Чем занимается бренд-менеджер, сколько он зарабатывает и как войти в профессию
Что изучать, чтобы управлять брендами? Как выйти на доход от 200 тысяч в месяц? Надо руководить или делать всё самому? Рассказывает бренд-менеджер.
 
 
 
					Статью подготовила
Юлия Сюмаченко-Дроздова
Руководитель рекламного направления одного из ведущих брендов мототехники в России.
Профессиональный организатор мероприятий с 2007 года. Автор научных статей по управлению потребительскими впечатлениями, спонсорству, PR-поддержке мероприятий. Работала с Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Jaguar, Land Rover, Mobil 1, Michelin, Polaris, Indian, Klim.
Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Основы контент-маркетинга», «Event-менеджер с нуля», «Спецпроекты и нативная реклама» и «Профессия Event-менеджер».
Работа с брендами очень востребована. Только на HeadHunter сейчас размещено более 2000 вакансий на позицию бренд-менеджера.
В этом материале Skillbox Media расскажем о профессии.
- Кто такой бренд-менеджер
- Какие у бренд-менеджеров есть специализации
- Чем занимается бренд-менеджер
- Как оценивают работу специалиста
- Какие навыки и знания ему нужны
- Сколько зарабатывает специалист
- Как освоить профессию
- Как узнать больше о работе с брендами
Кто такой бренд-менеджер
Бренд-менеджер — это специалист, который управляет брендом и всеми процессами, связанными с ним. Он делает всё, чтобы бренд приносил прибыль компании, был узнаваемым и популярным среди целевой аудитории.
Чаще всего бренд-менеджер работает в штате компании и выполняет весь комплекс задач — от исследования рынка и разработки идеи до анализа результатов. У бизнеса может быть несколько брендов, и каждым из них управляет отдельный специалист.
Например, бренд-менеджер может работать с брендом Chery в Toyota & Lexus, с брендом Estel в «Юникосметик» или с брендом «Балтика» в одноимённой пивоваренной компании (часть Carlsberg Group).
Также специалист может работать в брендинговом агентстве. Но там он будет заниматься не всем комплексом задач, а отдельными процессами. Например, в агентства часто отдают формулирование платформы бренда, разработку коммуникационной стратегии или айдентики — слогана, логотипа, фирменного стиля.
На фрилансе работа бренд-менеджера практически не встречается. Это связано с тем, что бренд-менеджмент требует глубокого погружения во все процессы. Однако бренд-менеджеры могут работать удалённо.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет работать с брендами
- «Профессия Бренд-менеджер» — освоить основы, чтобы стартовать в профессии и работать с компаниями любого масштаба.
- «Бренд-менеджер» — на практике научиться управлять брендом и получить дополнительные навыки, чтобы развивать карьеру.
Какие специализации могут быть у бренд-менеджера
Есть разные виды брендов, и в работе с ними используют разные подходы, приёмы и инструменты. В зависимости от этого выделяют разные специализации бренд-менеджера. Чаще других встречаются четыре специализации.
Бренд-менеджер продукта. Эта специализация самая востребованная. Специалист создаёт и развивает товарный или сервисный бренд — например, продвигает продукцию «Простоквашино» или услуги МТС. Он может работать в продуктовых и косметических компаниях, в фешен- и бьюти-индустрии, ресторанном бизнесе и многих других сферах.
Персональный бренд-менеджер. Он работает с личным брендом эксперта, медийной личности или лидера мнений. То есть нужен людям, которые работают над повышением популярности и узнаваемости, — например, артистам, певцам и политикам. Спрос на эту специализацию сейчас растёт.
Спортивный бренд-менеджер. Работает над созданием и развитием бренда команды или спортивной площадки. Одновременно он может быть персональным бренд-менеджером — если продвигает бренд спортсмена.
Бренд-менеджер территории. Это относительно новая специализация — она связана с брендингом городов, регионов, туристических достопримечательностей. Специалист может заниматься развитием бренда Москвы, Большого драматического театра или даже озера, которое привлекает туристов.
Чем занимается бренд-менеджер: функции и обязанности
Мы рассмотрим задачи специалиста в штате среднестатистической компании. Чаще всего он занимается всеми этапами создания и развития бренда, а именно отвечает:
- за стратегический анализ — изучает целевую аудиторию, рынок, конкурентов, тренды;
- за позиционирование — определяет, какое место бренд займёт в сознании потребителей;
- за разработку платформы бренда — прорабатывает его идею, ценности, характер, эмоциональные и функциональные преимущества, которые бренд даёт потребителям;
- за разработку айдентики — определяет, как будут выглядеть элементы, благодаря которым можно узнать бренд: логотип, цветовая гамма, шрифты, фирменный звук, слоган и так далее;
- за разработку бренд-стратегии — делает документ, который описывает весь путь развития бренда от создания до адаптации к изменениям;
- за продвижение бренда — запускает или контролирует рекламные и PR-кампании, проводит мероприятия, организует коллаборации;
- за анализ результатов — отслеживает показатели, готовит отчёты и строит гипотезы, как можно улучшить важные метрики.
В некоторых компаниях бренд-менеджер также отвечает за ценообразование, выбор каналов продаж и другие задачи.
 
			Скриншот: hh.ru / Skillbox Media
Рассмотрим ещё один пример — работу в дистрибьюторских компаниях. Такие компании не производят продукт, а продают готовый. Поэтому в них специалист не создаёт бренд, а только отвечает за его продвижение и анализ результатов.
Что-то бренд-менеджер берёт на себя — например, разрабатывает бренд-стратегию. Что-то передаёт команде и контролирует процессы. Например, специалист может поставить задачу дизайнеру отрисовать логотип, а performance-маркетологу — запустить рекламную кампанию для повышения узнаваемости бренда.
Как оценивают работу бренд-менеджера
Главная задача бренд-менеджера — сделать так, чтобы бренд приносил больше прибыли. Чтобы понять, что происходит с брендом и какую прибыль он приносит, используют KPI — ключевые показатели эффективности.
Самые распространённые показатели такие:
- узнаваемость, или уровень известности бренда;
- лояльность по отношению к бренду;
- стоимость бренда;
- доля рынка;
- доля рекламных расходов на продвижение бренда;
- ROBI (return on branding investment) — возврат инвестиций на брендинг;
- стоимость контакта.
Некоторые показатели — например, узнаваемость — сложно отследить. Чтобы узнать их, нужны маркетинговые исследования — поэтому метрики фиксируют редко, например раз в год. Другие показатели могут отслеживать ежемесячно — например, объём продаж, количество упоминаний и число проведённых мероприятий.
Метрики, по которым оценивают работу бренд-менеджера, должны быть измеримыми и релевантными должности. Обычно их прописывают в должностной инструкции.
Какие навыки и знания должны быть у бренд-менеджера
Бренд-менеджеру нужно знание теории, прикладные навыки и софт-скиллы.
Теория — основа, без которой нельзя. Бренд-менеджер должен понимать, что такое бренд, как и для чего его создают, какие преимущества он даёт компании. А также как работают маркетинг, коммуникация и инструменты продвижения.
Для работы необходимо много прикладных навыков. Согласно данным ZnanTrend, работодатели часто ждут, что бренд-менеджер умеет:
- продвигать бренд — организовывать мероприятия, запускать рекламные и PR-кампании;
- проводить маркетинговый анализ — изучать целевую аудиторию, рынок и другое окружение бренда;
- развивать бренд — разрабатывать стратегию, адаптировать его к изменениям.
Также в числе популярных навыков можно встретить ведение переговоров, управление проектами, проведение маркетинговых исследований, запуск новых продуктов.
Софт-скиллы нужны, чтобы эффективнее выполнять рабочие задачи. Бренд-менеджер руководит командой, поэтому ему пригодятся лидерские качества, коммуникабельность и способность работать в команде. Кроме того, работодатели часто указывают в вакансиях креативность, навыки проведения презентаций, организаторские навыки и аналитическое мышление.
 
			Скриншот: hh.ru / Skillbox Media
Сколько зарабатывает бренд-менеджер
На доход бренд-менеджера влияет много факторов — от уровня компании до региона, в котором живёт специалист. Можно назвать зарплату условных новичков и опытных специалистов.
Новички зарабатывают в среднем от 60 тысяч рублей в Москве и от 40 тысяч в регионах. Часто их доход не привязан к выполнению KPI.
 
			Скриншот: hh.ru / Skillbox Media
Опытные бренд-менеджеры могут рассчитывать на зарплату от 120 тысяч рублей в Москве и от 80 тысяч в регионах. Им могут платить оклад и премии за достижение важных для компании результатов. С премиями заработок специалиста может достигать 200 тысяч и более.
 
			Скриншот: hh.ru / Skillbox Media
Бренд-менеджер может зарабатывать больше. Чаще всего — благодаря карьерному росту в компании. Специалист может вырасти до директора по маркетингу, бренд-директора, директора по стратегическому развитию или коммерческого директора. Зарплата на этих должностях обычно начинается от 200 тысяч рублей.
Ещё один способ развития — открытие своего брендингового агентства. Это подойдёт тем, кто хочет работать самостоятельно, уверен в своих силах и обладает «предпринимательской жилкой».
Как стать бренд-менеджером: четыре точки входа
Получить образование. Базовое направление для бренд-менеджера — маркетинг. На то, чтобы получить высшее образование по этому направлению, придётся потратить четыре года или больше.
Образование даст всю необходимую теоретическую базу. Но практики будет мало — получать прикладные навыки и развивать софт-скиллы придётся самому.
Перейти из другой специализации. Бренд-менеджмент — часть маркетинга, поэтому в него часто приходят маркетологи. Например, те, кто занимался рекламой или PR. Маркетологи понимают, как работает бренд, умеют составлять стратегии, анализировать целевую аудиторию и запускать рекламные кампании.
Поэтому маркетологи способны сразу претендовать на позицию бренд-менеджера. Они могут быстро получить недостающие скиллы — им будет легче построить карьеру, чем тем, у кого есть образование, но нет навыков.
Стартовать без опыта. Старт с нуля возможен, но редко — работодатели предпочитают тех, у кого есть хотя бы теоретические знания. Без теории и опыта можно претендовать только на младшие позиции — помощника в отделе маркетинга или ассистента бренд-менеджера.
 
			Скриншот: hh.ru / Skillbox Media
В этом случае новичок может увидеть, как строится управление брендом, и получить некоторые практические навыки — например, проведения маркетинговых исследований. Но пробелы в знаниях придётся закрывать с помощью дополнительного образования.
Пройти курсы. Это оптимальный вариант для новичков и специалистов из смежных сфер, которые хотят быстро получить недостающие навыки. На курсах дают и теорию, и практику — будущие бренд-менеджеры учатся на реальных кейсах.
Чтобы обучение принесло пользу, важно выбирать курс, на котором преподают эксперты и есть много практики. Например, таков курс Skillbox «Профессия Бренд-менеджер». Он на 86% состоит из практики на реальных кейсах, а преподаватели — бренд-директора, руководители отделов маркетинга и менеджеры проектов.
На курсе учат всему, что понадобится в работе:
- анализировать показатели рынка и рассчитывать экономику бренда;
- изучать рынок и конкурентов с помощью качественных и количественных исследований;
- проводить бренд-анализ и составлять позиционирование;
- разрабатывать коммуникационную стратегию и планировать маркетинговые кампании;
- и многому другому.
Кроме того, курс предполагает расширение экспертности — освоение продуктового маркетинга. Если изучить его, можно брать больше задач и претендовать на повышение.
Как узнать больше о работе с брендами
- Бренд — не компания и не торговая марка, это разные понятия. Начните изучать тему со статьи Skillbox Media о бренде и брендинге. Из неё вы узнаете, какими бывают бренды и как их создают.
- Бренд-менеджер часто работает с позиционированием. Это поиск места в сознании потребителей, которое займёт продукт. Например, «статусный спортивный автомобиль». Как этого добиться, читайте в материале о позиционировании.
- Для старта в профессии изучите курс Skillbox «Профессия Бренд-менеджер». На нём можно узнать, как работает бренд-менеджмент, и научиться организовывать его в компании любого масштаба.
- Продвижение бренда — самый популярный прикладной навык для бренд-менеджера. Узнать нём можно в этом введении — разобрали в нём виды, цели, стратегии и инструменты продвижения.
Дополнительные материалы Skillbox Media для погружения в тему
- Стартовый гайд по узнаваемости брендов: как её измеряют и повышают
- Что такое личный бренд и как он помогает в карьере
- Как создать коммуникационную стратегию: объясняем на примере российских компаний
- Всё о ребрендинге: когда, как и зачем компании обновляют бренд и чем это опасно
- «Негатив — повод улучшить продукт»: как реагировать на хейт
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    