Управление
#статьи

Цифровая трансформация бизнеса и цифровизация — в чём разница? Рассказываем на примере

Что такое цифровизация? А цифровая трансформация? Зачем они нужны бизнесу? Разбираемся на примере трансформации продаж в IT-компании.

Кадр: сериал «Марс»

Фото: личный архив Романа Магдаленко

Роман Магдаленко

CEO и co-founder SalesAI.


Управляет удалёнными командами продаж с 2008 года. За это время обеспечил пятикратный рост продаж в ABBYY LS и запустил в космос ещё несколько стартапов. Сейчас учится на программе MBA «Лидеры изменений» от Skillbox и Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Роман — фанат концепции непрерывного обучения и нелинейных систем. Он запустил стартап, который помогает компаниям расти и строить нелинейные системы продаж. Автор Telegram-канала «VP of Sales».

Вовремя внедрённые цифровые решения не только двигают компанию вперёд и решают её насущные проблемы, но и позволяют ей адекватно реагировать на изменения рынка. Есть две основные задачи, которые решают цифровые преобразования в компании:

  • Оцифровать некоторые бизнес-процессы — так, чтобы частично заменить людей.
  • Изменить подходы к бизнес-процессам, управлению, корпоративной культуре, внешним коммуникациям — так, чтобы ускорить рост и увеличить эффективность деятельности.

Что поможет компании закрыть эти потребности — цифровизация или цифровая трансформация? В статье разберём, в чём разница между этими понятиями. А потом посмотрим на пример цифровой трансформации продаж в IT-компании.

Что такое цифровизация и цифровая трансформация

Цифровизация — внедрение современных технологий в бизнес-процессы компании для того, чтобы повысить их качество и эффективность. Например, если небольшая пекарня установит CRM-систему, чтобы ускорить доставку своей продукции, — бизнес будет на этапе цифровизации.

Если эта же пекарня использует системы искусственного интеллекта в обучении сотрудников, начнётся уже цифровая трансформация бизнеса. Цифровая трансформация — внедрение цифровых технологий в систему управления компанией для того, чтобы полностью заменить устаревшие способы ведения бизнеса современными альтернативами.

Эти процессы не только похожи, но даже невозможны друг без друга. Цифровая трансформация — глубокие изменения, которые влияют на все бизнес-процессы компании. А цифровизация бизнеса заменяет работу человека или облегчает её в некоторых бизнес-процессах.

Если цифровая трансформация может навредить некоторым компаниям — например, компаниям с ручным производством, — то цифровизация некоторых процессов необходима всем.

Часто цифровая трансформация становится продолжением цифровизации. Например, система CRM — это образец цифровизации. Она упрощает работу менеджера по продажам: теперь он не записывает данные на листочек, а вносит их в систему. Система хранит и обрабатывает эти данные.

Эффективность процесса станет ещё выше, если данные в CRM будет вносить не менеджер по продажам, а система с элементами искусственного интеллекта. Тогда цифровизация станет цифровой трансформацией.

Ниже разберём на примере, как проходила цифровая трансформация процесса продаж в IT-компании.

ИИ квалифицирует лиды: пример цифровой трансформации в продажах

До цифровой трансформации. IT-компания продаёт услуги разработки программного обеспечения на заказ. Средний чек — 5–10 млн рублей.

Процесс продаж состоит из нескольких этапов и занимает 3–6 месяцев. Каждый этап — это онлайн-встреча со своей целью:

  • Discovery — квалифицировать клиента.
  • NBM — встретиться с лицом, принимающим решение, и подготовить предложение.
  • Demo — продемонстрировать клиенту, как будет решена его боль, и обсудить с ним стратегию.
  • Closing — согласовать стратегию и утвердить бюджет.

Последний этап самый сложный. Чтобы он прошел успешно, нужно с первой встречи задавать клиенту правильные вопросы и точно фиксировать ответы в CRM. Соотношение между выигранными и созданными в CRM сделками — коэффициент конверсии продаж.

Компания поставила перед собой цель — увеличить конверсию в два раза.

Фото: dotshock / Shutterstock

Чтобы быстрее достичь этой цели, мы наняли трекера. Он проанализировал, как организованы продажи, и предложил пересмотреть этап квалификации.

Дело в том, что менеджеры недостаточно быстро понимали, кто из потенциальных клиентов заинтересован в покупке услуги, а кому она неинтересна. Чем быстрее менеджеры понимают: «Это не наш лид», тем меньше ресурсов они на него тратят и тем больше ресурсов можно инвестировать в заинтересованных клиентов.

Чтобы помочь менеджерам в квалификации клиентов, мы разработали более сложный фреймворк. Он представлял собой список из тридцати вопросов. Получив ответы на эти вопросы, менеджер понимал, заинтересован клиент в услуге или нет. Список должен был закрыть все потребности продажников на переговорах.

Структура фреймворка была логичной, отвечала задаче и, как тогда казалось, была вполне пригодна для применения.

Мы приступили к тестированию этого решения. Менеджеры встречались с клиентами, задавали вопросы из фреймворка и записывали всё на видео. Нам оставалось посмотреть видео, проанализировать результаты и, как мы думали, удостовериться в том, что всё работает.

Проблема. Фреймворк работал хуже, чем мы рассчитывали. Главным препятствием стали человеческие слабости и «инстинкт самосохранения» менеджеров. Они забывали включать запись и фиксировать ответы клиентов. Некоторые вопросы считали неудобными или несвоевременными, поэтому не задавали их. Часто менеджеры сами додумывали ответы, которых не было, а данные в CRM вносили с искажениями и задержками или забывали важные факты.

Стало очевидно, что недостаточно иметь перед глазами тридцать вопросов, ответы на которые помогут классифицировать сделку. Нужно каким-то образом обойти человеческий фактор, используя для этого современные технологии.

Процесс цифровой трансформации. Нам потребовалась система, которая сможет взять качественную информацию напрямую от клиента, без эмоциональных фильтров менеджеров. В идеале процесс должен был выглядеть так:

  • Менеджер по продажам общается с потенциальным клиентом — он не пропускает важные вопросы из фреймворка и чётко следует намеченному плану.
  • Система распознаёт контекст полученных ответов и разносит их по нужным ячейкам CRM.
  • На основании этих ответов выстраивает стратегию продаж.

Так появилась система с искусственным интеллектом для управления фреймворком — SalesAI. Она интегрируется с CRM, а также с системой видеосвязи (Zoom, Google Meet, Skype) или IP-телефонии. Прямо во время звонка или встречи, пока менеджер говорит с клиентом, система расшифровывает речь и разбирается, к ответам на какие вопросы можно отнести фразы клиента. На основе анализа она в режиме реального времени даёт подсказки менеджеру.

Если встреча проходит идеально, менеджеру не нужно задавать все тридцать вопросов — SalesAI распознает необходимые ответы из монолога клиента и разнесёт их по нужным ячейкам CRM.

Пример анализа диалога системой SalesAI
Скриншот: сайт SalesAI

Затем система самостоятельно сделает вывод, какого качества ответы мы получили, и решит, стоит ли дальше работать с этим клиентом. Если нет — менеджер завершает работу с ним и направляет усилия на другой контакт.

Система SalesAI выдаёт анализ встречи
Скриншот: сайт SalesAI

Также система автоматизирует рутину, на которой менеджер обычно теряет много времени, — составляет протоколы переговоров, фиксирует договорённости, оформляет коммерческие предложения. Всё это создаётся по заданным шаблонам автоматически после каждой встречи. Менеджеру остаётся только скорректировать готовые документы и отправить клиенту.

Что позволила сделать цифровая трансформация продаж:

  • Компания перестала терять объективные данные от потенциальных клиентов.
  • Конверсия сделок увеличилась на 17% за три месяца.
  • Благодаря автоматизации процессов производительность менеджеров выросла в два раза.
  • Директор по продажам получил доступ к наглядной аналитике по всему отделу. Ему доступны показатели качества встреч, конверсии продаж, оценка работы менеджеров по более чем десяти параметрам. В системе видно, кто работает качественнее, у кого больше закрытых сделок, кому и какие компетенции нужно подтянуть. Результат — эффективная работающая команда, которую не нужно постоянно контролировать.

Главное

  • Цифровизация — это улучшение бизнес-процессов с помощью современных технологий. Цифровая трансформация — глубокое изменение системы управления.
  • Цифровизация в той или иной мере нужна всем компаниям, а вот цифровая трансформация для некоторых компаний может оказаться бесполезной или даже вредной.
  • Цифровая трансформация невозможна без цифровизации.
  • Наш пример — пример цифровой трансформации, так как появление ИИ-системы значительно изменило процесс продаж. Искусственный интеллект начал принимать решения за менеджеров по продажам.

Другие материалы Skillbox Media для менеджеров


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована