Методолог: кто такой и чем он занимается в образовании
Разбираемся, чем этот специалист отличается от методиста или, например, педагогического дизайнера (спойлер: чаще всего ничем).
Фото: Anchiy / Getty Images
Методологи бывают в самых разных профессиональных сферах. Большая российская энциклопедия разъясняет, что в широком смысле методология — это совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей. Есть, например, методология бухгалтерского учёта, методология бизнес-процессов, методология оценочной деятельности, методология научных исследований, методология разработки лекарственных препаратов, методология образования и так далее — словом, в любой деятельности есть своя методология.
Специалисты, которые изучают, анализируют и обобщают принципы и методы организации той или иной деятельности, называются методологами.
Но если на любом крупном портале для поиска работы отобрать вакансии, в названии которых есть слово «методолог», то заметно, что чаще всего так называют:
- бизнес-аналитиков и организаторов бизнес-процессов;
- специалистов по организации бухгалтерского учёта;
- специалистов по разработке продуктов (продакт-менеджеров);
- особую функцию в образовательных организациях.
Вот про этот последний вариант мы и расскажем. Он, кстати, почти ничем не отличается от функций методологов по разработке продуктов, просто продуктом здесь выступает образовательная программа (как правило, онлайн-курс), поэтому есть определённая специфика.
Методист и методолог: в чём разница
В сфере образования методологов чаще всего ищут либо различные онлайн-школы (как для детей, так и для взрослых), либо отделы корпоративного обучения любых крупных компаний. Называются эти вакансии по-разному: методолог онлайн-курсов, начальник отдела методологии, методолог образовательного продукта, методолог электронного обучения. То есть заметно, что речь идёт:
- прежде всего о неформальном образовании (то есть это обычно работа не в школах, колледжах и вузах);
- чаще всего — об образовании в онлайн-формате (как правило, в виде курсов).
Вот, например, описание задач из четырёх вакансий под названиями «Методолог», «Методолог онлайн-курсов», «Методолог EdTech», «Методолог электронных курсов»:
А вот описания из ещё четырёх вакансий под названиями «Начальник отдела методологии», «Руководитель отдела методологии и обучения», «Методолог образовательных программ», «Методолог / Продюсер образовательного продукта»:
Это не значит, что в сфере формального образования методологов не бывает. Там они тоже есть, но у них несколько иные задачи — мы рассказывали об этой разнице подробнее. Например, в Федеральном институте педагогических измерений методологи разрабатывают систему экспертизы и сертификации для сферы образования, задания для ЕГЭ и ОГЭ.
Точно так же это не значит, что методологи всегда занимаются исключительно с онлайн-обучением — нет, они могут разрабатывать и обучающие программы для очных занятий. Просто онлайн-обучение сейчас на подъёме, и даже если речь идёт о корпоративном обучении, трудно представить себе компанию, где сотрудников учат только офлайн — практически везде используются оба формата.
Кроме методологов, в образовании есть методисты. Если мы сравним те вакансии в сфере онлайн-образования или корпоративного обучения, где должность называется «методолог» с аналогичными вакансиями, где должность названа «методист», то в большинстве случаев не увидим особой разницы. Более того, аналогичный функционал может быть у вакансий, названных, например, «педагогический дизайнер» или просто «разработчик онлайн-курсов».
Вот примеры описания вакансий под названием «Методист», «Методист (специалист по дистанционному обучению)», «Методист тренингов и образовательных программ», «Педагогический дизайнер», «Разработчик онлайн-курсов»:
Почему так происходит? Дело в том, что рабочая функция, о которой идёт речь под любым из перечисленных названий, относительно новая. Собственно, сами сферы, в которых требуются такие специалисты, — электронного обучения или онлайн-обучения, или EdTech, как его ещё называют, а также корпоративного обучения, — тоже относительно новые. Поэтому там ещё не устоялись ни единые стандарты к содержанию профессии, ни её универсальное название. Одну и ту же по содержанию должность в разных компаниях могут называть по-разному: методологом, методистом, разработчиком онлайн-обучения, педагогическим дизайнером и как-то ещё.
Даже сами представители профессии пока не могут однозначно определиться ни с названием, ни с точным перечнем того, что входит в круг их обязанностей, а что туда входить не должно. Профессионального стандарта для этой деятельности нет, хотя методическое сообщество пытается его самостоятельно разработать. Но главное, что у этих специалистов, как бы их ни называли, есть одна общая ключевая функция и задача — проектировать обучение.
Проще говоря, методолог — это проектировщик обучения, будь то конкретные программы обучения или общие подходы для разных программ.
Есть мнение, что задачи методолога имеют более общий и теоретический характер, чем у методиста. То есть методолог, опираясь на науку, систематизирует разные существующие образовательные подходы и проектирует новые образовательные методики, модели и форматы обучения. А методист — практик, который берёт инструменты, придуманные методологами, и внедряет в конкретные образовательные программы, разрабатывает конкретные курсы.
Это представление кажется правильным, исходя из того, что слово «методология» имеет в основе древнегреческий корень «логос» — то есть «понятие», «разум», «закон». Значит, под методологией всё-таки подразумевается нечто обобщающее и основополагающее, то есть теоретическое, а не частное и чисто прикладное, как, например, разработка конкретного курса. Но это в теории. На практике же бывает по‑разному.
Довольно часто (хотя и не всегда) методистами называют рядовых специалистов, которые создают курсы, а методологами — руководителей команды методистов. Но подчеркнём ещё раз — гораздо чаще на практике эти понятия смешиваются. Чтобы понять, кто именно нужен в конкретной компании — специалист, который будет разрабатывать общие подходы к обучению, единые правила и принципы для него, или же тот, кто будет проектировать конкретные обучающие курсы и многое для этого делать своими силами, без помощников, нужно внимательно читать условия вакансий.
Задачи методолога
Учитывая, что единых подходов к профессии до сих пор нет, задачи в разных местах работы могут отличаться. Но если выделить ядро ключевых обязанностей, то методолог точно должен:
- Уметь разрабатывать учебные программы — то есть знать, на основе каких продуктовых подходов строится процесс создания курса, а также по каким логическим принципам собирается учебный материал курса (не факт, что методолог будет делать курсы и собирать к ним материалы сам, но если он задаёт общие правила методистам для этой работы, он и сам должен отлично их знать).
- Проводить исследования для создания образовательного продукта.
- Знать и применять современные теории обучения и методы обучения, отлично разбираться в разных форматах обучения.
- Уметь выстраивать путь, который поможет студентам достичь образовательных целей.
- Знать, как мотивировать людей учиться.
- Уметь разрабатывать практические задания и тесты для курса.
- Уметь оценивать эффективность обучения и успешность образовательного продукта по определённым метрикам.
- Работать над улучшением курса, чтобы сделать его эффективнее.
Если методолог — руководитель группы методистов, то он также должен уметь разрабатывать единые подходы к их работе, организовывать общий процесс проектирования обучения.
А если методологом в конкретной компании называют рядового разработчика программ обучения, то это значит, что он должен разрабатывать конкретные курсы сам, то есть расписывать их учебную программу, создавать в паре с экспертом по теме курса обучающие материалы, придумывать тестовые задания, продумывать вовлекающие «фишки», чтобы курс получился не только полезным, но и интересным для учащихся.
В крупных онлайн-школах и больших отделах корпоративного обучения работа методолога этим и ограничится (более прикладными задачами по созданию курса там, как правило, занимаются другие специалисты), а вот в небольших компаниях ему, скорее всего, придётся собственноручно делать учебные презентации и даже собирать все материалы в курс, пользуясь для этого специальными программами-конструкторами.
Словом, полный набор функций всегда сильно зависит от конкретного места работы методолога. Впрочем, так всегда бывает со всеми новыми профессиями: каждый работодатель по-своему представляет набор обязанностей по ней. Например, у SMM-менеджеров тоже работа устроена по-разному: кто-то из них лишь разрабатывает общую контент-стратегию для развития проекта в социальных сетях и следит за показателями эффективности, вовремя вносит коррективы, а кто-то, создав стратегию, сам же её и реализует — ведёт группы в соцсетях, пишет и публикует тексты постов, делает картинки.
Зато войти в любую новую профессию, пока её стандарты не устоялись, легче, чем в профессии, которые существуют давно. Как правило, для новой профессии необязательно получать второе высшее — работодатели смотрят не на диплом, а на навыки и портфолио.
Методолог онлайн-курсов должен иметь педагогическое образование?
Может показаться, что если методолог или методист создаёт образовательный продукт, значит, у него обязательно должно быть педагогическое образование. Но в действительности это не так. Пока на государственном уровне не установлены профессиональные стандарты, в эту профессию приходят люди с совершенно разным образованием и прежним опытом. По сути, у неё две составляющие:
- знание, как строить образование (это про методы обучения);
- умение управлять процессом проектирования и запуска нового продукта (это про методы продуктовой разработки).
Для первой составляющей педагогическое образование действительно оказывается очень кстати, ведь оно включает в себя знание дидактики — науки о процессе обучения. Хотя этого всё равно может быть недостаточно, потому что, например, методы обучения взрослых изучает не педагогика, а андрагогика.
Для второй же составляющей — продуктовой — педагогическое образование и вовсе ничего не даст, зато очень в тему будет опыт работы продакт-менеджером или UX‑дизайнером либо маркетологом.
Поэтому методологами или методистами часто становятся люди, уже знакомые либо с одной, либо с другой составляющей — но в любом случае им приходится доучиваться другой области знаний, ведь профессия многогранная. Бывает, что себя в ней находят и люди вообще совершенно из других сфер, никак не связанные прежде ни с образованием, ни с разработкой продуктов. И неудивительно, ведь в методологии разработки обучения удачно сочетается аналитический подход с творческой составляющей — многим это нравится. «С одной стороны, работа требует дотошности, а с другой — никогда не наскучит. Ты постоянно переключаешься между разными курсами и исследуешь что-то новое», — говорит методист Евгения Горунёва.