«Дзен»: стартовый гайд для тех, кто только знакомится с площадкой
Рассказываем главное: как работают алгоритмы «Дзена», какой контент можно создавать, как на нём зарабатывать и как запустить популярный канал.
Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Dzen / Colowgee для Skillbox Media
«Дзен» — площадка для размещения контента: статей, постов и видеороликов. Каждый месяц ей пользуются более 20 миллионов человек.
Авторы зарабатывают на площадке благодаря монетизации. Бизнес приходит туда, чтобы продвигать товары и услуги. В этом материале для Skillbox Media рассказываю, как это работает.
- Что такое «Дзен»
- Какие есть форматы публикаций
- Какие есть ленты на площадке
- Что даёт «Дзен» авторам контента
- Как сделать популярный канал
Что такое «Дзен»
«Дзен» — это контентная площадка с рекомендательным алгоритмом. Раньше площадка называлась «Яндекс.Дзен» и принадлежала «Яндексу». Сейчас она принадлежит холдингу VK и называется «Дзен».
«Дзен» доступен по адресу dzen.ru. На главной странице площадки есть поиск, новости, курс валют и виджет погоды от «Яндекса». Ниже начинается лента публикаций. Ещё у «Дзена» есть мобильная версия и приложения для Android и iOS — их можно скачать в Google Play и App Store. В мобильной версии и приложениях виджетов «Яндекса» нет.
Рекомендательный алгоритм делает так, что лента подстраивается под интересы пользователя. В его основе лежит алгоритм машинного обучения.
Если простыми словами, алгоритм работает так. Сначала он изучает интересы пользователя: какие сайты он посещал, какие статьи читал, что искал в поисковых системах. Потом он находит пользователей со схожим поведением, анализирует их интересы и то, какие публикации на площадке они читают. И формирует умную ленту, которая предлагает пользователю максимально интересные для него материалы.
Это интересно
Алгоритм «Дзена» адаптировала Европейская организация по ядерным исследованиям. Технологию используют для анализа результатов экспериментов на Большом адронном коллайдере.
Чтобы пользоваться «Дзеном», не нужна регистрация — смотреть материалы можно без аккаунта на площадке. Страница потребуется только для того, чтобы подписаться на кого-то или создавать собственные публикации.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет научиться использовать контент для продвижения
- «Основы контент-маркетинга» — разобраться, как делать контент эффективным, и начать зарабатывать больше.
- «Коммерческий редактор» — создавать тексты для бизнеса: лендинги, рассылки, продающие статьи.
- «Профессия Редактор от нуля до PRO» — прокачать навыки в менеджменте, чтобы руководить авторами и выстраивать редпроцесс в компании.
Какие есть форматы публикаций
Посты. Короткие материалы длиной до 4096 символов. К ним можно прикладывать видео и картинки, формы для голосования. В постах можно отмечать аккаунты других пользователей — в тексте появится активная ссылка на страницу.
Можно задать время публикации поста и настройки комментирования. Также можно создавать для своей аудитории уникальные материалы — открывать доступ к постам только подписчикам.
Статьи. Материалы без ограничений по количеству символов. От постов они отличаются полноценной вёрсткой: можно разбить текст подзаголовками, выделить жирным или курсивом, добавить медиафайлы и вставить гиперссылки.
Изменения во время создания статьи автоматически сохраняются в черновиках, которые можно найти в личном кабинете и доработать в любое время.
Видео. Площадка поддерживает загрузку роликов длиной 5 секунд до 4 часов. Они запускаются в ленте автоматически и делятся на два формата. Первый — любые видеозаписи. Второй тип — вертикальные видео длительностью до двух минут, аналог тиктоков, клипов во «ВКонтакте» и рилсов.
Какие ленты есть в «Дзене»
В «Дзене» пять типов лент. В большей части лент контент подбирают автоматически по интересам пользователей. Но есть и те, в которых пользователь сам выбирает, что ему читать.
Основная лента. В неё попадают посты, видео и статьи на основе контента, который вы смотрели ранее. Материалы в ленте подбираются бесконечно, пока вы не просмотрите весь контент с 2015 года. Но на это у читателя, скорее всего, не хватит времени и сил.
Подписки. Фильтр ленты, который отображает в хронологическом порядке контент тех аккаунтов, за которыми следит пользователь. Больше интерфейс ничем не отличается.
Ленты видео. В «Видео» попадают стандартные ролики, в «Ролики» — вертикальные. Интерфейс лент похож, но есть небольшие различия. Для полноразмерных видео доступна история просмотров, а в вертикальном формате эта функция не предусмотрена.
Интересное. Это лента, в которую попадают публикации на популярные темы. Чаще всего они связаны с новостями, которые в этот момент обсуждают в мире. Например, весной в ленту попадают публикации про 8 Марта и премию «Оскар».
Что даёт «Дзен» создателям контента
«Дзен» можно использовать для хобби, чтобы рассказывать читателям о том, что интересно. Но многие авторы зарабатывают на площадке, а компании с её помощью продвигают свои услуги. Вот что помогает авторам контента и бизнесу продвигаться.
У всех создателей контента есть студия. Это кабинет автора, в котором он может управлять каналом и отслеживать статистику. В ней можно отслеживать динамику подписок, реакции пользователей, охват и коэффициент вовлечённости.
Все публикации попадают в ленты подписчиков и людей, которым может быть интересен ваш контент. Читатели могут реагировать на него — ставить лайки и дизлайки, писать комментарии и делать репосты. Авторы могут отслеживать реакции и анализировать, какой контент нравится аудитории. А значит, совершенствовать его.
Для авторов на площадке есть программа монетизации. Она позволяет зарабатывать на контенте. В блогах с подключённой монетизацией появляются рекламные блоки. Авторы получают деньги, когда читатели взаимодействуют с рекламой.
Бизнес может получать в «Дзене» дополнительный охват и запускать рекламу.
Дополнительный охват будет полезен, если вы развиваете в первую очередь другие площадки. Например, так делаю я со своим блогом: копирую посты из других соцсетей и получаю дополнительный охват для своих публикаций. Так я генерирую больше просмотров с минимальными затратами.
Рекламу в «Дзене» можно настраивать в отдельном сервисе «Яндекса» — «ПромоСтраницы». Контент отображается на сайтах, подключённых к рекламной сети «Яндекса». Если пользователь кликнет на него, он перейдёт на публикацию в «Дзене». Платить нужно будет только за тех, кто дочитал публикацию до конца.
До того, как «Дзен» продали компании VK, на площадке был специальный формат для рекламных публикаций. Когда читатель долистывал статью до конца, его переводило на страницу компании. Компании использовали этот формат, чтобы рассказывать о своих продуктах и приглашать заинтересованных читателей на свои сайты.
Как сделать популярный канал в «Дзене»
Лента «Дзена» основана на рекомендациях: пользователям показывают контент, который им интересно смотреть. Сделайте это главным ориентиром: показывайте людям то, что привлечёт их внимание. Вот несколько советов, как это сделать.
Подбирайте актуальные темы. Пишите о том, что хотят узнать ваши читатели. Для этого следите за тем, что пишут пользователи в комментариях профильных сообществ, а если ведёте блог компании — узнайте о популярных запросах к продажникам и службе поддержки.
Популярные темы также можно определять с помощью анализа поисковых запросов в Google Trends и «Яндекс Вордстат». Введите запрос на тему вашего блога и посмотрите, какие похожие запросы отправляют пользователи. Иногда среди них можно найти готовые заголовки к статьям.
Создавайте интересный контент. Давайте читателям то, что они ищут. Постарайтесь понять запрос, с которым пользователи заходят в блог, и удовлетворить его. Мотивация может быть разной: узнать решение своей проблемы, получить инструкцию или просто развлечься.
Делитесь собственным опытом. Публикации личных рассказов — распространённый в «Дзене» контент. Зачастую они набирают много просмотров и реакций. Рассказывайте аудитории, как вы решаете проблемы, улучшаете свои проекты или просто проводите время.
Делайте эффективные заголовки. Старайтесь поместить в них знакомые ситуации, заинтриговать читателя или показать выгоду, которую он получит от статьи. При этом старайтесь избегать очевидных манипуляций — они отторгают читателей. Жёлтые заголовки «ШОК!!! Ванга предсказала…» — моветон.
Привлекайте аудиторию из других каналов. Размещайте ссылки на «Дзен» в социальных сетях и на сторонних сайтах. Так вы сможете перемещать аудиторию по разным площадкам и давать читателям выбор, где следить за вашим контентом. В итоге вы получите больший охват.
Коротко: как работает «Дзен», кому и зачем подойдёт площадка
- «Дзен» — контентная площадка с умной лентой. Она автоматически создаёт рекомендации для пользователей и подбирает для них публикации, которые больше всего соответствуют их интересам.
- Площадка подходит для блогеров и предпринимателей. Авторы контента могут монетизировать его с помощью рекламы. Компании могут использовать соцсеть как дополнительный канал продвижения.
- Основа площадки — ленты публикаций. Чтобы эффективно продвигаться, нужно создавать контент, на который будут реагировать пользователи. Так алгоритмы будут чаще предлагать ваши материалы другим читателям.
- Чтобы публикации привлекали внимание, стоит анализировать темы, за которыми следит ваша аудитория. Можно формировать статьи по ним, а дополнительный охват получать за счёт эффективных заголовков и трафика из других каналов.
Как узнать больше о продвижении с помощью контента
- Чтобы создавать эффективные материалы, нужно изучать целевую аудиторию текста, работать с фактами и содержанием и делать много что ещё. В Skillbox Media есть инструкция по написанию текста на любую тему. Это общие рекомендации, которые помогут в создании контента для «Дзена».
- Если вы хотите продвигать в «Дзене» товары и услуги, вам нужны продающие тексты. Чтобы создавать их, можно использовать готовые формулы — PMHS, AIDA и другие. Прочитайте статью о формулах продающих текстов, чтобы понять, как они работают.
- Для тех, кто хочет освоить контент-маркетинг, в Skillbox есть курс «Основы контент-маркетинга». На нём учат разрабатывать контент-стратегию, создавать креативные концепции и оценивать эффективность контента в цифрах. С этими навыками вы можете претендовать на должность контент-маркетолога или заработать больше на своих товарах или услугах.
Другие материалы Skillbox Media, которые могут быть вам полезны
- Можно ли зарабатывать на «Яндекс Дзене» 200 тысяч в месяц и что для этого нужно делать.
- Что такое маркетинговые коммуникации, какие они бывают и зачем они нужны
- Как работают автоворонки продаж, где их запускают и как построить свою
- Как бизнесу работать с позиционированием бренда — на примерах IKEA, Dove и BMW
- Что такое разработка продукта и как её организуют