Маркетинг
#статьи

«Маяк»: обзор сервиса аналитики для маркетплейсов

Продолжаем изучать и сравнивать сервисы. В этом материале рассказываем о 16 функциях «Маяка» и разбираемся, можно ли обойтись бесплатным тарифом.

Иллюстрация: Дима Руденок / Polina Vari для Skillbox Media

О сервисе рассказало

Коммуникационное агентство «О’Смысле»

«О’Смысле» помогает бизнесу выходить на маркетплейсы.

Рынок маркетплейсов ежегодно растёт. По данным исследования «Тинькофф», за год количество продавцов только на Ozon увеличилось втрое.

Чтобы успешно продавать, важно проанализировать показатели ниши перед тем, как выходить на маркетплейс. В этом помогут специальные сервисы для внутренней и внешней аналитики. Один из них — «Маяк».

В этом материале Skillbox Media расскажем:


Если подбираете сервис аналитики для себя, изучите обзоры сервисов MPStats и Shopstat. Также в Skillbox Media есть большой обзор пяти сервисов — сравнили их по шести параметрам и оценили в баллах.

Зачем нужен сервис аналитики «Маяк» и сколько стоит его подключить

«Маяк» — сервис, который позволяет анализировать данные и управлять продажами на Ozon и Wildberries. В нём множество инструментов, которые объединены в три группы:

  • «Конкурентный анализ» — инструменты, которые помогут изучить конкурентов, выбрать нишу и товар.
  • «Мои товары» — инструменты для управления продажами: расчёта поставок, анализа данных, формирования отчётов.
  • «Продвижение» — инструменты для оптимизации и рекламы карточек товаров. Запуск и управление рекламой в «Маяке» сейчас доступны только для Wildberries.

Ниже мы разберём эти группы инструментов подробнее.

У сервиса есть бесплатная и платные версии. На бесплатном тарифе доступны только инструменты внутренней аналитики для Wildberries. Это анализ собственных продаж, финансовая и товарная аналитика, а также просмотр ленты собственных заказов для селлеров с оборотом менее 500 000 рублей в месяц.

Платная версия позволит запустить рекламу на маркетплейсе прямо в сервисе. А ещё отслеживать динамику цен у конкурентов, анализировать собственную статистику не только на Wildberries, но и на Ozon, скачивать отчёты с любыми данными в Excel.

Платных тарифов два. «Профессиональный» стоит 6990 рублей в месяц. Цену тарифа «Корпоративный» можно узнать по запросу.

Так выглядит описание тарифов на сайте сервиса
Скриншот: «Маяк»

Курсы Skillbox для тех, кто хочет работать с маркетплейсами

Внешняя аналитика: инструменты конкурентного анализа

В разделе конкурентного анализа шесть инструментов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

«Категории». Этот раздел позволяет провести анализ по всем категориям товаров. В таблице показывают, сколько позиций продаётся в каждой категории, какова общая выручка в ней и средняя выручка на одну карточку.

Интерфейс вкладки «Категории»
Скриншот: «Маяк»

«Бренды». Здесь можно посмотреть выручку и число продаж для всех брендов без учёта категорий на маркетплейсе. Для каждого бренда считают и упущенную выручку — ту, что продавец мог бы получить, если бы товар всё время был в наличии. Она рассчитывается так: среднюю выручку во время наличия товара умножают на число дней, в которые товар отсутствовал.

В этой вкладке показаны крупнейшие бренды на маркетплейсе, разбивки по категориям нет
Скриншот: «Маяк»

«Продавцы». Инструмент позволяет проанализировать выручку и данные продаж интересующих вас продавцов. Достаточно ввести юридическое название бренда в поисковой строке.

Например, в сервисе можно найти данные о конкурентах
Скриншот: «Маяк»

Поисковые запросы. С помощью этого инструмента можно найти популярные поисковые запросы и посмотреть для каждого число продаж, выручку и упущенную выручку, среднюю, минимальную и максимальную цену товара.

На основе этих данных можно подобрать лучший запрос для продвижения карточки вашего товара.

Можно задать основной поисковый запрос и увидеть все фразы, связанные с ним
Скриншот: «Маяк»

«Топ-1000». Благодаря этой вкладке можно проанализировать самые популярные товары за любой период с 2020 года. С помощью показателя «Упущенная выручка» внутри этого инструмента можно оценить потенциальный заработок.

Так выглядит топ товаров — можно смотреть лучшие по выручке и росту выручки позиции за месяц, неделю или год
Скриншот: «Маяк»

«Дефицит». Инструмент также поможет в выборе ниши — покажет, в каких категориях много конкурентов, а в каких их почти нет. Стартовать в категориях с дефицитом проще, чем в нишах с нормальной доступностью товаров.

Интерфейс вкладки «Дефицит»
Скриншот: «Маяк»

Внутренняя аналитика

В «Маяке» шесть инструментов для анализа внутренних данных. Расскажем о каждом из них.

«Мои товары. Сводка». Если вы свяжете «Маяк» с личным кабинетом маркетплейса, вы сможете отслеживать в сервисе важные данные о ваших товарах. Это данные о продажах, возвратах, штрафах, доплатах, комиссии маркетплейса и расходах на логистику. Если добавите в сервис данные о себестоимости товара, он может также рассчитать маржинальную прибыль.

Это основные показатели по товарам на Wildberries
Скриншот: «Маяк»

На этой же странице можно отследить остатки по товарам и сделать АВС-анализ выручки. Он позволяет ранжировать товары по степени их рентабельности.

Информация о продажах, возвратах, маржинальной прибыли и заказах отображена на отдельном графике во вкладке «Сводка».

График с показателями возвратов, маржинальной прибыли и заказов
Скриншот: «Маяк»

С помощью этого графика можно следить за развитием бизнеса. Например, строить гипотезы по эффективности рекламных кампаний. Вы можете отмечать на графике дни запуска кампаний и отслеживать, какая из них работает эффективнее.

Так выглядит окно для создания гипотезы об эффективности рекламных кампаний — после сохранения изменений на графике появится отметка
Скриншот: «Маяк»

В нижней части раздела находится таблица с информацией о продажах и заказах по дням. В ней же можно увидеть маржинальную прибыль.

Данные о продажах, заказах по дням и маржинальной прибыли
Скриншот: «Маяк»

«Расчёт поставок». Этот инструмент позволяет следить за товарными остатками. С его помощью можно планировать даты отгрузки товаров на склад. Это поможет избежать ситуации, когда товары из старой поставки уже закончились, а новые ещё не пришли.

«География заказов». Здесь можно отслеживать статистику заказов и продаж товаров по регионам. Инструмент позволяет понять, с каких складов поступает больше всего заказов, и сделать вывод о том, на какие склады планировать поставки в будущем.

Статистика заказов и продаж товаров по регионам
Скриншот: «Маяк»

«Товарная аналитика». С её помощью можно отследить показатели по каждому товару: комиссию маркетплейса, маржинальную прибыль, рентабельность.

Таблица с показателями по каждому товару на маркетплейсе
Скриншот: «Маяк»

«Лента заказов». Инструмент позволяет отслеживать заказы за нужный вам период — например, оформленные неделю назад или вчера.

Лента заказов
Скриншот: «Маяк»

«Еженедельные отчёты». Здесь можно найти информацию о продажах, возвратах, расходах и выручке на маркетплейсе понедельно.

Еженедельные отчёты
Скриншот: «Маяк»

Реклама и SEO-оптимизация

В сервисе четыре инструмента, которые связаны с SEO-оптимизацией и запуском рекламных кампаний. Ниже — подробно о каждом.

«Расширение запросов». Функция предназначена для анализа семантики ниши. Сервис автоматически подбирает слова для продвижения карточки вашего товара. Он делает это на основе ключевых запросов, по которым ранжируются товары конкурентов.

Интерфейс вкладки «Расширение запросов»
Скриншот: «Маяк»

По итогам семантического анализа сервис формирует таблицу с количеством запросов за сутки. В ней красным цветом отмечены запросы, по которым ваша карточка не индексируется в первой тысяче позиций. Белым — по которым индексируется. Текст недостающих запросов можно поместить в название товара или его характеристики, чтобы позиции карточки улучшились.

Так выглядит результат анализа — можно выбрать самые популярные запросы, по которым карточка не показывается в выдаче
Скриншот: «Маяк»

«Мониторинг категорий». Инструмент позволяет найти самые просматриваемые категории и отследить позиции товара в любой необходимой вам категории. В этой вкладке формируется таблица, в которой показаны места в выдаче для ваших карточек:

  • Красные цифры говорят о падении позиции в категории.
  • Зелёным выделены дни подъёма.
  • «0» в таблице означает, что карточка не была найдена в первых десяти тысячах позиций.

Если нули стоят по всей категории в течение всего времени, это может означать, что товара не было в наличии в этот период.

Интерфейс вкладки «Мониторинг категорий»
Скриншот: «Маяк»

«Мониторинг запросов». Этот инструмент помогает отследить, на какой позиции находится ваш товар по нужному запросу, и понять, насколько успешной была оптимизация карточки.

В общей таблице можно отслеживать динамику роста или падение позиции в выдаче. Например, по запросу «носки со смайликами» 13 ноября товар находился на 41-й позиции, но уже 14 ноября он «откатился» на 71-ю. Прочерк означает, что товар находился ниже тысячной позиции в этот день или совсем не попал в выдачу. Также прочерк может говорить об отсутствии товара на складе.

Таблица с показателями поисковых запросов по товарам
Скриншот: «Маяк»

Управление рекламой. Этот раздел создан для запуска рекламных кампаний по ключевым словам и категориям. Он работает только для Wildberries. Вы можете указать максимальную ставку за тысячу просмотров и желаемое место в рекламной выдаче. Сервис будет стараться получить лучшую позицию за указанную цену.

Интерфейс вкладки «Управление рекламой»
Скриншот: «Маяк»

Коротко о сервисе «Маяк»

  • Сервис «Маяк» позволяет анализировать данные и управлять продажами на Ozon и Wildberries.
  • В разделе «Внешняя аналитика» можно отследить продажи конкурентов и найти нишу, в которой будет выгодно работать.
  • В разделе «Внутренняя аналитика» можно отслеживать собственные продажи на Wildberries, планировать поставки, управлять складскими остатками.
  • Ещё в «Маяке» есть инструменты для SEO-оптимизации. Они помогут поднять карточку товара выше в поиске. Также в «Маяке» можно управлять рекламными кампаниями на Wildberries.

Как узнать больше о торговле на маркетплейсах

  • В Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике на Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему.
  • Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды по тому, как стартовать на Wildberries и Ozon.
  • Аналитика продаж — одна из возможных задач менеджера маркетплейсов. Подробнее о ней можно прочитать в этом обзоре: рассказали, чем занимается специалист, сколько он зарабатывает и что нужно для старта.
  • Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, в Skillbox есть курс «Профессия Менеджер маркетплейсов». Он поможет освоить её с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
  • Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: под присмотром преподавателей учат запускать рекламу и анализировать продажи.

Больше материалов Skillbox Media о работе на маркетплейсах

Научитесь: Продвижение на маркетплейсах Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована