«Маяк»: обзор сервиса аналитики для маркетплейсов
Продолжаем изучать и сравнивать сервисы. В этом материале рассказываем о 16 функциях «Маяка» и разбираемся, можно ли обойтись бесплатным тарифом.
Иллюстрация: Дима Руденок / Polina Vari для Skillbox Media
О сервисе рассказало
Коммуникационное агентство «О’Смысле»
«О’Смысле» помогает бизнесу выходить на маркетплейсы.
Рынок маркетплейсов ежегодно растёт. По данным исследования «Тинькофф», за год количество продавцов только на Ozon увеличилось втрое.
Чтобы успешно продавать, важно проанализировать показатели ниши перед тем, как выходить на маркетплейс. В этом помогут специальные сервисы для внутренней и внешней аналитики. Один из них — «Маяк».
В этом материале Skillbox Media расскажем:
- о том, зачем нужен «Маяк» и сколько стоит его подключить;
- об инструментах внешней аналитики для выбора ниши;
- об инструментах внутренней аналитики для анализа собственных продаж;
- о возможностях продвижения и SEO-оптимизации с помощью сервиса.
Зачем нужен сервис аналитики «Маяк» и сколько стоит его подключить
«Маяк» — сервис, который позволяет анализировать данные и управлять продажами на Ozon и Wildberries. В нём множество инструментов, которые объединены в три группы:
- «Конкурентный анализ» — инструменты, которые помогут изучить конкурентов, выбрать нишу и товар.
- «Мои товары» — инструменты для управления продажами: расчёта поставок, анализа данных, формирования отчётов.
- «Продвижение» — инструменты для оптимизации и рекламы карточек товаров. Запуск и управление рекламой в «Маяке» сейчас доступны только для Wildberries.
Ниже мы разберём эти группы инструментов подробнее.
У сервиса есть бесплатная и платные версии. На бесплатном тарифе доступны только инструменты внутренней аналитики для Wildberries. Это анализ собственных продаж, финансовая и товарная аналитика, а также просмотр ленты собственных заказов для селлеров с оборотом менее 500 000 рублей в месяц.
Платная версия позволит запустить рекламу на маркетплейсе прямо в сервисе. А ещё отслеживать динамику цен у конкурентов, анализировать собственную статистику не только на Wildberries, но и на Ozon, скачивать отчёты с любыми данными в Excel.
Платных тарифов два. «Профессиональный» стоит 6990 рублей в месяц. Цену тарифа «Корпоративный» можно узнать по запросу.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет работать с маркетплейсами
- «Профессия Менеджер маркетплейсов» — освоить перспективную профессию и зарабатывать удалённо.
- «Специалист по продвижению на маркетплейсах» — продвигать товары клиентов на маркетплейсах и в интернете.
- «Как продавать на Wildberries» — получить систематизированные знания о торговле на самой популярной в России площадке.
Внешняя аналитика: инструменты конкурентного анализа
В разделе конкурентного анализа шесть инструментов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
«Категории». Этот раздел позволяет провести анализ по всем категориям товаров. В таблице показывают, сколько позиций продаётся в каждой категории, какова общая выручка в ней и средняя выручка на одну карточку.
«Бренды». Здесь можно посмотреть выручку и число продаж для всех брендов без учёта категорий на маркетплейсе. Для каждого бренда считают и упущенную выручку — ту, что продавец мог бы получить, если бы товар всё время был в наличии. Она рассчитывается так: среднюю выручку во время наличия товара умножают на число дней, в которые товар отсутствовал.
«Продавцы». Инструмент позволяет проанализировать выручку и данные продаж интересующих вас продавцов. Достаточно ввести юридическое название бренда в поисковой строке.
Поисковые запросы. С помощью этого инструмента можно найти популярные поисковые запросы и посмотреть для каждого число продаж, выручку и упущенную выручку, среднюю, минимальную и максимальную цену товара.
На основе этих данных можно подобрать лучший запрос для продвижения карточки вашего товара.
«Топ-1000». Благодаря этой вкладке можно проанализировать самые популярные товары за любой период с 2020 года. С помощью показателя «Упущенная выручка» внутри этого инструмента можно оценить потенциальный заработок.
«Дефицит». Инструмент также поможет в выборе ниши — покажет, в каких категориях много конкурентов, а в каких их почти нет. Стартовать в категориях с дефицитом проще, чем в нишах с нормальной доступностью товаров.
Внутренняя аналитика
В «Маяке» шесть инструментов для анализа внутренних данных. Расскажем о каждом из них.
«Мои товары. Сводка». Если вы свяжете «Маяк» с личным кабинетом маркетплейса, вы сможете отслеживать в сервисе важные данные о ваших товарах. Это данные о продажах, возвратах, штрафах, доплатах, комиссии маркетплейса и расходах на логистику. Если добавите в сервис данные о себестоимости товара, он может также рассчитать маржинальную прибыль.
На этой же странице можно отследить остатки по товарам и сделать АВС-анализ выручки. Он позволяет ранжировать товары по степени их рентабельности.
Информация о продажах, возвратах, маржинальной прибыли и заказах отображена на отдельном графике во вкладке «Сводка».
С помощью этого графика можно следить за развитием бизнеса. Например, строить гипотезы по эффективности рекламных кампаний. Вы можете отмечать на графике дни запуска кампаний и отслеживать, какая из них работает эффективнее.
В нижней части раздела находится таблица с информацией о продажах и заказах по дням. В ней же можно увидеть маржинальную прибыль.
«Расчёт поставок». Этот инструмент позволяет следить за товарными остатками. С его помощью можно планировать даты отгрузки товаров на склад. Это поможет избежать ситуации, когда товары из старой поставки уже закончились, а новые ещё не пришли.
«География заказов». Здесь можно отслеживать статистику заказов и продаж товаров по регионам. Инструмент позволяет понять, с каких складов поступает больше всего заказов, и сделать вывод о том, на какие склады планировать поставки в будущем.
«Товарная аналитика». С её помощью можно отследить показатели по каждому товару: комиссию маркетплейса, маржинальную прибыль, рентабельность.
«Лента заказов». Инструмент позволяет отслеживать заказы за нужный вам период — например, оформленные неделю назад или вчера.
«Еженедельные отчёты». Здесь можно найти информацию о продажах, возвратах, расходах и выручке на маркетплейсе понедельно.
Реклама и SEO-оптимизация
В сервисе четыре инструмента, которые связаны с SEO-оптимизацией и запуском рекламных кампаний. Ниже — подробно о каждом.
«Расширение запросов». Функция предназначена для анализа семантики ниши. Сервис автоматически подбирает слова для продвижения карточки вашего товара. Он делает это на основе ключевых запросов, по которым ранжируются товары конкурентов.
По итогам семантического анализа сервис формирует таблицу с количеством запросов за сутки. В ней красным цветом отмечены запросы, по которым ваша карточка не индексируется в первой тысяче позиций. Белым — по которым индексируется. Текст недостающих запросов можно поместить в название товара или его характеристики, чтобы позиции карточки улучшились.
«Мониторинг категорий». Инструмент позволяет найти самые просматриваемые категории и отследить позиции товара в любой необходимой вам категории. В этой вкладке формируется таблица, в которой показаны места в выдаче для ваших карточек:
- Красные цифры говорят о падении позиции в категории.
- Зелёным выделены дни подъёма.
- «0» в таблице означает, что карточка не была найдена в первых десяти тысячах позиций.
Если нули стоят по всей категории в течение всего времени, это может означать, что товара не было в наличии в этот период.
«Мониторинг запросов». Этот инструмент помогает отследить, на какой позиции находится ваш товар по нужному запросу, и понять, насколько успешной была оптимизация карточки.
В общей таблице можно отслеживать динамику роста или падение позиции в выдаче. Например, по запросу «носки со смайликами» 13 ноября товар находился на 41-й позиции, но уже 14 ноября он «откатился» на 71-ю. Прочерк означает, что товар находился ниже тысячной позиции в этот день или совсем не попал в выдачу. Также прочерк может говорить об отсутствии товара на складе.
Управление рекламой. Этот раздел создан для запуска рекламных кампаний по ключевым словам и категориям. Он работает только для Wildberries. Вы можете указать максимальную ставку за тысячу просмотров и желаемое место в рекламной выдаче. Сервис будет стараться получить лучшую позицию за указанную цену.
Коротко о сервисе «Маяк»
- Сервис «Маяк» позволяет анализировать данные и управлять продажами на Ozon и Wildberries.
- В разделе «Внешняя аналитика» можно отследить продажи конкурентов и найти нишу, в которой будет выгодно работать.
- В разделе «Внутренняя аналитика» можно отслеживать собственные продажи на Wildberries, планировать поставки, управлять складскими остатками.
- Ещё в «Маяке» есть инструменты для SEO-оптимизации. Они помогут поднять карточку товара выше в поиске. Также в «Маяке» можно управлять рекламными кампаниями на Wildberries.
Как узнать больше о торговле на маркетплейсах
- В Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике на Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему.
- Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды по тому, как стартовать на Wildberries и Ozon.
- Аналитика продаж — одна из возможных задач менеджера маркетплейсов. Подробнее о ней можно прочитать в этом обзоре: рассказали, чем занимается специалист, сколько он зарабатывает и что нужно для старта.
- Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, в Skillbox есть курс «Профессия Менеджер маркетплейсов». Он поможет освоить её с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
- Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: под присмотром преподавателей учат запускать рекламу и анализировать продажи.
Больше материалов Skillbox Media о работе на маркетплейсах
- Стартовый гайд по маркетплейсам. Как они устроены и что нужно знать о площадках из топ-5
- Shopstat: обзор бесплатного сервиса аналитики для торговли на маркетплейсах
- MPStats: обзор сервиса для анализа продаж на маркетплейсах
- Как начать продавать на «Яндекс Маркете»: инструкция для продавцов
- Гайд по торговле на Wildberries: как стартовать на маркетплейсе и как начать свой бизнес