Маркетинг
#статьи

Как быстро вырасти в креативной сфере: советы и истории топ-менеджеров индустрии

Члены жюри Red Apple и спикер Skillbox рассказывают, почему полезно стажироваться и много говорить, а также что делать, чтобы построить карьеру.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В креативной индустрии, как и в IT, есть система грейдов — специалистов делят на junior, middle и senior. Junior-специалисты — новички, им платят меньше, чем middle- и senior-специалистам. Но джун может стать мидлом за несколько месяцев.

Мы поговорили с топ-менеджерами индустрии — членами жюри конкурса Red Apple — и спикером курса Skillbox «Креативные техники» и выяснили, как быстро перейти из джунов в мидлы. Рассказываем:

Что означает грейд в креативных индустриях

Грейд в креативных индустриях показывает степень самостоятельности специалиста, уровень ответственности, которую он берёт на себя при работе, а также сложность задач, закреплённых за ним в команде.

Junior — тот, кто выполняет некомплексные задачи, набирается опыта и может рассчитывать на страховку со стороны коллег. Степень его ответственности в проекте минимальна. Специалист на джуниор-позиции участвует в генерации идей, но не решает, какую идею выбрать и развивать.

Middle — специалист с опытом, способный мыслить системно и действующий автономно в своей зоне ответственности. Специалист уровня middle должен стабильно справляться с потоковыми задачами и уметь самостоятельно распределять свою нагрузку.

Senior — «мозг» команды. Сотрудник на этом уровне грейда умеет видеть картину целиком. Он организовывает работу над проектом, принимает важные решения и отвечает за итоговый результат. Кроме того, он достаточно компетентен, чтобы представлять компанию перед клиентами.

Как джуну проявить себя уже на старте

Марьям Ахунова

Управляющий креативный директор GRAPE


Как джуниору проявить себя в самом начале работы? Говорить! Это на самом деле очень сложно. Далеко не все таланты свободно чувствуют себя на самом старте, у кого-то на это уходят годы. Но надо стараться активно вовлекаться в процессы, а не быть их частью. Не бояться спрашивать, не бояться предлагать. И точно не чураться любого рода работы. Уверяю, проявить себя можно, даже делая карточки товаров для e-commerce!

Александр Никифоров

Креативный директор и сооснователь агентства Sensesay


Мы в Sensesay на старте выдвигаем ребятам, которые приходят на начальные позиции в креатив, два требования.

Первое требование — не ориентироваться на дедлайн. Это очень важный навык, потому что, ориентируясь на дедлайны, ребята часто впадают в состояние полутворческой прокрастинации, когда кажется, что может посетить муза. В итоге ты до последнего ждёшь крутую идею, но совсем не факт, что она придёт. Намного круче, если ты что-то сделал на 90% и принёс заранее. Чем раньше ты получишь комментарии опытных коллег, тем качественнее будут проработаны твои идеи.

Второе требование — проактивность. Проактивность — это чит-код, который помогает проявить себя. Хорошо, когда новички не только впитывают знания и реагируют на обратную связь, но и сами дают что-то новое команде. Они могут принести новый фреймворк, новый метод, изучить новую нейросеть, показать свои приёмы и этим в хорошем смысле ошарашить коллег.

Юрий Коробов

Креативный копи-лид в «Авито Услугах»


Если говорить про инхаус-креатив в коммуникациях, я жду от джунов погружения в глобальную индустрию и желания делать что-то наименее тривиальное. Нужно пытаться пушить крутые референсы, искать крутые решения даже в самых скучных задачах. Не забывать о гайдах, но иметь смелость думать за пределами «правильных» рамок.

Круто, если джун достаточно погрузится в продукт, бренд и сможет предлагать идеи и без брифа. Какой-нибудь смешной мерч, нелепый баннер, идею ролика — даже просто ради шутки. Учитесь создавать эмоции на ровном месте: это полезно и весело. В ответ на вашу шутку может прилететь другая, более докрученная, потом ещё одна, и однажды кто-нибудь воспримет это серьёзно. Появится подходящий бюджет, найдут продакшен, актёров, медийку и сделают классную вещь.

Игорь Демидов

CEO & Co-Founder N: OW agency


Нужно всегда стараться работать на опережение и делать сверх того, что от тебя ожидают. Вовлечённость и желание дать чуть больше как внутри команды, так и в работе с клиентами, обращают на себя внимание. Кроме того, на старте специалистам помогут прокачанные софт-скиллы.

Что делать, чтобы расти дальше

Марьям Ахунова

Управляющий креативный директор GRAPE


Нужно брать на себя ответственность как можно раньше. А ещё развивать структурное мышление и стараться смотреть на любой проект комплексно.

Мало придумать идею и написать сценарий. Важно понимать, как эту идею превратить в кампанию, как её масштабировать, как использовать её в других каналах продвижения. Важно не только видеть это, но и уметь всё структурировано описать и продать.

Александр Никифоров

Креативный директор и сооснователь агентства Sensesay


Думаю, тут за меня все скажут меткие слова из песни Паши Руденко: «Ты разбогатеешь без всяких проблем, не работая 24 на 7, но, знаешь, тебе скажет каждый — нужно…». Заменим пропущенное слово синонимом — «вкалывать».

В нашей команде этот постулат звучит немного по-другому. Мы не говорим, что вкалывать ты должен всегда, мы говорим «вкалывай, пока в кайф». Если стало не в кайф, не бойся подойти и сказать, мы что-нибудь придумаем.

Юрий Коробов

Креативный копи-лид в «Авито Услугах»


Чтобы быстро подняться с позиции джуна, сделайте классный проект или начните попадать в бриф и делать что-то стабильно на приемлемом уровне. Конечно, можно для этого забыть про личную жизнь и отдаться капитализму без остатка. Наверное, это один из самых действенных вариантов.

Но если перегнёте, придётся иметь дело с депрессией, постоянным желанием уйти из профессии и выгоранием. Я бы рекомендовал бежать не столько за должностями и зарплатой, сколько за работой, которую хотелось бы делать, если у вас есть такая возможность.

Игорь Демидов

CEO & Co-Founder N: OW agency


У нас есть примеры того, как джуниор рос до мидла два года. А некоторые проходили этот путь за полгода. Это зависит от человека, от его желания максимально быстро развиваться.

Могу сказать одно: стремясь к высотам, важно, как говорится, не поймать звезду. Амбиции — это прекрасно, но стоит здраво оценивать свои силы.

Почему стажировка — лучшее начало карьеры

До того, как стать джуном, многие специалисты в креативной индустрии проходят через стажировки. Попасть на стажировку можно разными способами: найти вакансии на агрегаторах вроде HeadHunter и SuperJob, попроситься в понравившуюся компанию, пройти курсы с гарантией трудоустройства или участвовать в конкурсе вроде Young Creators от Red Apple, один из призов в котором — стажировка в крупной компании.

Стажировка — лучшее начало карьеры, и вот почему.

Марьям Ахунова

Управляющий креативный директор GRAPE


У нас в агентстве со стажёрской позиции начинали свой путь человек 10, а может, и больше. Мы очень любим растить людей внутри, хоть это и очень трудозатратно.

Плюс для стажёра в том, что можно договориться на удобный формат работы — например, стажёрить парт-тайм, пока учишься. Ещё всегда есть вероятность начать в одной команде или отделе, а потом попроситься в другой, если понимаешь, что оно тебе ближе. Ну и стажировка — это прекрасный способ собрать первоначальное портфолио.

Александр Никифоров

Креативный директор и сооснователь агентства Sensesay


Преимущество стажировки в том, что ты работаешь в команде и сразу на практике понимаешь, чего от тебя хотят. Понимаешь, как разные хотелки, критерии и требования реализуются у других: видишь, кого как хвалят, кого как ругают. Это супер!

Я не знаю, если честно, как по-другому можно начинать карьеру, если не через стажировку. Очень круто сразу решать «живые» задачи, которые комментируют настоящие клиенты. И конечно, особенно ценно видеть все нюансы проекта и переживать все факапы, пока тебя защищают взрослые, более опытные коллеги.

Юрий Коробов

Креативный копи-лид в «Авито Услугах»


Прежде чем вложиться и посвятить много времени какой-то сфере, надо попробовать в ней поработать. Представление о профессии в начале пути почти всегда отличается от того, чем она действительно является. Кроме того, с практической точки зрения стажировка — это как образовательный курс, за который вам ещё и могут заплатить.

В вас будут вкладывать серьёзные ресурсы, даже если может казаться, что это не так. Вы научитесь супербазовым штукам. Шанс устроиться куда-то джуном после стажировки сильно увеличится. Кроме того, вы поймёте, не слишком ли токсичные люди работают в компании. В общем, это очень классный и полезный опыт.

Игорь Демидов

CEO & Co-Founder N:OW agency


У нас в компании есть люди, которые пришли на стажировку и стали суперуспешными сотрудниками. Теперь они сами обучают других. Если вы начинаете свою карьеру, очень советую попасть на стажировку в компанию с крутым брендом и проектами.

Опыт, который вы получите, будет бесценным для вас. Так вы сможете увидеть рынок не извне, а изнутри: поймёте, как работают брифы, прочувствуете дедлайны и пройдёте через реальные сложности.

Насколько быстро джун может вырасти: несколько реальных историй

Марьям Ахунова

Управляющий креативный директор GRAPE


Расскажу о себе. В начале карьеры я проработала в аккаунтской команде одной компании три года. В течение этого времени наш креативный директор неоднократно звал меня к нему в креатив, но мне мешала какая-то глупая убеждённость, что коллеги уже воспринимают меня как аккаунта. Это правда было очень глупо — всем советую сразу на такие офферы соглашаться и пробовать себя везде!

В 2012 году подруга позвала меня джуниор-креатором в GRAPE, и я тут же согласилась. Уже в 2016-м я стала креативным директором. А в 2021-м — управляющим креативным директором. В разные годы в моём отделе было от двух до пяти креативных команд плюс дизайн-отдел.

Александр Никифоров

Креативный директор и сооснователь агентства Sensesay


Ситуации, о которых я расскажу, могут произойти с любым, независимо от уровня, от стажёра до джуна. В агентстве Sensesay есть традиция проводить онлайн-стажировки раз в год-два. Мы берём реальные задачи агентства и даём их стажёрам.

Первая история такая: в одном потоке мы взяли к на работу трёх человек, которые за год стали сильными джунами. В следующем потоке мы взяли всего одного стажёра, но он быстро обогнал предыдущих и через полгода стал мидлом. Сейчас он является лидом, управляет командой креативщиков-стратегов, а бывшие джуны работают под его руководством. Он был проактивен и не ориентировался на дедлайны — это ускорило его рост.

Ещё одна ситуация: мы формировали дизайн-департамент под руководством сильного арт-директора, который собрал небольшую команду дизайнеров разного уровня. Затем к нам присоединился ещё один сильный дизайнер. В какой-то момент арт-директор ушёл на другую работу — поменялись обстоятельства его жизни, — и команда, которую он готовил, ушла вместе с ним. Остался только новый дизайнер, которому мы решили довериться. Он оказался достаточно сильным, чтобы стать старшим дизайнером и начать формировать собственную команду. Так благодаря внешним обстоятельствам человек вырос за полгода.

Юрий Коробов

Креативный копи-лид в «Авито Услугах»


Парень работал стажёром в одном агентстве, потом перешёл джуном в другое, потом мидлом в третье, а потом стал режиссёром.

Девушка была джуном-аккаунтом, потом аккаунтом в агентстве, потом продюсером в продакшене. Теперь она креативный продюсер с немецкой Blue Card. Чем амбициознее и смелее будет компания, в которую вы попадёте, тем легче будет расти потом.

Игорь Демидов

CEO & Co-Founder N:OW agency


У нас была девочка, которая приходила на позицию джуниор-дизайнера. Сейчас она дизайн-директор и руководит девятью опытными профессионалами, а также работает с фрилансерами.

Таких историй у меня в компании немало. Но не нужно мечтать о карьерном росте за один-два дня. Рост должен быть подкреплён знаниями, навыками, личными победами и важными результатами.

Главное о том, как вырасти в креативной сфере, в 3 пунктах

  • На старте можно проявить себя, если быть проактивным, много говорить, действовать на опережение и предлагать нестандартные решения рабочих задач.
  • Чтобы расти дальше, нужно много работать и брать на себя ответственность. Научитесь делать что-то стабильно на приемлемом уровне или сделайте хороший проект.
  • Стажировка — лучший способ начать карьеру. Во время стажировки можно наработать опыт, собрать проекты для портфолио, составить объективное мнение о профессии.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто работает в креативной индустрии

Научитесь: Креативная реклама Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована