Как составить план для любого текста: гайд для копирайтеров и не только
Автор Skillbox Media делится опытом.
Кадр: фильм «Капоте» / Sony Pictures Classics / Capote Productions
Написать качественный текст сложнее, чем кажется. Если вы собрали всю информацию, но не знаете, как превратить её в связное повествование, поможет составление плана.
В этом материале расскажем главное о планах. Статья будет полезна начинающим копирайтерам и тем, кто работает с текстами.
- Что такое план текста
- Зачем он нужен
- Какие бывают виды планов
- Как составить план
Что такое план текста
План — это краткое содержание будущего текста. В план включают основные мысли, выстроенные в логическую цепочку. Эти мысли излагают в одном-двух предложениях.
Планы пишут для текстов разных типов. Например, для научных, журналистских и коммерческих статей, докладов, книг, курсовых, дипломных работ и диссертаций, сценариев и даже для постов в соцсетях. У текста, который вы сейчас читаете, тоже был план.
Зачем нужен план текста
С текстами работают разные специалисты — журналисты, писатели, копирайтеры, политики, учёные, менеджеры, экономисты, врачи и другие. Они составляют планы в разных целях.
Я копирайтер; пишу статьи для Skillbox Media. Копирайтеры делают планы, чтобы структурировать информацию, согласовать содержание с заказчиком или редактором и начать работу над текстом.
Структурировать информацию. План — это «скелет» будущего текста, на который наращивают «мышцы» — интересные и важные подробности. Если начать писать текст без плана, логичного повествования может не получиться. Текст будет сложно читать.
Например, я собираю для текстов много информации — читаю открытые источники, ищу исследования и статистику, провожу интервью со спикерами. Если я сяду писать большой текст без плана, скорее всего, у меня получится мешанина из разрозненных фактов. Мне придётся много редактировать текст — я потрачу на него гораздо больше времени, чем могла бы.
Составление плана позволяет избежать этой проблемы. Благодаря плану я точно знаю, о чём будет текст, в каком порядке будут расположены разделы и какая информация важна, а какая — нет.
Согласовать содержание. План можно показать клиенту или руководству, чтобы согласовать концепцию текста и убедиться, что вы правильно поняли задачу. Это важно — исправить план текста проще, чем переписывать готовую статью.
Поэтому я почти всегда делаю планы будущих статей и показываю их редактору. Редактор проверяет план и оставляет замечания, а после этого я пишу текст с учётом этих замечаний.
С этой же целью составляют план диплома — его согласовывают с научным руководителем. А при создании презентаций с заказчиком предварительно согласовывают её макет.
Начать работу над текстом. Иногда мысль о том, что нужно написать объёмный текст, пугает, поэтому автор начинает прокрастинировать. Если разбить большую задачу по написанию статьи на составляющие, в числе которых будет составление плана, приступить к её выполнению будет проще.
Планы составляют и с другими целями. Например, те, кто выступает на мероприятиях, делают планы, чтобы зафиксировать содержание речи. Они подглядывают в план во время выступления, чтобы не сбиться с мысли.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет зарабатывать на текстах
- «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» — научиться работать с разными форматами текстов на практике, собрать портфолио и найти первых клиентов.
- «Копирайтинг от А до Я 2.0» — зарабатывать удалённо на создании контента.
- «Коммерческая редактура» — создавать эффективные тексты для бизнеса: лендинги, рассылки, продающие статьи.
Какие бывают виды планов
По форме выделяют назывной, вопросный и тезисный план текста. На мой взгляд, все эти виды можно использовать для написания любых текстов — от статей в блог до докладов. Расскажу, в чём разница между этими видами планов, и приведу пример каждого.
Назывной. Он состоит из подзаголовков, которые характеризуют содержание частей текста. Подзаголовки, как правило, назывные — состоят из существительных.
Назывной план для текста, который вы читаете, будет выглядеть так:
- Определение плана
- Плюсы составления плана
- Виды планов текста
- Составление плана
Вопросный. Это список вопросов, на которые отвечают части текста. Так будет выглядеть вопросный план:
- Что такое план текста
- Зачем его составлять
- Какие бывают планы
- Как составить план
Тезисный. Тезисные планы развёрнутые. В них, кроме подзаголовков, включают краткое описание каждой части текста.
Вот как будет выглядеть тезисный план:
- Что такое план текста. Здесь дадим определение и скажем, для чего его используют: для написания книг, статей, постов для соцсетей.
- Зачем составлять план текста. Расскажем, что план помогает структурировать собранные факты и утверждать концепцию будущего текста, иногда избавляет от «страха белого листа».
- Какие бывают планы. Коротко расскажем о назывном, вопросном и тезисном видах планов.
- Как составить план. Здесь дадим советы: учитывать цель текста, определить его целевую аудиторию и идти от общего к частному.
Я делаю планы, которые можно отнести к тезисным: подробно описываю содержание каждой части текста. Но фактически у меня получается нечто среднее между планом и черновиком. Это «нечто» решает те же задачи, что и план, — помогает структурировать информацию, согласовать содержание и начать писать.
Строгих общепринятых правил оформления планов нет. В компаниях, изданиях и СМИ могут быть свои стандарты. Там, где их нет, авторы сами решают, насколько подробным будет план и что в нём будет использоваться — подзаголовки или вопросы, на которые ответит текст. Главное, чтобы план был понятным и отражал главные мысли текста.
Как составить план текста
Чтобы составить план, определите цель текста и его целевую аудиторию, а затем идите от общего к частному. Я сама следую этим советам, как и многие знакомые мне авторы.
Поставьте цель. У каждого текста есть назначение. Например, цель инструкции для роутера — помочь покупателю самостоятельно подключить и настроить его. Цель обзора двух кремов для лица — помочь выбрать между ними.
Когда вы определите цель, вы поймёте, что для читателя важно, а что — нет. Это поможет не добавлять в план лишнего. Например, в обзоре двух кремов для лица важно рассказать, для каких типов кожи они подходят и какой эффект дают. Тогда текст будет полезен — прочитав его, человек сможет выбрать подходящий крем.
Определите целевую аудиторию текста. Подумайте, кто будет читать текст. Это нужно, чтобы понять, насколько подробным он должен быть.
Допустим, вы пишете статью для опытных IT-специалистов. Им не нужно объяснять, чем Golang отличается от Python, — они уже это знают. Можно не говорить о базовых вещах и не раскрывать специальные термины.
Если статья предназначена для людей, которые только знакомятся с темой, наоборот, лучше начинать с основ и пояснять незнакомые термины. Например, в статье для тех, кто начинает разбираться в инвестициях, нужно объяснить, как устроены акции и облигации.
Идите от общего к частному. Сначала расскажите об объекте или явлении в целом, а потом приводите примеры и погружайтесь в детали. Например, в этом материале я сначала объяснила, что такое план текста и зачем он нужен, и только потом рассказала, какие бывают планы.
Если бы я сделала наоборот, читать текст было бы тяжелее. Представьте: вы ещё не разобрались, как выглядит план, а вам уже объясняют разницу между назывным и тезисным планом.
Главное о плане текста в трёх пунктах
- План — это краткое содержание будущего текста. В план включают основные мысли, выстроенные в логическую цепочку. Общепринятых правил оформления планов нет, в разных организациях они могут быть разными.
- Копирайтерам план текста нужен, чтобы структурировать информацию, согласовать содержание материала с редактором и быстрее начать писать. Другие специалисты используют планы, например, чтобы запомнить содержание выступления.
- Чтобы составить план текста, определите цель текста и его целевую аудиторию. При составлении идите от общего к частному: сначала говорите о явлении или объекте в целом, а потом погружайте читателя в детали.
Как узнать больше о работе с текстами
- Если вы начинаете работать с текстами, прочитайте инструкцию по тому, как написать текст на любую тему. В ней мы разбираем все этапы работы над текстом — от создания заголовка до финальной редактуры.
- Тем, кто работает с продающими текстами, может быть интересен гайд по пяти формулам продающих текстов. В материале рассказали, что входит в структуру текста по ним и в каких случаях стоит использовать формулы, а в каких — нет.
- Если вы рассматриваете работу с текстом как профессию, прочитайте обзор профессии копирайтера. Вы узнаете, сколько можно заработать на копирайтинге и нужен ли опыт, чтобы начать.
- Стартовать в копирайтинге поможет курс Skillbox «Профессия Копирайтер с нуля до PRO». Он подойдёт тем, кто хочет зарабатывать на текстах. Программа предполагает помощь в трудоустройстве. Если не получится найти заказы на фрилансе или работу в штате, Skillbox вернёт деньги за обучение.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто работает с текстами
- Зачем проверять уникальность текста и правда ли она влияет на SEO
- Что такое тошнота текста и должно ли «тошнить» текст
- Как стать хорошим копирайтером, если вы только начали писать
- Подборка ресурсов для корректоров: более 40 справочников, сервисов и сообществ
- 10 базовых инструментов для работы с текстом и изображениями