Образование
#Руководства

Что такое Learning Journey Map, как создать и использовать этот инструмент

С его помощью создатели курсов могут взглянуть на образовательный опыт глазами ученика и устранить все препятствия на пути к результату.

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое Learning Journey Map

Learning Journey Map (LJM, «карта пути обучения»), Learner Experience Map (LEM, «карта опыта учащегося»), или Student Journey Map (SJM, «карта пути студента»), — это персонализированная схема, которая отражает образовательный маршрут с точки зрения ученика, учитывает его исходный уровень, эмоции и потребности, возможные препятствия и желаемый результат.

Технология LJM основана на создании карт клиентского опыта (Customer Journey Map, CJM), которые демонстрируют путь пользователя на всех этапах взаимодействия с продуктом — от возникновения потребности до повторного обращения. Такой инструмент используют маркетологи и продуктологи.

Главные преимущества LJM заключаются в целостном подходе и наглядной визуализации. Так, карта может показывать:

  • действия, которые должен предпринимать ученик;
  • знания, навыки, ресурсы, необходимые учащемуся на различных этапах;
  • индивидуальные предпочтения (как человек будет учиться — в классе, на работе, в дороге или дома);
  • карьерный путь, к которому стремится учащийся;
  • дополнительное обучение для дальнейшего развития и продвижения по карьерной лестнице.

Кроме LJM, похожим образом создаются Teacher Journey Map (карта пути преподавателя), Support Journey Map (карта пути куратора) и другие карты, показывающие программу с точки зрения любого участника образовательного процесса.

Для чего нужна Learning Journey Map

Цель составления LJM — взглянуть на процесс обучения глазами студента, лучше понять его потребности, выявить болевые точки и факторы, которые могут негативно сказаться на опыте ученика. И в результате — улучшить образовательную программу.

Плюс карты пути обучения в том, что она смещает привычный фокус. Если до этого вы рассматривали свой курс или другой проект с позиции создателя, то с LJM сможете увидеть его с точки зрения того, для кого курс предназначен, — потребителя, который выбирает образовательный продукт, а затем становится студентом. Это обеспечивает более глубокий уровень понимания положительных и отрицательных сторон программы. Вы увидите, какие инструменты и технологии работают, а какие — нет.

Мы составляем LJM и в процессе проектирования нового курса, и для имеющихся продуктов, когда с ними происходят какие-то значительные изменения — скажем, при переводе из синхронного формата в асинхронный.

Ещё этот инструмент помогает, когда нужно провести аудит продукта. Имея перед глазами весь путь студента, накладывая на него учебную аналитику, данные опросов и интервью, обратную связь, можно точно определить основные проблемные места и продумать план действий.

Валентина Пахомова,
тимлид линейки курсов в БЮ «Интернет-маркетинг» в «Нетологии»

Например, вы можете обнаружить, что человек получает недостаточно информации для того, чтобы принять решение о покупке курса. Или поймёте, что обучению мешает неудобная организация процессов. Возможно, вы выясните, что не удовлетворяете эмоциональных потребностей учащихся или не предлагаете комфортных условий для общения студентов. Такая информация бесценна при пересмотре и улучшении процессов и программы обучения.

При этом, создавая или оптимизируя курс, важно помнить не только о комфорте клиента, но и об образовательных целях ученика.

Мотивация в итоге закладывается не только в удобном интерфейсе и развлечениях на интерактивных вебинарах, а в образовательных вызовах, которые мы ставим перед учеником. В этом большая разница между позицией клиента, то есть пользователя, и позицией студента. И хорошая LJM её отражает.

Галина Турчак,
помощница по обучению в Skillbox, андрагог и автор Telegram-канала «Учусь как умею»

Какими бывают карты пути обучения

Евгения Ращупкина, руководитель школы методистов Skillbox и автор Telegram-канала LX notes, называет четыре способа составить LJM.

  1. Карты, показывающие путь ученика в существующем образовательном продукте. Они отражают текущее состояние образовательного продукта и помогают определить, как его можно улучшить. При составлении такой карты, как правило, уже имеются данные о реальном опыте студентов (полученные через обратную связь или в результате исследований), а также гипотезы, которые предстоит проверить на практике. Для создания этой карты лучше всего обратиться к методистам, которые разрабатывают сам обучающий курс.
  2. Карты, показывающие идеальный путь ученика, который нужно достичь. Такая карта основана на нашем представлении о будущем и помогает продумать опыт студента с нуля, если мы хотим радикально изменить текущую программу обучения или создать новую.
  3. Карты, отражающие опыт ученика только внутри курса. Эти LJM показывают маршрут студента от регистрации на курсе до его завершения. Такая карта может подробно описывать поведение, настроение и мысли учащегося в каждый момент времени или состоять из крупных блоков и отражать изменения от модуля к модулю.
  4. Карты, показывающие опыт студента внутри обучения и вне его. Такая карта позволяет посмотреть шире: на то, как студент выбирает обучение, как проходит его жизнь вне образовательного пространства. Составлять такую LJM интересно, но сложно: чем больший масштаб вы берёте, тем больше появляется факторов, которые невозможно измерить и на которые нельзя повлиять.

Какую карту выбрать — зависит от вашей цели. Если вы хотите улучшить существующую программу, можно составить LJM текущего состояния и карту, визуализирующую желаемый результат, а потом сравнить их. Вы получите список пунктов, которые нужно доработать. Если вам нужно внимательнее рассмотреть отдельный аспект программы — например, старт обучения, — то при составлении карты детализируйте его и захватите также этапы принятия решения, опыт студента до начала курса. Это очень гибкий инструмент, который подстраивается под ваши задачи.

Как составить Learning Journey Map

Вот пять шагов, которые помогут составить LJM.

1. Выберите цель составления карты

Нужно понять, какую задачу вы хотите решить с помощью этого инструмента. Например, улучшить опыт регистрации на курс, повысить удовлетворённость студентов от обучения и процент доходимости (Completion Rate). Позаботьтесь о том, чтобы цель была конкретной, а желаемый результат — объективно измеряемым.

2. Определите целевую аудиторию

Как и при создании карты клиентского опыта, во время составления LJM это тоже самый первый и важный шаг.

Начните с изучения целевой аудитории и составления портрета ученика. Сформулируйте его основные характеристики: от пола, возраста и занятия/профессии до потребностей, целей и интересов. Вы должны понимать, какие у вашей целевой аудитории страхи и сомнения, альтернативы и отвлекающие факторы.

Важно понять уровень образовательного опыта и знаний потенциального студента. Учился ли он раньше онлайн? Сколько времени может уделить учёбе? Какой формат обучения ему подойдёт? Есть ли у него представления об изучаемом предмете, или он впервые узнаёт о нём?

Галина Турчак,
помощница по обучению в Skillbox, андрагог

Лучше всего сегментировать аудиторию, продумать несколько персонажей для каждого сегмента и создать LJM для каждого из них. Например, если у представителей одного сегмента гораздо больше свободного времени, чем у людей из другой группы, это значительно отразится на пути обучения первых.

Собрать необходимую информацию можно с помощью исследований: веб-аналитики, анкетирования и опросов, общения с потенциальными учениками в соцсетях. Если вы создаёте программу корпоративного обучения, используйте данные компании о сотрудниках. Наконец, вы можете собрать тестовый вариант курса, предложить пользователям его пройти, получить обратную связь и использовать эти данные для доработки программы.

3. Продумайте основные этапы обучения

На этой стадии вам нужно определить все шаги, которые совершит учащийся: от узнавания о программе до окончания обучения. Специалисты eLearning-компании Bottom-Line Performance выделяют четыре базовые стадии, из которых состоит любая образовательная программа: подготовка, освоение знаний и навыков, закрепление и применение в работе, долговременная поддержка.

Схема образовательного пути. Источник: Bottom-Line Performance

Сами шаги и их количество могут меняться в зависимости от вида и цели обучения. Разберём, как может выглядеть маршрут учащегося, на примере онлайн-курса.

  1. Информирование. Потенциальный ученик может узнать о курсе (или даже о существовании определённой профессии) из рекламы в соцсетях или рассылки, найти ваше предложение через поисковую систему и так далее. Затем человек изучает доступную информацию о проекте, ищет отзывы, сравнивает ваше предложение с конкурентными.
  2. Принятие решения. Ученик определяется с выбором и регистрируется на курсе (совершает покупку, если он платный).
  3. Усвоение знаний. В этот этап входит всё обучение: чему, как и когда человек учится, как получает учебные материалы, кто курирует процесс и проверяет домашние задания. Если программа длительная и объёмная, то, возможно, имеет смысл разбить эту стадию на несколько шагов.
  4. Проверка знаний. Сюда входят все тесты, экзамены, контрольные и курсовые работы, если ваш проект это предусматривает.
  5. Применение знаний на практике. На этом шаге ученик внедряет новые знания и навыки в практическую деятельность — участвует в реальном проекте, проходит стажировку.
  6. Поддержка. Хороший курс не заканчивается на последнем уроке — пусть у ученика останется доступ к видеолекциям и другим учебным материалам, к платформе для общения с другими студентами и так далее.

Ваша карта не обязательно должна строиться именно так. Вы можете разбить путь студента на любые шаги, действия, этапы — например на модули или уроки. Детализация LJM тоже может быть разной: от крупноблочной карты, где отображены только основные стадии, до такой, где показан каждый шаг студента.

4. Оцените опыт учащегося на каждом этапе

Когда вы расписали путь ученика от начала и до конца, настало время рассмотреть факторы, которые влияют на процесс обучения.

Действия студента

Сюда попадает всё, что требуется сделать учащемуся: открыть письмо и перейти по ссылке, включить вебинар, пройти тест и так далее.

Обучение

На этом уровне отражается собственно познавательный путь студента — то, к какой образовательной цели он идёт, с какими вызовами сталкивается, как меняется его мышление и отношение к предмету в процессе. Например, студент может двигаться от выявления образовательной потребности на этапе «Информирование» до свободного и уверенного владения предметом на этапе «Применение полученных знаний».

Эмоции, потребности и ожидания ученика

Для каждой из стадий вам нужно ответить на следующие вопросы:

  • В чём ученик нуждается на каждом шаге обучения?
  • Что он ожидает получить?
  • О чём он думает? Какие вопросы у него могут возникнуть?
  • Что он чувствует? Интерес, сомнения, опасения, воодушевление, растерянность, скуку?

Во время поиска ответов вы можете поставить себя на место ученика и ориентироваться на свои предположения, однако ценнее всего будет актуальная обратная связь от непосредственных пользователей.

Точки взаимодействия

В процессе обучения человек может использовать технологии и инструменты, алгоритмы и инструкции, сталкиваться с различными процессами и взаимодействовать с другими людьми. Например, студент заполняет форму на сайте курса, принимает звонок от менеджера, регистрируется на LMS-платформе, смотрит вебинар, отправляет домашнее задание на проверку. Ваша задача — рассмотреть каждый из факторов и определить, как он влияет на опыт ученика: нейтрально, положительно или отрицательно.

Барьеры

Скорее всего, вы уже заметили слабые места, в которых ученик заскучал, не получил достаточно информации или времени, чтобы освоить новый инструмент. Теперь вам нужно дойти до истоков проблемы и выяснить, почему это происходит. Возможно, понадобится подкорректировать какие-то детали, или же вы обнаружите системную ошибку в процессах.

Карта — это такая развёртка всего курса, на которой много-много слоёв, как бы накладывающихся друг на друга. Вот какие ещё могут быть слои:

  • Теория — в какой момент какой материал даётся студентам.
  • Практика — какие задания в какой момент выполняют студенты, накладываются ли они друг на друга, какая у учащихся нагрузка. Если предполагаются задания индивидуальные и групповые, можно показывать их на разных слоях карты.
  • Поддерживающие события — например, конкурсы для поддержания интереса и посещаемости.
  • Ключевые сообщения для студентов — на каком этапе нужно что-то подсветить, чтобы донести суть и важность происходящего и не дать учащемуся увязнуть в потоке информации.
  • Административный трек — на каком шаге нужно выдать студентам какие-то доступы, оплатить использование сервисов и так далее.
  • Деятельность тьютора — график поддерживающих встреч, упражнений и практики.
  • Потенциальные организационные сложности и форс-мажоры, которые могут повредить ходу обучения.

Валентина Пахомова,
тимлид линейки курсов в БЮ «Интернет-маркетинг», «Нетология»

5. Подумайте, как улучшить опыт ученика

После обнаружения проблем необходимо продумать всевозможные пути их устранения. Не забывайте смотреть на процесс глазами ученика, чтобы сфокусироваться именно на решении его задач.

Проверить, какие из идей подойдут лучше всего, снова поможет карта. Визуализируйте изменения и ответьте на вопросы:

  • Что произойдёт, если сделать так?
  • Что полезного мы добавим?
  • Как это улучшит опыт ученика?
  • Какие ресурсы потребуются, чтобы внести изменения?

Затем выберите самые подходящие идеи, начните проверять их на практике, собирать обратную связь и анализировать результат. Ваша задача — свести количество барьеров к минимуму и обеспечить студенту как можно более простой и комфортный маршрут, который приведёт его к желаемой цели.

Какие инструменты помогут составить LJM

Всё это замечательно — но как составить Learning Journey Map, если это схема, карта? На самом деле LJM изначально, как правило, представляет собой таблицу, потому что в этом формате удобно собирать данные. Затем эти данные, конечно, можно визуализировать в виде схемы. Выбор инструментов для составления и оформления зависит от того, к чему привыкла ваша команда, что для вас удобнее.

Так может выглядеть простейший шаблон LJM с самыми важными пунктами для оценки опыта студента, сделанный в «Google Таблицах»

«Google Таблицы»

Это самый доступный инструмент — проще только бумажные стикеры на стене. По горизонтали разместите этапы пути ученика, по вертикали — «Действия», «Обучение», «Эмоции», «Барьеры» и так далее. Получится таблица, которую вам нужно будет заполнить. Вот пример самого простого шаблона LJM. Чтобы им воспользоваться, в меню выберите «Файл» → «Создать копию».

Онлайн-доски

Такие сервисы предлагают готовые шаблоны и интуитивно-понятный интерфейс, так что с визуализацией справятся даже те, кто далёк от графического дизайна. Бесплатные Canvanizer и Conceptboard подойдут для того, чтобы быстро собрать простую LJM, Miro содержит несколько шаблонов и позволяет бесплатно работать в команде до трёх человек. Touchpoint Dashboard — платный сервис с расширенными функциями и без ограничений для командной работы, доступен пробный период.

Так может выглядеть подробная LJM, составленная в Miro. Источник: Валентина Пахомова / «Нетология»

Графические редакторы

Если вам нужно подробно визуализировать схему и в команде есть дизайнеры, которым можно это поручить, используйте специализированные графические редакторы: Figma, Sketch, Adobe Illustrator — смотря чем пользуются в вашей компании.

Главная ценность карты пути учащегося не в полученной таблице или красивой инфографике. К тому же вы не сможете заранее предсказать опыт каждого ученика, даже если максимально вдумчиво подойдёте к задаче. Суть в самом процессе: составление учебного маршрута позволит задать важные вопросы и совершить значимые открытия. Удачного путешествия!


Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована