Как работает закон спроса и предложения
Объясняем на примерах хлеба, сумок Birkin и MP3-плееров.
Кадр: фильм «Шопоголики» / Centre National du Cinéma
Закон спроса и предложения — это экономический закон, который объясняет, как формируется цена на товары или услуги на любом рынке. Знать его полезно всем, кто связан с маркетингом и бизнесом, чтобы понимать, как и под воздействием каких факторов может меняться спрос на продукт.
Рассказываем главное о законе:
- что такое спрос;
- что такое предложение;
- какие факторы влияют на спрос и предложение;
- в чём суть закона спроса и предложения;
- как выглядит кривая спроса и предложения;
- что такое эластичность спроса и предложения.
В законе спроса и предложения помогла разобраться директор по маркетингу Realweb Анастасия Шуклина.
Что такое спрос
Величина спроса — объём товаров или услуг, который потребители готовы и способны приобрести в течение ограниченного промежутка времени. Например, за месяц, квартал или год.
Спрос зависит от множества факторов — например, от уровня доходов покупателей, их предпочтений, цен на товары и услуги, сезонности или маркетинговой активности компаний. Подробнее о том, что влияет на спрос, мы поговорим ниже.
Спрос бывает нескольких видов. Рассмотрим основные и покажем, что маркетологи делают, чтобы потребители покупали товары или услуги.
Полноценный спрос возникает, когда товар или услуга полностью удовлетворяют потребности рынка и уровень продаж соответствует ожиданиям производителей. В такой ситуации маркетологи занимаются поддержанием лояльности потребителей.
Чрезмерный спрос появляется, когда интерес к продукту превышает возможности производителя или поставщика удовлетворить его. Чтобы управлять таким спросом, компании могут повышать цены или создавать ограничения для покупки.
Сумки Birkin от бренда Hermès — пример чрезмерного спроса. Бренд выпускает ограниченное количество сумок. Купить их могут только постоянные клиенты Hermès, для этого нужно записаться в лист ожидания.
Отсутствующий спрос — противоположность чрезмерному. Покупатели либо совсем не заинтересованы в продукте, либо не знают о его преимуществах. В таких случаях маркетологи стараются привлечь внимание аудитории с помощью рекламных кампаний, которые рассказывают о продукте. Или делают покупку более привлекательной для клиентов — например, проводят акции, предлагают скидки.
Падающий спрос возникает, когда покупатели всё реже и реже интересуются продуктом. Чтобы вернуть высокий спрос, компания может провести ребрендинг, обновить ассортимент или запустить рекламные кампании в соответствии с трендами рынка — например, затронуть актуальные темы или привлечь к продвижению блогеров и знаменитостей.
Нерегулярный спрос меняется в зависимости от времени года или дня недели. Например, экскурсионные агентства зарабатывают больше летом, когда людям удобнее гулять. Чтобы привлечь клиентов в периоды спада, компании проводят различные акции.
Скрытый спрос — потенциальный интерес потребителей к товарам или услугам, которых нет на рынке. Например, когда-то потребители мечтали о доставке еды на дом, чтобы не ходить за ней, но долгое время сфера этих услуг не была развита. Скрытый спрос для бизнеса — хорошая возможность создать новый продукт или услугу, чтобы удовлетворить ещё не реализованные потребности целевой аудитории.
Что такое предложение
Величина предложения — объём товаров или услуг, который производители или продавцы готовы поставлять на рынок. Предложение всегда тесно связано со спросом. В зависимости от объёма спроса может быть:
- Избыточное предложение — когда товаров больше, чем желающих их купить. Например, в центре города много кофеен, а в спальных районах их почти нет. Предложение в центре города избыточное, кофейни получают немного клиентов.
- Дефицит предложения — когда товаров меньше, чем желающих их купить. Пример с кофейнями в спальных районах можно рассматривать как дефицит предложения.
Далее разберём, от чего зависят объёмы спроса и предложения.
Какие факторы влияют на спрос и предложение
Объём спроса и предложения зависит от множества факторов — мы рассмотрим основные. Вот какие факторы влияют на спрос.
Цена товаров и услуг. Цена напрямую влияет на объём спроса. Чем ниже стоимость, тем больше людей готовы купить товар, и наоборот. Например, в «чёрную пятницу» резко растёт спрос на товары с большими скидками.
Доходы потребителей. Чем больше люди зарабатывают, тем больше и активнее покупают. Например, во время экономического подъёма в стране граждане чаще покупают недвижимость и автомобили.
Тренды. Новые тренды и изменения в образе жизни могут увеличить спрос. Например, популярность здорового питания стимулировала рост спроса на продукты без сахара.
О том, как маркетологам работать с трендами, успевать за ними и адаптировать под свои кампании, можно прочитать в статье Skillbox Media.
Сезонность. В разное время года спрос на товары меняется. Например, кондиционеры и купальники чаще покупают летом, а тёплую одежду и обогреватели — зимой.
На объём предложения влияют изменение издержек, внедрение новых технологий и рост конкуренции. Давайте разбираться.
Изменение издержек производства. Чем меньше затраты на производство, тем больше продукции может выпускать компания. Соответственно, если издержки снижаются, предложение растёт. О том, какими бывают издержки, можно прочитать в этой статье Skillbox Media.
Внедрение новых технологий. С помощью инноваций можно повысить производительность и увеличить объём выпуска. Например, автоматизация сборки на автомобильных заводах многократно увеличивает их производственные мощности.
Конкуренция. Выход новых игроков на рынок расширяет общий объём предложения. К тому же конкуренты с помощью маркетинговых кампаний могут увеличивать спрос в своей нише. Например, рост числа recycle-брендов и их активная реклама повышают интерес аудитории к осознанному потреблению и повторному использованию вещей.
В чём заключается закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения — экономический принцип, который объясняет, как формируются цены на товары и услуги. Он состоит из двух законов:
- Закон спроса. Когда цена на товар или услугу снижается, при прочих равных условиях спрос становится больше, а когда цена растёт — меньше.
- Закон предложения. Когда цена на товар или услугу растёт, при прочих равных условиях предложение становится больше, а когда цена снижается — меньше.
Закон спроса и предложения показывает взаимосвязь между количеством товара, который хотят купить потребители, и количеством товара, которое готовы предложить производители. Когда спрос высок, а предложение ограничено, цены растут. Когда предложение больше спроса, цены снижаются.
Исходя из этого закона, экономисты и маркетологи выделяют три состояния рынка: равновесие, избыток, дефицит. Разберём каждое понятие на примере вечно актуального продукта — хлеба.
Рыночное равновесие — спрос равен предложению. Например, буханка хлеба стоит 50 рублей. Пекарни готовы производить 100 буханок, а потребители хотят купить именно 100 буханок. Это идеальная ситуация, когда цена устраивает всех: предложение и спрос равны.
Избыток товара — спрос меньше предложения. Избыток может появиться, например, из-за роста цен на продукцию. Пекарни производят больше хлеба, чтобы заработать больше, но потребители покупают меньше — из-за высокой цены. Так возникает избыток: на рынке остаётся много нереализованного хлеба.
Дефицит товара — спрос больше предложения. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за перебоев с поставками муки. Пекарни могут не успевать выпекать нужное количество хлеба — предложение ограничено, а спрос остаётся высоким. Это приводит к нехватке хлеба на полках магазинов.
Как выглядит кривая спроса и предложения
Кривая спроса и предложения — графическое отображение закона спроса и предложения. Она иллюстрирует, как меняются спрос и предложение при изменениях цены. Давайте разбираться.
Кривая спроса показывает, как меняется количество товара, которое потребители готовы купить при изменении цены. Например, если цена на эспрессо снизится со 120 рублей до 100 рублей за чашку, больше людей захотят его купить.
Кривая предложения показывает, как меняется количество товара, которое производители готовы поставлять при изменении цены. Например, если цена на яблоки увеличится со 100 до 200 рублей за килограмм, фермеры будут стараться увеличить их поставки на рынок, чтобы получить большую прибыль.
Пересечение кривых спроса и предложения называется точкой равновесия и иллюстрирует ситуацию рыночного равновесия — когда цена и количество товара устраивают и потребителей, и производителей.
Что такое эластичность спроса и предложения
Вы могли слышать такие термины, как эластичность и неэластичность спроса и предложения. Вот что они означают.
Эластичность спроса показывает, насколько сильно изменится спрос на товар или услугу при изменении их цен:
- Эластичный спрос — небольшое изменение цены на товар или услугу вызывает значительное изменение в объёме спроса. Например, если цена на кофе в кафе вырастет на 10%, многие клиенты могут отказаться от него или перейти к конкурентам — это приведёт к значительному падению спроса.
- Неэластичный спрос — изменение цены не вызывает значительных изменений в объёме спроса. Так, продукты первой необходимости, например хлеб или лекарства, остаются востребованными даже при росте цен — люди не могут отказаться от их потребления.
Эластичность предложения показывает, насколько сильно меняется предложение товара или услуги при изменении их цен.
Эластичное предложение — небольшое изменение цены вызывает значительное изменение в объёме предложения. Обычно так происходит, когда производители могут быстро адаптироваться к росту цен и увеличить выпуск товара.
Например, если вырастут цены на маски и антисептики, производители смогут быстро увеличить их производство — этот процесс относительно прост и легко масштабируем.
Неэластичное предложение — изменение цены не вызывает значительных изменений в объёме предложения. Так происходит, когда производство товара ограничено или требует значительных затрат времени и ресурсов.
Например, если вырастет цена на искусственные бриллианты, компании не смогут быстро увеличить их предложение — процесс создания таких бриллиантов занимает много времени и требует сложных технологий.
Главное о законе спросе и предложения в 3 пунктах
- Величина спроса — это объём товаров, которые покупатели готовы купить, а величина предложения — объём, который производители и продавцы готовы поставить.
- По закону спроса, когда цена на товар или услугу снижается, люди покупают больше, а когда цена растёт — меньше. По закону предложения, когда цена на товар или услугу растёт, продавцы готовы производить и продавать больше, а когда цена снижается — меньше.
- Есть три ключевых состояния рынка: равновесие (спрос = предложение), избыток (спрос меньше предложения), дефицит (спрос больше предложения).
Изучаете маркетинг? Прочитайте эти материалы Skillbox Media
- Просто о сложном: что такое маркетинг, какие у него задачи и как узнать о нём больше
- CPC, CPM, CPA, CPL — что показывают эти метрики и как их считать
- Главное о click-through rate: как считать, как улучшить и какой CTR — хороший
- Какие каналы трафика использовать, чтобы получать лиды: спросили экспертов
- ROI, ROMI, ROAS. Простые формулы, с которыми можно оценить отдачу от вложений в маркетинг