Образование
#Руководства

Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса: гайд для начинающих методистов

От того, насколько тщательно и интересно продуманы задания, во многом зависит успешность всего курса. Вот советы на основе опыта методистов Skillbox.

Иллюстрация: Rawpixel / Nakaridore / Pikisuperstar / Kstudio / Master1305 / Freepic / Ambur / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему для подготовки домашнего задания важно хорошо знать целевую аудиторию курса и при чём тут популярные сериалы;
  • правда ли, что тесты — это плохо, а текст домашнего задания должен быть коротким (спойлер: нет!);
  • как оценить креативность и почему студенты могут быть недовольны заслуженной пятёркой;
  • для чего нужны дополнительные материалы к заданию и какими они могут быть;
  • какой шаблон используют в Skillbox, чтобы спикерам было проще составить задания для учащихся, методистам — их проверить, а студентам — выполнить;
  • как поддержать учащихся и мотивировать их сделать домашку.

Каждый опытный методист знает, что составить для учащихся хорошее самостоятельное задание — отдельный вид искусства. Для тех, кто только начинает проектировать образовательные программы или подумывает создать свой курс, полезно будет познакомиться с ключевыми этапами разработки таких заданий.

Определяем цели и задачи

Казалось бы, домашки — та часть программы онлайн-курса, которую можно продумать быстро. Это, конечно, совсем не так. Задания для самостоятельного выполнения проектируются вместе с основной программой и требуют от методиста столь же серьёзной подготовки, как разработка содержания лекций.

Для создания хороших домашних заданий важно ориентироваться на:

  • Образовательные результаты.

В практических курсах задания должны помочь студенту сформировать определённые навыки, а не только усвоить ключевые определения. Особенно это касается курсов дополнительного профессионального образования. Чтобы понять, какие образовательные результаты должны быть у студентов после курса, нужно исследовать рынок труда: какие запросы у работодателей к знаниям и навыкам представителей той специальности, которой посвящён курс, что потребуется студентам в будущей работе. «Например, если по итогам исследования мы поняли, что студент должен уметь писать текст рекламного объявления, то эта тема ляжет в основу одного или нескольких уроков, а в качестве практического задания учащемуся нужно будет написать текст рекламного объявления», — комментирует методист Skillbox Юлия Прокофьева.

  • Финансовые и технические возможности.

Безусловно, чем больше форматов самостоятельных заданий можно предложить студенту, тем лучше, однако если бюджет ограничен, то и красивую симуляцию реальной рабочей задачи построить тоже вряд ли получится.

  • Опыт самих студентов.

Важно учитывать их уровень знаний, возможности для обучения, возраст, увлечения. Практическое задание должно быть для них посильным и с точки зрения необходимого на выполнение времени, и с точки зрения умений, которые для этого потребуются.

«Поскольку в асинхронном онлайн-обучении все учатся порознь, то у нас нет возможности увидеть, как студент воспринял задание, всё ли ему понятно, загорелись ли у него глаза и появилось ли желание его выполнить. Невозможно быстро поправить все недочёты, на ходу адаптировать задание под целевую аудиторию. Поэтому в онлайне особенно важно заранее изучить, кто и для чего придёт на ваш курс, что им интересно, и разработать задание с учётом специфики разных сегментов аудитории», — отмечает Юлия Прокофьева.

Фото: Svitlana Hulko / Shutterstock

Для подготовки практических заданий есть также несколько основных правил, которые полезно учитывать:

  • Задания должны быть основаны на информации из того урока или модуля, к которому они относятся. «Забежать вперёд» — значит вынудить студента самостоятельно изучать новую тему, повысить уровень сложности, а то и вовсе сделать задачу непонятной для учащегося.
  • Материал задания не должен превышать сложности урока, к которому это задание относится, а выполнение не должно требовать слишком много времени. Даже если студент приступит к чересчур сложному заданию, его выполнение может сильно затянуться — и чем дальше, тем больше будет падать уровень мотивации.
  • Все задания должны быть сформулированы подробно и понятно.
  • В подготовке заданий по возможности стоит опираться на знакомый студентам опыт. Им будет куда интереснее проанализировать кейс из любимого сериала или сделать что-то по мотивам популярной у всех возрастов компьютерной игры, чем тренироваться на более скучном примере. Однако даже задача с «заимствованными» героями или обстоятельствами должна быть максимально приближена к реальной.

Выбираем форматы

Идеального и «единого» формата самостоятельных заданий, конечно же, не существует — всё зависит от подходов к проектированию программы, аудитории и целей. Но есть несколько видов заданий, которые будут актуальны практически для любого онлайн-курса:

  • Тесты.

Этот формат поможет проверить, как студент запомнил и понял материал. Подходит как для практико-ориентированных курсов, так и для тех, которые направлены на освоение чисто теоретических дисциплин (например, курсов по философии, истории или литературе).

«Как ни странно, студенты любят проходить тесты, несмотря на некоторое предвзятое отношение к такой форме проверки: они помогают им систематизировать знания, запомнить ключевые тезисы уроков, термины и формулы», — говорит Юлия Прокофьева.

  • Практические задания.

Составляют основу курсов дополнительного профессионального образования или, например, курсов по творческим хобби, ведь именно они дают студенту возможность освоить желаемый навык. Такие домашние работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. А ещё они должны быть аутентичными — то есть максимально приближенными к реальным задачам, с которыми студенту придётся работать в будущем (особенно в курсах ДПО).

  • Тренажёры.

У них есть множество форм — от разветвлённых квестов до больших VR-симуляций, однако во многом использование тренажёров зависит от технических возможностей. Но выход есть, даже если ресурсы ограничены: например, тот же квест можно сделать благодаря нехитрым программам (например, Twine, Branch Track и TextAdventure).

  • Задания на целеполагание и рефлексию.

Статистика показывает, что мотивация взрослых студентов как минимум нестабильна — даже до первой лекции доходят далеко не все записавшиеся на курс. Поэтому в онлайн-обучении задачи на целеполагание особенно полезны. Правда, по словам Юлии Прокофьевой, не все студенты воспринимают их позитивно, поскольку могут просто не видеть в них смысла. Это может быть связано с тем, что в России в принципе не очень развиты культура и навык рефлексии.

Форматы самостоятельных заданий можно смело миксовать, а не концентрироваться только на одном из них.

«Лучше, чтобы форматы заданий были разнообразными. Тогда они будут тренировать разные навыки и помогут задействовать разные способы мышления, а студентам будет интереснее их выполнять. Но при этом всегда нужно отталкиваться от карты компетенций, которая закладывается на курс, и делать акцент именно на тех навыках и способах мышления, которые мы хотим отработать на этом курсе», — объясняет методист Skillbox Елена Мозговая.

При этом важно не перегружать курс самостоятельными заданиями, здесь нужно соблюдать баланс. Например, в Skillbox задание даётся в конце каждого модуля длительностью 60–90 минут и закрепляет один навык, объясняет Юлия Прокофьева. Когда теория чередуется с практикой, даже в асинхронном обучении не возникнет «перекоса».

«Мы любим делать так, чтобы студент практиковал новый для него материал, при этом не накапливая его слишком много. В противном случае домашки превращаются в слишком объёмные и сложные, а риск, что студент их не сдаст и остановится в своём обучении, увеличивается», — комментирует Елена Мозговая.

Разрабатываем задания с экспертом

Чем больше информации и подробностей даст эксперт, участвующий в курсе, тем лучше получится прописать задание. Казалось бы, всё необходимое будет включено в теоретическую часть, но иногда именно обсуждение самостоятельной работы для студентов приводит к интересным примерам, лайфхакам и возможности под другим углом посмотреть на обучение в целом.

Просто попросить эксперта курса подготовить несколько заданий, скорее всего, не получится. Опыт методистов показывает, что эксперты часто присылают в качестве задания буквально одну-две реплики, максимум — абзац с расплывчатыми формулировками. Даже если дать эксперту шаблон для заполнения и инструкцию, каким должно быть задание, это не всегда помогает.

«У экспертов очень замылен взгляд на тему. Самая частая их реплика: „Здесь же и так всё понятно“. Экспертам бывает сложно посмотреть на учебный материал с точки зрения студента, но вещи, которые для погружённого в тему специалиста могут быть очевидными, не будут такими для учащихся. Студентам всегда нужно что-то „подсветить“, где-то дать рекомендации, лишний раз напомнить определение, потому что у них в головах новая информация ещё не сложилась в единую картинку», — объясняет Юлия Прокофьева.

Именно поэтому общению с экспертами стоит уделить особое внимание, чтобы в итоге задание оказалось качественным. Методисты Skillbox отмечают, что наибольшим успехом у студентов пользуются домашние задания, которые сделаны с особой любовью — дополнены интересными деталями, необычными фишками и так далее.

Формируем критерии оценивания задания

Обычно критерии оценки определяются исходя из того, чему должен научиться студент на том или ином этапе обучения. «Например, если мы рассказываем про рекламные тексты, то на этапе разработки курса определяем, что на этом уровне студенту достаточно уметь писать текст по трём продающим формулам. А можем решить, что ему нужно использовать в основе креативное решение», — объясняет Юлия Прокофьева.

Критерии должны быть прозрачны, измеримы и достижимы, причём это касается и творческих заданий. Казалось бы, как можно оценить креативность? «Оценка креативности — очень субъективная задача. Поэтому мы стараемся прописывать в критериях оценки не „креативность“, а, например, „новизну“. Новизна может характеризовать либо результат задания (студент сделал что-то новое, нестандартное по сравнению с общепринятым результатом), либо подход к его выполнению (студент сделал что-то по-новому, не так, как принято)», — рассказывает Елена Мозговая.

Не меньшее внимание стоит уделить выбору формата оценивания. Например, в Skillbox используется система «зачёт/незачёт», однако в других онлайн-школах можно найти примеры и с пятибалльной шкалой оценки. В любом случае, отмечают методисты, студенту будет важна не столько оценка, сколько качественная обратная связь. Юлия Прокофьева приводит пример из собственного опыта: когда учащиеся получали пятёрки за работу без комментариев, они всё равно оставляли жалобы — в их глазах даже хорошая отметка была просто отпиской.

«Студенту важно понимать, на каком уровне он сейчас находится, что у него хорошо получается, а над чем нужно больше работать. Без этого сложно оценивать себя и двигаться дальше. Иногда студенты просто не верят, что сделали с первого раза работу на пять, и поэтому считают отсутствие комментариев с замечаниями и рекомендациями подозрительным», — отметила она.

Студенты хотят совершенствоваться, и удовлетворить это желание без обратной связи невозможно, соглашается с коллегой Елена Мозговая. Поэтому, даже если работа выполнена идеально и проверяющему преподавателю совершенно не к чему «придраться», нужно всё равно что-то написать — объяснить, что именно так замечательно сделано в этой безупречной работе.

Не менее важно качество обратной связи, если задание студент сделал неправильно или неудачно. В таком случае стоит начать с позитивных моментов: отметить прогресс, сделанный во время обучения, упорство, старание, а уже дальше указать на моменты, с которыми ещё предстоит поработать. Отдельно нужно пояснить, как именно подступиться к сложностям (напомнить алгоритм, добавить примеры и так далее), отмечает Елена.

Готовим дополнительные материалы

В самостоятельное задание можно (и зачастую нужно) включить дополнительную информацию, которая поможет в работе над ним. «В текст домашнего задания надо включать любые материалы, которые помогут студенту его выполнить. Речь идёт, конечно, не об ответах, а о рекомендациях, шаблонах и правилах», — комментирует Юлия Прокофьева.

Учащимся могут помочь:

  • Рекомендуемые материалы.

Это, например, полезные статьи или видео по теме урока, выдержки из книг. Но подобных материалов не должно быть слишком много и они не должны быть слишком объёмными.

Елена Мозговая приводит такой пример: «В нашем курсе по дизайну интерьеров возникает много вопросов по эргономике. До сих пор основной опорный материал по этой теме — книга Эрнста Нойферта, очень объёмная. Поэтому мы даём из неё только выжимку с основными величинами, а вот тем, кто хочет узнать больше, предлагаем прочитать всю книгу».

Если примеров действительно много и хочется дать студентам побольше материала, то можно сделать отдельный список рекомендуемой литературы, но в основной включать только самое необходимое и полезное.

Фото: Kaponia Aliaksei / Shutterstock
  • Чек-листы, памятки и инструкции.

Сюда можно отнести и инструкции к каким-то сервисам, которыми студенту предстоит воспользоваться, и определённые правила работы, и рекомендации по оформлению задания. А иногда — памятки с понятиями или определениями, которые уже упоминались в уроке, но сложны для понимания. Особенно если есть вероятность, что студент их не запомнил или не до конца уловил суть.

  • Референсы и образцы.

Это материалы, которые либо задают определённый стандарт выполнения задания, либо указывают студенту общее направление для работы. В любом случае не стоит перегружать эту дополнительную информацию подробными подсказками на десять страниц — учащийся вряд ли дойдёт до конца первой из них.

Формулируем домашнее задание

Мы уже упоминали, что задание для студента должно быть сформулировано максимально подробно и понятно. Но что такое «подробно» и «понятно»? В Skillbox, например, для составления задания методисты используют шаблон из пяти шагов:

  1. Объясните цель выполнения задания — что получит студент в результате его выполнения, какие навыки сможет освоить.
  2. Расскажите, что именно нужно сделать. Чем подробнее это будет сделано, тем больше шансов, что студент это задание выполнит. Формулировки должны быть чёткими — нужно постараться избежать двусмысленности. Включить в этот пункт можно:

    список задач, необходимых для выполнения;

    описания задач, то есть что нужно делать, как, в каком формате и, если обучение синхронное, в какие сроки. Также необходимо прописать итоговый результат: что получится, когда студент выполнит задание;

    необходимую информацию. Например, ссылки на сервис, с которым придётся работать.

    В некоторых случаях также могут потребоваться шаблоны. Например, если студентам какого-то управленческого курса в качестве практического задания надо составить бизнес-план в формате Excel, то лучше дать им готовый шаблон таблицы — ведь они учатся делать бизнес-план, а не верстать таблицы.
  3. Предложите советы и рекомендации. Это могут быть лайфхаки, помогающие настроиться на выполнение задания, дополнительные нюансы, которые стоит учесть в работе над домашкой и, главное, напоминание о важных деталях, про которые студенты часто забывают.
  4. Сформулируйте критерии для оценки работы. Это важно и для студентов, и для проверяющих преподавателей, поэтому напомним, что критерии должны быть ясными, измеримыми и достижимыми.
  5. Пропишите, как студенту действовать после выполнения задания, — когда, куда и в какой форме его отправить, в течение какого времени ждать обратную связь.

В то же время очень важно не перегрузить задание инструкциями и подробностями — тут нужно уловить баланс. Например, если для творческого задания предложить слишком подробный алгоритм выполнения, то в итоге это будет не творчество, а работа по образцу в жёстких рамках. И если список дополнительных материалов, необходимых для выполнения задания, превышает одну страницу, велика вероятность, что студент не прочтёт их до конца.

Стоит также заранее продумать, будут ли у вас какие-то ограничения по выполнению самостоятельных работ. Это зависит от формата обучения и методологии курса. Например, формат потоковых курсов предполагает дедлайны для сдачи заданий, а некоторые сервисы ограничивают количество попыток пройти тест — чтобы избежать механической зубрёжки. В Skillbox, например, домашние работы чаще всего принимают в строгой последовательности (нельзя сначала выполнить задание 2, а потом — 1), поскольку новое задание может напрямую зависеть от предыдущего — «перескочить» будет сложно. Если какие-либо ограничения у вас будут, предупреждайте о них в формулировке каждого задания.

Мотивируем студентов

Итак, само задание вроде бы собрано, но станут ли выполнять его студенты? Всё зависит от содержания, уверены методисты.

Мотивировать студента выполнить работу помогут:

  • Элементы сторителлинга.

Интересные кейсы, которые позволяют студенту примерить на себя новую роль, необычные персонажи, а иногда — целые текстовые сериалы (на курсах, где и формат соответствует) — чем лучше студент «прочувствует» задание, тем интереснее будет его выполнять.

  • Моральная поддержка и ориентация на опыт студента.

«Путь студента подразумевает, что человек начинает обучение с определённого уровня и настроения. В процессе и то и другое будет меняться, поскольку меняется учебный материал, появляются трудности. Это означает и боль от процесса их преодоления, и радость от победы. В идеале настроение текста домашнего задания должно соответствовать настроению студента в той точке, на которой он находится на этом пути. Если мы понимаем, что задание будет сложным, то говорим ему: „Не волнуйся, мы только начинаем, нелегко будет только поначалу. А пока мы вместе посмотрим, попробуем и дальше всё хорошо пойдёт“», — комментирует Елена Мозговая.

  • Мотивирующая обратная связь.

Студентам нравится получать подробные ответы преподавателей, а ещё — возможность оперативно что-то уточнить, поделиться проблемой. Чем дольше они ждут ответа, тем выше риск, что домашка останется заброшенной.

Хотя это и не напрямую относится к работе методиста, всё же это имеет значение для общего результата курса:

  • Обратная связь требует оперативности, и при разработке самостоятельных заданий стоит предусмотреть, сколько времени потребуется на то, чтобы их проверить и дать ответ студенту. Вряд ли кому-то понравится неделю ждать результатов, а практика показывает, что даже несколько часов могут показаться учащимся долгим сроком.
  • Не менее важно, чтобы у студента была возможность быстро что-то уточнить (например, в общем чате или у помощника по обучению), чем дольше он ждёт — тем меньше желание выполнить работу.
  • Лучше также заложить возможность для студента провести работу над ошибками или что-то доделать при необходимости.

В каких ситуациях студент не захочет выполнять задание? «Точно демотивирует проходить курс ситуация, когда материал урока не даёт базы для выполнения задания, инструкции сформулированы абстрактно, задания никак не применимы к реальным условиям, куратор не отвечает в чате на уточняющий вопрос, проверяющий преподаватель долго не отвечает, а обратная связь — очень обрывочная или грубая», — объясняет Юлия Прокофьева.

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее

Курс

Онлайн-преподаватель

Научитесь адаптировать учебную программу под онлайн-формат или создавать её с нуля. Узнаете, как использовать digital-инструменты и мотивировать студентов во время вебинара. Создадите онлайн-курс и сможете его продвигать.

Узнать про курс
Онлайн-преподаватель Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована