Развитие
#статьи

Лень — что это такое и как с ней бороться

И от чего на самом деле зависит продуктивность.

Кадр: сериал «Симпсоны» / Gracie Films / 20th Television / 20th Television Animation

Жаба из «Дюймовочки» завещала: «Поели — можно и поспать». Одни обвиняют рептилию в лености и ограниченности, другие называют символом мудрости и осознанности. Разберёмся, кто ближе к истине и выясним:

Софья Севастьянова

Квалифицированный когнитивно-поведенческий психолог, автор телеграм-канала «psy.bird».

Что такое лень

По словарю Даля лень — это нежелание работать, отвращение от труда, «наклонность к праздности, к тунеядству». По Ожегову — «отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Ефремова добавляет к определению нелюбовь к труду, а в словарях Ушакова и Дмитриева значится просто «отсутствие желания работать» или что-либо делать. Если обобщить и убрать излишнюю эмоциональность, лень — это нежелание действовать.

А если верить Большой психологической энциклопедии (и преобладающему мнению психологического сообщества), то лень — это механизм защиты от ненужного или необязательного труда.

Что на самом деле скрывается за ленью

Обычно лень активируется, если:

  • человеку не хватает мотивации и внутренних ресурсов для действия;
  • цель действия неясна или не соответствует ценностям, приоритетам человека;
  • человек находится в состоянии прокрастинации.

Отсюда вывод: ленивых людей не существует. Есть те, кто по конкретным причинам не хочет, не может или не считает нужным что-то делать.

Допустим, ваш друг говорит, что хочет научиться играть на гитаре, но быстро сдаётся или ничего не делает для достижения цели. Это не значит, что друг ленится.

Вероятно, он просто неправильно видит цель: хочет не учиться играть на гитаре, а уметь играть. Первое — длительный процесс, включающий неудачи, разочарования и трату ресурса. Не каждый человек готов столько «платить». Всплывает противоречие: стоит ли цель затраченных сил и эмоциональных рисков?

Если стабильно не выходит начать учиться или довести учёбу до конца, возможно, виной тому непродуманность или отсутствие пошагового плана. Или обобщённость желаемого результата.

  • Что для человека значит «научиться игре» на гитаре?
  • Какие конкретно навыки освоить? Какого уровня достичь?
  • Он сам хочет научиться или надеется кого-то этим впечатлить?
  • А может, важны только эмоции и ощущения от игры на гитаре?

В последнем случае получить желаемое можно и фантазиями, действовать и напрягаться смысла нет. К сожалению, вместо рефлексии и честного разговора с собой человек вероятнее поверит обвинениям окружающих в лени, и в итоге гитара так и останется нетронутым молчаливым укором в углу комнаты.

Почему люди обвиняют других в лени

Дело в том, что общественно удобный человек — трудолюбивый, послушный, предсказуемый и «программируемый». Такой всегда выбирает продуктивность и общий, а не личный комфорт. Тех, кто под эти характеристики не попадает, социум хочет изменить. Наклеить ярлык с негативным определением, например «лентяй», — это способ заставить человека быть удобным.

На деле «ленивые» люди действуют не так, как от них ожидают, не прилагают «достаточно» усилий при наличии ресурса, выбирают себя, а не работу, дела, достигаторство или даже встречи с друзьями.

Обвиняя кого-то в лени, мы пытаемся заставить человека сделать то, чего он делать не хочет. Это словесное насилие, манипуляция чувством вины и стыда. А иногда — не самый этичный способ сказать: «Ты не оправдал моих надежд, я страдаю из-за твоих действий».

Вместо «Ну почему ты такой ленивый! Неужели так трудно встать с дивана и съездить со мной в магазин» можно сказать: «Я рассчитываю на тебя. Помогать мне в домашних делах — твоя обязанность. Давай поговорим и решим, какие задачи по уборке, готовке и совместному быту тебе будет комфортно взять на себя».

В коммуникации всегда присутствуют двое, и ответственность одного — подробно объяснить, что делать и для чего, задача второго — соглашаться с условиями, отказаться или найти компромисс.

Кто чаще других обвиняет окружающих в лени

Обычно это те, кто пытается предугадать желания других и ждёт того же в ответ. Такие люди стараются быть неконфликтными, забывают про свои границы и не умеют их защищать. И когда на пути встречается человек со своими планами, целями и стратегиями взаимодействия с окружающими, «удобные» считают, что их обманули и не дали комфорта в ответ.

Фото: ​​Studio Romantic / Shutterstock

Иронично, что строже всего критики, считающие всех вокруг лентяями, запрещают лень себе. Вероятно, им пришлось заставлять себя учиться, работать, ездить на семейные праздники, вставать и жить по режиму. Ещё вероятней — пришлось делать это «под диктовку» родителей, учителей, друзей.

В таких условиях «обвинители» не научились мотивировать ни себя, ни других, и манипуляции для них стали естественным инструментом в общении.

Почему люди обвиняют в лени сами себя

Всё из-за тех же общественных «хлыстов». Они заставляют человека думать, что с ним что-то не так: «Я мог бы постараться лучше: дольше посидеть за учёбой/проектом и усерднее готовиться к экзамену/презентации, стоило внимательнее отнестись к задаче и сделать больше».

Такое самоуничижение обычно исходит из сравнения себя с окружающими. Но ориентация на других — слепа. Каждый действует и живёт в своём контексте и принимает решения, выбирает наилучшие из доступных стратегий в уникальных личных условиях.

Самобичевание небезобидно. Например, человек устал, но ему кажется, что он «не заслужил» быть уставшим и отдохнуть, упрекает себя в лени и заставляет работать. Вероятные последствия этой схемы:

Как прервать круг манипуляций собой и другими

Сложность работы с конструктом лени в том, что мы с детства к нему привыкаем.

Вот четырёхлетний малыш не хочет заправлять кровать или убираться в комнате — его называют ленивым. А на самом деле ребёнку просто не объяснили зачем. Детям вообще редко объясняют, для чего делать бытовые дела. И когда единственная мотивация к действию — «Так надо!» или «Потому что я так сказал (-а)!», естественно возникает сопротивление.

Ребёнка вполне устраивает незаправленная кровать и разбросанные игрушки, они ему не мешают. Награды за выполнение не обещали, опасности для жизни скомканное одеяло не несёт. Заправишь — ничего не произойдёт, не заправишь — тоже. Отсюда и детский бунт: «Почему я должен совершать бессмысленное, скучное действие, если вместо этого могу посмотреть мультики или побегать на улице?»

Решение в этом случае простое — объяснить, почему (и кому) важен порядок в доме, дать мотивацию. Разбросанный по ковру конструктор — источник травм, и убраться нужно, чтобы никому не было больно. А ещё игрушка, на которую наступили, может сломаться, придётся выкидывать.

Фото: Dolgih Olesya / Shutterstock

С кроватью труднее, но здесь родителям стоит быть честными с самими собой. И если окажется, что незаправленная постель просто эстетически неприятна взрослым, возможно, и не стоит заставлять ребёнка её заправлять.

Чем мотивировать человека к действию

Нужно наполнить деятельность смыслом. Вернёмся к примеру выше. Вот что важно сделать:

  • Предложить соразмерную стараниям награду. Застелил постель — плюс пять минут мультиков или пять рублей в личной копилке.
  • Следовать правилам разделения обязанностей всей семьёй. Тогда общий комфорт, приносящий ощутимое удобство каждому, тоже станет мотивацией. Мама меньше устанет во время уборки — ей хватит сил приготовить любимую семейную пиццу.
  • Наглядно продемонстрировать последствия нарушения обязательств. Ребёнок не выполняет свои обязанности — так могут и родители (в разумных границах). Не отведут гулять на интересную площадку и останутся скучать на маленькой под домом. Не сходят в магазин за молоком и сделают на завтрак варёное яйцо с хлебом, вместо каши или хлопьев.
  • Не наказывать и не осуждать. Это вызовет ещё один бунт и отстранение.

Главное — чтобы ребёнок понимал значимость и прямую выгоду от домашних дел, выполнял их не только для родителей, но и для себя. Честное распределение обязанностей учит самостоятельности и другим навыкам, которые необходимы во взрослом мире. Поощрять важно сам процесс деятельности и стремление ребёнка к нему, а не результат.

Пример кажется упрощённым, но с «ленивыми» взрослыми действуют такие же правила. Заставлять, угрожать, обвинять — тупиковые стратегии, ведущие к неврозам, стрессу, созависимым отношениям и бесконечным конфликтам.

Прежде чем обвинить кого-то в лени, объясните задачу, расскажите, чего ждёте и почему это важно, найдите аргументы в пользу действия и убедитесь, что оно нужно человеку, а не вам. И сами не нарушайте озвученные договорённости, выполняйте взаимные обязательства. И не в ущерб, а ради себя.

Как отказаться от мысли «Я ленивый и бесполезный»

Чтобы противостоять таким убеждениям, нужно развивать осознанность, навыки самоподдержки и рефлексии. Например, стоит напомнить себе, что ваша ценность не определяется продуктивностью. Жизнь — это не набор галочек, которые нужно заслужить, она глубже и интереснее, чем погоня за очередной ачивкой.

Каждый раз, заставляя себя работать, брать новые высоты, куда-то идти и что-то делать против своей воли, человек бежит от своих истинных желаний. В этой гонке многие процессы ставятся на «автопилот». Но это не значит, что нервная система не тратит на управление ресурс. В итоге человек бессознательно приближает себя к психологическому и физическому истощению.

В таких случаях лень — стоп-кран, который экстренно тормозит нервную систему и сигнализирует о том, что нужно «охладиться». Бороться — не нужно. Наоборот, важно прислушаться и остановиться, посмотреть со стороны на то, что происходит, и спросить: «А зачем это происходит?»

  • Я хожу на курсы испанского после работы, потому что мне действительно нужен этот язык, или я пошёл, чтобы не проводить вечера дома?
  • Я хочу заниматься по три часа в зале или мне кажется, что с неидеальным телом меня будут меньше любить?
  • Я взял вторую работу, потому что мне интересен этот проект или это попытка быть как сын маминой подруги?

Кстати, в КПТ-подходе нет и такого понятия, как сила воли. В основном термин используют экзистенциальные психологи. Под силой воли понимаются биологические и социальные особенности человека, его физические возможности и умение себя мотивировать, подбадривать.

И развивать «силу воли» — снова значит тренировать осознанность, учиться взвешивать «за» и «против» любого действия, находить баланс между эмоциональным и рациональным.

Помните: продуктивность зависит от многих факторов. Физического и психоэмоционального состояния, воспитания, условий труда и наград за результат, атмосферы в семье и климата в текущих отношениях. А иногда и от темперамента: некоторым людям легче не торопиться и вдумчиво заниматься одной задачей, а кому-то очков продуктивности добавит многозадачность.

Так что главное, что можно сделать, — перестать сравнивать себя с другими, не винить себя и окружающих в недостаточности усилий. Каждый делает лучшее, что может, в своих обстоятельствах.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована