Кто такой продакт-менеджер, почему ему платят 200 тысяч в месяц и как им стать
Обзор востребованной профессии, зарплаты в которой растут ежегодно. Рассказываем о задачах продакта, нужных навыках и точках входа в профессию.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
О продакт-менеджерах рассказал
Михаил Войтко
Эксперт по управлению цифровым продуктом, исполнительный директор в дивизионе «Салют», «Сбер». Автор телеграм-канала «Маркетинговая ворона».
Преподаёт на курсах Skillbox «Профессия Продакт-менеджер» и «Customer Development».
Product-менеджер — современная профессия, спрос на которую растёт. Работодатели готовы платить новичкам от 90 тысяч рублей в месяц в Москве, а опытным специалистам — от 200 тысяч рублей в месяц. Чтобы стартовать в сфере продакт-менеджмента, не обязательно получать высшее образование — можно перейти в неё из смежной области или пройти курсы.
В этом материале Skillbox Media подробно рассказываем о профессии.
- Кто такой продакт-менеджер
- Чем занимается специалист
- Какие навыки ему нужны
- Сколько зарабатывает продакт
- Как стать продакт-менеджером
Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер — человек, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Его также называют product-менеджером, продукт-менеджером, продактом или менеджером по продукту. Задача специалиста — создать продукт, который удовлетворит потребности пользователей и принесёт компании прибыль. Продакт-менеджер может работать в разных отраслях — от IT до строительства.
Продукт — инструмент, который облегчает жизнь пользователя.
В продакт‑менеджменте под продуктами чаще всего понимают цифровые решения или решения на стыке двух миров — цифрового и физического. Например, сайт-агрегатор для поиска и заказа билетов на самолёт. Или приложение магазина, в котором можно заказать доставку продуктов на дом.
Продакт-менеджер руководит большой командой специалистов, создающих продукт. Но также работает сам — анализирует данные в Excel, общается с клиентами, запускает рекламу. Подробнее о задачах продакта мы поговорим ниже.
Продакт-менеджер может работать в любых компаниях, где есть продукты. Чаще всего продакты нужны в сфере IT. Специалист может найти работу и в стартапе, и в крупной компании.
Ещё продакт-менеджеры часто требуются компаниям, которые не связаны с IT напрямую. Например, тем, кто помимо основного бизнеса развивает цифровые продукты. Это, например, компании «Росатом», «Газпром нефть», «Технониколь», X5 Group.
Не стоит путать продакт-менеджера с проджект-менеджером и продакт-оунером.
Проджект-менеджер управляет проектами. Это временные предприятия, направленные на создание чего-то уникального: книги, приложения, Великой Китайской стены. У проектов есть сроки и желаемый результат, и проджект-менеджеры стремятся его достичь. Продакт-менеджеры же работают не чтобы получить фиксированный результат, а чтобы продукт развивался и удовлетворял больше потребностей пользователей.
Можно сказать, что каждый продакт-менеджер — проектный менеджер, но не каждый проектный менеджер может управлять продуктом. Подробнее о проектах можно почитать в этой статье Skillbox Media.
Продакт-оунер — термин из методологии управления проектами Agile. Product owner переводится как «владелец продукта». Человек в этой роли отвечает за то, каким будет продукт — от функциональности до внешнего вида. Продакт-оунер обсуждает это с заказчиком, согласовывает решения и объясняет команде, что нужно сделать.
Продакт-оунер — роль в одной методологии управления продуктом. Продакт-менеджер — профессионал с более широкими компетенциями. Продакт отвечает не только за продукт, но и за его дистрибуцию, маркетинговые исследования, поддержку клиентов.
Если команда работает по Agile, роли продакта и продакт-оунера могут быть совмещены. В других случаях продакт-менеджер выступает бизнес-заказчиком для продакт-оунера.
Обучение продакт-менеджменту в Skillbox
- «Профессия Продакт-менеджер» — для тех, кто хочет изучить основы и стартовать в профессии с нуля.
- «Продакт-менеджмент» — для начинающих продактов и тех, кто хочет получить новую специализацию в диджитале.
Чем занимается менеджер продукта
У всех продуктов есть жизненный цикл — период от создания идеи до ухода с рынка. Все задачи менеджера по продукту можно соотнести с этапами этого жизненного цикла.
Первый этап — разработка идеи. Чтобы понять, каким должен быть продукт, продакт-менеджер исследует рынок. Он анализирует потенциальных потребителей и ищет потребности, которые ещё не закрыты или закрыты некачественно. Для этого он использует маркетинговые исследования: интервью, опросы, фокус-группы и другие.
По результатам анализа продакт-менеджер выдвигает гипотезы о том, какие проблемы есть у целевой аудитории и как можно их решить. Например, менеджер может предположить, что пользователи хотят подсчитывать калории, — и предложить создать приложение, которое автоматизирует расчёт.
Второй этап — создание продуктовой стратегии. Это документ, в котором описано, для кого будет создан продукт, какие затраты при его создании понесёт компания, какие у него возможности, какие должны быть результаты и так далее. Также его называют дорожной картой продукта. Продакт-менеджер разрабатывает этот документ и ищет финансирование.
Если продукт делают внутри компании, специалист защищает план перед инвестиционным комитетом или руководством. Если для клиента — презентует его клиенту.
Параллельно с созданием продуктовой стратегии продакт-менеджер работает над MVP. MVP — минимально жизнеспособный продукт: неидеальный, но выполняющий основную функцию. Продакт-менеджер создаёт такой продукт сам или с помощью разработчиков и предлагает его пользователям, чтобы проверить спрос и подтвердить гипотезу. Подробно об этом можно прочитать в нашей статье про MVP.
Третий этап — разработка продукта. Продакт-менеджер собирает команду, которая будет создавать продукт, и организует её работу. Объясняет, каким должен быть результат, планирует разработку, ставит цели и задачи, консультирует и помогает. В команду могут входить программисты, аналитики, дизайнеры и другие специалисты.
Четвёртый этап — публичный запуск. В нём участвует несколько команд, чаще всего — юристов и маркетологов. Для них продакт-менеджер выступает бизнес-заказчиком. То есть объясняет, каким должен быть договор-оферта, в каких каналах нужно рассказать о запуске продукта, в каких соцсетях вести страницы и что на них транслировать.
В некоторых компаниях продакт-менеджер выполняет роль маркетолога. Тогда он сам запускает рекламу и ведёт страницы продукта в соцсетях.
Пятый этап — продажа продукта. На самом деле он проходит параллельно с публичным запуском продукта или даже до него. Продакт-менеджер здесь тоже выступает бизнес-заказчиком. Он работает с менеджерами по продажам, с менеджерами по развитию партнёрских отношений и другими специалистами. Консультирует их и контролирует достижение плановых показателей.
Если продукт «сырой», продакт-менеджер также дорабатывает его. Для этого он изучает отзывы клиентов, описывает их боли — и ставит задачи по доработке команде.
Шестой этап — развитие. Эта фаза может длиться бесконечно. Продакт-менеджер постоянно работает над улучшением продукта и его показателей. Он делает всё, чтобы продукт удовлетворял меняющиеся потребности пользователей, прибыль росла, а издержки сокращались.
Можно сказать, что работа продуктового менеджера циклична. Он проводит продуктовые исследования — то есть собирает обратную связь от пользователей — и снова вступает в цикл разработки продукта.
Главная задача продакт-менеджера в долгосрочной перспективе — не допустить «смерти» успешного продукта. В краткосрочной — сделать так, чтобы продукт приносил прибыль за счёт удовлетворения потребностей аудитории.
Какие навыки нужны специалисту
Продакт-менеджеру для работы нужны хард-скиллы, софт-скиллы и навыки обращения с разными инструментами и методами.
Хард-скиллы — профессиональные навыки. Главный хард-скилл — понимать сферу, в которой работаешь. Например, если продакт-менеджер ведёт проекты в IT, ему нужно знать, как устроены процессы разработки и как работают фреймворки. Это позволит ему говорить на одном языке с командой, знать ограничения технологий и возможностей и не требовать невыполнимого.
Второй важный хард-скилл — аналитические навыки. Продакт-менеджер много работает с цифрами, поэтому ему нужно знать основы математики и статистики. Он должен понимать, что такое математическое ожидание и доверительный интервал, уметь находить взаимосвязи между показателями и делать расчёты — например, считать конверсию.
Нужны и другие хард-скиллы. Например, знание экономической теории — чтобы считать юнит-экономику. Дизайн-мышление — чтобы оценивать качество интерфейса, разбираться в возможностях графических инструментов и предпочтениях пользователей. Навык управления отделом разработки — чтобы понимать, как на практике применяют гибкие методологии. Владение стратегическим подходом к решению задач — чтобы принимать правильные решения относительно продукта.
Софт-скиллы — гибкие навыки, они помогают лучше выполнять работу. Для продакт-менеджера они важны не меньше, чем хард-скиллы, потому что его работа происходит на стыке разных отраслей. Вот какие гибкие навыки нужны продакту:
- Коммуникативные навыки. Продакт-менеджеру важно уметь получать информацию от клиента и доносить её до команды — и наоборот. Поэтому для него важно быть эмпатичным, уметь проводить интервью, задавать правильные вопросы и слышать собеседника.
- Умение работать с большими объёмами информации. Искать её, анализировать, делать правильные выводы. Это важно для исследования рынка, продукта, целевой аудитории.
- Умение работать с командой. Нанимать, развивать, удерживать сотрудников, ставить задачи и контролировать их выполнение. Продакт-менеджер должен организовать работу команды так, чтобы все возникающие проблемы решались быстро и не влияли на достижение целей.
- Умение работать в ситуации неопределённости. Можно сказать, что это метанавык для продакт-менеджера. Специалист должен быстро тестировать гипотезы и предлагать подходящие решения, даже если что-то идёт не так, как задумано.
Инструментов, с которыми должен уметь работать продакт-менеджер, много. Перечислим основные:
- Excel — большая часть информации, которая нужна в работе, хранится в таблицах, поэтому продакт должен разбираться в них на продвинутом уровне.
- Инструменты визуализации данных и BI-системы с дашбордами — ими пользуются в основном крупные компании.
- CRM-системы — в них хранится информация о клиентах, которую нужно изучать.
- Figma и Photoshop — продакт-менеджеру важно освоить их хотя бы на базовом уровне, если он работает с дизайном продукта.
- Сервисы для прототипирования — в них создают прототипы сайтов и приложений, а продакт-менеджер контролирует эту работу.
- PowerPoint — чтобы создавать презентации и отчёты.
- Miro — чтобы обсуждать идеи с командой и фиксировать их.
- Jira или другие таск-менеджеры — чтобы управлять процессами разработки и продвижения продукта.
Кроме того, менеджеру по продукту важно уметь проводить качественные и количественные исследования, работать с базами знаний, аналитическими опросами, пирамидами показателей и многим другим. При работе с каждым продуктом используется свой набор навыков.
Сколько зарабатывает продакт-менеджер
Зарплата продакт-менеджера зависит от его квалификации. Есть три ступени — junior, middle и senior.
Junior — специалисты без опыта работы. На старте им готовы платить от 90 тысяч рублей в месяц и больше в Москве. В регионах зарплаты меньше. Многие компании нанимают джунов, чтобы обучить их и «вырастить» под свои задачи.
Middle — специалисты с опытом работы от года до трёх лет. Их доход начинается в среднем от 120 тысяч рублей в месяц.
Senior — специалисты с опытом работы от трёх лет. Им готовы платить 200 тысяч рублей в месяц и больше. В некоторых компаниях сеньорам предлагают от 300 тысяч рублей в месяц.
Спрос на профессию растёт. Вместе с ним растут и зарплаты специалистов. Самая популярная вилка зарплат новичков в 2022 году — 80–110 тысяч рублей, об этом говорится в исследовании «Яндекс Практикума» и Product Sense. Самая популярная вилка зарплат среди всех продактов — 180–220 тысяч рублей. В 2021 году она составляла 110–150 тысяч рублей.
Специалисты могут зарабатывать ещё больше благодаря карьерному росту. Он может быть и вертикальным, и горизонтальным. Вертикальный — до должности CEO, вице-президента или генерального директора. Горизонтальный — когда продакт-менеджер уходит в узкую специализацию, например становится директором по маркетингу.
Кроме того, продакт-менеджер может запустить стартап. У него есть все необходимые для этого навыки: он знает, как определять и удовлетворять потребности аудитории, управлять командами, работать с финансовыми показателями и так далее.
Как стать продакт-менеджером
В отрасли можно стартовать без опыта и образования с позиции junior product manager. Но найти работу проще тем, у кого есть хорошая теоретическая база или интересные кейсы в портфолио — не обязательно из области управления продуктами. Поэтому в профессию часто переходят из смежных отраслей или после того, как получили образование.
Смежные отрасли, из которых можно перейти в управление продуктом, — это маркетинг, продажи, разработка, проектный менеджмент. Например, маркетолог уже понимает, как продвигать продукт, а техлид разбирается в технологиях и разработке. Они могут получить недостающие компетенции и претендовать на позицию джуна.
Образование для старта в управлении продуктами можно получить в вузе и на курсах.
В вузах программы для продакт-менеджеров появились недавно, и их мало. Это магистерские программы. Поступить на них проще, если бакалавриат был связан с IT, системной аналитикой, прикладной информатикой, математикой, бизнес-анализом, дизайном или маркетингом.
Обучение в вузе — академическое образование с его плюсами и минусами. Плюсы — системность и методическая поддержка. Минус — у преподавателей часто нет или мало практического опыта.
Курсы для продакт-менеджеров длятся меньше, чем обучение в вузе. Они дают концентрированные знания и заточены на практику. На многих курсах есть домашние задания, похожие на реальные задачи продакт-менеджеров.
Курсов больше, чем программ высшего образования. При выборе нужно учитывать сразу несколько факторов — стоимость, формат, отзывы. Ещё нужно понимать, в какой точке вы сейчас и что хотите получить в итоге. Это поможет выбрать программу, которая будет максимально полезна.
Важно, чтобы преподаватели на курсе были практиками. Если вы хотите попасть в какую-то компанию, ищите курс, на котором преподаёт её сотрудник. Так у вас будет больше шансов занять желаемую должность.
Учат ли на продакт-менеджера в Skillbox? Да, в Skillbox есть большая программа «Профессия Продакт-менеджер». На ней обучают всему, что пригодится в работе продакта, — исследовать рынок и аудиторию, запускать MVP, управлять командой, использовать инструменты аналитики, развивать и масштабировать продукт.
Курс даёт и теоретическую базу, и прикладные навыки. В нём более 90 часов видеоматериалов, 78 практических работ и три кейса, которые можно добавить в портфолио. Преподаватели на курсе — практики из «Сбера», «Альфа-Банка», «Ситидрайва», more.tv и других компаний.
Главное о профессии продакт-менеджера в пяти пунктах
- Продакт-менеджер — человек, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Продуктами часто называют цифровые решения, но также это могут быть услуги, товары или решения на стыке онлайна и офлайна.
- Задачи продакт-менеджеров связаны с этапами жизненного цикла продукта. Специалисты занимаются всем — от исследования потребностей пользователей до организации разработки и вывода продукта на рынок. Их работа циклична — они постоянно проводят исследования, выдвигают гипотезы и тестируют их.
- Для работы в сфере управления продуктами нужно много навыков. Хард-скиллы — понимание отрасли и навыки анализа. Софт-скиллы — навыки коммуникации, обработки большого объёма информации, работы с командой и работы в неопределённости. Кроме того, продакт-менеджер должен уметь работать с разными инструментами, от Excel до Photoshop.
- Зарплата продакт-менеджера зависит от квалификации. Самая популярная вилка — 180–220 тысяч рублей в месяц. Зарплаты постоянно растут, потому что спрос на специалистов становится выше.
- Стартовать в профессии можно без опыта и образования, но с ними будет проще. Многие приходят в профессию из смежной отрасли, после вуза или курсов.
Как узнать больше об управлении продуктами
- Если вы начали погружаться в тему, прочтите статьи в Skillbox Media. В материале о разработке продукта рассказали, как она проходит и какие ошибки совершают новички. А в статье про продуктовые метрики — какие показатели нужно отслеживать.
- В Skillbox Media также есть материалы об исследованиях и методах продакт-менеджмента — статьи про кастдев, jobs to be done и глубинные интервью.
- Стартовать в профессии можно после курса Skillbox «Профессия Продакт-менеджер». На нём дают теоретическую базу и практические задачи, с которыми продакт-менеджеры работают ежедневно. Кураторы поддерживают и отвечают на дополнительные вопросы, а Центр карьеры помогает в трудоустройстве.
- Также в Skillbox есть курсы для тех, кто хочет прокачать недостающие навыки. На курсе «Customer Development» учат тестировать идеи и прототипы продукта. Курс «Управление командами» создан для тех, кто хочет научиться эффективно руководить командами. «Agile: Scrum и Kanban» — для тех, кто хочет освоить эти фреймворки.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет погрузиться в продакт-менеджмент
- Product development — главный термин в продакт-менеджменте: разбираемся, что он значит
- 7 подкастов о создании продукта с кейсами от Google и других корпораций
- Lean Canvas: простой шаблон для бизнес-плана по продукту
- Growth hacking: концепция взрывного роста для продукта и бизнеса
- 5 способов узнать больше о пользователях, не потратив на это много денег