Как научиться делать красивые презентации: 17 советов от экспертов
Подборка советов для новичков и тех, кто часто работает с презентациями. Рассказываем о контрастности, шрифтах, иллюстрациях и многом другом.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Советы подготовила
VisualMethod
Студия дизайна информации. Занимается разработкой годовых отчётов, презентаций и интерактивных проектов.
Презентации нужны везде: в продажах, менеджменте, финансах, образовании. От качества оформления презентации зависит, поймёт ли вас аудитория и сможете ли вы достичь цели.
В этом материале для Skillbox Media собрали советы по тому, как сделать современную и красивую презентацию в PowerPoint и любом другом сервисе.
- Откажитесь от шаблонов
- Оформляйте слайды в едином стиле
- Подбирайте цвета, которые вызывают правильные эмоции
- Ищите сочетающиеся цвета
- Соблюдайте контрастность
- Используйте не больше трёх шрифтов
- Подбирайте читаемые шрифты
- Подбирайте подходящий размер букв
- Используйте немного текста: чем меньше, тем лучше
- Откажитесь от лишних эффектов и SmartArt
- Используйте качественные иллюстрации
- Не перегружайте слайды
- Избавьтесь от визуального шума
- Соблюдайте иерархию элементов
- Выравнивайте объекты по сетке
- Соблюдайте правила вёрстки
- Визуализируйте всё, что можно
Совет №1
Откажитесь от шаблонов
Отказаться от шаблонов для презентаций стоит по трём причинам.
Первая — их используют многие. Если зрители видели шаблон у ваших партнёров или конкурентов, они могут не запомнить вашу презентацию или ассоциировать её с другой компанией. Чем популярнее шаблон, тем выше риск.
Вторая — шаблон может не подойти для ваших целей. Если в нём будут заданы списки и обложки для разделов, но не будет примера оформления графика, придётся тратить время на то, чтобы создавать график с нуля, соблюдая общий стиль оформления.
Третья — качественные шаблоны стоят более двух тысяч рублей. Покупать их каждый раз невыгодно. Бесплатные же чаще всего украдены с зарубежных стоков или предлагают устаревший дизайн.
Поэтому лучше создавать оформление с нуля. А если вы много работаете с презентациями, можно сделать свой стильный шаблон — например, сохранить его в PowerPoint.
Бывает, что шаблоны нужны. Например, если:
- Шаблон задан в компании. Тогда использовать его обязательно. Обычно в корпоративных шаблонах есть сотни слайдов под разные задачи и инструкции, как с ними работать.
- Организатор мероприятия просит оформить презентацию в фирменном стиле. Часто организаторы присылают шаблон, который задаёт правила только для первого слайда и колонтитулов.
- Нет времени на разработку уникального дизайна. В этом случае лучше выбирать шаблоны, которые используются редко, чтобы случайно не повторить конкурентов.
Бесплатно: 3 книги для буста жизни и карьеры
Помогут занять руководящую должность, избавиться от чувства вины, стыда и неуверенности в себе.
Забрать бесплатноКурсы Skillbox для тех, кто хочет создавать убедительные презентации
- «PowerPoint + „Google Презентации“» — освоить все возможности этих инструментов и делать эффектные слайды.
- «Как зарабатывать на презентациях» — правильно выстраивать логику выступления, акцентировать внимание публики и аргументировать идеи.
- «Искусство коммуникации» — понять, как взаимодействовать с аудиторией и убеждать людей.
Совет №2
Оформляйте слайды в едином стиле
Разный стиль оформления слайдов — распространённая ошибка. Согласно исследованию VisualMethod, её замечают 45% организаторов конференций.
Если в презентации несколько стилей, это замедляет восприятие материала. Так происходит, потому что внимание аудитории сначала фокусируется на визуале.
Под единым стилем понимают одинаковые приёмы оформления слайдов. Например, для презентации можно выбрать основной цвет и несколько дополнительных, повторяющиеся колонтитулы и рамку. Если планируете использовать линии, паттерны и другие элементы, старайтесь, чтобы их толщина и форма повторялись или хотя бы поддерживали единый «ритм».
Пролистайте скриншоты, чтобы сравнить слайды без единого стиля и с ним:
Совет №3
Подбирайте цвета, которые вызовут правильные эмоции
Цвета влияют на то, как человек воспринимает информацию. Согласно исследованию Apiumhub, для 93% людей цвет — один из решающих факторов при покупке.
Например, у тёплых тонов — красного и оранжевого — длинная световая волна. Она проникает в заднюю часть сетчатки, и той требуется больше энергии на обработку информации. Поэтому человек становится более напряжённым.
Эти тона можно применять в презентациях, чтобы быстро активировать эмоции: например, опрошенные говорят, что красный ассоциируется у них со скоростью, а оранжевый — с весельем. Но если показывать их часто, человек может устать.
За распознавание тёмных и холодных оттенков — например, синего и серого — отвечает передняя часть сетчатки. Световые волны рассеиваются в глазу и расслабляют человека.
Эти оттенки подходят для демонстрации стабильности и экспертности. Например, опрошенные говорят, что синий ассоциируется у них с доверием, безопасностью, надёжностью и высокими технологиями.
Совет №4
Ищите сочетающиеся цвета
Самый простой вариант для хорошего оформления презентации — один основной цвет и два дополнительных. Использовать больше цветов можно, но для того, чтобы подобрать удачные сочетания, понадобится опыт.
В случае с тремя оттенками можно использовать базовый вариант — комплементарное сочетание цветов. Комплементарность означает, что цвета расположены на противоположных сторонах цветового круга. Исследование Университета Торонто показало, что большинство людей предпочитают такие сочетания — они позволяют быстрее считывать информацию и вызывают меньшее напряжение.
Подобрать подходящее сочетание можно в разных инструментах — например, в Adobe Color. В сервисе можно указать основной цвет, а он подберёт дополнительные. Коды цветов можно скопировать, чтобы найти такие же в редакторе презентаций.
Чтобы цвета выглядели на слайдах гармонично, используйте их в разном объёме. Вот простая схема:
- 60% — основной цвет;
- 30% — дополнительный цвет для заголовков, иконок, основных элементов;
- 10% — второй дополнительный цвет для акцентов.
Чем ярче цвет, тем реже его стоит использовать.
Если же вы хотите взять несколько цветов в одинаковых пропорциях — например, чтобы визуализировать сравнение, — разбавьте их нейтральными тонами: белым, чёрным или серым.
Совет №5
Соблюдайте контрастность текста и фона
Контрастность можно описать как разницу цветов. Самая высокая контрастность — у белого и чёрного.
Низкая контрастность означает, что цвета текста и фона похожи. Текст презентации сложно воспринимать — в глазах как будто рябит. По данным VisualMethod, низкая контрастность входит в десять самых распространённых ошибок, названных организаторами конференций.
Высокая контрастность означает, что цвета текста и фона непохожи. Текст легко воспринимать. Самое распространённое решение с высокой контрастностью — чёрный текст на белом фоне.
Можно сделать презентацию с другими необычными цветами. Главное, чтобы они были высококонтрастными — то есть были максимально удалены друг от друга на цветовой схеме. Подобрать подходящие сочетания можно в специальных сервисах — например, в ColorSheme или In Color Balance.
Лайфхак: если будете показывать презентацию в светлое время суток или при хорошем освещении, используйте светлый фон и тёмный шрифт. Если вечером или в затемнённых помещениях — наоборот, тёмный фон и светлый шрифт.
Совет №6
Используйте не больше трёх шрифтов
Если использовать больше трёх шрифтов на одном слайде, он будет выглядеть неаккуратно, а внимание аудитории может рассеяться. Особенно если добавить к шрифтам дополнительные акценты — выделение жирным, курсивом, подчёркиванием или капслоком. Капслок в печатном тексте вообще могут воспринять как крик — слова, написанные им, труднее прочитать.
Поэтому лучше использовать не больше двух-трёх шрифтов. Например, один для заголовков, второй — для основного цвета, третий — для вставок и сносок.
Чтобы шрифты смотрелись гармонично, используйте готовые шрифтовые пары. Шрифты в них подобраны так, что сочетаются по массе параметров — по пропорциям, форме букв, толщине линий и другим. Находить пары можно в сервисах вроде Google Fonts, но кириллических начертаний в них мало. Поэтому лучше обращать внимание на шрифты российских студий — например, ParaType.
Совет №7
Подбирайте читаемые шрифты
Нестандартные шрифты в презентациях выглядят интересно. С их помощью можно задать характер визуализации — например, рукописный шрифт поможет сделать отсылку к хендмейду. Но такие шрифты часто усложняют восприятие информации — по двум причинам.
Первая: на чтение текста, набранного нестандартным шрифтом, человек обычно тратит больше времени. Вторая: нестандартные шрифты могут быть не установлены у тех, кому вы отправляете презентацию. Из-за этого текст может «поплыть».
Если вы не уверены, что у получателей презентации установлен нестандартный шрифт и им хватит мотивации, чтобы разобраться, лучше использовать базовые начертания. Calibri или Arial — не преступление, а забота о читаемости. Также можно использовать трендовые в прошлом году Montserrat и Geometria.
Лайфхак: если необходимо использовать нестандартный шрифт, применяйте его минимально. И отправляйте презентацию в нередактируемом формате — например, в PDF или в демонстрационном режиме в PowerPoint: так ничего не поплывёт.
Совет №8
Подбирайте подходящий размер букв
Мелкий шрифт — одна из самых распространённых ошибок в презентациях. Люди с трудом воспринимают набранный им текст.
«Я провожу порядка десяти крупных мероприятий в год и вижу тысячи слайдов. Большая часть не проходит „тест последнего ряда“. То, что хорошо смотрится на экране компьютера, станет совершенно неразличимым на расстоянии. Текст, который люди не могут прочитать, раздражает больше, чем отсутствие информации».
Алина Михель,
основатель MarHR, автор, организатор мероприятий по маркетингу в HR
«Тест последнего ряда» можно провести в аудитории. Запустите презентацию, отойдите как можно дальше и прочтите текст на слайде за время его демонстрации. Если вы не успели или текст плохо различим, лучше использовать кегль большего размера.
Вот универсальные рекомендации для презентаций, которые вы будете демонстрировать на экране:
- Для основного текста можно использовать кегль от 24-го до 30-го — если выбрать меньший размер, люди не смогут прочитать текст на расстоянии.
- Для заголовков подойдёт кегль 50 и более, но важно не делать текст слишком большим — это вынудит аудиторию «бегать» глазами и собьёт ритм чтения.
- Для сервисной информации и сносок можно использовать кегль 16.
Для презентаций, которые вы будете отправлять по почте, рекомендации другие. Чаще всего основной текст в них набирают кеглем от 12-го до 22-го, а заголовки — кеглем от 24-го до 36-го.
Имейте в виду, что не все шрифты занимают одинаковое пространство. Например, Times New Roman 24-го кегля будет казаться визуально мельче, чем Arial того же размера.
Совет №9
Используйте немного текста: чем меньше, тем лучше
Человек может усваивать информацию из одного источника. Поэтому, если на слайде много текста, аудитория будет читать его и перестанет слушать спикера. И наоборот — слушая спикера, люди не смогут читать текст. Поэтому в презентациях для публичных выступлений на слайдах должно быть только то, что иллюстрирует или дополняет речь спикера.
В презентациях для чтения тоже есть предел фокуса внимания. Коммуникационное агентство PowerLexis выяснило, что есть «лимит» объёма информации на слайде: 290 знаков с пробелами. Это один абзац текста, или 30–40 слов.
Если нужно разместить на слайде много информации, выносите в заголовок суть или выводы и разбивайте текст на блоки. Также можно вынести объёмные данные вроде таблиц и исследований в приложение к презентации — если человеку нужны эти данные, он их изучит. А тех, кому они не нужны, вы не утомите лишней информацией.
Совет №10
Откажитесь от лишних эффектов и SmartArt
SmartArt — визуальное представление мыслей. Обычно под ними понимают схемы, графики, диаграммы и другие графические элементы. В большинстве случаев они выглядят старомодно, занимают много места на слайде и не помогают слушателю быстрее уловить суть.
Эффекты вроде заливки объектов цветным фоном, теней, градиентов тоже лучше не использовать. Вы потратите на них много времени, но они могут оказаться неуместны или будут выглядеть грязно и испортят впечатление от слайда.
Вместо эффектов и SmartArt при создании презентации лучше использовать простые средства визуализации и оставлять много свободного пространства на слайде. Сейчас в моде простота и уважение к читателю — вы должны подавать информацию так, чтобы её можно было легко считать.
Совет №11
Используйте качественные иллюстрации
Не все иллюстрации одинаково полезны. На одни аудитория реагирует лучше и быстрее соглашается с вами, а другие могут вызвать негатив или ассоциацию с конкурентами. Особенно это касается избитых спрайтов, 3D и мемфис-людей и неестественных улыбок.
Подбирайте для презентаций иллюстрации, которые вызовут отклик у аудитории. Самые сильные по воздействию — реальные фото продукта или услуги. Можно растянуть их на весь экран и разместить текст сверху. Это позволит погрузить публику в ситуацию и атмосферу.
Также можно использовать:
- прототип или рендер, показывающий, как будет выглядеть продукт;
- фото потенциального покупателя — важно, чтобы оно выглядело естественным;
- простую инфографику, которая отражает процессы, ключевые цифры или схемы работы;
- брендовые иллюстрации — те, что закреплены в брендбуке;
- фото с метафорами — но лучше подбирать новые образы, а не распространённые покорения гор или пересечения финишных прямых.
Если у вас нет своих иллюстраций, подбирайте их на стоках — например, на Shutterstock, Flickr, Unsplash, Everypixel. Выбирайте редкоиспользуемые чёткие изображения без водяных знаков. Желательно, чтобы размер иллюстраций был больше тысячи пикселей по ширине и высоте — тогда слайды презентации с ними будут смотреться нормально на любом экране.
Совет №12
Не перегружайте слайды
На слайдах могут размещать большие таблицы, исследования, статистику, схемы процессов, истории развития продукта и многое другое. Но чем больше смыслов нужно считать, тем меньше слушатели захотят это делать.
Чем меньше информации на слайде, тем больше внимания зрителя он получает. Чем «чище» дизайн, тем легче он воспринимается. Поэтому для создания хорошей презентации следуйте правилу: один слайд — одна мысль. Желательно выносить её в подзаголовок или выделять так, чтобы она привлекала внимание в первую очередь.
Например, вместо того, чтобы показывать всю статистику, можно проиллюстрировать выводы из неё. А вместо демонстрации процесса полностью — подчеркнуть его ключевые узлы.
Совет №13
Избавьтесь от визуального шума
Визуальный шум — всё, что служит не для выделения главных мыслей, а для «красоты». Это может быть большое количество стикеров, иконок, фоновых изображений. С ними внимание пользователя рассеивается.
Каждый слайд презентации — как пустой лист. Ваша задача — не заполнить его, а привлечь внимание к главной мысли. Чем меньше элементов на нём будет, тем заметнее будет смысл и качественнее презентация.
Совет №14
Соблюдайте иерархию элементов
Если написать весь текст на слайде одинаковым шрифтом, цветом, кеглем и не использовать никаких визуальных элементов, читатель не поймёт, на что обращать внимание в первую очередь. Поэтому лучше соблюдать иерархию — выделять первостепенные объекты.
Чтобы создать иерархию, можно использовать:
- Расположение. Во всех культурах люди читают сверху вниз. Поэтому объекты, размещённые сверху, получают больше внимания.
- Размер. Чем крупнее объект, тем быстрее его заметят. Выделение с помощью размера работает лучше, чем помещение объекта вверху слайда.
- Пустое пространство. Если оставить возле какого-то элемента презентации больше «воздуха», чем возле остальных, он будет заметнее.
- Цвет. Разница в цвете привлекает внимание к более тёмным и насыщенным тонам.
- Форму. Если все объекты на слайде заключить в круг, а один — в квадрат, то он привлечёт больше внимания.
- Положение. Если расположить все объекты по сетке, а один наклонить, аудитория заметит его в первую очередь.
- Люди. Иллюстрации с людьми заметнее любых других иллюстраций — мозг реагирует на них более остро.
Если при создании презентации использовать все приёмы сразу, внимание читателя или слушателя рассеется. Лучше выделять один объект и два-три второстепенных, чем пытаться задать каждому элементу свою ступень в иерархии.
Совет №15
Выравнивайте объекты по сетке
Если не использовать сетку или направляющие на слайдах, элементы будут расположены несколько хаотично. Это выглядит неаккуратно.
С помощью сетки можно упорядочить элементы — задать условные «колонки», как в газетах. Чаще всего в дизайне презентаций слайд делят сеткой на поле 3×3. Это базовая техника композиции.
Располагать элементы по «сетке» нужно не в «мёртвом центре», а на пересечении линий. Такие композиции подсознательно воспринимаются как более привлекательные.
Совет №16
Соблюдайте правила вёрстки
Правильная вёрстка — базовый элемент крутой презентации. Она тоже помогает управлять вниманием аудитории и делает слайды аккуратными.
Чтобы правильно верстать текст, используйте колонтитулы, разбивайте его на абзацы и используйте выравнивание по левому краю.
В колонтитулах размещают сноски, логотип компании, номера страниц. Всё это нежелательно выносить на слайд.
Разбивка на абзацы обычно нужна редко — если текста много, лучше его сократить. Но если без абзацев не обойтись, оставляйте между ними отступ или пустую строку — это облегчает чтение.
Выравнивание по левому краю сейчас — норма: такой текст выглядит естественно. Текст презентации с выравниванием по центру сложно читать, а если выровнять его по ширине, появятся длинные пробелы — это некрасиво.
Совет №17
Визуализируйте всё, что можно
Среднестатистический человек запоминает около 10% услышанного. Если он получает информацию с изображения, показатель повышается до 65%. Кроме того, иллюстрации помогают быстрее доносить мысли — по мнению учёного Алана Блэкуэлла, одно изображение способно заменить 84 слова.
Поэтому старайтесь использовать визуализацию. Например, вместо рассказа, на что вы хотите потратить инвестиции, можно показать фотографии оборудования. А вместо рассказа о статистике — простой график, направленный вверх.
редакция «управление» рекомендует
Как узнать больше о подготовке презентаций
- Качество презентации зависит не только от оформления, но и от того, какие смыслы вы в неё вложите. Вот статья, которая поможет подготовить убедительное выступление.
- Чтобы сделать презентацию, проще всего использовать специальные сервисы. В них есть сетка, нужные шрифты, визуальные элементы, эффекты и многое другое. В Skillbox Media есть подборка из семи сервисов, которые подойдут маркетологам, менеджерам и другим специалистам.
- Среди самых популярных сервисов для создания презентаций — PowerPoint и «Google Презентации». Освоить их поможет курс Skillbox «PowerPoint + „Google Презентации“»: спикеры на нём расскажут о функциональности программы и сервиса, помогут разобраться в интерфейсе и поделятся лайфхаками.
- Также в Skillbox есть курс «Как зарабатывать на презентациях» для тех, кто хочет научиться создавать эффективные презентации. Этот навык станет конкурентным преимуществом в карьере и откроет возможность получать дополнительный доход. Услуги по созданию презентаций требуются многим компаниям.
На курсе дают готовые шаблоны продающих презентаций, учат оформлять эффектные слайды и рассказывают, как искать заказы и работать на фрилансе. За месяц можно получить навыки, которые позволят зарабатывать удалённо.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны
- WBS, или структурная декомпозиция: модель, о которой должен знать каждый менеджер проектов
- Логические функции в Excel: для чего нужны и как их использовать — на примерах
- Что такое коворкинги, кому они подойдут, какие бывают и сколько стоят
- Налог на профессиональный доход: всё, что нужно знать желающим на нём работать
- Что такое матрица Эйзенхауэра и как её применять в тайм-менеджменте