Управление
#статьи

Борьба за опыт пользователя: продакт-менеджеры против UX-дизайнеров

Где грань между работой продакт-менеджера и UX-дизайнера? Есть ли она? И что это значит на практике?

 vlada_maestro / shutterstock

Мелисса Перри (Melissa Perri)

об авторе

Консультант по управлению продуктами, преподаватель и отраслевой спикер по темам: управление продуктом, UX-дизайн, Agile и безопасность. Директор Product Institute и Produx Labs, редактор корпоративного блога на Medium.


Ссылки


— У нас много задач для UX-дизайнера и менеджера по продукту. Чем вы хотите заниматься?

— И тем, и другим!

— Придётся выбирать. Эти специалисты нужны в две разные команды, у нас нельзя быть сразу в обеих.

Каких-то десять лет назад я и не знала, чем занимаются менеджеры по продукту. Так было до прихода в Capital IQ. Я не следила за их вакансиями и попала туда почти случайно. Мне друг подсказал, что им нужны специалисты, а я спросила, есть ли что-то для людей вроде меня — инженеров, которым нравится работать в Photoshop.

После нескольких собеседований с разными людьми мне сказали, что в Capital IQ я буду бизнес-аналитиком, притом хорошим. Работать на стыке бизнеса и анализа должно быть здорово, подумала я, поэтому и ухватилась за предложение. (Лишь позже я поняла, что аналитиками здесь называют менеджеров по продукту.)

В Capital IQ я собирала бизнес-требования; определяла, какие функции нужнее и в каком порядке их реализовывать; выдавала техусловия разработчикам; рисовала макеты интерфейса в Photoshop; проводила приёмочное пользовательское тестирование; собирала отзывы клиентов; устраивала пользовательские исследования и управляла содержанием проекта (managing the scope).

Компания в то время была далека от Agile1 или Lean2, но я не знала ничего лучше. Мне там очень понравилось. Решать проблемы и наблюдать, как мои решения воплощаются в жизнь, было намного круче, чем заниматься
SCM-системами3 или кодингом, даже не программированием (варианты, которые я тоже рассматривала).

«Поздравляю! Тебе больше не нужно делать макеты»

Четыре года спустя, уже в OpenSky, я впервые услышала слова «User Experience дизайнер». Тогда мой босс объявил, что мы нанимаем
UX-директора. Здорово, подумала я: он займётся чем-то, чего не делает менеджер по продукту. И была ошарашена новостью, что за дизайн и макеты интерфейса теперь отвечаю не я. UX-директор сообщил это с видом спасителя: «Поздравляю! Тебе больше не нужно делать макеты».

Но я-то любила дизайнить. Мне нравилось продумывать логику интерфейса, которая решала многие проблемы. Разработчики у меня тоже участвовали в процессе. Мы вместе рисовали эскизы, делились идеями, выбирали лучшие и вносили их в версии продукта.

С приходом UX-директора большая часть этого ушла. Теперь у нас были раздачи техзаданий. Я всё ещё одобряла идеи, но не влияла на то, как их реализуют в продукте, который увидят пользователи.

Очень скоро я поняла, что хочу вовсе не этого. И я ушла в другую компанию — на место ведущего UX-дизайнера.

Хорошо там, где нас нет

Но тут я столкнулась с противоположной проблемой. Мне не разрешили участвовать в обсуждении функций, которые нужны продукту. Такие решения здесь принимал как раз менеджер по продукту, единолично. А мне оставалось просто их реализовывать.

Я чувствовала себя как Люси и Этель на шоколадной фабрике, пытаясь обернуть чужие решения в красивый дизайн — как на конвейере, который никогда не останавливается.

Как жаль, что идеи продуктов не шоколадные и я не могу их просто съесть

Мне довелось реализовывать функции, о которых клиенты и не просили (либо вовсе отзывались плохо). Когда я попыталась узнать, зачем же их одобряют, меня мигом поставили на место.

Однажды я предложила сделать MVP4. Ох как зря. На меня посмотрели как на врага и добили фразой: «Мы здесь такого не делаем».

Я была в замешательстве. Я занималась как управлением продуктами, так и UX. У меня всё получалось там и там. Я хочу делать и то, и другое. Куда же мне податься?

Продакт-менеджер — отчасти UX-дизайнер

Когда я сравниваю эти должности, то вижу обязанности, принадлежность которых не вызывает сомнений. Например, какие функции реализовать в первую очередь — решать менеджеру по продукту.

Но есть и обязанности, с которыми не всё так просто. Например, кому создавать персонажей5? В одной компании это делали менеджеры по продукту, в другой — UX-дизайнеры, а в третьей — маркетологи. Кому отвечать за исследования ЦА? Та же история.

Если вы прочтёте две должностные инструкции, то увидите, что основные обязанности очень похожи:

Теперь откроем учебный план менеджера по продукту. Однажды я делала такой сама. Даже если бы очень хотела, я не смогла бы обойтись в нём без тем, которые часто считают вотчиной UX-дизайнеров. Это персонажи, исследования, каркасы и так далее. На их изучение нужны целые недели, но эти знания необходимы и для управления продуктами.

Вернёмся к нашим баранам

Я поняла, что не столь важно, кто и какую должность занимает. Важнее то, как выстроена совместная работа. В сплочённых и эффективных командах менеджеры по продукту и UX-дизайнеры действуют сообща и ставят задачи друг другу в зависимости от того, что сейчас нужнее проекту. Каждую задачу делает тот, кто лучше с ней справится.

Все согласны с этим. Иногда UX-дизайнер проводит исследования, иногда — менеджер по продукту, но чаще всего они работают над ними вместе. И каждый движется вперёд, не чувствуя себя стеснённым.

Самое важное, что надо понять компаниям: менеджер по продукту и UX-дизайнер должны принимать решения вместе.


Продакт-менеджмент без UX-дизайна выдаёт функциональное ПО, работать с которым одно мучение. UX-дизайн без управления продуктом создаёт чудесные продукты, которые не развиваются и не приносят денег.


Если UX-дизайнеры и менеджеры по продукту не делятся обязанностями и решают все задачи порознь, у вас будет раздрай как в команде, так и в продукте.

Забудем про должности, вспомним про навыки

Всё станет понятнее, если вместо должностей поговорить о навыках. Есть ли у членов команды все навыки, чтобы проверить идею продукта и реализовать её?

Ведь как бывает: если наш менеджер по продукту не может создать макет — наймём UX-дизайнера. Если продакт-менеджер в команде занимается ещё и UX-дизайном — давайте возьмём вдобавок дизайнера интерфейсов. Не нужно так делать.

Подытожим

Если вы хотите расти и быстрее выйти на рынок, не раздувайте команду. Если добавить телеге колёс, то быстрее от этого она не покатит. Создайте больше команд, а не вешайте все задачи на одну, добавляя к ней новых людей или должности.

Благодаря UX-дизайну я лучше управляю продуктами, а умение управлять продуктами делает меня более ценным UX-дизайнером. Это помогает мне создавать продукты, которые радуют пользователей и решают их проблемы. Есть много таких, как я. Разыщите их. Возьмите на работу. Только не сковывайте одной ролью.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована