Управление
#статьи

Продуктовый аналитик: чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать

Рассказываем о востребованной digital-профессии. Какие скиллы нужны, чтобы стать продуктовым аналитиком и зарабатывать от 80 000 рублей на старте.

Кадр: фильм «Предел риска» / Lionsgate

Продуктовые аналитики нужны во всех сферах, где создают и развивают продукты, — в IT, банковской сфере, образовании, связи, логистике, онлайн-торговле.

Аналитик исследует метрики продукта и даёт рекомендации по тому, как их повысить. В результате сервисы становятся более удобными, а компания увеличивает прибыль. Специалистов с необходимыми навыками на рынке не хватает.

В статье разберёмся:

При подготовке статьи мы использовали материалы курса Skillbox «Профессия Продакт-менеджер».

Кто такой продуктовый аналитик и зачем он компаниям

Продуктовая аналитика помогает бизнесу увидеть, как пользователи взаимодействуют с продуктом: сайтом, приложением или онлайн-сервисом. Например, на какие кнопки приложения они нажимают или в какой последовательности переходят по ссылкам сайта.

На основании полученной информации продуктовая команда понимает, что в продукте нужно поменять или доработать, чтобы пользователям было удобнее.

Продуктовый аналитик — специалист, который анализирует состояние продукта и помогает совершенствовать его. Он следит за метриками, объясняет все изменения в них и находит лучшие решения для развития продукта.

Вот основные задачи продуктовых аналитиков:

  • адаптировать продукт для целевой аудитории;
  • привлечь новую аудиторию;
  • удержать пользователей и улучшить пользовательский опыт;
  • поднять продажи;
  • сократить расходы.

Условно говоря, продуктовые аналитики отвечают на два вопроса: «Что происходит с продуктом?» и «Почему так происходит?».

Для ответа на первый вопрос собирают данные о продукте — например, как часто пользователи им пользуются, какие функции самые популярные, какие кнопки привлекают больше внимания. Для ответа на второй — интерпретируют собранные данные и генерируют инсайты, которые объясняют поведение пользователя.

Кадр: сериал «Офис» / Netflix

Полученные инсайты используют при разработке или доработке продукта.

Чем занимается продуктовый аналитик

В большинстве компаний работа бизнес-аналитиков включает такие этапы.

Сбор и хранение данных. Чем правильнее хранятся данные, тем проще и быстрее можно проанализировать их. Поэтому первым делом аналитики определяют, где и как можно получить данные для анализа. Затем — описывают структуру и формат хранения данных в базе.

Обработка данных. Не все данные одинаково важны для работы и развития продукта, поэтому аналитик выделяет только данные, на которые нужно обратить внимание. Он выбирает метрики для мониторинга в зависимости от типа продукта и задач продуктовой команды. Например, если продукт — приложение, нужно следить за числом пользователей, временем посещения и степенью вовлечённости.

Анализ данных. На этом этапе аналитики оценивают качество обработанных данных, ищут закономерности и аномалии в продукте, делают выводы. В этом им помогают специальные инструменты анализа — о них мы поговорим ниже.

Визуализация. Важно не только рассчитать значения метрик и проанализировать их, но и показать результаты так, чтобы их поняли другие участники команды. Для этого используют дашборды — на них отражают ключевые показатели продукта, зависимости и тренды. Аналитик определяет, какие отчёты и метрики нужно вывести на дашборд так, чтобы они помогали принимать управленческие решения.

В каждой компании и в каждом проекте задачи у продуктовых аналитиков разные — они зависят от этапа жизненного цикла продукта. Например, в новом проекте продуктовому аналитику нужно начинать с организации системы сбора данных, а в уже работающем — найти возможности для роста продаж.

Вот ещё несколько задач, которые компании могут поручить продуктовому аналитику:

  • Искать точки роста и потерь для продукта. Точки роста — потенциал продукта, который позволит зарабатывать больше. Точки потерь — недостатки продукта, которые не позволяют достичь более высоких продуктовых показателей: количества клиентов, заявок, продаж и так далее.

    Допустим, у продуктовой команды есть информация, что сайт посетили 500 пользователей и только 35 из них оформили заявки. В таком виде эта информация ни о чём не говорит. Чтобы разобраться, почему так происходит и как увеличить количество продаж, нужны продуктовые аналитики.
  • Проверять и масштабировать гипотезы. Гипотезы — это предположения о том, как будет меняться успех продукта в зависимости от действий команды. Продуктовый аналитик выдвигает их после анализа. Гипотезы проверяют с помощью A/B-тестов: пользователям показывают разные версии продукта и изучают изменения в метриках, чтобы понять, какая версия работает лучше.

    Вот как проводят тесты. Сначала формируют гипотезу. Например: «Если изменить цвет кнопки на главной странице, она принесёт больше заявок от пользователей». Потом выбирают метрику, которую будут отслеживать, — например, конверсию. Готовят новую версию страницы с другим цветом кнопки и проводят исследование. Потом принимают решение — отказываться от этой гипотезы или развивать её дальше. Роль аналитика в этом процессе — интерпретировать результаты, предполагать, почему происходит именно так и что с этим делать.

Чаще всего продуктовый аналитик получает задачи от продакт-менеджеров. Также заказчиками могут быть разработчики, маркетологи или владельцы бизнеса. Полный список возможных заказчиков в разных компаниях зависит от существующих в них процессов.

Взаимодействие продуктового аналитика с другими участниками команды
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Курс Skillbox для тех, кто хочет работать с аналитикой

В Skillbox есть курс «Профессия Продуктовый аналитик» — на нём можно понять, как развивать продукты с помощью анализа данных, научиться использовать инструменты для обработки данных, тестировать гипотезы и управлять пользовательским опытом.

Кто может стать продуктовым аналитиком

Как правило, у работодателей нет обязательного требования к профильному образованию продуктовых аналитиков — важнее личные качества и владение специальными инструментами.

Вот основные софт-скиллы, которые необходимы в работе продуктового аналитика:

  • Аналитическое мышление. Это одно из главных требований к продуктовым аналитикам. Они должны уметь обрабатывать большие объёмы информации, систематизировать и структурировать информацию, находить взаимосвязи и делать выводы.
  • Критическое мышление. В работе аналитиков важно уметь оценивать ситуацию со стороны. Например, заказчик может ошибаться, когда указывает метрики для оценки. Аналитику нужно вовремя заметить это и обсудить этот вопрос. Иначе работа будет бесполезна.
  • Навыки общения и презентации. В аналитике результаты не всегда понятны сразу, поэтому нужно уметь донести суть до других участников команды. Навыки общения также важны при взаимодействии с заказчиками и постановке задачи.
  • Обучаемость. Если аналитик не разбирается во всех доступных инструментах и методах — это нормально. Хороший специалист знает основы и понимает, как устроена работа, поэтому может быстро учиться.

Инструменты продуктового аналитика

Вот основные инструменты, которые понадобятся в работе.

SQL. Это язык для написания запросов к базам. С помощью него получают данные в частично обработанном виде. Если продуктовый аналитик не будет владеть SQL, ему придётся постоянно обращаться к разработчикам, чтобы получать и обрабатывать данные.

Excel. Базы данных до миллиона строк удобно собирать и анализировать в обычных электронных таблицах. Также в Excel можно создавать дашборды и визуализировать итоги.

Python или R. Это самые распространённые в сфере анализа данных языки программирования. С помощью них можно обрабатывать таблицы с несколькими миллионами строк, рассчитывать результаты экспериментов и визуализировать их.

Mixpanel. Это система для анализа данных — в том числе в режиме реального времени. Показывает действия пользователей после регистрации. С её помощью можно проводить A/B-тестирование.

Tableau, Power BI, Qlik Sense, Looker. Платформы для анализа и визуализации данных. С помощью них можно объединить данные из разных источников. Они работают с MS Excel, MySQL, SQL, Google BigQuery, Microsoft Azure.

Google Analytics, «Яндекс Метрика». Инструменты, которые позволяют отслеживать действия посетителей сайта. Они показывают источники трафика, число просмотров, конверсию, количество посетителей и так далее.

Также в продуктовом анализе нужна статистика. С её помощью проверяют продуктовые гипотезы. Для начала работы аналитику будет достаточно разбираться в основных параметрах — медиане, среднем отклонении, статистической мощности, статистической значимости. В будущем нужно расширять знания, чтобы проводить более точные эксперименты.

Кроме того, чтобы правильно подбирать и интерпретировать метрики, продуктовый аналитик должен разбираться в продакт-менеджменте. Нужно понимать суть продуктового подхода в работе, знать, что может пригодиться коллегам и где получать эту информацию. Продуктовый аналитик должен помогать генерировать гипотезы, поэтому важно понимать продукт.

Карьерный путь и зарплата продуктовых аналитиков

В большинстве компаний карьера продуктовых аналитиков включает стандартные этапы: junior, middle, senior, lead, head.

Junior. Это младший специалист. Джуны работают над фиксированными задачами с понятным планом и результатом. Чаще всего это регулярные задачи, которые ранее уже выполнялись в компании, а сейчас нужно воспроизвести прошлый результат. Например, подготовить данные к анализу или провести простой анализ. Обычно такие специалисты работают в паре с наставником — более опытным аналитиком.

Middle. Специалисты этого уровня легко справляются с типовыми задачами. Им поручают нестандартные задачи средней сложности, решение для которых нужно найти самостоятельно. Middle-аналитики лучше разбираются в инструментах, но знают ещё не все нюансы работы.

Senior. Это опытные специалисты. Кроме отдельных задач, берут на себя полноценную работу над проектами. Сеньоры хорошо понимают рынок и специфику продукта, владеют всеми инструментами анализа.

Lead. Это senior-аналитик, который руководит «младшими» специалистами: ставит им задачи, помогает определить цели и найти решения.

Head. Руководитель, который отвечает за развитие всего направления аналитики. У него в подчинении может быть несколько lead-аналитиков с их командами.

В некоторых крупных компаниях доступна стажировка. Она подходит для тех, кто только начинает знакомство с продуктовым анализом. Обучать начинающего специалиста долго и дорого, поэтому на стажировку попасть сложно. Обычно стажёры выполняют небольшие задачи или части задач, с которыми могут справиться. Основная цель стажировки — понять задачи аналитика и основные процессы.

По данным сервиса Zarplan, средняя зарплата продуктовых аналитиков на ноябрь 2023 года составляла около 190 тысяч рублей. При этом зарплата опытных специалистов уровня senior доходит до 330 тысяч рублей.

Новичкам на старте предлагают в среднем от 80 тысяч рублей.

Вакансия для младшего продуктового аналитика
Скриншот: HeadHuter/Skillbox Media

Продуктовым аналитикам не обязательно работать в одной компании. Они могут брать заказы на фрилансе и работать удалённо.

Какие плюсы и минусы есть в профессии продуктового аналитика

Как и в любой профессии, в работе продуктового аналитика есть преимущества и недостатки. Рассмотрим основные.

ПлюсыМинусы
• востребованность;
• зарплата от 80 тысяч рублей на старте и около 190 тысяч рублей — для специалистов с опытом;
• возможность стать владельцем продукта или продакт менеджером
• высокий порог входа в профессию — нужны знания математики, статистики, анализа данных;
• однообразная работа;
• нужно постоянно учиться, так как инструменты обновляются и совершенствуются

Как стать продуктовым аналитиком

Перейти из смежной сферы. Самые близкие сферы — это другие направления аналитики. Например, анализ данных или бизнес-анализ. У таких специалистов уже есть опыт работы с основными инструментами, поэтому они быстрее вливаются в работу с продуктом.

Также в продуктовый анализ можно перейти из других профессий, связанных с созданием или развитием продукта, — из разработки, управления проектами или маркетинга. Например, если раньше человек занимался продвижением магазина на Wildberries, ему будет проще стать продуктовым аналитиком в сфере онлайн-торговли.

Высшее образование в продуктовом анализе желательно, но не обязательно. Для работодателей важнее набор гибких и жёстких навыков — например, наличие навыка логического мышления.

Пройти курс. Курсы — точка входа в профессию и для новичков в сфере продукта, и для опытных специалистов из смежных сфер. Курсы позволяют освоить теоретические основы и научиться работать с инструментами анализа.

В Skillbox есть курс «Профессия Продакт-менеджер». На курсе учат среди прочего анализировать продукт:

  • создавать системы сбора, хранения и анализа информации;
  • собирать маркетинговые данные о клиентах, заказах и товарах в единую структуру;
  • оценивать продуктовые и маркетинговые метрики;
  • сегментировать пользователей и анализировать пользовательский опыт;
  • анализировать данные с помощью Python и SQL;
  • строить CJM и проводить исследования;
  • проводить A/B-тесты в Google Optimize;
  • находить инсайты, которые позволят развивать продукт;
  • наглядно представлять данные и готовить отчёты — строить графики и создавать интерактивные дашборды в Tableau.

Спикеры курса — ведущий аналитик-разработчик, руководитель направления веб-аналитики, UX-исследователь, начальник отделов качественных и количественных исследований.


Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Продакт-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована