Управление
#статьи

MVP — проверка идеи «в бою». Когда это нужно бизнесу и как сделать MVP?

Подробно разбираем минимально жизнеспособный продукт: суть, виды, этапы разработки и отличия от похожих концепций.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Почти 90% стартапов проваливаются, и около половины этих неудач происходит из-за отсутствия спроса на товар или сервис. Чтобы тестировать гипотезы с минимальными рисками, используют MVP — минимально жизнеспособный продукт.

В материале разберём:


Что такое MVP — на примере Uber

MVP расшифровывается как Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт. Простыми словами: это неидеальный продукт, который всё же выполняет основную функцию и уже представлен пользователям. Ключевая идея MVP в том, чтобы создать продукт с минимальными усилиями, предложить его клиентам и после дорабатывать.

Например: приложение, с помощью которого можно увидеть маршруты общественного транспорта, однако с примитивным дизайном и без дополнительных функций.

Термин в 2001 году ввёл в оборот соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. MVP применяют в разных сферах, но чаще всего аббревиатуру можно встретить в области разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.

Сам Робинсон определял MVP как результат «синхронной разработки» — одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.

MVP — часть концепций Lean Startup и Customer Development. Концепция Lean направлена на то, чтобы сократить затраты на запуск бизнес-проектов. Подробно о ней мы рассказываем здесь. Customer Development — это методика исследования потребителей, в том числе и с помощью MVP. Как исследовать аудиторию — читайте в этой статье.

Пончик слева — MVP: его можно съесть. Пончик справа — готовый доработанный продукт: с несколькими видами посыпки и начинкой
Изображение: Halomio Studio / Shutterstock

Один из самых известных примеров MVP — Uber. Сначала приложение могло только соединять клиентов с водителями. Когда основатели убедились в жизнеспособности идеи, они начали добавлять дополнительные функции.

Чем MVP отличается от PoC

MVP иногда путают с PoC — Proof of Concept, проверкой концепции. Эти понятия связаны, но не взаимозаменяемы. Две методики решают разные задачи.

PoC — это всё, что доказывает жизнеспособность идеи: предзаказы, инвестиции на краудфандинговых платформах, маркетинговые исследования. Основатели Dropbox показали аудитории видео о функциональности несуществующего сервиса и получили 75 тысяч подписчиков. Это послужило доказательством правильности концепции.

PoC используют в разработке MVP: собирают доказательства во время работы над продуктом или до старта, как в случае с Dropbox. Сам MVP — не аргументы за идею, а продукт, которым можно воспользоваться. Его продают клиентам за деньги.

Какие виды MVP бывают и в чём разница между ними

Можно встретить разные подходы к MVP, к классификации таких продуктов и к стадиям их разработки. Например консалтинговая компания AlexSoft, разрабатывающая программное обеспечение, выделяет четыре основных вида: однофункциональный, поэтапный MVP, «консьерж» и «Волшебник страны Оз».

Однофункциональный MVP — готовый продукт с минимальным набором функций, необходимых потребителю. В 2009 году таким был WhatsApp: его создали как приложение для отслеживания статуса контактов. Потом создатели заметили, что пользователи общаются статусами, и ввели функцию отправки сообщений.

Поэтапный, или разрозненный, MVP — сложный продукт, собранный из готовых простых решений. Пример — сервис коллективных скидок Groupon. Его основатель Эндрю Мейсон не разрабатывал уникальный софт, а использовал для создания предложений о скидках сайт на WordPress, PDF-документы из AppleScript и электронную почту.

Консьерж MVP — модель, в которой идею продукта тестируют без разработки софта. Задачи целевой аудитории решают люди, и потребители знают это. Основательницы сервиса проката дизайнерской одежды Rent the Runway лично предлагали платья напрокат студенткам. Сайт запустили, только когда убедились в востребованности сервиса, — и в первый же день на нём зарегистрировались сто тысяч человек.

Метод «Волшебника страны Оз», или MVP Флинстоуна, похож на консьержа. Всю работу делают вручную, но для потребителя создают иллюзию полноценного продукта. Основатель интернет-магазина обуви Zappos Ник Свинмерн фотографировал обувь в местных магазинах и размещал снимки на сайте. Когда поступал заказ, он покупал пару и отправлял её клиенту. В глазах покупателей процесс уже был автоматизирован, но полноценный интернет-магазин создали позже.

Как создают MVP и сколько длится процесс

Порядок действий может меняться — он зависит от рынка, команды, ниши. Чаще всего работы делят на восемь этапов:

  1. Описание проблемы, которую решит продукт. Это помогает понять, чего пользователь будет ожидать от MVP.
  2. Определение сегмента целевой аудитории, для которого создают продукт. Эксперты единодушны: работать на широкую аудиторию — ошибка, лучше ориентироваться на небольшую группу покупателей.
  3. Анализ конкурентов. Исследование проводят, чтобы понять, нет ли на рынке таких же решений и можно ли добавить в MVP что-то уникальное для отстройки от конкурентов.
  4. SWOT-анализ. Экспресс-анализ используют для оценки потенциала идеи. Подробнее о том, как его проводить, можно почитать здесь.
  5. Построение карты пути клиента — действий, которые он должен совершить, чтобы воспользоваться MVP.
  6. Выбор основных функций MVP. Это только функции, которые помогают решить проблему пользователя, — остальное добавляют потом.
  7. Создание MVP. В сфере разработки для MVP используют методологии Lean, Scrum, Kanban или экстремальное программирование.
  8. Тестирование MVP. Продукт предлагают реальным пользователям, собирают обратную связь и дорабатывают MVP с учётом мнения потребителей.

Циклов тестирования и доработки до полноценного решения может быть сколько угодно в зависимости от продукта.

Когда MVP полностью доработан и в него добавили все запланированные функции, это уже продукт. Дальше его поддерживают или продолжают улучшать.

Что ещё почитать в Skillbox Media о работе над продуктами

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована