Корп. обучение EdTech
#статьи

Почему EdTech-сервисы для корпоративного обучения превращаются в «зоопарк решений»

На онлайн-конференции сообщества Digital Learning эксперты обсудили, как компании пытаются создать собственные экосистемы из разных цифровых решений.

skynesher / Getty Images

Это обсуждение состоялось на конференции «Цифровая экосистема обучения: проблемы взрывного роста». Эксперты по корпоративному обучению затронули такие темы:

  • как модель product-led growth приводит к появлению в компаниях всё новых и новых сервисов;
  • могут ли «бытовые» сервисы стать альтернативой экосистемам в корпоративном обучении;
  • что делать специалистам, которые ещё не готовы ко всем возможностям онлайн-обучения;
  • почему будущее за данными и агрегаторами.

Открывая конференцию, лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев отметил, что ещё пару лет назад к онлайну в корпоративном обучении по-настоящему не был готов никто, даже специалисты, которые уже делали активные шаги в этом направлении. Благодаря пандемии рынок цифровых сервисов стал активно расти: появлялись всё новые предложения, развивались старые инструменты. А разнообразие привело специалистов по корпоративному обучению к растерянности.

«У больших компаний, университетов образовался „зоопарк решений“ — сервисов становится всё больше. И самое интересное, что никто из нас не знает, как правильно. Единого решения нет, если только каждый для себя что-то нашёл, наверное. И понимания нет — интегрировать или не интегрировать, менять сервис или не менять, использовать только один или сразу много», — подчеркнул он.

Как образуется «зоопарк решений» и какие проблемы он порождает

Главная причина появления широкого спектра разрозненных инструментов для внутреннего обучения — запросы заказчиков. Например, начальник отдела сопровождения цифрового обучения РЖД Денис Сосин рассказал, что за полтора года количество различных систем, связанных с образованием, в компании выросло до пятнадцати. Поэтому ключевой задачей его команды стала их интеграция в единую экосистему, под которой в данном случае понимается несколько цифровых решений, объединённых единой структурой, позволяющей воспроизводить знания и проводить их оценку.

«Единого решения на рынке, которое может здесь и сейчас закрыть все потребности клиентов, просто нет. У нас остаётся один вариант — интеграция текущих инструментов. И чуда не будет, потому что потребности заказчиков растут вместе с появлением новых предложений», — подчеркнул Денис.

Это тренд частично стал результатом стратегии product-led growth, которую всё чаще используют IT-компании, такие как Dropbox, Miro и другие, считает глава Webinar Group Александр Альперн. Эта стратегия основана на виральности: разработчики ориентируются не на продажу продукта топ-менеджменту компании, в которой будут его использовать, а на привлечение конечного потребителя-сотрудника, который станет сам его применять и заодно привлечёт коллег. Когда продуктом пользуется уже существенная часть сотрудников одной компании, работодателю не остаётся ничего, кроме как купить корпоративную версию. То есть процесс внедрения идёт не сверху вниз, а снизу вверх.

«Любой сотрудник находит какой-то софт, регистрируется, начинает сам что-то [там] делать, ничего за это не платит. Потом он получает от этого какую-то ценность, заводит в этот сервис оставшихся сотрудников — и уже коллеги не замечают, как половина компании пользуется им. А дальше ничего не остаётся делать, кроме как покупать: все привыкли и уже пользуются», — объяснил эксперт.

Однако у такого процесса привнесения в компанию новых технических решений есть значительные недостатки:

  • Каждый сервис, который изначально использовался сотрудниками бесплатно, превращается в платный (для обучения или, например, коммуникации), как только он становится корпоративным.
  • Широкий спектр сервисов и их бесконтрольное использование усложняют задачу по хранению данных. При этом «насаждать» какие-то решения становится тяжелее. «Сейчас мы вынуждены учитывать не только количество открытых сервисов обучения, но и то, как вернуть людей в нашу экосистему, внутрь, чтобы данные компании сохранялись внутри неё. Это большая проблема и вызов для тех, кто строит систему обучения: будет она открытая или нет, какие данные будут передаваться вовне, какие будут храниться внутри системы, как они будут взаимодействовать», — объяснил начальник отдела обучения и развития ФГУП ГРЧЦ Александр Беляшин.

При этом IT-гиганты тоже не дремлют, отметил Альперн: там замечают виральные сервисы и либо выкупают их, чтобы включить в свои продуктовые экосистемы, которые активно используют корпоративные клиенты, либо создают свои альтернативы наиболее популярным сервисам.

Этот тренд мог бы решить проблему «зоопарка», но тяжеловесные платформы не умеют быстро реагировать на ситуацию, подчеркнула бизнес-тренер, директор по развитию OBLAKO Group и CEO «ТренингСпэйс» Тамара Кочарова. «Поэтому рынок вынужден выпускать монопродукты, которые будут встраиваться в какой-то большой сервис. И большие корпорации, и малый бизнес будут просто внедрять новинки в то, что уже есть», — прокомментировала она.

Могут ли «бытовые» сервисы стать альтернативой экосистемам

Вопрос систематизации цифровых инструментов и создания сервисных экосистем возникает в основном в крупных корпорациях, где онлайн-обучение уже активно используется и постоянно развивается. Но на российском рынке велика доля компаний, где минимально автоматизируют процессы и сотрудники пользуются «бытовыми» сервисами — то есть теми, которые встроены в обычную, внепрофессиональную жизнь. Например, Zoom и Telegram.

Как отмечает Беляшин, их может быть достаточно для решения большинства прикладных задач. «Если задачи бизнеса можно решить с помощью этих платформ, то зачем нужна большая автоматизация? Мне кажется, что пытаются подсадить на иглу экосистемы сервисов, как у „Яндекса“ или „Сбера“. Потому что когда ты находишься внутри экосистемы сервисов, так или иначе, тебе удобнее ими пользоваться», — объяснил он.

Однако решить все задачи корпоративного обучения парой «бытовых» приложений, конечно, не получится. Так, Тамара Кочарова привела пример с сервисами видеосвязи.

«Образовательный процесс — это не Zoom. Zoom — это про „поговорить“. Он методологически не повторяет того, что происходит в образовательном процессе. А ведь обучение работает на бизнес, чтобы масштабировать компетенции сотрудников, чтобы выпускать „бойцов“ по одному стандарту. Если все будут учиться как хотят, то проконтролировать этот процесс невозможно. Как у вас образовательный продукт построен на базе Zoom, если вы даже не можете понять, а как там сценарий этого процесса идёт?» — объяснила она.

Небольшие и простые сервисы в долгосрочной перспективе просто не будут эффективны и не дадут нужного качества образования, если у них нет привязки к методологии и общей системе обучения, убеждён Александр Беляшин. Он привёл в пример ситуацию, когда заказчик обучения просит просто «наснимать тиктоков»:

«Достаточно сложно аргументировать, что это не работает и что нужно продумывать обучение с перспективой на какое-то развитие. Тиктоки, конечно, работают, когда есть экосистема. А когда её нет — они просто сжирают время, какими бы полезными ни были», — подчеркнул спикер.

Тренд крупных корпораций — не просто подбор правильных инструментов и их систематизация, а формирование самой культуры обучения. Тогда не так уж важно, будет ли для этого использоваться Slack или, например, TikTok. В пример Александр Альперн привёл компанию Google.

«Там нет отдела обучения. Никто не выбирает системы или сценарии. Люди, которые там отвечают за распространение знаний, думают, как им способствовать этому, как культуру привить, чтобы люди знаниями делились. Мне кажется, в современной организации, где знание создаётся здесь и сейчас и должно сразу распространяться, задача заключается в том, чтобы этот процесс проходил легко и непринуждённо и не блокировался ничем», — объяснил эксперт. В том числе это заметно и по тренду использования в обучении модели P2P, добавил он.

Стоит ли создавать собственные сервисные экосистемы для обучения сотрудников в компаниях малого и среднего бизнеса с небольшим количеством сотрудников? Тамара Кочарова считает, что можно оставаться с набором отдельных решений, но надо ориентироваться на перспективу — и вовремя адаптироваться к росту.

Кроме сервисов, нужны специалисты, которые умеют с ними работать

Стремительность перехода на онлайн и взрыв цифровых сервисов привели к печальному тренду — недостатку квалифицированных кадров для работы с ними, считает основатель и генеральный директор «Эквио» Алексей Вагин. И даже те, кто умеет пользоваться стандартными системами для обучения, не всегда знакомы с другими современными, в том числе «бытовыми», сервисами. Спикер отметил, что специалистам стоит обращать внимание, например, на «фишки» обычных социальных сетей, чтобы получить возможность самостоятельно создавать качественный контент.

При этом, по оценке основателя Mozlab.ru и Tellsy.pro Олега Замышляева, далеко не все специалисты по корпоративному обучению готовы полностью перейти в онлайн, поэтому «бытовые» сервисы используют как спасательный круг.

В некоторых случаях специалистам просто тяжело перестроиться на новый лад. Например, Александр Альперн рассказал, что после возвращения с удалёнки в его компании никак не могли прийти к единому решению: работать со стикерами в офлайне или на онлайн-доске.

Тем, кто хочет наконец полноценно встроиться в систему диджитал-образования, Тамара Кочарова дала три совета:

Полюбить технологии и изучать новые продукты, причём в комплексе. Стоит также активно тренироваться — соединять и миксовать разные инструменты.

Развивать свои компетенции в качестве методолога, тренера, фасилитатора или, например, модератора. Потому что всем сейчас важно уметь чётко, ёмко и просто доносить свою мысль на камеру.

Выбирать инструменты в зависимости от методологического процесса и целей обучения. Главное — не гнаться за трендами, а понимать, чем будет полезен для образования сотрудников тот или иной сервис.

Она провела аналогию: как раньше были только лекции и лекторы, но появились тренинги и пришлось переквалифицироваться в тренеров, так и теперь приходится переквалифицироваться под реалии рынка.

На рынке выигрывают те сервисы, которые предлагают решить конкретные бизнес-задачи

Подбирать технические решения необходимо исходя из целей бизнеса и обучения, а не просто вслепую гнаться за трендами, подчеркнула Кочарова. А Олег Замышляев в связи с этим отметил ещё одну тенденцию: есть конкретная задача бизнеса — главное, чтобы она была решена, а каким способом, не так уж важно.

«Совсем недавно получил серьёзный раунд инвестиций стартап Growth Space. Они просто пишут: „Ребята, дайте нам ваши KPI, мы сделаем обучение, и через несколько недель показатели будут достигнуты“. Там вообще нет объяснений, как они это сделают и за счёт чего. „Мы просто вам это сделаем“», — привёл он пример такого подхода создателей сервисов.

Задача при этом должна быть не просто решена, но решена здесь и сейчас, подчеркнул Александр Беляшин. Сервисы для обучения, которые могут это обеспечить, пользуются всё большей популярностью.

«Для меня стало трендом и откровением, что сервис, который создаёт долгосрочную перспективу развития в компании — от пяти до семи лет, — проигрывает в рублях тому, который решает задачу сейчас. Мне не нужен будет сервис, который станет меня десять лет учить или оценивать специалистов, когда мне надо провести оценку здесь и сейчас с небольшим бюджетом. Потому что через десять лет будет другой сервис — он может быть лучше, может быть другим. Сейчас компании стали задумываться: а зачем гнаться за развитием технологий?» — объяснил он.

Ещё четыре тренда, которые заметны на рынке EdTech-сегмента

Эксперты выделили ещё несколько технологических трендов в корпоративном обучении.

Появление агрегаторов

Денис Сосин отметил, что за время пандемии отрасль напрямую подошла к необходимости крупной интеграции — тех, кто предоставляет платформы, и тех, кто создаёт контент. «Есть провайдеры, которые дают платформы, есть провайдеры, которые дают курсы в аренду, но единого сервиса, который приведёт из точки А в точку Б, — пока нет. И тренд именно за этим», — подчеркнул он.

Эту мысль поддержал и Алексей Вагин. В пример он привёл собственный опыт: в компании «Эквио» решили сделать ставку не на производство контента, а на провайдерские услуги в этой сфере для B2B-заказчиков. «У нас больше десяти компаний, которые профессионально делают контент, и провайдеры, которые дают его в аренду. Пока немного мешает менталитет: поставщики боятся потерять контроль, хотят понимать, что у нас за клиенты. Мы с этим работаем, но тренд неизбежен, потому что клиентам это удобно. И в этом году у нас по этому направлению выручка выросла», — рассказал он.

Сохранение индивидуальных запросов бизнеса

Поставка готового контента, уверен Александр Беляшин, в итоге не приведёт к ограничению конкуренции на рынке. «Всегда найдутся заказчики, которым нужно всё только своё, обязательно с логотипами и примерами своими», — считает он.

Но это, отметили эксперты, не самый плохой тренд — ведь за счёт разных предпочтений клиентов сохранятся разные форматы систем обучения, платформ и инструментов. И хотя это не даёт понимания, как будет развиваться рынок, желания бизнеса останутся неизменными: быстрое и удобное обучение без оглядки на специфику отдельных сервисов.

Новые возможности благодаря данным

В качестве примера Александр Альперн привёл обогащение данных — процесс, который позволяет дополнять данные новой значимой информацией. Для обучения это будет особенно важно, уверен эксперт, поскольку накопление данных позволит работодателю увидеть, например, образовательные интересы сотрудников и повышение их компетенций благодаря стороннему образованию.

Алексей Вагин отметил, что экосистемы и образуемые ими данные помогут связать результаты обучения с KPI. «Например, выяснилось, что лучший продавец в салонах связи — это не тот, кто лучше сдаёт тесты, а тот, кто просто сдаёт их быстрее на минимальный результат. Он продаёт больше. Этот инсайт позволяет по-другому посмотреть на обучение. И у нас будет всё больше и больше инсайтов, когда мы объединим всё с точки зрения данных», — подчеркнул он.

Государственные EdTech-экосистемы

«Экосистемы выйдут из крупных корпораций и будут появляться в госструктурах, когда государство возьмёт на себя задачу по созданию единой открытой платформы для всех — и внутренними заказчиками будет не только государство, но и компании», — считает Денис Сосин.

Такая платформа также позволит иначе подойти к вопросу безопасности данных, подчеркнул Александр Беляшин. У неё будут и другие преимущества, объяснил он: «Единая образовательная платформа, цифровой профиль — это наше будущее, она позволит компаниям, и большим, и маленьким, смотреть результаты компетенций специалистов. Цифровизация дипломов, образования, госаккредитация внешних программ — вот это наше будущее».



Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована