Как писать статьи в «Дзен»: советы опытного автора
Волшебной таблетки у нас нет, но есть рекомендации по выбору темы, частоте публикаций и оформлению текстов.
Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Pngwing / Colowgee для Skillbox Media
«Дзен» — площадка VK, на которой бизнес и блогеры могут создавать каналы и публиковать авторский контент. С помощью этой платформы можно получать лиды, повышать узнаваемость и зарабатывать на монетизации.
Изначально «Дзен» был ориентирован на публикацию больших текстов, и многие авторы до сих пор специализируются на этом формате. Сейчас на площадке можно публиковать также короткие посты, вертикальные и длинные видео, но в этом материале мы рассказываем только о статьях.
Мы поговорили с автором популярного канала в «Дзене» о том, с чего начинать, если вы хотите запустить популярный блог. Из материала вы узнаете:
- как выбрать тему для статьи;
- как часто нужно публиковать контент;
- какими должны быть заголовок и обложка статьи;
- как увеличить охват статей.
Секретами поделился совладелец диджитал-агентства «Медиасфера», автор блога «Путешествия с душой» и телеграм-канала «ДзеноПульс», спикер курса Skillbox «Профессия Интернет-маркетолог» Тимур Угулава.
Как понять, на какую тему писать в блоге
Лучше всего писать о том, что вам нравится, и о том, что интересно пользователям. У каждой темы есть своя аудитория, но важно помнить, что число потенциальных читателей может варьироваться.
О чём писать блогеру. Тема блога в идеале должна соответствовать трём критериям. Писать нужно:
- о том, в чём вы сами разбираетесь;
- о том, что вам нравится;
- о том, что нравится аудитории.
На «Дзене», как и на других площадках, есть свои сегменты — например, каналы о спорте, путешествиях, красоте, науке, садоводстве и так далее. Поэтому выбор тем практически неограниченный.
Если вы пишете о материнстве или ведёте бьюти-блог, у вас есть шанс собрать большую аудиторию и получить тысячи дочитываний, поскольку это широкие и популярные темы. А вот каналы про средневековое оружие или летние веранды Санкт-Петербурга привлекут более узкую аудиторию.
Но помните, что и конкуренция в нишах будет разная. Бьюти-блогеров много, а вот специалистов по исторической реконструкции или оружию намного меньше.
«Мой канал относится к популярной теме „Путешествия“, но у разных статей разная целевая аудитория. Например, цикл публикаций про Калининградскую область потенциально заинтересует большее количество людей, чем статьи про Чукотку. У этих регионов разные сезоны посещения, доступность и уровень сервиса, и интересны они будут разным читателям», — говорит Тимур Угулава.
О чём писать бизнесу. Публиковаться в «Дзене» могут любые компании, которые хотят рассказать о своих товарах или услугах и привлечь потенциальных клиентов. Это могут быть как локальные ювелирные бренды и отели, так и крупные федеральные бренды.
Формат длинных статей хорошо подходит ещё и для привлечения внимания к сложным или дорогим продуктам. К ним можно отнести, например, программное обеспечение, автомобили, недвижимость.
Кроме того, в «Дзене» есть рекламный кабинет, с помощью которого автор может продвигать свои публикации и показывать их целевой аудитории. Кабинет доступен всем пользователям, но в основном им пользуется именно бизнес, поскольку у него есть ресурсы и бюджет на продвижение.
Как понять, что сейчас популярно в «Дзене». Изучайте темы, которые пользуются широким спросом на площадке и могут заинтересовать команду «Дзена». Самый простой способ — мониторить одноимённый раздел «Темы». В нём публикуется контент по похожей теме от разных авторов.
Например, в большой теме «Путешествия» есть разбивка на локации. По количеству человек, которые подписаны на каждую мини-тему, можно понять, какая из них наиболее популярна.
«Темы» не привязаны к инфоповодам, как, например, хештеги в соцсетях. Они отражают взгляд команды «Дзена» на актуальные запросы аудитории. Сейчас темы присваиваются публикациям либо автоматически, либо с помощью ручной модерации.
Если вдруг на площадке нет контента по теме, которая вам интересна, можно её протестировать. Есть шанс, что вы станете первым в своей нише и сможете раскрутить блог. Но нужно помнить, что придётся проделать большую работу, прежде чем вы найдёте своего читателя.
О чём нельзя писать на «Дзене». По правилам площадки, нельзя публиковать материалы, нарушающие законодательство РФ: порнографию, шокирующие изображения, например со сценами смерти.
Есть ограничения на упоминание алкоголя, табака, лекарств и медицинских процедур. Например, контент не должен содержать описание схемы лечения при каком-то заболевании. Ограничить выдачу материала в рекомендательной ленте могут также за наличие жаргонной или нецензурной лексики.
Как часто нужно публиковать контент в «Дзене»
Всё зависит от ваших возможностей и желания. Публиковать по статье каждый день не обязательно, к тому же это будет отнимать много сил и времени. Но лучше делать это регулярно — например, как минимум пару раз в неделю.
«Я давно перешёл на комфортный для себя график — восемь статей в месяц. Так я сохраняю регулярность публикаций и постоянно пополняю блог, но при этом не трачу на „Дзен“ слишком много времени», — делится Тимур Угулава.
У контента в «Дзене» более долгий цикл жизни, чем у контента на других площадках. Статья с «вечнозелёной» темой может крутиться в ленте рекомендаций годами, независимо от сезона и событий в мире.
«Сезонные» статьи могут получить новый виток популярности со временем. Например, материалы про Новый год, выпущенные в 2023 году, могут опять попасть в ленту в 2024-м, когда тема праздников снова станет актуальна. Тогда материал прочитают новые пользователи.
С публикациями о путешествиях та же история. Как только в каком-то регионе наступает туристический сезон, интерес к статьям об этом месте возрастает.
«Характерный пример статей, которые продолжают приносить дочитывания через несколько месяцев после публикации, — мой цикл из 30 заметок про путешествие в Египет. На момент окончания цикла все статьи суммарно набрали 126 517 дочитываний, а спустя 12 недель их уже 265 627», — делится Тимур Угулава.
Как облегчить себе создание контента с помощью нейросетей? Писать текст целиком с помощью ИИ не стоит. В нём не будет качественного материала и вашего авторского стиля. Но если вы хотите сэкономить время, то можно использовать нейросети при поиске идей для очередной публикации или при редактуре.
«Я не умею красиво описывать интерьеры, а если я пишу отзыв на какое-то место, например ресторан, это важная часть рассказа. Но если я закину в нейросеть видео или фото ресторана, она сможет сгенерировать его описание. Мне останется только подправить его», — говорит Тимур Угулава.
Нейросеть можно научить редактировать текст в вашем стиле, используя для этого готовые статьи. После обучения нейросеть сможет обрабатывать черновики и выдавать исправленные тексты, практически готовые к публикации.
Можно ли перезаливать в «Дзен» контент с других площадок? Можно, но лучше этого не делать. «Дзен» в целом не заинтересован в том, чтобы продвигать вторичный, а не оригинальный контент. Поэтому с большой долей вероятности «перезалив» будет менее благосклонно принят алгоритмами.
Ещё нужно подтвердить, что вы автор материалов, а не украли их у кого-то ещё. Для этого укажите ссылку на свой блог на другой площадке в описании канала или в списке социальных сетей. Также ссылку на канал в «Дзене» нужно разместить на площадке, с которой вы берёте материал. В противном случае администрация «Дзена» забанит такую публикацию.
Как сделать привлекательный заголовок и обложку в «Дзене» и почему они важны
Главное, хоть и очевидное правило: заголовок и обложка должны составлять единое целое и соотноситься с содержанием статьи. Именно по ним читатель в первую очередь определяет, о чём статья, и оценивает, интересна ли ему тема. Ещё важно соблюдать правила площадки — например, не использовать кликбейтинг, нецензурную лексику или упоминания запрещённых веществ.
Заголовок. Классический вариант для «Дзена» — заголовок, который начинается со слова «как», например «Как я съездил на выходные в деревню викингов». Ещё один популярный приём — подборки или рейтинги. Например, «5 лучших ресторанов Калининграда» или «6 причин выбрать Android вместо iOS».
Но на самом деле можно экспериментировать и следить, что лучше заходит аудитории. Допустимо делать совсем короткие заголовки, использовать в качестве заголовка цитату из текста и вообще искать свои фишки.
«Чтобы облегчить себе задачу, я советую использовать нейросети для подбора разных вариантов заголовков. В своём телеграм-канале я опубликовал промпты, которые помогут создать целую подборку заголовков. Для этого нужно загрузить файл с готовым текстом, задать ограничения на количество символов и указать площадку, где будет опубликован материал», — рассказывает Тимур Угулава.
Обложка. Не менее важна для привлечения внимания читателя, чем заголовок. Простор для творчества тоже практически неограниченный. Можно использовать фото, иллюстрации, изображения, сгенерированные нейросетями, и так далее.
«Люди устали от идеальных историй, и у многих пользователей наступает так называемая баннерная слепота. Стоковые фото выглядят скучно, а фотографии с большим количеством ретуши аудитории уже приелись. Я бы посоветовал использовать собственные фото с живыми эмоциями — они работают лучше всего. Ещё подойдут авторские иллюстрации для обложек, в частности сделанные с помощью ИИ», — говорит Тимур Угулава.
Как улучшить статистику в «Дзене»
Лучше всего анализировать статистику своих публикаций за продолжительный период, например за месяц. На основе полученных цифр можно генерировать новые гипотезы для будущих текстов и искать приёмы, которые заинтересуют читателей. Вот несколько важных советов.
Не сравнивайте свои показатели с показателями других каналов. CTR напрямую связан с тематикой канала. Для одних тем 10% — это отличный результат, а для других — очень мало.
Анализируйте результаты за продолжительный период. Оценить, насколько успешной была статья, можно спустя несколько недель или даже месяцев после её выпуска. Для ленты «Дзена» это нормально.
На успех статьи влияют разные факторы — среди них тема и число конкурентов на площадке. Чем больше публикаций в канале, тем лучше. У вас будет возможность сравнить, какие из них больше всего понравились аудитории.
Тестируйте разные гипотезы. Ваш блог — поле для творчества и экспериментов. Пробуйте разные форматы материалов, подачу и темы, чтобы найти те, что лучше других привлекают внимание.
«В цикле статей про Казань я ради эксперимента сделал сатирическую подборку „Если бы я вдруг решил, что Казань мне не нравится. Минусы столицы Татарстана“. Заход через сатиру на негатив привлёк внимание читателей. Позже я написал похожую статью про Калининград, и она набрала 28 тысяч прочтений за неделю», — рассказывает Тимур Угулава.
Главное о статьях в «Дзене» в 4 пунктах
- Писать в «Дзене» можно о чём угодно, на площадке есть каналы практически обо всём. Исключения составляют только темы, запрещённые правилами площадки. Можно оценить актуальность темы для аудитории в разделе «Темы» или посмотреть количество запросов по ней с помощью «Вордстата».
- Не обязательно публиковать контент ежедневно, но лучше делать это регулярно, хотя бы пару раз в неделю. Помните, что статьи находятся в ленте очень долго и могут набирать просмотры даже спустя месяцы после выхода.
- Заголовок и обложка — первое, на что обращают внимание пользователи в ленте. Используйте авторские изображения для обложек и тестируйте разные виды заголовков, чтобы понять, какие читателям нравятся больше всего.
- Не стоит анализировать статистику канала через неделю после запуска. Лучше всего подождать несколько месяцев, чтобы объективно оценить, какие публикации были самыми удачными. После этого можно делать выводы и тестировать новые форматы и идеи.
Как узнать больше о работе с «Дзеном»
- Если вы хотите больше узнать о «Дзене», почитайте наш стартовый гайд по использованию площадки. Ещё у нас есть истории блогеров, которые успешно монетизируют свои каналы в Дзене.
- Если вы хотите больше узнать о написании и редактуре текстов, то вам пригодятся материалы о составлении плана и введения и о написании текста на любую тему. Ещё у нас есть подборка сервисов для проверки текста.
- Для тех, кто хочет зарабатывать на текстах, в Skillbox есть курс «Копирайтинг от А до Я 2.0». На нём рассказывают о том, как писать и редактировать разные виды текстов, брифовать клиентов и развивать личный бренд, чтобы заказчики приходили к вам сами.
Больше материалов Skillbox Media о работе с текстами
- Зачем проверять уникальность текста и правда ли она влияет на SEO
- Что такое тошнота текста и должно ли «тошнить» текст
- Как стать хорошим копирайтером, если вы только начали писать
- Подборка ресурсов для корректоров: более 40 справочников, сервисов и сообществ
- 10 базовых инструментов для работы с текстом и изображениями