Что нужно сдавать на маркетолога: полный гид по экзаменам и требованиям
Рассказали о пути в профессию — о том, куда поступать после 9-го и 11-го класса, какие ЕГЭ сдавать, об альтернативах вузу и о ключевых навыках.


Фото: FreshSplash / Getty Images
Маркетинг — симбиоз креативности, аналитики и технологий, без которого бизнесу сегодня не выжить: особенно в условиях цифровизации и на фоне импортозамещения. Рынок рекламы продолжает расти, а вместе с ним растёт и спрос на маркетологов. Только на HeadHunter сейчас открыто более 8 тысяч вакансий для специалистов из этой сферы.
Но как попасть в профессию — что сдавать на маркетолога после школы и как ещё можно начать путь в маркетинг? В этом материале редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:
- куда поступить, чтобы стать маркетологом;
- что нужно, чтобы поступить на маркетолога после 9-го класса;
- по каким предметам сдавать ЕГЭ для поступления после 11-го класса;
- какие есть альтернативные способы попасть в профессию;
- какие знания и навыки нужны маркетологу.
В конце отвечаем на часто задаваемые вопросы (FAQ).
Куда поступить, чтобы стать маркетологом
Маркетолог — специалист, который разрабатывает стратегию продвижения бренда, анализирует рынок, целевую аудиторию и измеряет эффективность проводимых рекламных кампаний. Чтобы стать маркетологом, можно получить среднее профессиональное (СПО) или высшее (ВО) образование. Давайте разбираться.
Среднее профессиональное образование. Его получают в колледжах, техникумах и училищах — в ссузах. В ссуз можно поступить после 9-го или после 11-го класса. Срок обучения после 11-го класса составит два года, а после 9-го — четыре года.
После 11-го класса можно учиться очно, очно-заочно (вечерняя форма) или заочно. После 9-го класса обычно доступны очная и очно-заочная формы.
Учиться можно бесплатно — на бюджетных местах — или платно. На платной основе учатся те, кто не прошёл на бюджет, уже получал бесплатное СПО или ВО или выбрал заочную форму обучения.
Стоимость обучения начинается от 40 тысяч рублей в год и зависит от учебного заведения и формы обучения.
Вот три примера колледжей, где можно получить образование маркетолога:
- Колледж Московского университета имени С. Ю. Витте. Программа — «Реклама и связи с общественностью». Стоимость обучения — 70 тысяч рублей в год на очной форме или 40 тысяч рублей в год на заочной форме обучения. Филиалы учреждения есть в Москве, Пензе, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Рязани.
- Петровский колледж. Программа — «Реклама». Стоимость обучения — 202 тысячи рублей в год на очной форме обучения и 78 тысяч на заочной. Отделы колледжа расположены в Санкт-Петербурге.
- Ярославский колледж управления и профессиональных технологий. Программа — «Реклама». Стоимость обучения — 95 тысяч рублей в год.
Значительная часть таких ссузов находится в Москве, но в регионах тоже можно найти филиалы крупных университетов или отдельные учреждения, где есть программы по маркетингу.
В основном в ссузах готовят специалистов по одному Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) — направление «Реклама», код 42.02.01. Хотя специальность может называться и по-другому. Например, «Цифровой маркетинг, медиа и пиар».

Скриншот: «Учёба.ру» / Skillbox Media
После получения СПО можно пойти работать или продолжить обучение — например, поступить в вуз.
Высшее образование. Получают в вузах — университетах, институтах и академиях. Поступить туда можно после окончания 11 классов или после получения диплома СПО. Обучение по программе бакалавриата длится четыре года, по программе специалитета — пять лет.
Если у вас уже есть высшее образование по другой специальности, можно продолжить обучение в магистратуре по направлению «Маркетинг». Это займёт два года.
Учёба в вузе также возможна как на бесплатной основе, так и на платной — в случае, если не прошли по баллам на бюджетные места или если до этого уже получали образование на бюджетной форме. Плата за обучение составляет в среднем от 100 тысяч рублей в год и зависит от вуза и формы обучения. Заочное и дистанционное обучение обычно дешевле очного.
Маркетологов готовят не только крупные столичные вузы, но и многие региональные. Вот четыре примера вузов и их программ по маркетингу:
- НИУ ВШЭ, Высшая школа бизнеса. В вузе есть программа для бакалавров «Маркетинг и рыночная аналитика» по направлению «Менеджмент», код 38.03.02. Также есть несколько программ для магистров — например, «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом», «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», «Маркетинг — менеджмент». Стоимость платного обучения — от 650 тысяч рублей в год. Основной кампус университета находится в Москве, ещё три — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
- РЭУ имени Г. В. Плеханова. По направлению «Реклама и связи с общественностью» (код 42.03.01) в вузе есть программы для бакалавриата «Продюсирование в креативных индустриях», «Реклама и связи с общественностью в бренд-коммуникациях», «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе», а также программы для магистратуры — «Рекламные технологии бизнеса», «Связи с общественностью в системе бизнес-коммуникаций» и несколько программ в направлении «Медиакоммуникации», код 42.04.05. Стоимость обучения — 500 тысяч рублей в год. У вуза есть филиалы во многих городах России и один в ОАЭ.
- КФУ, Казанский федеральный университет. Подходящие программы для бакалавров и специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью», код 42.03.01, — «Бренд-коммуникации и дизайн рекламы. Event-дизайн и конгрессно-выставочная деятельность», «Бренд-коммуникации и дизайн рекламы», в направлении «Менеджмент», код 38.04.02, — «Маркетинг и рыночная аналитика; Бизнес и менеджмент; Финансовый менеджмент; Управление развитием бизнеса». Также есть несколько программ магистратуры. Стоимость обучения — 249 тысяч рублей в год. Основные корпуса вуза расположены в Казани, также есть филиалы в Набережных Челнах и Елабуге. Представительства вуза есть в Узбекистане и Египте.
- ДВФУ, Дальневосточный федеральный университет. Для бакалавриата в вузе есть подходящие программы — «Реклама и связи с общественностью», код 42.03.01, «Менеджмент», код 38.03.02, «Медиакоммуникации», код 42.03.05. Стоимость обучения — от 245 тысяч рублей в год. Главный кампус вуза находится во Владивостоке, филиалы вуза есть в городах Арсеньеве, Находке, Уссурийске; также есть один филиал в Хакодате (Япония).
Для ВО выбор направления программ обучения шире, чем для СПО: маркетингу также могут обучать в рамках стандартов «Торговое дело» (код 38.03.06), «Социология» (код 39.03.01), «Филология» (код 45.03.01) и других.
Условия поступления в вуз, стоимость и место учёбы лучше уточнять на сайте желаемого учебного заведения.
Что нужно, чтобы поступить на маркетолога после 9-го класса
Зачисление в ссузы обычно производят на основании конкурса аттестатов. Это способ зачисления в учебное заведение на основе средней оценки по всем предметам в аттестате: чем выше средний балл, тем выше шансы поступить или попасть на бюджет.
Баллы ОГЭ по профильным предметам — например, по математике, русскому языку и обществознанию — тоже могут влиять на конкурс. Некоторые учебные заведения начисляют абитуриенту дополнительные баллы за высокие оценки по этим предметам.
Многие ссузы проводят дополнительные вступительные испытания — например, очное собеседование, творческий экзамен, презентацию работ или рисунок.
Повысить шансы на поступление может и портфолио личных достижений: спортивные и творческие успехи, дипломы и свидетельства об участии в олимпиадах, конкурсах, волонтёрских проектах.
Условия поступления, сроки и стоимость обучения лучше уточнять на сайте и в приёмной выбранного колледжа или училища.
По каким предметам сдавать ЕГЭ, чтобы поступить на маркетолога после 11-го класса
Поступить в вуз можно на основании диплома о СПО* или аттестата о среднем общем образовании. При поступлении после ссуза принимают по внутренним экзаменам вуза, а после школы — учитывают результаты ЕГЭ.
Чтобы поступить в вуз на маркетинговое направление, чаще всего нужно сдать ЕГЭ по таким предметам:
- русский язык — обязательный предмет для любого вуза;
- обществознание, профильная математика, иностранный язык или история, — обычно вузы выбирают два предмета из этого списка.
Иногда могут потребоваться результаты ЕГЭ и по другим профильным предметам:
- информатика — для диджитал-направлений;
- литература — для программ в области медиакоммуникаций;
- биология или география — для направлений, связанных с торговым делом (встречаются редко).
Список предметов, по которым нужны результаты ЕГЭ, и проходные баллы вузы устанавливают самостоятельно. Поэтому стоит заранее выбрать один или несколько вузов, которые вы рассматриваете для поступления, и готовиться к требуемым экзаменам.
Например, для поступления на бакалавриат по программе «Маркетинг и рыночная аналитика» в НИУ ВШЭ нужно сдать ЕГЭ по профильной математике (не менее 60 баллов), русскому языку (не менее 65 баллов) и иностранному языку (не менее 70 баллов). А в Казанском федеральном университете на направлении «Маркетинг» требуются результаты ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. При этом минимальная сумма баллов по трём предметам в 2024 году составляла 125.
Минимальные и проходные баллы за прошлый год можно найти на сайтах вузов. Минимальные баллы дают право на зачисление на платной основе, для зачисления на бюджет нужны баллы выше.
* Важно: с 1 сентября 2026 года поступить в вуз после колледжа или техникума по внутренним экзаменам без сдачи ЕГЭ можно будет только на ту же специальность или направление, по которой вы получили среднее специальное образование.
Некоторые учебные заведения — например, творческие вузы или ведущие университеты страны — кроме ЕГЭ проводят дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Например, в МГУ имени М. В. Ломоносова при поступлении на бакалавриат по программе «Реклама и связи с общественностью» обязательно нужно пройти ДВИ по обществознанию.
Ещё вузы учитывают индивидуальные достижения абитуриентов и могут начислять за них дополнительные баллы при поступлении. Например, за аттестат с отличием, победы и призовые места в вузовских и всероссийских олимпиадах, значимые спортивные достижения, волонтёрскую деятельность, грамоты и дипломы за участие в профильных конференциях и конкурсах. Каждый вуз определяет свой перечень достижений, за которые начисляются дополнительные баллы.

Скриншот: РЭУ имени Г. В. Плеханова/ Skillbox Media

Скриншот: РЭУ имени Г. В. Плеханова/ Skillbox Media
Какие есть альтернативные способы попасть в профессию
Кроме получения среднего и высшего образования, есть и другие способы стать маркетологом. Например, пройти курсы или учиться самостоятельно, начать с работы на стажировке или прийти из смежных профессий.
Курсы. Сейчас многие учебные заведения и онлайн-платформы предлагают пройти курсы по маркетингу. У способа есть свои преимущества: срок обучения на курсах обычно намного меньше, а в программах больший упор делают на практику. Можно получить общее представление о профессии или углублённо освоить отдельные навыки — например, выбрать курс по маркетинговым метрикам и аналитике.
Те, у кого уже есть высшее образование, могут пройти курсы переподготовки или повышения квалификации.
Самообразование. Некоторые маркетологи пришли в профессию, начав, например, с модерирования групп во «ВКонтакте» или с создания собственного контента. Маркетинговые приёмы они осваивали самостоятельно по открытым источникам из Сети — например, по видеоурокам, на форумах или в профильных сообществах.
Можно ли стать маркетологом без профильного образования — вопрос спорный. Одни считают, что можно успешно работать и без диплома, другие уверены, что фундаментальные знания всё же важны. Подробнее — в этой статье Skillbox Media.
Стажировка. Начать путь в маркетинге можно с позиции помощника или стажёра — такие вакансии часто не требуют опыта. Это хороший способ получить представление о профессии и освоить базовые навыки в процессе работы.
Переход из других или смежных профессий. В маркетинг нередко приходят специалисты из смежных сфер — например, из продаж, клиентского сервиса, копирайтинга или дизайна. У каждого из них уже есть полезный опыт: продавцы понимают, что важно для клиентов, дизайнеры умеют доносить идею с помощью визуальных элементов, а копирайтеры могут использовать свои навыки для написания рекламных текстов и слоганов. Освоив недостающие инструменты — например, основы аналитики, настройку рекламы, — можно начать работать маркетологом.
Курсы по маркетингу в Skillbox
- «Профессия Интернет-маркетолог» — для новичков и офлайн-маркетологов, которые хотят освоить продвижение в Сети.
- «Профессия SMM-специалист» — для тех, кто хочет продвигать бренды в социальных сетях.
- «Профессия Специалист по контекстной рекламе» — для тех, кто хочет запускать контекстную рекламу, оптимизировать качество трафика и бюджеты рекламных кампаний.
Какие знания и навыки нужны маркетологу
Маркетинг охватывает много разных направлений — от рекламы и аналитики до SMM и бренд-стратегий. Поэтому и набор нужных навыков зависит от специализации, уровня специалиста (junior, middle или senior) и требований работодателя. Но есть базовые компетенции, которые важны для большинства маркетологов.
Аналитические навыки — умение работать с данными. Маркетологу важно уметь опираться на цифры, а не на интуицию. Нужно уметь рассчитывать ключевые метрики вроде ROI, CAC, LTV и конверсии, проводить маркетинговые исследования, в том числе A/B-тестирование, анализировать поведение пользователей и делать выводы.
Диджитал-навыки — навыки работы с цифровыми инструментами и платформами. Например, важно уметь настраивать таргетированную и контекстную рекламу, пользоваться «Яндекс Метрикой», Google Analytics, «Яндекс Директом», Excel и «Google Таблицами». Также важно понимать, как работают соцсети, и разбираться в оптимизации и продвижении сайтов.
Стратегическое мышление. Маркетологи должны уметь разрабатывать маркетинговые стратегии, позиционировать продукт или бренд, сегментировать аудиторию и выделять целевые группы клиентов.
Креативные навыки. Маркетологам нужны базовые навыки создания контента — например, они должны уметь писать тексты, делать презентации, разбираться в основах дизайна. А ещё — уметь чётко формулировать мысли и идеи.
Организационные навыки. Маркетологу часто приходится вести несколько проектов одновременно, взаимодействовать с разными командами и подрядчиками, планировать бюджеты и сроки. Поэтому важны навыки самоорганизации, тайм-менеджмента, умение расставлять приоритеты и управлять задачами. Также будут полезны навыки проектного управления.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
На что ещё, кроме диплома, смотрят работодатели? Некоторые работодатели обращают внимание на наличие сертификатов и дипломов отечественных и международных маркетинговых платформ — например, «Яндекс Директа» и «Яндекс Метрики», HubSpot Academy, EMCQ и других.
Где работать после получения образования в маркетинге? В области маркетинга есть много разных профессий — например, интернет-маркетолога, бренд-менеджера, маркетолога-аналитика, менеджера по рекламе. Больше о популярных и хорошо оплачиваемых профессиях в маркетинге можно узнать из этой статьи Skillbox Media.
Главное о способах стать маркетологом в 4 пунктах
- На маркетолога можно выучиться в ссузе (после 9-го или 11-го класса) или в вузе (после 11-го класса или колледжа). Ссузы дают среднее профессиональное образование. Вузы предлагают программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Учиться можно на бюджете или платно.
- После 9-го класса при поступлении в колледж учитывают средний балл аттестата, иногда — результаты ОГЭ и портфолио. После 11-го класса для поступления в вуз нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, а иногда и по иностранному языку или истории.
- Стать маркетологом можно и без диплома — с помощью курсов, стажировок, самообразования или перехода из смежной профессии. Онлайн-курсы дают возможность быстро освоить практические навыки. Многие учатся самостоятельно или начинают с помощников маркетологов и обучаются в процессе.
- Хороший маркетолог разбирается в аналитике и маркетинговых метриках, умеет работать с диджитал-инструментами, мыслит стратегически. А ещё умеет писать, презентовать идеи, коммуницировать и организовывать рабочие процессы.
Как узнать больше о маркетинге и карьере в этой отрасли
- Если вы хотите узнать больше о профессии маркетолога, прочитайте эту статью. В ней рассказали о том, чем занимается маркетолог, какие в профессии есть специализации и каковы перспективы карьерного роста.
- Чтобы узнать, как в компаниях устроено продвижение продуктов и какие инструменты для этого используют, прочитайте статьи Skillbox Media о маркетинге и интернет-маркетинге.
- Если вы хотите разобраться в цифровых каналах и инструментах маркетолога, вам пригодятся материалы о таргетированной рекламе, SEO, SMM и email-маркетинге. А узнать больше о разработке стратегий можно из этого материала.
- В Skillbox есть курс «Профессия Интернет-маркетолог». На нём рассказывают об основах маркетинга, погружают в разные специализации и дают курсы-тренажёры для практики. Ещё Skillbox предлагает помощь в трудоустройстве: карьерные консультации, учебное собеседование, вакансии от партнёров.
- Также в Skillbox есть отдельные программы по работе с разными каналами трафика: «Контекстная реклама с нуля», «Профессия Таргетолог с нуля до PRO», «Продвижение во „ВКонтакте“».
Эти материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media могут быть вам интересны
- Чем занимается маркетолог: простыми словами об основных обязанностях
- Сколько зарабатывают маркетологи: большой разбор зарплат и факторов, влияющих на них
- Что изучить маркетологу, чтобы увеличить свой доход
- 9 мифов, которые бесят маркетологов
- Тренды маркетинга в 2025 году: что будет с ИИ, SEO, видео- и инфлюенс-маркетингом