Маркетинг
#статьи

Кто такой UX-редактор, чем он занимается и сколько зарабатывает

Руководители направлений UX-редактуры в VK, «Авито» и «Билайне» рассказали об особенностях профессии.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

UX-редактор — профессия на стыке копирайтинга, маркетинга и дизайна. Стартовать в UX-редактуре с нуля сложно — специалистам нужны навыки и знания из разных областей. Но в этой сфере можно хорошо зарабатывать: опытные специалисты могут получать 180 тысяч рублей в месяц и больше.

Мы поговорили с руководителями направлений UX-редактуры из нескольких компаний и подготовили обзор профессии, из которого вы узнаете:

Кто такой UX-редактор

UX-редактор — это специалист, который пишет и редактирует тексты для интерфейсов. Он работает, например, с подсказками и системой навигации на сайте или с пуш-уведомлениями и текстами для сторис в приложении. Не следует путать UX-редактора с UX-дизайнером. Эти специалисты действуют в паре, но первый отвечает за текст, а второй — за визуал.

Главная задача UX-редактора — сделать приложение или сайт удобным для пользователей, понятным и простым в навигации. «Наша зона ответственности — лёгкость и удовольствие от использования наших продуктов в приложении и на сайте. И иногда — капелька уместного заигрывания с поп-культурой и просто житейским опытом, чтобы человек улыбнулся и узнал себя», — поделилась опытом лид направления UX-редактуры в «Билайне» и автор телеграм-канала «Собор» Соня Львова.

Пример интерфейса корзины в приложении «Самокат» — тексты для него пишет UX-редактор
Скриншот: «Самокат» / Skillbox Media

Специалисты по UX-редактуре видят рост популярности профессии. Ею стали чаще интересоваться исполнители, заказчиков на рынке тоже стало больше, чем 3–4 года назад.

У такого всплеска внимания есть несколько причин, считает директор направления UX-редактуры в VK и автор телеграм-канала «Спросите Киру» Кира Калимулина:

  • Пишущие специалисты нашли в UX что-то новое и необычное для себя. Для копирайтеров и редакторов это выход за рамки привычных задач.
  • Компании стали осознавать ценность профессии UX-редактора. Такой специалист помогает наладить взаимодействие пользователя с продуктом. Компании понимают, что успех сервиса во многом зависит от коммуникации и понятного интерфейса.
Ещё один пример интерфейса корзины, на этот раз в приложении «Детский мир»: тексты для него тоже пишет UX-редактор
Скриншот: «Детский мир» / Skillbox Media

Чем занимается UX-редактор

Глобально работу UX-редактора можно разделить на две части: результаты одной из них пользователи видят, другой — нет.

Так, UX-редакторы пишут и редактируют тексты:

  • для пуш-уведомлений;
  • сторис в приложении;
  • подсказок и всплывающих окон;
  • материалов для онбординга;
  • кнопок;
  • сервисных сообщений;
  • скриптов сообщений чат-ботов.

Все эти тексты видят пользователи. И от того, насколько грамотно они написаны, во многом зависит удовлетворённость пользователя продуктом.

Пример сторис в приложении «Райффайзен Банка»
Скриншот: «Райффайзен Банк» / Skillbox Media

Также UX-редакторы пишут тексты, которые не видны пользователям:

  • редполитику;
  • ToV;
  • гайды по работе с текстами для UX/UI-дизайнеров.

В этих документах описаны правила создания текстов для интерфейсов. Они нужны во внутренних процессах компании. UX-редакторы следят за тем, чтобы их выполняли остальные сотрудники, например дизайнеры.

Выше мы рассказали о задачах, которые напрямую связаны с текстами — их написанием и редактурой. Но есть ещё две важные задачи UX-редакторов, которые касаются аналитики:

  • Анализ пользовательского опыта на сайте или в приложении с помощью UX-исследований, например А/B-тестирования или кастдева.
  • Поиск решения проблем и точек роста по итогам анализа. UX-редакторы выявляют запросы клиентов, проблемы и слабые места продукта, ищут возможности для улучшения.

Аналитика — важная часть работы UX-редактора. На результаты анализа опирается вся последующая работа с текстами.

Например, в «Билайне» команда UX-редакторов отвечает за то, чтобы каждый текст был продуман, лаконичен и появлялся именно тогда, когда понадобится человеку. «Параллельно мы работаем с инсайтами от UX-исследователей и поддержки. Например, если люди жалуются, что им что-то непонятно в интерфейсе, — это к нам. Сами флоу не строим, но наравне с дизайнерами предлагаем улучшения и сокращения», — рассказала Соня Львова.

Какие навыки нужны UX-редактору

В работе UX-редактора важны хард- и софт-скиллы. Твёрдые навыки, без которых невозможно работать, — умение писать и анализировать информацию. Мягкие навыки, которые помогут работать эффективно, — коммуникабельность и заинтересованность.

Писать понятно и ёмко. Это базовый навык любого пишущего специалиста, в частности UX-редактора. Чтобы писать хорошо, нужно знать основы сторителлинга, копирайтинга и маркетинга.

Собирать данные и обратную связь. UX-редактор должен уметь общаться с пользователями и стейкхолдерами: проводить интервью, кастдев, UX-исследования, чтобы понимать, как ему лучше писать.

Пример пуш-уведомления от приложения «Яндекс Go»
Скриншот: «Яндекс Go» / Skillbox Media

Слушать и слышать. Это важно в общении с заказчиками, дизайнерами, продуктовыми менеджерами и другими специалистами, которые также участвуют в разработке продукта.

«Сговорчивость помогает находить компромиссы с бизнесом, не настаивать на своём варианте, быть в диалоге и дружбе со всей командой. Я иногда замечаю у коллег потребность в непримиримом согласии с их мнением и невероятным весом в продукте. Хотя на самом деле правду можно найти только в диалоге с дизайнерами, исследователями, продактами, юристами и другими стейкхолдерами», — говорит руководитель направления UX-редактуры в «Билайне» Соня Львова.

Интересоваться продуктом. Речь о проекте, с которым UX-редактор работает. Нужно знать не только что и как работает, но и для чего нужны различные опции, зачем готовят новую функцию, какую роль она играет для компании и как поможет пользователям.

Пример пуш-уведомления от приложения Tanuki Family
Скриншот: Tanuki Family / Skillbox Media

Сколько зарабатывает UX-редактор

Медианная зарплата UX-редакторов составляет 140 000 рублей. На уровень зарплаты больше всего влияет опыт специалиста.

По словам UX-редактора и автора телеграм-канала «Таня прочитала» Татьяны Фокиной, медианные зарплаты разных грейдов выглядят так:

  • junior — 89 675 рублей в месяц;
  • middle — 140 000 рублей в месяц;
  • senior — 180 000 рублей в месяц;
  • team lead — 235 000 рублей в месяц.

«Разница в грейдах определяется не всегда задачами, скорее — их масштабом, а ещё степенью проработки и детализации задачи», — объяснила лид UX‑редакторов в «Авито» и автор телеграм-канала «Дольче вита в Авито» Алина Трофимцова.

Для джуна детализация должна быть максимальной: ему нужно объяснять, что сделать, как сделать, с кем обсудить, когда показать промежуточный вариант. Мидл более самостоятельный: можно обрисовать задачу, убедиться, что он верно её понял, и дать ему выбирать инструменты достижения цели самостоятельно.

Сеньор может взять не задачу, а проект: декомпозировать его — разбить на этапы и задачи; определить нужные ресурсы и риски и довести до запланированной точки. Ещё сеньоры улучшают процессы, создают или меняют гайды, обучают новичков.

Пример вакансии старшего UX-редактора в «МТС Финтехе»
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

У специалистов широкие возможности для развития. Когда UX-редактор устанет от текущих задач, он может попробовать свои силы в UX- и UI-дизайне, продуктовом менеджменте, маркетинге или журналистике. У него уже будет базовый набор навыков, необходимых в этих направлениях, — останется только подтянуть специфические знания для выбранной области.

Как стать UX-редактором

Чтобы найти работу в UX-редактуре, нужно изучить основы копирайтинга, дизайна и маркетинга. Это позволит понимать, какими должны быть тексты для интерфейсов, как они влияют на поведение пользователей и как их создавать. Сделать это можно самостоятельно, по материалам в Сети, или на курсах. Также важно научиться писать.

Научиться писать с нуля сложно. Поэтому в UX-редактуру часто переходят из направлений, связанных с контентом. Так, UX-редакторами часто становятся копирайтеры, журналисты, SMM-специалисты, контент-маркетологи.

Директор направления UX-редактуры в VK Кира Калимулина говорит, что иногда в сферу приходят и дизайнеры, которые понимают, что тексты их привлекают больше, чем визуальное оформление. Тогда они прокачивают теоретические знания по редактуре и копирайтингу и начинают на практике больше писать, а не заниматься дизайном.

Стартовать можно и без опыта — в некоторых вакансиях для джунов нет требований в духе «нужно уметь хорошо писать». Вместо этого от кандидатов ждут знаний о работе с интерфейсами в целом
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Главное о работе UX-редактора в 4 пунктах

  • UX-редактор — это специалист, который пишет и редактирует тексты для интерфейсов. Например, он создаёт тексты для кнопок, сторис, технических сообщений. Кроме того, он создаёт внутренние стандарты работы с текстами для интерфейсов и проводит исследования, чтобы понять, как сделать тексты интерфейсов лучше.
  • Для работы UX-редактору нужны хард- и софт-скиллы. Хард-скиллы — умение писать, собирать данные и получать обратную связь. Софт-скиллы — умение слушать и слышать, заинтересованность в продукте.
  • Доход специалистов зависит от их опыта. Медианная зарплата UX‑редакторов в России — 140 тысяч рублей в месяц. Опытные специалисты, которые занимают руководящие позиции, могут зарабатывать более 200 тысяч рублей в месяц.
  • Чтобы стать UX-редактором, нужно изучить основы копирайтинга, маркетинга и дизайна. Сделать это можно самостоятельно или на курсах. Также важно научиться писать, а сделать это самостоятельно сложно, — поэтому в профессию часто переходят из смежных направлений.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется работой с текстами

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована