Нотация BPMN — что это такое и как её используют в бизнес-анализе
Рассказываем главное, что нужно знать об описании бизнес-процессов с помощью нотации BPMN.
Иллюстрация: Оля Ежак для SKillbox Media
Анна Солодовникова
Бизнес-аналитик с опытом работы более четырёх лет, магистр в области информационной бизнес-аналитики. Сейчас участвует в проектах, связанных с нефтедобычей, геологоразведкой, логистикой. Принимала участие во внедрении «1С:ERP» как основной бизнес-аналитик. Проверяющий куратор курсов Skillbox «Профессия Бизнес-аналитик», «Профессия Операционный менеджер».
Перед тем как улучшать процессы любого бизнеса, важно описать, как они работают сейчас, — смоделировать их. Нотация BPMN (Business Process Model and Notation) — один из способов такого моделирования.
BPMN в графическом виде отражает последовательность работ бизнес-процессов и логику их выполнения. С помощью нотации любой человек может разобраться, что изображено на схеме, даже если видит её впервые. Дальше эту схему используют для управления бизнес-процессами — ищут слабые участки и оптимизируют их.
BPMN широко применяется в России и за рубежом. Если бизнес-аналитик научится строить бизнес-процессы в этой нотации, он будет востребован.
В статье для Skillbox Media расскажем:
- что такое бизнес-процессы и для чего ими управлять;
- какие есть способы описания бизнес-процессов;
- что такое нотация BPMN и в чём её главные преимущества;
- из каких элементов состоит BPMN;
- как построить модель бизнес-процесса с помощью BPMN пошагово;
- как применяют нотацию BPMN в бизнес-аналитике;
- как узнать больше об управлении бизнес-процессами.
Что такое бизнес-процессы и зачем ими управлять
Бизнес-процесс — это логически связанная последовательность действий, направленных на создание продуктов или услуг. К бизнес-процессам относятся все повторяющиеся операции, которые помогают решать задачи бизнеса и получать доход.
К ним можно причислить, например, обработку заказов в интернет-магазине, доставку товаров клиенту, подготовку договоров.
Чтобы всё работало, процессами нужно управлять. От гибкости и управляемости бизнес-процессов зависит, насколько успешным будет бизнес. Есть разные подходы к управлению — все они включают три основных элемента:
- анализ бизнес-процессов;
- выявление проблем;
- оптимизация бизнес-процессов.
В Skillbox Media есть статья, где подробно рассказано об управлении бизнес-процессами.
Перед тем как анализировать бизнес-процессы, важно зафиксировать их исходное состояние — разобрать их на этапы и описать, как они выглядят в данный момент. О способах описания говорим ниже.
Способы описания бизнес-процессов
Три самых распространённых способа описания бизнес-процессов:
- Текстовый — подготовка письменных инструкций, регламентов, стандартов и других нормативных документов.
- Табличный — описание процессов в формате таблиц.
- Схематичный — графическое изображение процессов.
Наиболее удобный способ для описания бизнес-процессов — схематичный. Текстовое описание часто получается слишком громоздким и сложным для восприятия. В таблицах не всегда можно отразить всю необходимую информацию так, чтобы она читалась.
В моделировании бизнес-процессов используют нотации — стандартизированные системы условных обозначений. Они нужны, чтобы любой человек понимал, что изображено на схеме. Это позволяет прочесть схему, не изучая специальные обозначения, принятые в конкретной компании.
Нотации описывают:
- какие обозначения использовать в описании процессов и как их читать;
- как отображать последовательность действий и отношения внутри них;
- какие элементы нужно обязательно учесть.
Есть несколько вариантов нотаций — их выбирают в зависимости от типов бизнес-процессов и потребностей бизнеса. Вот некоторые примеры нотаций:
- Блок-схема — используют для описания алгоритмов, статусов и ролей процесса.
- EPC — используют для описания событий бизнес-процессов.
- IDEF0 — используют для описания логических отношений между этапами процесса.
- ARIS — используют для описания одновременно всех бизнес-процессов компании и её архитектуры.
- BPMN — используют для подробной детализации действий в бизнес-процессах.
В следующих разделах подробно говорим о нотации BPMN.
Нотация BPMN: что это такое и почему она популярна
BPMN — аббревиатура от Business Process Model and Notation. Это система условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.
BPMN — одна из самых популярных нотаций для изображения бизнес-процессов в виде схем. Она широко применяется в России и за рубежом. Обучившись построению бизнес-процессов в ней, бизнес-аналитик точно будет востребован.
Первая версия BPMN создана в 2004 году рабочей группой IBM. В 2010 году — дополнена и выпущена под названием BPMN 2.0. В неё добавили новые типы событий и диаграмм, устранили ошибки первой версии.
Вот главные преимущества нотации BPMN перед другими нотациями:
- Универсальность — позволяет описать даже специфические, сложные процессы.
- Схемы в нотации BPMN выглядят компактнее и нагляднее, чем текстовые документы, — они интуитивно понятны даже тем, кто незнаком с нотацией.
- Позволяет выявлять узкие места процесса. Например, если в процессе много лишних действий, они путаются или резко обрываются — на схеме в нотации BPMN это будет хорошо видно.
Основные элементы BPMN
Как мы сказали выше, BPMN представляет собой систему условных обозначений для моделирования бизнес-процессов. Процессы в нотации представлены в виде графических последовательностей.
Ниже на иллюстрации приведён пример процесса — поиска и приёма на работу нового сотрудника.
Разберём основные элементы нотации. Их будет достаточно для большинства схем.
Процесс (задача, подпроцесс). Задача — действие или операция, у которых нет дальнейшей декомпозиции в рамках процесса. Подпроцесс — декомпозированный процесс, в который включено несколько задач. На диаграмме он обозначается блоком со знаком +.
Примеры задач в иллюстрации выше — «Заявка на подбор нового сотрудника», «Проведение собеседования». Часто задачи формулируют через глагол: «Провести собеседование», «Подобрать сотрудника».
Событие. Показывает состояние, которое влияет на дальнейшее течение бизнес-процесса или контролирует его. Примеры событий — старт процесса, его завершение, смена статуса документа, получение сообщения.
Любая схема должна начинаться со стартового события и завершаться конечным. Промежуточных событий в процессе может и не быть, поэтому это необязательный элемент.
В нашем примере стартовые события — «Потребность в расширении штата» и «Текущий сотрудник написал заявление на увольнение».
Шлюзы. Показывают слияния потоков управления в рамках процесса. Среди них выделяют:
- Параллельный шлюз — означает, что два процесса исполняются одновременно. Читается как «И».
В нашем примере параллельный шлюз — «Проведение собеседования» и «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата».
- Эксклюзивный шлюз — используют, чтобы обозначить ветвление потока управления на несколько альтернативных потоков, когда процесс зависит от выполнения условия. Читается как «ИЛИ».
В этом случае процесс идёт чётко по одному из потоков.
- Неэксклюзивный шлюз — применяют, чтобы показать ветвление потока управления на несколько других, когда процесс зависит от выполнения условий. Читается как «И/ИЛИ».
В этом случае процесс может пойти по двум потокам одновременно, а может — только по одному из них. Такой шлюз используется редко.
Объект данных. Показывает, какие объекты сопровождают выполнение процесса. Например, бумажный документ, электронный документ, информацию и так далее.
В нашем примере объекты данных — «Заявка на подбор», «Лист оценки кандидата», «Предложение о работе».
Потоки. Это стрелки, которые показывают движение по процессам и порядок их выполнения. Есть несколько видов потоков:
- Поток управления — показывает, в каком порядке выполняется процесс. Эти стрелки связывают между собой задачи, события и шлюзы.
Пример — связь между задачами «Поиск подходящих кандидатов» и «Отправка релевантных резюме». Это две задачи, которые последовательно идут друг за другом.
- Поток сообщений — показывает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой. В нашем примере так показана связь между подготовкой заявки на подбор сотрудника и принятием этой заявки в работу.
- Ассоциация — показывает связи объектов данных и баз данных с процессами.
Например, задача «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата» связана с помощью ассоциации с документом, где хранится этот лист оценки.
Пулы (дорожки). Показывают участников бизнес-процессов. Например, должности, подразделения, роли, внешние субъекты. Дорожка не может соответствовать системе или другим объектам — только людям.
Например, в нашей иллюстрации дорожки соответствуют кандидату, HR-менеджеру, руководителю отдела.
Полный список элементов, которые используют в нотации, можно посмотреть здесь.
Существует много инструментов для разработки процессов в BPMN. Мы рекомендуем бесплатный онлайн-сервис Diagrams.net. В нём можно создавать схемы, модели, диаграммы и обмениваться ими в браузере.
Как построить модель бизнес-процесса в нотации BPMN: пошаговый план
Чаще всего бизнес-процессы изображают в специальных программах для моделирования. Также это можно делать и от руки, но только в качестве черновика.
Вот пошаговый план того, как построить бизнес-процессы в нотации BPMN:
1. Изучите процесс: для чего он нужен и какие задачи решает.
2. Определите, является он основным, вспомогательным или процессом управления.
Основной процесс — приносящий прибыль или влияющий на прибыль компании. Например, производство или продажи. Таким процессам нужно уделять особое внимание.
Вспомогательный процесс — процесс, который не генерирует доход, но обеспечивает качественное выполнение основных процессов. Например, бухгалтерский учёт.
Процесс управления — процесс, влияющий на существование и развитие компании. Например, управление командами компании.
3. Запросите у ответственных за процесс инструкции, регламенты и другие нормативные документы, которые описывают процесс или работу участвующих в нём отделов. По этим документам можно составить первичное представление о процессе.
4. Выявите всех участников процесса: должности, роли, отделы, в некоторых случаях — Ф. И. О. ответственных сотрудников. Но в схемах процесса лучше избегать построения дорожек, завязанных на Ф. И. О., — иначе нужно будет постоянно следить за актуальностью данных.
5. Определите границы бизнес-процесса: назначьте стартовое и конечное события и назовите их. Начиная построение схемы, помните, что именно вы хотите отразить и какую цель преследуете.
6. Отметьте все внутренние события бизнес-процесса. Дополнительные детали можно при необходимости уточнить у владельцев процесса.
7. Если в процессе важно отразить внутренние действия систем, попросите участников процесса наглядно показать, что они делают и какой результат получают. Продемонстрируйте это на схеме.
Как используют нотацию BPMN в бизнес-аналитике: разбираем на примере
Задачи бизнес-аналитика, для которых требуется BPMN, делят на два этапа:
- Построение схем «как есть» (as is) — описание текущей последовательности работ бизнес-процесса.
- Построение схем «как будет» (to be) — описание целевого процесса с фиксацией требуемых изменений: этапов модернизации, автоматизации.
Разберём на примере. Допустим, в компании N было 70 сотрудников, которые работали в одном офисе. Всю необходимую документацию они распечатывали, подписывали от руки и самостоятельно относили получателю — например, бухгалтеру, отделу кадров или секретарю.
Потом компания выросла в 2,5 раза, появились удалённые сотрудники. Руководство приняло решение внедрить систему электронного документооборота (СЭД). Перед внедрением такой системы бизнес-аналитику потребуется выполнить три основные задачи:
- Разобраться и описать, как сейчас сотрудники знакомятся с документами и подписывают их. При этом учесть два типа сотрудников — работающих в офисе и удалённо.
- Выявить возможные узкие места и особенности процесса в данной компании. Эти особенности должны быть учтены при разработке или покупке готовой СЭД.
- Проанализировать, как бизнес-процесс «ложится» на новую систему: в каких местах необходима доработка ПО, в каких — организационные изменения внутри компании.
Что даёт описание текущего процесса и моделирование целевого процесса документооборота? Снизится риск упустить ключевые функции СЭД и получить на выходе систему, которая не будет решать задачи компании.
В дальнейшем описанный и согласованный ключевыми участниками процесс можно брать за основу для написания регламентов или инструкций.
Главное
- Бизнес-процессы — все операции, которые помогают решать задачи бизнеса и получать доход. Чтобы всё работало по плану, процессами нужно управлять: описывать их, анализировать и оптимизировать.
- Эффективнее всего описывать бизнес-процессы графически — в виде интуитивно понятных схем. Для этого используют различные нотации — системы условных обозначений. Они нужны для того, чтобы любой человек понимал, что изображено на схеме.
- Одна из универсальных и самых наглядных нотаций — нотация BPMN (Business Process Model and Notation). Она в графическом виде отражает последовательность работ бизнес-процессов и логику их выполнения.
Как узнать больше об управлении бизнес-процессами
- Если вы только начали разбираться в управлении бизнес-процессами — прочитайте статью Skillbox Media «Большой гайд по управлению бизнес-процессами: главное, что должен знать каждый менеджер».
- В этой статье отдельно разбирали вопрос моделирования бизнес-процессов, в этой — процесс их автоматизации.
- Также в Skillbox есть курс «Профессия Бизнес-аналитик». На нём учат собирать данные о финансах компании и бизнес-процессах, проводить продуктовые интервью и определять стратегии развития, оптимизировать процессы.
Другие материалы Skillbox Media для менеджеров
- Статья о цифровой трансформации бизнеса: чем она отличается от цифровизации и зачем нужна бизнесу
- Финансовая модель: для чего она нужна и как её разработать
- Статья о дорожной карте проекта: зачем она нужна и как её сделать
- Вводная статья об операционном менеджменте: что это такое, как он работает и какие навыки нужны операционным менеджерам
- Статья об управлении изменениями: какие методики можно использовать и как уже на старте оценить шансы на успех