Маркетинг
#статьи

Что такое «Платформа» и как она устроена: рассказываем о российском аналоге YouTube

Чем «Платформа» похожа на YouTube, когда на ней будет монетизация и что о ней думают специалисты по продвижению.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В июне 2024 года в России заработал новый видеохостинг — «Платформа». По заявлениям создателей, он сможет заместить YouTube. Пользователям при этом не придётся осваивать новый интерфейс: принцип работы «Платформы» такой же, как у YouTube.

Мы изучили контент на «Платформе» и открытые данные о ней, поговорили с участниками российского рынка рекламы и написали этот материал. Из него вы узнаете:

Что такое «Платформа»

«Платформа» — видеохостинг, созданный как альтернатива YouTube: об этом заявляют сами создатели площадки. «Платформу» разработала российская IT-компания Rteam. Хостинг начал работать в конце июня 2024 года.

На момент публикации статьи «Платформа» находится в стадии бета-тестирования: разработка и запуск новых функций продолжаются, хотя сайт уже доступен для широкой аудитории. Обо всех обновлениях команда проекта пишет в телеграм-канале.

Пока у «Платформы» есть только сайт, который доступен в браузере на любых устройствах. Мобильного приложения нет, но над ним уже работают. Дата запуска приложения пока неизвестна.

По сообщению команды «Платформы», на конец августа 2024 года на ней зарегистрировано более 160 тысяч аккаунтов, загружено более 387 тысяч видеороликов.

Бесплатно: 3 книги для буста жизни и карьеры

Помогут занять руководящую должность, избавиться от чувства вины, стыда и неуверенности в себе.

Забрать бесплатно

Как устроена «Платформа» и какие функции у неё есть

Видеохостинг заявлен как аналог YouTube; разработчики не скрывают, что не просто вдохновились идеей видеохостинга, а скопировали его. Интерфейс и функциональность платформы практически полностью повторяют интерфейс и функциональность YouTube, немного отличаются лишь иконки и цветовые решения.

Вот что можно делать на площадке.

Смотреть ролики и трансляции. На главной странице размещены видео из каналов, на которые подписан пользователь, а также контент, рекомендованный алгоритмами. В верхней части главной страницы есть рубрики — например, «Развлечения», «Музыка» и «Спорт», где можно найти видео на соответствующую тему. В меню справа есть кнопка «В тренде»: в этом разделе отображаются самые популярные ролики.

Ролики во вкладке «Образование»
Скриншот: «Платформа» / Skillbox Media

В меню слева есть вкладка «История», где отображаются просмотренные видео. Понравившиеся ролики можно добавлять в закладки — они попадут в профиль, к ним можно будет вернуться.

Создавать каналы и публиковать видео. Создавать каналы могут зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться на «Платформе» можно по номеру телефона, через VK ID или «Яндекс ID». При регистрации площадка просит указать дату рождения и имя, а также, по желанию, адрес электронной почты.

Канал для публикации видео создаётся в личном кабинете за пару минут. Нужно указать его название, возраст аудитории (от 6, 12, 16 или 18 лет), выбрать страну и тематику в выпадающем меню.

Вкладка для создания канала на «Платформе»
Скриншот: «Платформа» / Skillbox Media

Один пользователь может создать несколько профилей и каналов и переключаться между ними с помощью меню в правом верхнем углу. Проходить регистрацию повторно при создании ещё одного канала не нужно.

Переключение между аккаунтами
Скриншот: «Платформа» / Skillbox Media

Ставить лайки и дизлайки. Пользователи могут поставить оценку понравившемуся ролику. Возможно, дизлайки на «Платформе» скрыты, как и на YouTube. Мы попробовали поставить дизлайк под одним из видео, и рядом не появилось цифры с указанием количества дизлайков.

Лайки и дизлайки под роликом
Скриншот: Дмитрий Пучков / «Платформа»

Писать комментарии. Под видео можно оставлять комментарии, упоминать других пользователей через @ и открывать ветки обсуждения.

Подписываться на каналы. На понравившиеся каналы можно подписаться. Тогда новые видео автоматически будут появляться в вашей ленте. Также можно настроить оповещения о выходе новых видео в каналах, на которые вы подписаны.

Пересылать видео в мессенджеры. Если вы хотите поделиться понравившимся роликом, ссылку на него можно отправить, например в WhatsApp, Telegram или во «ВКонтакте».

Использовать субтитры. Встроенный алгоритм может распознавать речь на русском и английском языках и генерировать субтитры автоматически. Кроме того, автор контента может добавить субтитры самостоятельно при публикации.

Импортировать видео с других площадок. На странице управления каналом в левом боковом меню есть раздел «Импорт видео». В нём можно добавить ссылку на свой канал на YouTube или в «VK Видео» — система перезальёт все ролики оттуда в канал на «Платформе».

Могут ли блогеры зарабатывать на своём контенте?

Программы монетизации пока нет. На площадке уже выложены правила монетизации, но о сроках запуска программы ничего не известно.

При этом теоретически блогеры на «Платформе» уже могут размещать в роликах рекламные интеграции и получать за это деньги. В меню загрузки видео даже есть специальный бегунок, который включают, если в видео присутствуют рекламные материалы. Но поскольку аудитория видеохостинга небольшая, рекламу там пока не публикуют.

Какой контент можно размещать на «Платформе» и как это сделать

На хостинге можно публиковать горизонтальные и вертикальные видео, запускать трансляции. Расскажем о каждом формате подробнее.

Горизонтальные видеоролики. Это длинные видео, которые можно загрузить в высоком качестве. В рекламных роликах площадки заявлено разрешение до 4К, но пока доступно максимум 1080р. Опубликовать видео можно с помощью кнопки в правом верхнем углу. После загрузки будут доступны варианты обложки из стоп-кадров, также можно добавить название и описание.

Ролики можно объединять в плейлисты, которые будут отображаться в канале. Также в длинном видео доступны тайм-коды, позволяющие найти нужный отрывок. Ссылкой на тайм-код можно поделиться в мессенджере. Чтобы разбить видео на отрывки автоматически, нужно воспользоваться отдельной кнопкой в меню загрузки.

Shorts. Это короткие вертикальные ролики длительностью до 60 секунд. К ним тоже можно подобрать обложку, добавить название и описание. Как и на YouTube, они будут отображаться в отдельной вкладке на канале.

Вкладка Shorts на «Платформе»
Скриншот: «Платформа» / Skillbox Media

Трансляции. На «Платформе» можно запустить стрим, но перед этим придётся подключить сторонний видеокодер вроде OBS Studio или Twitch Studio. Трансляцию можно рестримить на других сайтах: для этого нужно добавить ссылку в настройках.

После завершения стрим сохранится на канале, как обычное видео.

Есть ли на «Платформе» цензура?

В презентационном ролике, опубликованном в телеграм-канале Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), создатели «Платформы» подчёркивают, что на их сайте «прозрачная система модерации».

Так, к контенту есть стандартные требования: нельзя публиковать видео, нарушающие законодательство и авторское право. К запрещённым темам относятся, например, насилие и наркотики, также нельзя использовать нецензурную лексику в самих видео и в их названиях и описаниях.

Кроме этого, в промоматериалах создатели «Платформы» обещают модерировать «антироссийский» контент. В пользовательском соглашении нет критериев, по которым контент относят к «антироссийскому». Но указано, что администрация площадки оставляет за собой право в любой момент проверить любой ролик на соответствие внутренним правилам и законодательству РФ. В случае нарушения ролик — а возможно, и канал автора — могут удалить без предупреждения.

Как работают алгоритмы «Платформы»

На сайте есть система рекомендаций, работающая по тому же принципу, что умная лента во «ВКонтакте» и рекомендации на YouTube. «Платформа» будет подбирать интересные пользователю видео, основываясь на его истории подписок, лайков и просмотров.

Также справа от просматриваемого ролика будут показаны похожие видео. Например, если включить мультфильм, видеохостинг порекомендует ещё несколько.

Рекомендации рядом с просматриваемым видео
Скриншот: «Мультики ТВ» / «Платформа»

Если контент какого-то канала вам не нравится, можно нажать кнопку «Не рекомендовать» или поставить дизлайк. Тогда система не будет показывать вам похожие ролики. Также пользователи могут пожаловаться на неприемлемое, на их взгляд, видео, и модераторы рассмотрят жалобу на предмет нарушений.

По утверждению создателей, «Платформа» продвигает контент не только популярных каналов с большим числом подписчиков, но и новичков. Это позволяет начинающим авторам найти первую аудиторию и раскрутиться.

Какой контент есть на «Платформе»

На «Платформе» уже есть видео на разные темы — от развлечений до здоровья. Но при этом ещё нет узнаваемых лидеров мнений, которые бы ассоциировались с этой площадкой, как авторы каналов на YouTube.

На площадке уже много роликов про политику, видео со спортивными упражнениями, уроками английского, стримами видеоигр, музыкальными клипами и любительскими записями детских концертов. Кроме того, на видеохостинге есть художественные фильмы, мультфильмы и отрывки из них.

Активность на «Платформе» невысокая. У большинства роликов, которые мы видели в поисковой выдаче, от десятка до нескольких сотен просмотров и единичные лайки.

Подписчиков у авторов тоже относительно немного. При этом уже есть каналы, помеченные синей галочкой верификации. У них от тысячи до 10–12 тысяч подписчиков.

У канала писателя и переводчика Дмитрия Пучкова более 3800 подписчиков
Скриншот: Дмитрий Пучков / «Платформа»

Сможет ли «Платформа» составить конкуренцию другим популярным видеохостингам

Мы спросили специалистов по продвижению и маркетингу, что они думают о перспективах «Платформы» на российском рынке. Вот что они говорят.

Алексей Маркович

Руководитель отдела рекламных технологий в Centra


— Очень важно, чтобы на выбранной для бизнеса рекламной площадке была живая аудитория и популярные контент-мейкеры. Пока что ни того, ни другого на «Платформе» замечено не было. Из-за этого сложно сказать, сможет ли она стать лидером рынка.

Конкурировать с «VK Видео» в перспективе будет очень трудно, так как у VK больше ресурсов для перетягивания контент-мейкеров под своё крыло. Ну а конкурировать с YouTube сейчас никто не может. YouTube — «отец» видеохостингов, который десятилетиями собирал свою аудиторию. Это не столько сервис, сколько стиль жизни.

Единственный способ выиграть у него конкуренцию — полный его запрет или отключение. Как показывает статистика, когда YouTube замедляют, большая часть людей ищет именно способ обхода, а не аналоги.

Игорь Малинин

Основатель рекламного холдинга The Business Pill. Лектор Финансового университета, РГГУ, ВШЭ и МГУ. Автор телеграм-канала «Что я несу?»


— На мой взгляд, пока «Платформа» не сможет стать ведущим видеохостингом в России. У этого есть две причины.

Во-первых, сейчас ни один ресурс не может для кого-то быть главной площадкой, потому что медиаландшафт меняется очень быстро. Одни площадки создаются, другие закрываются, третьи пытаются развиваться, но у них не получается по многим причинам. Поэтому любой компании контент лучше диверсифицировать и загружать на различные площадки одновременно.

«Платформа» так или иначе попадёт в интересы маркетологов и компаний. Когда сайт новый, конечно же, он привлекает к себе внимание. Тот, кто уже сегодня выйдет на «Платформу», получит возможность выстрелить и одним из первых найти там свою аудиторию.

Во-вторых, «Платформа» пока не обладает большой аудиторией. Но она подходит для архивации видео, поэтому можно складывать на неё свой контент и гнать туда трафик самостоятельно.

У людей пока мало информации об этом ресурсе, поэтому органический трафик небольшой и пользователей немного. Соответственно, «Платформа» сейчас сама должна больше работать с авторами, чтобы привлечь эксклюзивный контент и, соответственно, аудиторию.

Максим Оганов

Маркетолог, основатель агентства комплексного интернет-маркетинга Oganov.Digital. Автор телеграм-канала «Прибыльный digital»


— С одной стороны, «Платформа» предлагает функциональность, сравнимую с YouTube. Поддержка 4К видео, вертикальных роликов, субтитров, трансляций, рекомендательные алгоритмы — всё это уже знакомо пользователям. Кроме того, площадку позиционируют как инструмент защиты информационной безопасности и способ поддержки российских разработчиков, что может привлечь патриотически настроенную аудиторию.

С другой стороны, без достаточного количества пользователей «Платформа» не сможет составить серьёзную конкуренцию уже существующим гигантам. Важную роль играет и политика модерирования контента. Слишком жёсткая цензура может отпугнуть блогеров и пользователей, привыкших к большей свободе на других площадках.

В целом «Платформа» имеет шансы занять свою нишу на рынке видеохостингов. Однако для того, чтобы стать основной площадкой для блогеров и бизнеса в России, ей предстоит проделать большой путь и преодолеть конкуренцию со стороны сервисов, уже давно ставших популярными.

Регина Яковлева

Основательница маркетингового агентства PRO M8


— Создателям «Платформы» нужно выстроить контентную стратегию с привлечением интересных авторов и лидеров мнений, чтобы конкурировать с другими видеохостингами. Например, публиковать контент, изначально ориентированный на русскоязычную аудиторию, учитывающий её культурные и социальные особенности.

Также для увеличения узнаваемости видеохостинга и повышения доверия необходимо привлекать известных блогеров и знаменитостей, способных продвигать площадку в собственных каналах и соцсетях. Также можно запускать эксклюзивный контент в формате интересных оригинальных шоу и сериалов, которые будут доступны только на этом видеохостинге.

Важно выстроить грамотный подход к поддержке авторов. В первую очередь нужно реализовать простую, понятную и прозрачную монетизацию и предложить выгодные условия сотрудничества.

Главное о «Платформе» в 4 пунктах

  • «Платформа» — это российский видеохостинг, аналог YouTube. Сейчас проект находится на стадии бета-тестирования и постоянно дорабатывается. При этом он уже доступен для широкой аудитории.
  • На «Платформе» можно размещать короткие и длинные видео и запускать стримы. Авторы контента могут создать канал и публиковать на нём авторские видео, а пользователи — смотреть, лайкать и сохранять понравившиеся ролики, подписываться на блогеров.
  • Алгоритмы «Платформы» рекомендуют пользователям потенциально интересный контент, основываясь на их истории активности. Если человек посмотрел, лайкнул или сохранил видео, площадка покажет в выдаче похожий контент.
  • На «Платформе» планируется запуск системы монетизации. Создатели уже выложили на сайт правила, но дата запуска пока не названа.

Материалы Skillbox Media о других площадках для публикации видео

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована