдёт для новичков. На этом курсе можно узнать, как работают торговые площадки, и выбрать идеальный товар для продажи. Разобраться в анализе конкурентов и финансовом планировании. Научиться оформлять карточки, запускать рекламу и повышать прибыльность магазина.
- «Продвижение на Wildberries и Ozon» — поможет разобраться в инструментах маркетинга на маркетплейсах. Здесь студенты учатся разрабатывать маркетинговые стратегии для разных категорий товаров и анализировать их эффективность.
- «Как продавать на Wildberries» — учит работе с этой площадкой: от регистрации до анализа продаж. Подойдёт тем, кто хочет стать экспертом по Wildberries.
- «Как стать продавцом на Ozon» — позволяет разобраться в нюансах работы с этим маркетплейсом: от анализа ниши и создания карточек товаров до работы с отзывами. Поможет начать работать с платформой, масштабировать текущий бизнес.
Как узнать больше о работе на маркетплейсах
- Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды по началу торговли на Wildberries и на Ozon.
- Ещё в Skillbox Media есть материалы о том, как работать с рекламными инструментами и продвигать товары на Wildberries и на Ozon.
- Кроме того, мы рассказывали, как создавать карточки товаров: как работать с карточками товаров на Wildberries; как создать, заполнить и продвинуть карточку товара на Ozon.
- Ещё в Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике на Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему. А в этой статье сравнили пять популярных сервисов аналитики маркетплейсов.
- Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, в Skillbox есть программа «Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс». Она поможет освоить процесс с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
- Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: учат запускать рекламу и анализировать продажи под руководством преподавателей. Ещё в Skillbox есть аналогичный курс по торговле на Ozon.
Больше материалов Skillbox Media о маркетплейсах
- 10 курсов по Wildberries для тех, кто хочет научиться зарабатывать на маркетплейсе
- Руководство по сертификации товаров: в каких случаях она нужна и как получить документы
- FBS или FBO: сравниваем схемы работы на маркетплейсах и выбираем подходящую
- Маркировка товаров: гайд для тех, кто пока не разобрался, как она работает
- Отказное письмо: для каких товаров нужно и как его оформить
- Как понять, что продавать на Wildberries? Понятная инструкция по анализу ниши