Маркетинг
#статьи

Главное об аналитике на Wildberries. Важные отчёты и метрики — и советы, как их применять

Стартовый гайд для тех, кто хочет успешно продавать на Wildberries. Разбираемся во внутренних отчётах платформы и внешних сервисах для анализа данных.

Кадр: фильм «Железный человек» / Paramount Pictures

Евгений Новиков

Коуч и консультант в сфере e-commerce. Был байером в центральном офисе Wildberries. Оптимизировал бизнес-процессы более чем ста поставщиков на этом маркетплейсе.

Работал маркетплейс-менеджером как с крупными брендами — например, Eleganzza и Modis, — так и с локальными: UNU clothing, Hapica, Portobello Italy.

Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Основы работы с маркетплейсами», «Как стать продавцом на Ozon», «Продвижение на цифровых витринах».

Wildberries — один из крупнейших маркетплейсов России: с января по март 2022 года покупатели оформили на площадке 288,7 млн заказов. Эффективно работать на Wildberries невозможно без анализа данных — он помогает, например, продвигать карточки в топ, вовремя оформлять поставки и не ошибаться в штрихкодах.

В этом материале в Skillbox Media разберёмся, как работать с аналитикой на Wildberries


Какие отчёты есть внутри Wildberries и какие из них самые важные

На Wildberries есть внутренняя система отчётности, в которой можно отслеживать все показатели вашего профиля. Она находится в личном кабинете на WB Partners в разделе «Аналитика».

Все отчёты находятся здесь
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Всего в разделе 13 отчётов. Мы расскажем о базовых отчётах, с которыми чаще всего работают селлеры: «Продажи», «Отчёт по остаткам на складе», «Динамика оборачиваемости», «Отчёт с перечнем номенклатур» и «Сводный по поставщику».

Отчёт «Продажи» нужно скачивать. Указываете период — и получаете файл, который можно открыть в Excel. Данные позволят быстро понять, какие товары популярнее, с какими есть проблемы и сколько денег вы получите от маркетплейса.

Можно указать период в календаре или выбрать из списка стандартный — неделя, две недели и месяц
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Отчёт состоит из трёх частей: артикулы всех товаров, указание склада, на котором находится товар, и данные о заказах и выкупах. Отчёт учитывает любые товародвижения, поэтому один артикул может занимать несколько строк. Чтобы удалить дубликаты, можно создать сводную таблицу.

Так выглядит отчёт «Продажи»
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Если в столбцах «Заказано» и «Выкупили» стоят нули, движения по товару за период отчёта не было. Его не заказывали и не возвращали. Если стоит минусовое значение — значит, клиенты вернули товар. На столбцы «Поступления» и «Текущий остаток» можно не обращать внимания. Практика показывает, что данные в нём часто неверны.

«Отчёт по остаткам на складе» доступен в личном кабинете. Если позиций много, удобнее выгрузить его в Excel.

Отчёт тоже разбит на три части: артикулы всех товаров, товары в пути и остатки на складах. Можно посмотреть, сколько продуктов на складах Wildberries и в каких городах они находятся. А значит — спланировать поставки, чтобы товары не кончались.

Так выглядит «Отчёт по остаткам на складе»
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

«Товары в пути» на Wildberries обозначает множество статусов. В этот столбец попадают товары, скомплектованные на складе, переданные на доставку, оприходованные на ПВЗ, переданные клиентам, но не отмеченные в учётной системе. Другими словами — все товары, которые не хранятся на складе в ожидании заказа.

Из-за этого у товаров может долго сохраняться статус «В пути». При этом они не будут видны ни в отчётах о продажах, ни в складских остатках, и у селлеров может возникнуть ложное ощущение, что товары потеряны. На самом деле это не так.

Отчёт «Динамика оборачиваемости» показывает изменения метрики «Оборачиваемость складского остатка». Подробнее о ней мы поговорим ниже. Простыми словами — в отчёте видно, как часто покупают ваш товар. Это влияет в том числе на ранжирование карточек товара в выдаче.

Так выглядит отчёт — график разбит на цветовые зоны
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

График визуально понятен. Например, красная зона показывает, что продукты редко покупают. Маркетплейс понижает карточки таких товаров в выдаче. Чтобы поднять их, нужно стимулировать спрос: использовать скидки, принять участие в акции, оптимизировать карточки или запустить рекламную кампанию. Жёлтая зона показывает, что в вашем ассортименте есть неликвидные товары.

Wildberries даёт советы, как работать с ассортиментом из каждой цветовой зоны. Подсказку можно увидеть, если нажать на «Как работать с отчётом»
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Важно учитывать динамику оборачиваемости и стремиться к тому, чтобы ассортимент находился в зелёной зоне. Дефицита товаров тоже допускать нельзя: это приведёт к снижению числа продаж.

«Отчёт с перечнем всех номенклатур» содержит в себе данные обо всех товарах, которые вы продаёте сейчас и когда-либо продавали на маркетплейсе. Его можно изучить в личном кабинете или выгрузить в Excel.

Так выглядит отчёт с перечнем номенклатур
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Этот отчёт полезен для продвижения карточек и обработки товаров. Если вы раньше продавали кружки, но давно не отгружали и теперь решили продавать снова, то можно не создавать карточку для них с нуля, а «воскресить» архивную карточку с отзывами. Продавать с ней будет легче.

Ещё пример — вы создаёте новую карточку товара и не понимаете, почему поставка выдаёт ошибку. Проблема может быть в штрихкоде: для нового товара вы указали один из старых. В отчёте можно проверить, не использовали ли вы баркод раньше.

Последний базовый отчёт, который мы разберём, — «Сводный по поставщику». Здесь хранятся данные о заказах, отгрузках, продажах и финансовых поступлениях за всё время работы с маркетплейсом. Данные можно детализировать вплоть до отдельных дней.

Нажмите сюда, чтобы посмотреть разбивку по месяцам или дням
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Отчёт полезен для отслеживания общей динамики продаж. Просматривайте его раз в месяц и сравнивайте показатели с данными предыдущего месяца.

Какие метрики нужно отслеживать и почему

На успех продавца на Wildberries влияет множество метрик. От них зависит, как маркетплейс продвигает товары — помещает ли их в рекомендации, показывает ли в топе выдачи и так далее.

Мы разберём шесть самых важных метрик, за которыми нужно следить. Это заказы, продажи, CV в покупку, остатки, скорость продаж и оборачиваемость.

Заказы — число заказанных товаров за выбранный период. Чаще всего их анализируют за день, неделю, месяц, квартал, полугодие и год. Чтобы понять общую динамику профиля селлера, показатели сравнивают по методике LFL — Like for Like. Например, число заказов во втором квартале сравнивается с числом заказов в первом. Или показатель апреля 2022 года — с показателем апреля 2021 года.

Если показатель растёт, это хорошо. Если снижается — нужно что-то с этим делать: участвовать в акциях, делать скидки, запускать рекламу.

Продажи — количество заказов, товары по которым выкуплены. Показатель нужен для расчёта следующей метрики — CV.

CV — конверсия из заказов в продажи. Метрику ещё называют «процент выкупа». Её значение рассчитывают по формуле:

CV = (заказы за период / продажи за период) × 100%

Показатель варьируется в зависимости от категории. Например, процент выкупа косметики может быть 90%: клиент откажется от товара только в случае брака. А процент выкупа для платья будет 30%: покупатель заказывает три платья, а выкупает одно.

CV нужно анализировать в динамике. Резкое снижение процента выкупа говорит о проблемах. Чтобы решить их, нужно проанализировать ситуацию: проверить качество упаковки, изучить процент брака при отгрузке и так далее. Рост показателя говорит о том, что всё хорошо.

Остатки — количество товаров, которые находятся на складе маркетплейса и доступны для заказа. Важно постоянно мониторить этот показатель, чтобы своевременно привозить новые партии товаров. Если вам нечего будет продавать, никакая реклама вас не спасёт.

Скорость продаж — метрика, которая показывает, сколько товара вы продаёте за выбранный период. Она нужна для расчёта оборачиваемости. Скорость продаж считают по формуле:

скорость продаж = продажи за период / период

Для примера посчитаем скорость продаж в определённом месяце. В нём было 30 дней, продали 420 товаров. Скорость продаж — 14 товаров в день.

Оборачиваемость — отношение остатка на складе к скорости продаж. Простыми словами — на сколько дней хватит запаса товаров. Считают оборачиваемость по формуле:

оборачиваемость = остатки / скорость продаж

Допустим, на складе 300 товаров. При скорости продаж 14 товаров в день запасов хватит на 21 день.

Оборачиваемость — критически важный показатель. От него напрямую зависит ранжирование бренда и карточек товаров на Wildberries. При малой оборачиваемости товары опускаются в выдаче и категориях.

Пример: как определить срок поставки с помощью аналитики

Рассмотрим практическую задачу, которую можно решить с помощью анализа показателей на Wildberries. Компания продаёт на маркетплейсе шуруповёрты. Целевой показатель оборачиваемости товара — две недели. Компании нужно знать, как часто проводить подсортировку.

Подсортировка, или подсорт, — повторная отгрузка товара на склад маркетплейса. Она нужна, чтобы товар всегда был в наличии. Грамотная и своевременная подсортировка — одна из важнейших компетенций менеджера по маркетплейсам.

Чтобы решить эту задачу, нам понадобятся данные о продажах. Возьмём их в отчёте «Продажи». Выгружаем отчёт за неделю и суммируем данные в столбце «Выкупленные товары». Минусовые значения не учитываем — это возвраты от клиентов.

Ищем здесь артикулы шуруповёртов и считаем, сколько продаж было в неделю
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Допустим, у нас получилось 140 продаж. Теперь нужно рассчитать оборачиваемость, а для этого — получить данные об остатках.

Заходим в «Отчёт по остаткам на складе». Он всегда выгружается по состоянию на текущую дату. По умолчанию данные в нём показаны по товарным группам. Чтобы посмотреть данные по товарам, откройте «Настройки таблицы» и проставьте галочки во всех полях.

Так получим отчёт по каждой позиции отдельно
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Выгружаем отчёт и ищем шуруповёрты по артикулу. Смотрим на столбец «Итого по складам» — это наш остаток.

Данные об остатках указаны здесь
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

По нашему артикулу на складе нашлось 200 единиц товара.

Зная продажи и остаток, мы можем рассчитать:

  • Скорость продажи. Выгружали данные за неделю, было 140 продаж. 140 делим на 7 — получаем 20 штук товара в день.
  • Оборачиваемость. Остаток — 200 единиц — делим на скорость продаж: 20 штук в день. Получаем 10 дней.

Получается, остатка хватит на десять дней.

Кажется, всё очевидно: готовим поставку через десять дней, чтобы обеспечить площадку товаром. Но нужно учесть риски:

  • проблемы со свободными окнами для отгрузки на складе WIldberries;
  • проблемы с поиском транспортной компании или форс-мажор с собственным транспортом;
  • болезнь или отсутствие сотрудника, отвечающего за отгрузки или формирование поставки;
  • пробки при сдаче поставки;
  • затягивание приёмки вашей поставки на складе Wildberries.

Я рекомендую закладывать минимум два дня на эти риски — так вы точно не опоздаете. Отнимаем от оборачиваемости два дня — и получается, что следующая поставка нужна через восемь дней.

Этот пример показывает, что при работе с данными нельзя опираться только на цифры. Задача менеджера по маркетплейсам — умело интерпретировать показатели отчётов.

Какими внешними сервисами пользоваться и зачем они нужны

Существуют внешние сервисы аналитики для Wildberries. В них можно увидеть то, чего нет в отчётах на WB Partners. Расскажем на примерах, зачем они нужны, как их можно использовать и какие в них есть проблемы.

Эти сервисы позволяют получать данные о чужих товарах, продажах конкурентов, категориях товаров, динамике в какой-то нише. Они нужны для анализа конкурентной среды.

Допустим, селлер хочет запустить продажи нового товара. Чтобы понять, будет ли это выгодно, он анализирует продажи конкурентов, оборот в категории, общее количество товаров. И принимает решение, стоит заняться продуктом или ниша уже переполнена.

У сервисов аналитики одна проблема — погрешность данных. Большинство из них получают данные так:

  • Бот ежедневно парсит страницы маркетплейса и снимает данные об остатках путём «скликивания» товара в корзину.
  • Если вчера в карточке было десять штук товара, а сегодня — восемь, бот пишет, что товар продали в количестве двух штук.
  • Полученные данные о продажах бот кластеризует — и формирует из них выборку, которую передаёт в сервис аналитики.

У этого метода сбора данных высокая погрешность. Но даже данных с погрешностями хватит, чтобы проанализировать нишу и принять решение.

Сервисов много. Мы приведём в пример три бесплатных сервиса аналитики для Wildberries — Shopstat, «Маяк» и бот EVA. Покажем, что в них можно сделать и как работать с данными.

Shopstat — самый популярный бесплатный сервис с понятным интерфейсом. Данные в нём не всегда корректны, иногда возникают технические проблемы. Но функций сервиса хватает для полного анализа ниш и товаров — не только на Wildberries, но и на других маркетплейсах.

Допустим, нам нужно рассмотреть нишу юбок. Выбираем маркетплейс и категорию, в которую попадает товар, — в нашем случае это категория «Женщинам». Откроется общий отчёт по ней: оборот, число продаж, число поставщиков и количество SKU. Ниже будут данные по каждому артикулу: можно отсортировать их, например, по выручке.

Так выглядит общая статистика по нише
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Чтобы добраться до категории «Юбки», нажимаем на «Подкатегории» и ищем её. Переходим в подкатегорию — и видим такой же отчёт с общими данными и информацией по каждому артикулу. Его можно сохранить на компьютер.

Так выглядит статистика по нише
Скриншот: Wildberries / Skillbox Media

Теперь анализируем карточки топовых товаров или всех продуктов, которые есть в нише. Вставляем артикул в строку поиска — и изучаем данные о продажах, обороте, динамике продаж.

Сервисом можно пользоваться на маркетплейсе, если установить расширение. Тогда данные о нишах и товарах будут появляться в результатах поиска и в карточках.

Другой сервис для анализа — «Маяк». Это условно-бесплатный сервис: десктопная версия стоит от 2990 рублей. Расширением можно пользоваться бесплатно, если совершать до 50 запросов в сутки. Расширение позволяет анализировать категории товаров и карточки товаров в интерфейсе Wildberries, как и Shopstat.

Последний сервис — бот EVA. Его функциональность уже, чем у других названных сервисов, но есть функция подписки на бренды и поставщиков. Бот будет высылать отчёты по ним в Telegram каждую неделю. Это позволяет в динамике отслеживать продажи конкурентов.

Главное, что нужно знать об аналитике на Wildberries

На Wildberries есть внутренние отчёты. Базовые — «Продажи», «Отчёт по остаткам на складе», «Динамика оборачиваемости», «Отчёт с перечнем номенклатур» и «Сводный по поставщику». В них вся информация, которая понадобится для управления товарами.

На продажи на маркетплейсе влияют показатели селлера, поэтому важно отслеживать их. Самые значимые метрики — заказы, продажи, CV в покупку, остатки, скорость продаж и оборачиваемость. Нужно, чтобы товары всегда были на складе, а процент выкупа не падал из-за брака или плохой упаковки.

Аналитика на Wildberries позволяет решать разные задачи. Например, с её помощью можно понять, через сколько дней нужно поставлять товар, чтобы его продажи не прерывались.

Есть внешние сервисы аналитики для Wildberries: платные и бесплатные. Они показывают то, чего нет в стандартных отчётах, — статистику по чужим карточкам и нишам. Пользоваться ими можно, если вы собираетесь анализировать конкурентов и новые категории, в которые хотите зайти.

Как узнать больше

  • За аналитику и управление товарами на Wildberries отвечают менеджеры по продажам. Это молодая профессия на стыке трёх отраслей: маркетинга, экономики и управления продажами. В большом гайде рассказываем, кто может её освоить и как бизнесу найти своего специалиста.
  • В Skillbox обучают менеджеров маркетплейсов. На этом курсе учат оформлять карточки товаров, анализировать бизнес-показатели, работать с клиентами и контролировать все процессы.
  • Для хорошего результата недостаточно одного анализа — нужно уметь управлять ценами и акциями, запускать рекламу, оптимизировать карточки товаров. Об этом мы рассказываем в гайде по торговле на Wildberries.
  • В Skillbox Media есть и гайд по торговле на Ozon. Из него вы узнаете о схемах работы с маркетплейсом и базовых инструментах продвижения. А ещё — о работе с рейтингом, отзывами и аналитикой.
  • В Skillbox есть курс по работе с Wildberries. На нём рассказывают о тонкостях работы с площадкой: от оформления отказного письма на товар до расчёта юнит-экономики и общения с поддержкой маркетплейса.

Другие материалы о продажах в Skillbox Media

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована