Изучаем профессию веб‑аналитика: что он умеет, сколько зарабатывает и как им стать
Какие навыки обязательны для веб‑аналитика? Какие инструменты нужно освоить? Сколько платят новичкам?
Кадр: фильм «Уолл Стрит: Деньги не спят»
Веб-аналитик — идеальная работа в маркетинге для людей с аналитическим складом ума. Уже начинающие специалисты могут зарабатывать до 70 тысяч, а доход опытных веб-аналитиков превышает 200 тысяч рублей.
Почему бизнес готов платить за веб-аналитику? Представим, что интернет-магазин продаёт товары на 18 миллионов рублей в месяц, его конверсия — 1,6%. Повышение конверсии всего на 0,2% даст компании 360 тысяч рублей в месяц.
Чтобы повысить конверсию, нужно проанализировать поведение пользователей и понять, как на него повлиять. Потом подумать, как доработать посадочные страницы так, чтобы пользователи покупали чаще. Этим занимается веб-аналитик. Разбираемся:
- что такое веб-аналитика и зачем она нужна компаниям;
- какие обязанности есть у веб-аналитика;
- какими навыками и качествами обладает хороший специалист;
- сколько зарабатывает веб-аналитик;
- как стать веб-аналитиком с нуля;
- какие перспективы есть у веб-аналитика.
Что такое веб-аналитика и зачем она бизнесу
Веб-аналитика — это система сбора, измерения и анализа данных об интернет-пользователях. Она нужна компаниям, которые продвигают продукты в интернете.
За сбор и измерение данных отвечают сервисы веб-аналитики вроде «Яндекс Метрики». Они показывают, как пользователи ведут себя на сайте и при взаимодействии с рекламой. Эти данные помогают изучить, что влияет на бизнес-показатели.
Веб-аналитик отвечает за анализ данных: оценивает поведение пользователей и делает предположения, как можно улучшить бизнес-показатели: повысить конверсию на посадочных страницах, снизить стоимость привлечения клиента, тратить меньше денег на рекламу с той же эффективностью.
Например, веб-аналитик видит, что на страницу поступает трафик по запросу «купить велотренажёры», но большая часть пользователей сразу уходит. Он может предположить, что это из-за того, что на первом экране информация о компании, а не каталог. И выдвинуть гипотезу: если поместить на первый экран каталог велотренажёров, конверсия вырастет.
Обязанности веб-аналитика
Обязанности веб-аналитика условно делятся на три большие группы: сбор данных, анализ данных и внедрение изменений.
Сбор данных — работа с сервисами веб-аналитики, рекламными кабинетами и CRM-системами. Веб-аналитик делает так, чтобы данные из них можно было легко изучить:
- выгружает данные вручную и объединяет их или настраивает импорт данных через API;
- работает с базами данных — обрабатывает и проверяет данные из систем аналитики, затем помещает их в хранилища;
- настраивает системы сквозной аналитики — подробнее о них можно прочитать здесь;
- формирует в специальных сервисах стандартные отчёты или динамические дашборды — это интерактивные графики, наглядно отражающие ключевые показатели;
- автоматизирует работу — например, пишет скрипты, чтобы рутинные действия вроде сбора данных с рекламных кабинетов выполнялись автоматически.
Для этих задач веб-аналитик использует разные языки программирования — например, SQL, Python, R — и программы вроде Google Tag Manager. Но бывает, что языки не нужны, — например, если специалист работает с одним сервисом веб-аналитики и не использует базы данных.
Вадим Шестаков
Руководитель отдела аналитики в Adventum
«После ухода Tableau и Power BI в российских компаниях можно встретить и другие инструменты визуализации — например, Yandex DataLens или Metabase. Тут главное — понять принципы работы с визуализацией, они в целом похожи во всех сервисах».
Анализ данных — работа с отчётами. Веб-аналитик оценивает динамику показателей, ищет закономерности и взаимосвязи между тем, как меняются показатели, и тем, что происходит с сайтом и рекламой. Для этого он внимательно изучает отчёты: смотрит данные по разным страницам, сегментам целевой аудитории, периодам, источникам и многим другим параметрам.
Допустим, веб-аналитик замечает, что с контекстной рекламы пришло лидов в два раза меньше, чем в прошлом месяце. Изучает отчёты из рекламного кабинета и видит, что в этом месяце ставки снизили на 40%, а объявления теперь получают меньше показов. Специалист делает вывод: лидов стало меньше, потому что реклама теперь работает менее эффективно.
Внедрение изменений — работа по улучшению показателей, важных для бизнеса. Веб-аналитик на основе анализа данных выдвигает гипотезы — это предположения, как можно повысить эффективность сайта или рекламы. Например, специалист предполагает, что число лидов вернётся к норме, если повысить ставки на 40%.
Веб-аналитик передаёт гипотезы руководителю или проверяет их сам:
- проводит A/B-тестирования: пишет скрипты или использует готовые решения в рекламных кабинетах;
- составляет ТЗ для маркетологов, контекстологов, разработчиков и других специалистов, которые работают над сайтом и рекламой.
Когда специалисты внедрили изменения в соответствии с гипотезами, веб-аналитик собирает статистику и отслеживает динамику показателей.
Большую часть времени веб-аналитик посвящает анализу данных и внедрению изменений. Но бывают компании, в которых обязанности разделены: один специалист отвечает за составление отчётов, другой — за анализ данных, третий — за проверку гипотез.
Вадим Шестаков
Руководитель отдела аналитики в Adventum
«Современные сайты и веб-продукты постоянно меняются — и аналитика вслед за ними. Поэтому ещё одна задача веб-аналитиков — поддерживать всё в актуальном виде: удалять устаревшие данные, добавлять новые, работать с выбросами. В общем, делать так, чтобы компания могла доверять аналитике и уверенно использовать её.
Ещё один кейс — внедрение. В компании может не быть веб-аналитики или могут запускаться новые продукты или сайты. Тогда аналитику нужно внедрять всё с нуля. Это ценный опыт, который помогает комплексно взглянуть на веб-аналитику, расставить приоритеты (что собирать, а что — нет)».
Какие навыки и качества нужны хорошему специалисту
Чтобы понять, чего работодатели ожидают от специалистов, мы изучили вакансии на HeadHunter.
В большинстве случаев компании хотят, чтобы веб-аналитики имели навыки работы в «Яндекс Метрике», Google Analytics, Google Tag Manager. Реже — чтобы у них был опыт работы с BI-инструментами вроде Tableau, Google Data Studio, Power BI. Иногда — чтобы они знали языки программирования, чаще всего SQL.
Хорошим навыком считается умение обрабатывать большие массивы данных и продвинутое владение Excel. Некоторые работодатели предлагают альтернативу: ищут специалистов, которые могут работать в Google Sheets — сервисе для создания таблиц, похожем на Excel.
Обязательное качество для хорошего веб-аналитика — аналитический склад ума. Его требует большинство работодателей. Специалист должен уметь работать с большими объёмами информации и правильно находить взаимосвязи между показателями.
Реже от специалистов ждут навыков работы с мобильной аналитикой, самостоятельности, инициативности, владения английским языком на хорошем уровне и понимания продуктовых метрик. Некоторые работодатели отдают предпочтение кандидатам, у которых есть опыт настройки рекламных кампаний.
Вадим Шестаков
Руководитель отдела аналитики в Adventum
«Веб-аналитик способен сделать аналитику популярной во всей компании и помочь бизнесу расти быстрее. Использование графиков в отчётах, обучение команды базовым навыкам работы с дашбордами и применение аналитики для принятия решений — всё это может изменить культуру в компании. Мы наблюдали случаи, когда инициативные аналитики показывали ценность данных другим отделам и дашборды становились такими же популярными, как мессенджеры и почта».
Сколько зарабатывает веб-аналитик
Зарплата специалиста зависит от его квалификации. Есть три ступени квалификации: junior, middle, senior.
Junior — начинающий специалист без опыта работы или с минимальным опытом: например, в какой-то смежной области. Предполагается, что у junior-веб-аналитика есть базовые навыки работы в сервисах аналитики — он может делать простые отчёты, работать в Excel, строить дашборды.
Начинающие специалисты часто попадают на должности ассистентов: работодатели обучают их в процессе. Средняя зарплата для веб-аналитиков без опыта — 40–70 тысяч рублей.
Middle — веб-аналитик с опытом работы от года. Он умеет обрабатывать большие объёмы данных, работать с кодом, анализировать данные и выдвигать гипотезы. Средняя зарплата веб-аналитика с опытом работы от года до трёх лет — 60–130 тысяч рублей.
Senior — это профессионал с опытом работы как минимум три года. У него есть успешные кейсы с хорошими цифрами: например, повышение конверсии в три раза. Он умеет строить сквозную аналитику, автоматизировать процессы, писать скрипты, контролировать качество данных, искать аномалии в базах данных, решать нестандартные задачи.
Зарплата веб-аналитика на senior-ступени зависит от обязанностей: чем их больше, тем выше доход. Средняя зарплата — 90–200 тысяч рублей, но есть вакансии, в которых предлагают доход 300 тысяч рублей и более.
Как стать веб-аналитиком
Есть три способа стать веб-аналитиком с нуля: пойти в помощники к аналитику, перейти из смежной профессии или пройти обучение.
Помощник аналитика обычно занимается рутинной работой: сбором информации, выгрузкой отчётов, работой в Excel. Базовым навыкам обучает наставник — опытный веб-аналитик.
Чтобы устроиться помощником веб-аналитика, не обязательны профильные навыки или образование. Достаточно уметь работать с Excel, не бояться кода и иметь аналитический склад ума. Вакансии помощника можно искать на агрегаторах вроде HeadHunter.
Вырасти из смежной профессии можно, если она предполагает анализ данных. Например, специалист по контекстной рекламе может работать в системе сквозной аналитики для анализа и оптимизации кампаний. И если будет углублённо изучать её, сможет претендовать на должность младшего веб-аналитика и развиваться дальше.
На обучении можно получить и теорию, и практику. Теория позволит понять, как можно влиять на важные для бизнеса показатели. Практика даст навыки, необходимые для работы: например, можно научиться использовать языки SQL для поиска данных и Python для чистки от битых ссылок и других ошибок в базе данных.
Если выбрать хороший курс, можно получить первый доход уже во время обучения, а по окончании претендовать на должности не только для специалистов без опыта, но и для веб-аналитиков уровня middle.
Учат ли веб-аналитиков в Skillbox? Да, на курсе «Профессия Веб-аналитик» — он подойдёт тем, кто хочет освоить инструменты на продвинутом уровне. В том числе веб-аналитикам уровня junior, которые хотят вырасти до middle.
Курс гарантирует трудоустройство: центр карьеры предложит стажировку у партнёров или поможет составить резюме и индивидуальный карьерный план. Если вы не выйдете на работу, деньги за обучение вернут.
Какие перспективы есть у веб-аналитика
Хороший специалист может дорасти до старшего веб-аналитика. Тот организует работу отдела, автоматизирует работу, создаёт шаблоны отчётов, занимается автоматизацией и комплексным анализом показателей. Зарплата может достигать 200–300 тысяч рублей.
Ещё можно стать бизнес-аналитиком: он анализирует не сайт и рекламу, а бизнес-процессы. Больше работает с финансовой и управленческой отчётностью: рассчитывает бизнес-модели, анализирует экономику и оптимизирует процессы в компании. Бизнес-аналитик помогает компаниям принимать стратегические решения, а в будущем может занять место руководителя или открыть своё дело.
Посмотрите, как люди осваивают новые профессии и чего они добиваются
- Людмила освоила таргетинг и веб-аналитику — это помогло ей развить личный блог и ставить программисту понятные ТЗ
- Сергей устроился работать маркетологом без опыта, прошёл курс — а теперь запускает свой стартап
- Марина прокачала навыки копирайтинга — число просмотров и лайков выросло в десять раз
- Александр не получил в колледже нужных знаний, но нашёл себя в продюсировании
- Юрий работал методистом в технопарке, а после курса по SMM открыл своё рекламное агентство