Маркетинг
#статьи

Кем работать в управлении репутацией: востребованные профессии с зарплатой от 100 тысяч

Операционный директор Sidorin Lab рассказывает о позициях в агентствах и объясняет, почему опыт не всегда важен.

Иллюстрация: Monkey Business Images / Shutterstock / Emil Zimmermann / Annie для Skillbox Media

ORM — online reputation management, или управление репутацией в Сети. Это молодая отрасль; компаниям, управляющим репутацией в Сети, нужны специалисты, которых на рынке мало.

Мы поговорили с операционным директором Sidorin Lab Дарьей Свистуновой и выяснили, какие специалисты востребованы в этой сфере, кому подходят профессии и сколько они позволяют зарабатывать. Материал будет полезен тем, кто связан с маркетингом или диджиталом и хочет строить карьеру или сменить профессию.

О профессиях в ORM рассказала

Дарья Свистунова

Специалист в области управления репутацией в Сети, операционный директор Sidorin Lab.

SERM-специалист

Профессия для людей, которые связаны с SEO

О SEO-специалистах все наслышаны, но, когда мы говорим, что нам нужны SERM-специалисты, многие впадают в ступор. SERM — search engine reputation management, или управление репутацией в выдаче поисковых систем, — продвижение в выдаче позитивных островов контента и удаление из неё негативных. Островом контента могут быть, например, сайт компании, её страницы в социальных сетях, карточки услуг или товаров на отзовиках.

Позитивные острова контента — материалы, в которых о компании написано хорошо, негативные — материалы, в которых о компании написано плохо. Задача SERM-специалиста — сделать так, чтобы в топе поисковой выдачи осталась только позитивная или нейтральная информация.

Если в топе выдачи позитивные отзывы о компании и её продуктах, значит, SERM-специалист работает хорошо
Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media

Работа SERM-специалиста похожа на работу SEO-специалиста, но разница есть. Чтобы разобраться в различиях, посмотрите на таблицу.

SEO — поисковая оптимизацияSERM — управление репутацией в выдаче поисковых систем
Что продвигаютСайт клиента.

Фирма «Окна Калуга» продвигает свой сайт окнакалуга.ру — SEO-специалист настраивает его так, чтобы он оказался в топе. Все остальные результаты в топе выдачи — вне зоны ответственности SEO-специалиста
Множество страниц сторонних сайтов.

Фирма «Окна Калуга» продвигает карточки о своих услугах на отзовике, пишет статьи на VC, продвигает карточки товаров на Ozon. Сайт компании — вне зоны ответственности SERM-специалиста
В чём особенности работыСайтом можно управлять изнутри.

С ним можно делать буквально что угодно: менять дизайн, контент, интерфейс, код. Оптимизация сайта — задача не только SEO-специалиста, но и других ответственных лиц
Страницами на сторонних сайтах можно управлять только в тех рамках, которые устанавливают эти сайты.

Можно предлагать содержание, писать комментарии, вести блоги, публиковать статьи, реагировать на отзывы. Это задачи SERM-специалиста, которому могут помогать другие специалисты
На какие поисковые запросы ориентируютсяНа коммерческие и информационные запросы — например, «окна калуга купить», «окна заказать в калуге», «какие окна выбрать в 2023 году»На репутационные и брендовые запросы — например, «окна калуга отзывы», «хорошие окна в калуге», «отзывы окна калуга»

Что нужно уметь? Нужно разбираться в том, как работает SEO. Поэтому SERM-специалистами часто становятся SEO-специалисты.

Например, мы, когда ищем SERM-специалистов, рассматриваем в первую очередь резюме от SEO-специалистов. Они разбираются в факторах ранжирования, работе поисковых систем и основных инструментах, необходимых для SERM.

Кому подойдёт профессия? Людям с аналитическим складом ума, которые умеют работать с Excel, потому что в работе нужно сопоставлять много данных. Также SERM-специалистам не помешают креативность и готовность к изменениям: алгоритмы поисковых систем и соцсетей постоянно меняются, а вместе с ними меняется и фронт работ SERM-специалиста.

Какая зарплата в отрасли? Опытный SERM-специалист может зарабатывать не меньше SEO-специалистов: от 100 тысяч рублей в месяц.

Аналитик социальных медиа

Для людей, которым нравится работать с большим объёмом данных

Аналитики социальных медиа и СМИ работают с массивами данных в автоматических системах мониторинга упоминаний — IQBuzz, Brand Analytics, «Медиалогия». Аналитик в Sidorin Lab, например, настраивает эти системы мониторинга, управляет командой, которая обрабатывает собранные данные, анализирует данные и готовит отчёты.

Это важная роль: аналитики помогают руководителям принимать решения. Например, аналитик может заметить, что в Сети распространяются жалобы на службу поддержки, и порекомендовать сменить её. Если благодаря этому количество жалоб уменьшится, например, вдвое, компания избежит лишнего негатива.

Что нужно уметь? Главный хард-скилл аналитика — навык работы с системами мониторинга. От того, правильно ли настроена система мониторинга, зависят результаты анализа.

В Sidorin Lab аналитики также должны уметь работать в PowerPoint и Excel на продвинутом уровне, потому что именно в этих программах они собирают данные и готовят отчёты. В других компаниях этого требования может не быть.

Кому подойдёт профессия? Тем, кому нравится работать с соцмедиа и с большими объёмами данных. Аналитический склад ума — важное качество для аналитика.

Какие зарплаты в отрасли? Аналитики социальных медиа и СМИ могут зарабатывать на 20–30% больше, чем SERM-специалисты. На старте зарплата аналитика может быть от 60 тысяч рублей; опытный специалист может зарабатывать 120 тысяч рублей в месяц и больше.

Стратег

Для тех, кто любит тестировать гипотезы и уже знаком с ORM

Стратег — человек, который формирует общую концепцию проекта. Клиент приходит с задачей изменить общественное мнение о продукте, а стратег предлагает, как это сделать. Он создаёт стратегию — определяет основные инструменты, ресурсы и тезисы, которые будут использоваться в проекте.

Допустим, иностранная компания выкупила российский бренд детского питания, который был у всех на слуху ещё с советских времён. Задача — избавиться от советских ассоциаций и нежелательных мифов.

Стратег предлагает такое решение: проведём мониторинг инфополя, отследим отзывы и комментарии, дадим ответы от лица бренда, напишем пост от имени врача, выпустим видео в соцсетях у педиатра, опубликуем обзор лояльной бренду мамочки, выпустим статью в беби-блоге. Развенчаем мифы с помощью нашей доказательной базы, отработаем поисковую выдачу, проведём SERM, сделаем акцент на современном составе, на размешивании без комочков, на современном питательном комплексе.

Что нужно уметь? ORM-стратег должен уметь работать в сервисах аналитики вроде JagaJam и в маркетинговых сервисах вроде RocketData. Также он должен уметь работать с системами мониторинга упоминаний. Не обязательно разбираться в них так же хорошо, как аналитик, но нужно понимать, как они работают.

Стратег должен понимать, что значат цифры в отчётах сервисов, чтобы анализировать ситуацию и предлагать подходящие решения
Скриншот: RocketData / Skillbox Media

Ещё ORM-стратег должен понимать, как устроено управление репутацией, как взаимосвязаны разные инструменты; другими словами, он должен видеть картину целиком. Обычно это возможно благодаря насмотренности, поэтому часто ORM-стратегами становятся другие специалисты из области ORM. Но люди из смежных областей — маркетинга, PR — тоже могут стать стратегами. Если у них есть хорошая база — маркетинговые знания и навыки, они могут разобраться в инструментах репутационного маркетинга за время испытательного срока.

Кому подойдёт профессия? Людям со стратегическим мышлением, коммуникативными навыками, «гибким» умом, способностью посмотреть на ситуацию с другой стороны. Также полезна любознательность и способность переключаться между разными задачами, так называемая универсальность, потому что ORM-специалисты работают с клиентами из разных сфер — от нефтедобычи и криптовалюты до FMCG.

Стратеги — люди с живым умом. Они постоянно исследуют и пробуют новые гипотезы. Они не сидят на месте, они любят задерживаться на работе не потому, что так надо, и не потому, что за это больше заплатят, а просто потому, что наслаждаются своей работой.

Какая зарплата в отрасли? От 200 тысяч рублей в месяц. Зарплата зависит от того, где работает стратег — в компании или в агентстве, — и от объёма работ. У одного бренда всего тысяча упоминаний в месяц, у другого — несколько миллионов; работать с большим объёмом упоминаний сложнее, и платят за это больше.

Менеджер по продажам

Для тех, кто любит и умеет много общаться

Менеджер по продажам — специалист, который продаёт товары или услуги компании. Больше о профессии можно прочитать в этом интервью.

В Sidorin Lab менеджеры по продажам работают с входящими лидами — то есть с теми, кто обращается к нам сам. Менеджер консультирует клиента, проводит репутационный аудит (оценивает инфополе вокруг бренда), презентует результаты аудита, предлагает подходящее решение. Ещё менеджер сопровождает клиента в процессе подписания договора и оплаты и ведёт отчётность.

Люди редко мечтают о том, чтобы стать менеджером по продажам. Это сложная творческая работа, в которой зарплата зависит от результата. Зависеть от самого себя многим страшно.

Что нужно уметь? Мы ищем людей, которые готовы учиться. Нам нужны те, кто знает наши услуги и может хорошо донести предложение до клиента. Но специалистов, которые разбираются в ORM, очень мало — поэтому мы приглашаем амбициозных соискателей и обучаем их.

Кадр: сериал «Выбывшая» / 20th Television / Searchlight Television

Также хорошо, если менеджер может разобраться в финансовых и юридических вопросах: понять, где можно сделать скидку, как её предложить и как объяснить клиенту, что должно быть прописано в договоре. Может показаться, что не всё это компетенции менеджера по продажам; но от того, как быстро и качественно он отвечает на вопросы, зависит согласие клиента на сделку, поэтому разбираться в этом всё же нужно.

Кому подойдёт профессия? Смелым людям, которые не боятся общаться, умеют договариваться с другими людьми, звонить им первыми и организовывать встречи.

Какая зарплата в отрасли? В вакансиях на HeadHunter часто указывают 100–300 тысяч рублей в месяц. В этой отрасли действительно можно столько зарабатывать.

Зарплата менеджера по продажам зависит от того, насколько эффективно он работает и сколько денег приносит компании. У него небольшой оклад, но большая премия, которая зависит от продаж.

Аккаунт-менеджер

Для коммуникабельных людей, которые умеют управлять другими

Аккаунт-менеджер — специалист, который отвечает за коммуникацию с клиентом компании, за его удержание и за развитие отношений с ним. Аккаунт-менеджер общается с клиентом, отвечает на его возражения, занимается антикризисным менеджментом. Больше о задачах специалиста можно прочитать в обзоре профессии.

На HeadHunter много резюме аккаунт-менеджеров, но наш опыт собеседований показывает, что хороших специалистов мало, особенно в области управления репутацией. Бывает, что соискатели не знают базовой терминологии — например, чем ORM отличается от SERM, — но требуют высокой зарплаты и не хотят учиться.

Что нужно уметь? Для аккаунт-менеджера софт-скиллы важнее хард-скиллов. Но хорошо, если он умеет работать с инструментами аналитики и системами мониторинга, с Excel и PowerPoint, грамотно составляет техническое задание для специалистов, владеет основами финансовой грамотности и обладает юридическими знаниями.

Кому подойдёт профессия? Тем, кто умеет хорошо и много разговаривать. У аккаунт-менеджера должны быть развитый навык общения и отличная дикция; не должно быть страха звонить клиенту, чтобы напомнить про оплату. Ещё важен навык презентации, потому что специалист каждый месяц «продаёт» клиентам отчёт о проделанной работе.

Ещё хорошо, если аккаунт-менеджер умеет руководить командой и делегировать задачи. У специалиста много задач, которые он не должен решать один.

Какая зарплата в отрасли? От 100 тысяч рублей в месяц и больше. Доход зависит от числа проектов, которые ведёт аккаунт-менеджер, и бюджетов, выделенных на них. Хороший аккаунт-менеджер с опытом от полугода может зарабатывать 200 тысяч рублей в «рыбный» месяц.

Как начать работать в отрасли управления репутацией

Для старта в отрасли ORM достаточно желания. ORM — молодая отрасль, готовых специалистов в ней мало. Кроме того, не на всех позициях нужны хард-скиллы; иногда хватает знания офисного пакета программ. Если вы хотите работать в ORM, вы можете сначала получить минимальные знания или начать с нуля.

Кадр: сериал «Мистер Робот» / Universal Cable Productions / Universal Content Productions

Получить знания можно в смежных отраслях. Например, в ORM часто переходят маркетологи, SEO-специалисты, PR-менеджеры, SMM-специалисты. Вы можете набраться опыта, например, занимаясь SEO или пиаром, а потом перейти в ORM. Но будьте готовы к тому, что придётся переучиваться, привыкать к другому формату задач.

Начать работать в ORM с нуля можно, если устроиться на позицию, на которой не нужен опыт. Многие компании в отрасли ищут новичков и обучают их. Например, мы в Sidorin Lab часто ищем адекватных, готовых много учиться людей с амбициями и развитыми софт-скиллами.

Есть ли курсы по управлению репутацией в Skillbox? Да, в Skillbox есть курс «Репутационный менеджмент и маркетинг». Он подойдёт тем, кто хочет погрузиться в сферу ORM, понять, как там всё устроено, и начать работать в ней.

Курс состоит из 11 тематических модулей, на которых разбирают весь цикл работы с репутацией в Сети. В программе курса есть закрытые воркшопы, практические задания, а в конце обучения — итоговый проект на реальном кейсе.

Главное о профессиях в отрасли управления репутацией

  • SERM-специалист — человек, который отвечает за управление репутацией в выдаче поисковых систем. На эту должность часто приходят люди, знакомые с SEO; зарплата SERM-специалистов — от 100 тысяч рублей в месяц.
  • Аналитик социальных медиа и СМИ — специалист, который работает с данными в системах мониторинга. Чтобы стать аналитиком, нужно научиться работать с этими системами. На этой должности можно зарабатывать от 120 тысяч рублей в месяц.
  • Стратег — человек, который формирует общую концепцию проекта: определяет, как нужно управлять репутацией. Эту должность занимают люди с опытом работы в ORM. Зарплата стратега — от 200 тысяч рублей в месяц.
  • Менеджер по продажам — человек, который продаёт услуги по управлению репутацией. Стать менеджером по продажам может любой, кто умеет общаться и может брать на себя ответственность за результат. Зарабатывать можно 100–300 тысяч рублей в месяц; зарплата зависит от результатов.
  • Аккаунт-менеджер — специалист, который отвечает за коммуникацию с клиентом. Ему нужны развитые коммуникативные навыки и способность управлять другими людьми. На этой должности можно зарабатывать 100–200 тысяч рублей в месяц.

Редакция «Маркетинг» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше об управлении репутацией

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто выбирает профессию

Научитесь: Репутационный менеджмент и маркетинг Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована