Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Что такое Agile: методология, команда, оценка эффективности

Рассказываем, что представляет собой лежащая в основе методология, раскрываем основные понятия, объясняем, как устроена agile-команда и как оценивается ее эффективность.

Agile — это целое семейство методологий гибкого управления проектами. Интересно, что само понятие управления здесь оказывается не вполне верным. Было бы более точным употреблять формулу «Agile — это способ командного взаимодействия, позволяющий совместно создавать продукты». Однако мы слишком привыкли к силе вертикальных, иерархических связей, поэтому и здесь устойчивым стало употребление слова «управление».

Неудобные вопросы

  • Как сделать так, чтобы задержка в работе одного отдела не останавливала остальных?
  • Как справиться с тем, чтобы разработка плана проекта не занимала до 30% времени от всего объема его реализации?
  • Как, в конце концов, добиться того, чтобы эти планы соблюдались?

Управленцы самого разного уровня, от менеджеров низшего звена до директоров корпораций и государственных чиновников, бились над этим десятилетиями. Но до тех пор, пока единственным известным способом более-менее контролируемого создания продуктов и разработки проектов оставался поэтапный, — шаг за шагом, одно за другим, ничего с этими вызовами было не сделать.

Для того, чтобы перейти на качественно новый уровень проектной работы, потребовалось коренное изменение парадигмы.

Оказалось, что искать ответы на большинство этих больных вопросов просто незачем. Их нужно снять, а понятия, их породившие, по возможности упразднить. Так на месте поэтапной waterfall-разработки возникли гибкие методологии.

Делай сразу!

Главное мерило эффективности, принятое в гибкой методологии, — продукт. Пока другие только готовят документацию, agile-команды стремятся представить работоспособный прототип. Это — как в знаменитой мотивирующей формуле «сделано — это лучше, чем идеально». Реализуйте первую функцию и начните тестировать ее, создавая следующую, и так раз за разом — вот главное правило.

Этап разработки в Agile, это самое «раз за разом», называется итерацией. Итерации имеют одинаковую длительность на протяжении всего проекта и в среднем составляют две недели. В рамках отдельной итерации выполняется конкретная задача, главным свойством которой является то, что ее решение должно обновлять продукт до новой версии или увеличивать его эффективность. Именно по этому признаку такие задачи и отбираются.

Как итеративный подход обеспечивает гибкость? Благодаря тому, что отдельные процессы могут идти параллельно и независимо друг от друга. Да, надо признать, что это может увеличить конечный срок разработки от идеи до полностью готового продукта. Но в том-то и дело, что рабочий, функциональный и уже способный встретиться с конкурентами и порадовать пользователей продукт создается в Agile гораздо раньше, а цикличность доработок позволяет добиться куда лучшей проработки таких функций и возможностей, до которых при плановой работе руки бы не дошли никогда.

Горизонтальная организация

Agile-команда строится на принципах самоорганизации и относительного равенства всех участников. Даже человек, которого многие представляют главой проекта, product owner, на самом деле — лишь персонификация требований к продукту. Он выполняет роль носителя знаний о том, каким ожидается конечный результат, но отнюдь не является управляющим в стандартном понимании. Поскольку привычка к иерархичности трудноискоренима, во многих командах product owner’у, увы, приходится брать на себя и контролирующие функции. Но идеалом гибкой разработки является коллективная ответственность членов команды друг перед другом.

Принципы формирования agile-команд разнятся в зависимости от конкретного проекта. Например, в музыкальном сервисе Spotify они строятся вот так:

Еще одна важная ценность agile-команд — взаимопроникновение знаний. Член команды не должен замыкаться в своей узкой области, ему следует стремиться к кросс-дисциплинарности. Это не значит, что программист должен быть и продавцом, а дизайнер — маркетологом.

Важно!

Но иметь базовые знания о смежных специализациях в гибкой разработке необходимо.

Изначально предполагалось, что это просто будет повышать эффективность работы и уровень взаимопонимания в команде, но сегодня, с развитием нейронаук, стало понятно, что такой подход вдобавок обеспечивает поддержание мозга в тонусе и динамичное создание новых нейронных связей. Такое перекрестное опыление знаниями в Agile называется t-shape. Иллюстрация ниже объяснит, почему так, лучше всяких слов.

Как внедрить Agile?

Переход от каскадной разработки, до сих пор привычной для многих организаций, к гибким методам работы над проектами может быть довольно болезненным.

Во-первых, вам предстоит упразднить иерархичность и при этом добиться того, чтобы все участники процессов смогли на равных разделить ответственность за результат.

Во-вторых, переход к итеративной разработке заставит сосредоточиться на том, чтобы каждый из этапов гарантированно привносил в продукт что-то новое. Это непросто, инерция плановой разработки будет преследовать вас первые несколько месяцев.

Третий вызов — если вы ведете заказную разработку, будет непросто объяснить клиентам принципы работы, а если входите в состав крупной организации, та же проблема может возникнуть при обосновании перехода на Agile перед вышестоящими руководителями.

Если вам удастся справиться, процессы станут заметно эффективнее, а качество работы — выше. Главное, никогда не забывайте четыре основных ценности Agile, с которых начинается «Манифест гибкой разработки»:

Следование им и поможет на этапе внедрения, и будет подспорьем в процессе работы.

Лучше познакомиться с Agile и другими современными методологиями, применяемыми от IT до медиа и маркетинга, а также погрузиться в построенные на их основе процессы, вы сможете, пройдя курс «Управление digital-проектами» от Skillbox.

Курс «Управление Digital-проектами»
Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов
Посмотреть