Маркетинг Бизнес
#статьи

Изучаем пирамиду Минто — созданную в McKinsey модель для конструирования текстов

Большой гайд, с помощью которого вы научитесь писать по этой модели любые деловые тексты: письма, доклады, рассылки.

Кадр: мультипликационный сериал «Гравити Фолз» / Walt Disney Television Animation

Пирамида Минто — методика, которая поможет всем, кто работает с текстами. Менеджерам она будет полезна для подготовки деловых писем, текстов презентаций или выступлений. Копирайтеры могут сконструировать с её помощью рассылку, продающий пост, письмо или статью.

В статье расскажем:

Что такое пирамида Минто

Пирамида Минто — схема построения текста «от важного к деталям» или «от деталей — к важному». Модель предложила Барбара Минто — консультант международной компании McKinsey.

Метод она описала в книге «Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений». В книге Барбара пишет, что метод оказался настолько простым и понятным, что его сделали стандартом подготовки письменных материалов в McKinsey.

Барбара занималась деловой перепиской и регулярно сталкивалась с плохо написанными письмами, ключевую мысль которых было сложно понять. Минто заметила, что письмо или другой текст становятся понятнее и лучше воспринимаются, если все мысли и идеи логически связаны, а письмо построено по иерархическому принципу.

Визуально Минто изобразила иерархию в виде пирамиды, где вершина — главная идея текста, а уровни ниже — обоснования этой идеи
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Повествование может идти в двух направлениях:

  • Сверху вниз — от общего к частному. Автор постепенно раскрывает детали, подтверждающие основной тезис.
  • Снизу вверх — от деталей к общему выводу. Автор последовательно аргументирует все тезисы, из которых следует общий вывод.

Барбара Минто считала, что иерархия от главного тезиса к аргументам, или от общего к частному, — привычнее.

Минто разработала пирамиду для деловой переписки, но модель можно использовать для создания любых текстов — статей, инструкций, презентаций, речей, лекций.

«Пирамиду Минто мы используем в работе. Но не потому, что это популярный инструмент, а потому, что пирамида позволяет создать для текста логичную структуру в ситуации, когда надо доказать какой-либо тезис. Пример такой задачи: мы советуем в статье для „Ситилинка“ какой-то гаджет, показываем и доказываем, что он классный и полезный. Другой пример — мы пишем об обучении у нас: показываем проблему, решение и последовательно приводим аргументы.

В целом пирамида Минто — это хорошая и простая формула, которая поможет начинающим авторам писать убедительно. Но, как и любую другую «выручалку», её надо использовать осторожно — она не везде подходит. Например, когда делаешь обзор нескольких гаджетов или сервисов: в такой статье нужно просто и понятно показать преимущества каждого решения и дать читателю самому делать выводы. Схема Минто также не подходит для текстов, где нет проблемы — например, для блогерских постов про путешествия и сторителлинговых текстов. Такие тексты не стоит загонять в рамки пирамиды».

Алексей Рожков,
владелец креативной студии «Рыба»

Как выглядит структура текста по модели Минто

В структуру текста входят два обязательных элемента: введение и группы аргументов. Также в ней могут быть выводы.

Введение. Барбара Минто предлагает использовать для введения такую структуру:

  • Ситуация — описание того, что произошло или происходит.
  • Проблема (затруднение) — что может произойти в этой ситуации; что будет, если её не решить; какие варианты действий доступны.
  • Вопрос: что делать, как жить или почему всё так случилось. Вопрос не обязательно писать, он может подразумеваться.
  • Ответ (главная идея) — решение, выход. Обычно это и есть главное утверждение, которое подтверждают группами аргументов.

В книге Барбара приводит множество примеров введений. Мы адаптировали один из примеров, чтобы показать, как может строиться введение.

  • Ситуация: в стране экономический кризис, спрос на наши товары снижается.
  • Затруднение: чтобы увеличить спрос, мы можем снизить стоимость товаров, выйти на другой рынок или привлечь новую аудиторию.
  • Вопрос: что нам выбрать?
  • Ответ: нужно снизить стоимость товаров.

Длина введения может быть любой — Барбара Минто говорит, что обычно достаточно 2–3 абзацев. Ситуация и проблема должны состоять из 3–4 высказываний. Но бывают случаи, когда во введении может быть всего одно предложение.

Группы аргументов. Аргументы — это все утверждения, которые доказывают главную идею или убеждают в правильности предложенного решения. Барбара Минто говорит, что в тексте обязательно должна быть ключевая линия — аргументы, которые доказывают главное утверждение. Обычно они задают структуру текста.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Каждый аргумент ключевой линии — это раздел, который обычно размещают под отдельным подзаголовком. Аргументы более низкого уровня можно выделять внутри этих разделов тоже с помощью подзаголовков, подчёркивания, нумерации и других способов.

Минто говорит, что заголовки должны отражать развитие мысли
Скриншот: Минто Б. Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений, B. Minto, 2002

Выводы. Они не обязательны. Барбара Минто говорит, что теоретически заключение можно не формировать, если вы грамотно написали введение и выдержали структуру пирамиды. Читатель и так поймёт, что до него хотели донести.

Но если вы хотите написать вывод, можно повторить в нём главную идею или предложить читателю выполнить целевое действие. Например, можно попросить задать дополнительные вопросы.

«Ещё в школе сочинения учили писать по схеме „вступление → основная часть → заключение“. На самом деле по ней пишутся практически все нехудожественные тексты и исключение составляют разве что короткие рекламные публикации. Пирамида Минто — это, скорее, расширенная версия схемы для сочинений, поэтому с уверенностью могу сказать, что пользуюсь ей практически всю жизнь. Через несколько лет работы контент-менеджером было довольно забавно узнать, что схема написания текста, выстроенная в моей голове, — это пирамида Минто.

Эта система отлично подходит для создания статей, длинных и средних постов. Тематика особого значения не имеет, пирамида Минто поможет при написании экспертных, научно-познавательных публикаций. Если вы хотите провести читателя по пути «проблема — решение», то алгоритм поможет сделать структуру текста идеальной.

Большинство начинающих копирайтеров испытывают проблемы с построением структуры текста. Им определённо нужно включить «Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений» в список книг, обязательных для чтения. Какого-то простого и быстрого способа научиться писать хорошо я за годы работы так и не нашла. Самый действенный метод — много читать, как пишут другие, и много писать тексты на разные темы.

Марина Ветрова,
руководитель контент-менеджеров в SMM-подразделении маркетингового агентства Demis Group

По каким принципам нужно строить пирамиду

Теперь разберёмся, как работать с аргументами. Барбара Минто описала три принципа, которые помогут выстроить структуру текста по её модели. Вот эти принципы.

Аргумент должен обобщать аргументы, находящиеся на уровне ниже. То есть идея уровнем выше резюмирует идеи в группе, подчинённой ей. А идеи, расположенные уровнем ниже, поддерживают или объясняют верхнюю.

Аргументы в группе должны быть однотипными. Это означает, что тезисы каждого уровня в материале должны быть логически схожи. Например, в одной группе могут находиться деньги, прибыль, оборот и не могут клиенты, склады и прохожий дядя Ваня. В одной группе можно совместить планеты, звёзды и космические корабли, но нельзя Фредди Крюгера, самолёт и добычу золота.

Аргументы в группе должны быть расположены в логической последовательности. Минто говорит, что есть две формы логической взаимосвязи: дедукция и индукция.

Дедукция выглядит так. Допустим, есть два утверждения, из которых следует вывод. Вот два примера дедуктивной аргументации:

  • Человек смертен → Сократ — человек → следовательно, Сократ смертен.
  • Любую компанию, соответствующую этим критериям, нужно покупать → компания A соответствует этим критериям → следовательно, её нужно покупать.

Индукция — это обобщение. На основе нескольких близких аргументов или фактов делают вывод или описывают несколько идей одним словом.

Минто приводит такой пример индуктивной аргументации.

«Мопертюи — гениальный человек, но ему не хватает здравого смысла и практического ума. Это очевидно следует из планов, которые он разрабатывал:

  • Найти город, в котором бы разговаривали только на латыни.
  • Вырыть глубокую дыру в земле, чтобы найти новую субстанцию.
  • Исследовать психику после принятия опия.
  • Объяснить формирование эмбриона воздействием силы тяжести».

Также к индуктивной аргументации относят описание этапов, которые нужно пройти для достижения цели.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет зарабатывать на текстах

Как упорядочить аргументы в группах с индуктивной аргументацией

Барбара Минто считает, что в группах с дедуктивной аргументацией проблем не возникает. А вот в группах с индуктивной связью нужно подумать над тем, как упорядочить идеи. Барбара говорит, что можно использовать временную последовательность, структурный порядок и ранжирующий порядок.

Временная последовательность. Причины, действия или шаги перечисляют в порядке, в котором они возникают или в котором нужно их совершить.

Приведём пример. Если для того, чтобы настроить роутер, нужно пройти несколько шагов, их перечисляют последовательно. В нашем случае — начиная с подключения роутера к сети и заканчивая подключением устройств к Wi-Fi.

Структурный порядок. Объект или процесс разделяют на части и перечисляют их.

Например, если описывают структуру компании, перечисляют все её подразделения. Если описывают какое-то оборудование, перечисляют его части согласно процессу их работы.

Минто приводит такой пример структурного порядка
Скриншот: Минто Б. Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений, B. Minto, 2002

Ранжирующий порядок. Идеи, аргументы, причины или шаги ранжируют по степени важности. Важность определяется субъективно — на усмотрение автора.

Например, ранжирующий порядок используют для перечисления рисков. В этом случае сначала назовут самые значимые, по мнению автора, риски, а потом — менее значимые.

Сколько уровней у пирамиды Минто

Структура пирамиды устроена так, что каждый следующий уровень поясняет и доказывает то, что изложено на предыдущем. Если структура текста построена по принципу «от частного к общему», каждый уровень должен подтверждать главную идею — идею, к которой автор хочет подвести читателя.

Способов доказать идею может быть много, поэтому теоретически уровней и аргументов в них можно сделать сколько угодно — столько, сколько нужно, чтобы последовательно доказать все тезисы и сформулировать выводы.

Но нужно учитывать особенности человеческой памяти. Учёный-психолог Джордж Миллер в результате экспериментов обнаружил, что человек может за один раз держать в памяти 7 ± 2 единицы информации. Мозг вытесняет одни объекты другими, следя за тем, чтобы их количество не превышало семь.

Поэтому, чтобы текст или лекция вышли лёгкими для восприятия, а человек смог запомнить всё, что прочитал или услышал, важно не переборщить с объёмом доказательств и убеждений.

Минто предлагает использовать «правило пяти вопросов» — раскрывать проблему на пять уровней вглубь. То есть текст должен отвечать максимум на пять последовательных вопросов «Почему?» или «Что?», «Как?», «Где?», «Когда?».

Барбара Минто считает, что пяти тезисов будет достаточно, чтобы последовательно доказать главную идею и убедить читателя. Но она поясняет, что в случае необходимости можно использовать и больше — на усмотрение автора.

Главное о пирамиде Минто в 4 пунктах

  • Пирамида Минто — схема построения текста «от важного — к деталям» или «от деталей — к важному». Модель предложила Барбара Минто — консультант международной компании McKinsey. Пирамиду используют для создания презентаций, деловых писем и текстов в других жанрах.
  • Структура пирамиды выглядит так. На вершине — введение, в котором описана ключевая идея. Все уровни ниже — аргументы, подтверждающие ключевую идею. Кроме того, в структуре могут быть выводы, но они не обязательны.
  • Есть три принципа построения пирамиды. Первый: аргумент должен обобщать аргументы, находящиеся на уровне ниже. Второй: все аргументы в группе должны быть однотипными. Третий: аргументы в группе должны быть расположены в логической последовательности.
  • У пирамиды может быть много уровней. Но Барбара Минто советует использовать пять тезисов — по её мнению, этого достаточно, чтобы доказать идею и убедить читателя.

Как узнать больше о работе с текстом

Больше материалов для тех, кто работает с контентом

Научитесь: Профессия Копирайтер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована