Маркетинг
#статьи

Стартовый гайд по маркетплейсам. Как они устроены и что нужно знать о площадках из топ-5

Рассказываем, кто и что продаёт на маркетплейсах, а также о том, как устроен фулфилмент и что нужно для старта продаж.

Кадр: сериал «Супермаркет»

Автор материала

Наталия Субботина

Сооснователь и генеральный директор компании «Кактус». Сервис предлагает услуги хранения, упаковки и доставки товаров до склада маркетплейса.

Маркетплейс — это электронная площадка для продажи товаров в интернете. Она отличается от обычного интернет-магазина тем, что на ней торгует множество продавцов, а не один. По данным Data Insight, за год продажи у селлеров маркетплейсов выросли сильнее, чем у владельцев собственных интернет-магазинов. На маркетплейсах проще найти покупателей, ведь площадки рекламируют себя самостоятельно. А начать торговать на площадках легко — это можно делать даже со статусом самозанятого.

В этой статье расскажем:


Почему маркетплейсы популярны

Начнём с технических моментов. В сравнении с другими каналами интернет-продаж у маркетплейсов самый низкий порог входа.

Вот почему:

  • При торговле на маркетплейсе не нужен собственный сайт. Все продажи идут через платформу маркетплейса. Продавцу нужен только личный кабинет, который предоставляется площадками бесплатно.
  • Меньше затрат на продвижение, маркетинг и рекламу. Многим селлерам достаточно бесплатной SEO-оптимизации внутри площадки, чтобы успешно торговать на маркетплейсе. Правда, из-за серьёзной конкуренции картина меняется: некоторые продавцы подключают рекламу внутри площадок и пользуются платными сервисами для анализа продаж.
  • Доставку берёт на себя маркетплейс — за отдельную плату.
  • Товар можно продавать по всей России и даже за рубеж.
  • Маркетплейсы удобны для покупателя. В них проще оформить заказ, чем в интернет-магазине. Пара кликов в приложении, и товар уже едет к клиенту. Не нужно ждать подтверждения заказа и звонка менеджера.

Вторая причина, по которой продавцы идут на маркетплейсы, — стабильный рост таких площадок на рынке e-commerce. По данным Data Insight, первая десятка рейтинга интернет-магазинов по выручке выглядит так:

Рейтинг топ-100 интернет-магазинов за 2021 год
Инфографика: Data Insight

Пять из десяти позиций верхних строчек занимают маркетплейсы. Больше всех по объёму онлайн-продаж вырос «Яндекс Маркет» — 180% в сравнении с прошлым годом. Лидеры рейтинга немного сбавили темпы, но всё равно растут примерно в два раза за год: Wildberries — на 95%, Ozon — на 126%, AliExpress — на 116%.

Однако почти у всех, кроме «Яндекс Маркета», падает средний чек. Это связано с тем, что на маркетплейсах начинают доминировать товары повседневного спроса. Тем не менее рост продаж отметили селлеры практически всех товарных категорий. 64% респондентов заявили о значительном росте объёма продаж, 28% — о небольшом росте.

Динамика продаж на маркетплейсах у продавцов
Инфографика: Data Insight

Количество продаж через маркетплейсы и через собственные интернет-магазины в каждой нише различается. Но во многих из них маркетплейсы уверенно лидируют. Например, в одежде «серьёзный рост продаж» отметили 36% продавцов с маркетплейсов и лишь 14% владельцев собственных интернет-магазинов.

Динамика продаж одежды и обуви в интернет-магазинах и на маркетплейсах
Инфографика: Data Insight

Если брать общую динамику продаж, падение спроса отметили 25% обычных интернет-магазинов и только 15% продавцов с маркетплейсов.

Вывод: маркетплейсы — наиболее растущий сегмент e-commerce. Продавать на них удобнее, чем через собственный интернет-магазин. Именно поэтому они так популярны и привлекательны для селлеров.

Обучение торговле на маркетплейсах в Skillbox

  • Профессия «Менеджер маркетплейсов» в Skillbox — получите востребованную и перспективную специальность, сможете сотрудничать с начинающими селлерами и крупными компаниями и уже на старте зарабатывать от 60 тысяч рублей не выходя из дома.
  • Курс «Быстрый старт на маркетплейсах» — вы узнаете, как выбирать перспективные товары для торговли, разработаете стратегию выхода на маркетплейсы и поймёте, как продавать, чтобы остаться в плюсе.

Что можно продавать на маркетплейсах

Продавать на маркетплейсах можно всё, что не запрещено нормативно-правовыми актами РФ. Среди них закон «О защите прав потребителей» и правила продажи товаров дистанционным способом. Вот список запрещённых товарных категорий:

  • алкогольные и спиртосодержащие напитки;
  • лекарства;
  • оружие и боеприпасы к нему;
  • пиротехника;
  • медицинские изделия.

Всё остальное продавать можно. У начинающих селлеров возникает вопрос: какой товар выбрать? Общую диаграмму популярности товарных категорий приводит агентство Data Insight.

Количество продавцов в разных товарных категориях на пяти популярных маркетплейсах
Инфографика: Data Insight
Сравнительная таблица популярности товаров по мнению продавцов на пяти маркетплейсах
Инфографика: Data Insight

Из таблицы видно, что популярность товарных категорий на площадках различается. На Wildberries и Ozon давно лидируют товары широкого и повседневного спроса. 65% продавцов Wildberries считают лучшими товарами одежду и обувь для взрослых, а 40% селлеров Ozon самой перспективной категорией назвали товары для дома и дачи. А вот на AliExpress, «Яндекс Маркете» и «СберМегаМаркете» лидирует электроника: 46, 51 и 39% соответственно.

Выбирать для работы самый популярный товар — не всегда хорошая идея. Дело в том, что в популярных нишах доминируют продавцы с большими оборотами. Потребуется много вложений, чтобы войти в эти категории с нуля. Задача продавца — найти товар на стыке спроса и конкуренции. Идеально, если ёмкость рынка большая, а конкурентов нет или немного.

Найти такие товары вручную или наугад почти нереально. Помогут сервисы аналитики для маркетплейсов — специальные инструменты для анализа спроса, предложений конкурентов и рентабельной цены.

Примеры таких сервисов — MPStats, Moneyplace, HunterSales.

Поиск ниши в сервисе MPStats
Скриншот: MPStats

Эти инструменты помогут выбрать стабильный товар, на котором можно зарабатывать круглый год. Но есть и другая стратегия — торговать в течение короткого времени, но в очень больших количествах.

Для этого подходят:

  • Трендовые или «хайповые» товары. Спрос на такую продукцию появляется из ниоткуда, а потом падает в десятки раз навсегда. Примеры — игрушки симпл-димпл, гироскутеры и, например, спиннеры.
  • Сезонные товары. Активно продаются пару месяцев в году. Это, например, товары для огорода, купания, рыбалки и сезонных видов спорта.
  • Товары к празднику. Новогодние ёлки, подарки ко Дню святого Валентина и конфеты на 8 Марта.

Выбирая такой товар, вы идёте на определённые риски. Если не успеете продать, можно остаться с партией продукта на складе. В лучшем случае вы продадите его в следующем сезоне, в худшем — никогда.

Кто продаёт товары на маркетплейсах

На маркетплейсах можно торговать с любым юридическим статусом. Часто даже не нужно регистрировать ИП, достаточно статуса самозанятого.

Вот основные категории продавцов:

  • Дистрибьюторы брендов. Компании, которые получили у владельцев бренда право продавать его продукцию. Они закупают её оптом и продают на маркетплейсах. Доля таких продавцов самая высокая на всех площадках. Больше всего их на AliExpress и «Яндекс Маркете»: 51 и 57% соответственно.
  • Компании-производители. Второй по величине сегмент продавцов. Таких много на Ozon и «СберМегаМаркете» — по 39%.
  • Бренды, которые торгуют без посредников. Отличие от предыдущей категории в том, что они не обязательно производят товар. Они могут заказывать его на фабриках и заводах, но продают под своей торговой маркой. Их больше всего на Wildberries — 15%.
  • Другие продавцы (самозанятые, ИП). Они часто покупают товар у разных поставщиков и продают дороже на маркетплейсах. Их до 4% в зависимости от площадки. Именно к этой категории мы относим продавцов, которые перепродают товары с рынков «Садовод» и «Фуд Сити».
Распределение категорий продавцов на разных маркетплейсах
Инфографика: Data Insight

Часть продавцов работают не только на маркетплейсах. Некоторые имеют свои интернет- или офлайн-магазины, используют «Авито» или являются поставщиками онлайн-ретейлеров — например, «Детского мира» или «Эльдорадо».

Каналы продаж, которые селлеры используют помимо маркетплейсов
Инфографика: Data Insight

А вот распределение продавцов по категориям. Данные пропорциональны популярности товаров. Больше всего селлеров работает в сегменте товаров для дома, далее идёт сегмент одежды и обуви.

Распределение продавцов по категориям товаров
Инфографика: Data Insight

Как устроены логистика, хранение и доставка товаров на маркетплейсах

Одна из причин, по которым продавцы идут на маркетплейсы, — возможность продавать свой продукт с доставкой по всей стране. Все без исключения площадки имеют сети пунктов выдачи и постаматов и курьерские службы. Организовать такую логистическую систему обычному интернет-магазину не под силу.

На маркетплейсах есть три основные схемы фулфилмента. Так называется набор операций по хранению, упаковке, сборке и доставке заказа до конечного покупателя.

  • FBO, или продажа со склада маркетплейса. Продавец упаковывает и маркирует товары. Далее селлер отгружает большую партию товара на склад маркетплейса. Когда покупатель оформляет заказ, сотрудники площадки сами собирают его и доставляют клиенту. Такая схема хороша для товаров с высокой оборачиваемостью. Но если продукция залежится на складе, продавцу придётся платить за хранение.
  • FBS, или продажа со склада продавца. Товар хранится на складе селлера. После оформления заказа продавец сам собирает его, упаковывает и маркирует, а затем отгружает на склад маркетплейса. Дальнейшую доставку до покупателя осуществляет маркетплейс. Схема хороша для тестирования гипотезы спроса и продажи товаров с низкой оборачиваемостью. Подходит для высокомаржинальных товаров, которые продаются в небольших количествах.
  • DBS, или продажа и доставка со склада силами продавца. В этом случае товар вообще не заезжает на склад маркетплейса. Хранением, сборкой и упаковкой заказа занимается продавец, он же доставляет товар покупателю. Подходит для дорогих и крупногабаритных товаров.

Это стандартная классификация фулфилмента — подробнее о нём мы писали в этой статье. Вот как называются эти модели на разных маркетплейсах:

Инфографика: Data Insight

Самые популярные схемы — FBO и FBS, где доставкой занимается маркетплейс:

Какие системы логистики предпочитают продавцы
Инфографика: Data Insight

Услуга FBO и FBS платная, на каждом маркетплейсе свои тарифы. Средняя стоимость доставки одного обычного (не крупногабаритного) товара — 30–100 рублей.

Тарифы маркетплейсов на доставку
Инфографика: Data Insight

Хранение на складах маркетплейсов тоже платное. Обычно есть период бесплатного хранения — от 30 до 120 дней в зависимости от маркетплейса.

Стоимость хранения товаров на складах маркетплейса при работе по FBO
Инфографика: Data Insight

Часть продавцов маркетплейсов вообще не занимаются логистикой, упаковкой и хранением товара. Они отдают такие работы на аутсорс фулфилмент-операторам. В этом случае всё делает подрядчик: он хранит товар на своём складе, собирает заказы и доставляет их на склад маркетплейса.

Топ-5 маркетплейсов России

Wildberries

Лидер рынка по данным агентства Data Insight. Универсальный маркетплейс, приоритетные категории — одежда, обувь и товары для дома.

Главная страница сайта Wildberries
Скриншот: Wildberries

Кратко о Wildberries:

  • Размер комиссии для продавцов: 1–15% от стоимости продажи на сайте.
  • Кто может работать: ИП, ООО, самозанятые.
  • Модели доставки: FBS (внутреннее название — «Маркетплейс»), FBO (внутреннее название — «Отгрузка на склад площадки»).
  • Документы для регистрации: ИНН.
  • Нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ.
  • Плюсы: большие объёмы продаж, много потенциальных покупателей, широкая сеть доставки.
  • Минусы: относительно высокие комиссии с продажи, большая конкуренция.

Ozon

Компания №2 на рынке. Универсальный интернет-магазин без уклона в какую-либо категорию. Старейший маркетплейс в России, работает с 1998 года.

Главная страница сайта Ozon
Скриншот: Ozon

Кратко об Ozon:

  • Комиссии для продавцов: 2–15%.
  • Кто может работать: ИП, ООО, самозанятые.
  • Модели доставки: FBO, FBS. RealFBS Standard, RealFBS Express — доставка силами продавца.
  • Документы для регистрации: ИНН, ОГРН, ИНН, паспорт, ОГРН и устав — в зависимости от организационно-правовой формы.
  • Нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ.
  • Плюсы: широкая логистическая сеть, удобный личный кабинет. Служба поддержки работает быстрее, чем у Wildberries.
  • Минусы: высокая конкуренция, ограничения при доставке по FBO. На складе не принимают, например, стройматериалы и душевые кабины.

«Яндекс Маркет»

Самый быстрорастущий маркетплейс. На «Маркете» лучше всего продаётся электроника.

Главная страница сайта «Яндекс Маркета»
Скриншот: «Яндекс Маркет»

Кратко о «Яндекс Маркете»:

  • Комиссия для продавцов: 1–15%.
  • Кто может работать: ИП, ООО, самозанятые.
  • Модели доставки: FBO (на «Маркете» называется FBY — продажи со склада «Яндекса»). FBS, FBS Express и DBS. Есть экспресс-доставка: продавец собирает и упаковывает заказ, а после этого передаёт его курьеру «Маркета» для доставки за два часа.
  • Документы для регистрации: ИНН.
  • Нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ, продукты питания.
  • Плюсы: наличие экспресс-доставки, быстрый рост площадки.
  • Минусы: объёмы продаж меньше, чем у лидеров рынка.

AliExpress

AliExpress Russia — отделение известного китайского маркетплейса. Работает только в России.

Главная страница сайта AliExpress Russia
Скриншот: AliExpress

Ключевой акционер проекта, корпорация Alibaba, отказалась от инвестиций в российское отделение. Об этом сообщает издание The Bell (объявлено в России иностранным агентом). Дальнейшая судьба маркетплейса под вопросом, но, по словам источника The Bell, более 50% штата компании уже сократили. Официальные представители маркетплейса ситуацию пока не комментируют. Советуем следить за развитием событий.

Коротко об AliExpress Russia:

  • Комиссия для продавцов: 5–8%.
  • Кто может работать: ИП, ООО, самозанятые.
  • Модели доставки: FBS, доставка силами селлера, FBO (внутреннее название — FBA, фулфилмент от AliExpress).
  • Документы для продавцов: учредительные документы ИП, ООО, самозанятого.
  • Нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ.
  • Плюсы: низкие комиссии для продавцов, широкая сеть доставки, минимум документов на товар.
  • Минусы: показатели продаж меньше, чем у первых трёх конкурентов. Дальнейшая судьба маркетплейса пока неясна.

«СберМегаМаркет»

Совместный проект «Сбера» и «М.Видео». Самый молодой маркетплейс в списке, запущен в апреле 2021 года. Относится к универсальным интернет-магазинам.

Главная страница «СберМегаМаркета»
Скриншот: «СберМегаМаркет»

Коротко о «СберМегаМаркете»:

  • Комиссии для продавцов: 2–22% от стоимости продажи на сайте.
  • Кто может работать: ИП и ООО.
  • Модели доставки: FBO («Витрина плюс фулфилмент»), FBS («Витрина плюс доставка»), DBS («Доставка силами селлера»). Есть модель «Закажи и забери», когда покупатель получает заказ в ПВЗ продавца.
  • Документы для продавцов: учредительные документы ИП, ООО.
  • Нельзя продавать: услуги и товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ.
  • Плюсы: маркетплейс быстро растёт, у селлеров мало конкурентов.

Минусы: вилка комиссий выше, чем у конкурентов, обороты продаж меньше.

Размеры комиссии на пяти популярных маркетплейсах
Инфографика: Data Insight

Коротко: что нужно знать о маркетплейсах

  • Маркетплейс — это электронная площадка для продажи товаров в интернете.
  • Для работы на маркетплейсах не нужен собственный сайт, платформы сами привлекают покупателей.
  • Преимущества для продавцов: рост рынка, возможность продавать по всей стране, не заниматься доставкой и не держать собственный склад.
  • На маркетплейсах можно продавать любые товары, если это не запрещено законом. На популярных площадках нельзя продавать услуги.
  • Самые популярные универсальные маркетплейсы в России: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», AliExpress Russia и «СберМегаМаркет»
  • На маркетплейсах три основные схемы продаж: FBO — продажа со склада маркетплейса, FBS — продажа со склада продавца с доставкой маркетплейса и DBS — продажа и доставка со склада силами продавца.

от редакции

Как узнать больше о торговле на маркетплейсах

  • В Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике для Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему.
  • Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды о том, как стартовать на Wildberries и на Ozon.
  • Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, есть курс «Профессия Менеджер маркетплейсов». Он поможет освоить её с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
  • Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: учат запускать рекламу и анализировать продажи под присмотром преподавателей. Ещё в Skillbox есть аналогичный курс по торговле на Ozon.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована