Что такое EdTech? Даже у представителей самого EdTech на этот счёт разные мнения
Что можно считать EdTech? Такой вопрос задал модератор дискуссии «Где границы EdTech?» на ММСО. Вот какие ответы дали эксперты.
tesla / youtube
Михаил Мягков
генеральный директор Maximum Education
— В нашем понимании это организации и люди, которые пытаются с помощью технологии, технологических инструментов, внедряемых в той или иной мере, улучшить образовательный процесс или обеспечить образовательный процесс в местах, где его невозможно сделать без технологий.
<…> Вот первая волна технологий просто создала доступ — доступ к преподавателю, который находится далеко. В обучении в Zoom или на какой-то другой платформе нет никакой инновации, нет никакого EdTech как такового, но тем не менее это предоставило доступ к чему-то, к чему раньше не было доступа у ученика. А [если брать] более глубокий фокус на улучшение (как улучшить процесс обучения, который был невозможен без технологий ранее), то, мне кажется, в этом плане мы находимся в самом начале EdTech.
Макар Гончаров
GR-директор Skyeng
— Для нас EdTech, для меня в частности (я, наверно, от себя сформулирую), — это всё-таки группа людей, компании, которые имеют свой продукт, [и этот] продукт отвечает каким-то цифровым либо технологическим вызовам, [при этом] компания существует на рынке минимум два года, имеет устойчивую бизнес-модель и показывает рост, и умеет довести ученика из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом багаж знаний.
Валентина Куренкова
GR-директор «Нетологии»
— Я считаю, что любой блогер-миллионник, который ведёт у себя курсы и занимается «инфоцыганством», как некоторые называют, или инфобизнесом, [если сказать] более прилично, то это уже EdTech в наши дни. Вопрос, конечно, к качеству и достоверности этого контента, к опасности и безопасности этого контента для ребёнка, например.
<…> В целом я считаю, что EdTech сейчас — это очень широко. Любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.
Скриншоты: MMCO-2021 / YouTube
Контекст
Никакого официального определения понятия EdTech, конечно же, не существует. На практике это слово часто воспринимают и как синоним «онлайн-образования», и как собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс. Это могут быть платформы для онлайн-обучения, LMS, различные приложения, VR-тренажёры и прочие инструменты. В том числе технологии, помогающие в офлайн-обучении, а не только онлайн. Например, интерактивные проекционные экраны и планшеты для обучения в классах.
Проще говоря, кто-то понимает под этим термином любое цифровое образование в широком смысле, а кто-то — только образовательные технологии (собственно, изначально смысл слова был именно таким, потому что EdTech — это комбинация слов education и technology — «образование» и «технологии» соответственно).