11 обидных мифов про SMM
SMM — дёшево и легко, а в соцсетях одни школьники? Как бы не так!
Иллюстрация: Dana Moskvina для Skillbox Media
SMM (Social Media Marketing, маркетинг в социальных сетях) — важный инструмент для привлечения покупателей и укрепления бренда. Все о нём знают, все его практикуют, но многие продолжают верить абсурдным суждениям и клеймить эсэмэмщиков. Давайте разберёмся, какие мифы ходят вокруг SMM, и опровергнем их.
Миф 1
SMM = интернет-маркетинг
SMM — только один из многих инструментов интернет-маркетинга. Помимо него, в digital-среде популярно продвижение в поисковых системах, баннерная и контекстная реклама, email-рассылки, видеомаркетинг, PR и прочее.
Не ожидайте, что эсэмэмщик запустит вам рекламу в Google Ads и Яндекс.Директ, нарисует логотип и оформит публикации для СМИ. Это огромный плюс в карму специалиста по соцсетям, если он может это всё провернуть, но в список SMM-навыков эти пункты не входят.
Миф 2
Аккаунт в социальных сетях способен заменить сайт
Через соцсети можно принимать заказы, но лучше иметь отдельный сайт с удобным интерфейсом, автоматизированной системой оформления заказа и возможностью оплаты. Пользователю проще, когда важная информация удобно рассортирована по отдельным страницам и её не надо выискивать в бесконечном потоке постов. К тому же сайт помогает привлекать клиентов из других каналов и лучше отслеживать результаты продвижения в соцсетях.
Бывают удачные примеры в Instagram*, когда профиль превратили в альтернативу сайту:
Однако обычно потенциальный клиент листает ленту и видит только актуальные посты. Если публикация его привлекла и он хочет узнать подробности о продукте, оплате, доставке и другом — лучше дать возможность перейти на сайт.
Миф 3
В SMM невозможно точно оценить результаты
Часто здесь останавливаются на подсчёте лайков, комментариев и количества подписчиков. Но это слишком поверхностно. В социальных сетях можно смотреть полноценные отчёты, ровно как и в инструментах аналитики Google и Яндекса. Соцсети позволяют оценить пол, возраст, географию, часы активности пользователей. Это пригодится, когда нужно понять, кто ваш клиент и какой ему нужен контент.
Так отчёт по аудитории выглядит на Facebook*:
В Instagram* аналитика чуть проще, но тоже хватает полезных данных:
В отчетах соцсетей вы даже можете отследить трафик на сайт и целевые действия. Facebook* уже умеет определять источники трафика и видит действия на сайте: заходы, добавление товаров в корзину, покупки… Для этого достаточно установить и настроить Facebook-пиксель*.
Если аналитика соцсетей вас не устраивает, можно смотреть отчёты, которые предоставляют Google и Яндекс. Чтобы детально изучить трафик, нужны UTM-метки. А можно пойти ещё дальше и понаблюдать за действиями пользователей через Вебвизор Яндекс.Метрики. Там от лица самих пользователей будет видно, как они ведут себя на сайте: как долго задерживаются, сколько страниц смотрят, кладут ли покупки в корзину и на каком моменте уходят с сайта.
Миф 4
SMM привлечёт клиентов моментально
Вопрос: «А мы получим клиентов уже с первой рекламной кампании? Через пару месяцев заказов из соцсетей будет много?»
Ответ: «Скорее всего, нет».
SMM — это долгоиграющий инструмент. Если в поисковых системах пользователь приходит с конкретным запросом и готов к покупке, то в соцсетях потенциальных клиентов нужно «прогревать». А именно — нужно поймать целевого пользователя, заинтересовать и добиться подписки, увлечь хорошим контентом и превратить в лояльного фолловера. И только потом рассчитывать на покупку. Цикл может занять пару месяцев, а может растянуться на год и больше. SMM — это про долгую, но многообещающую перспективу.
Миф 5
SMM — это дёшево
Можно подумать, что в SMM нет ничего сложного и затратного: постик здесь, постик там… Но это один из самых обидных мифов. Неплохой SMM-специалист обойдётся вам минимум в 30–40 тысяч рублей в месяц.
Добавьте к этому тот факт, что на начальном этапе бюджет расходуется на «холодную» аудиторию, которую нужно «прогревать» интересным контентом и рекламой. То есть сперва вы нарабатываете подписчиков, а только потом превращаете их в клиентов. Поэтому приготовьтесь, что продвижение через SMM будет не только долгим, но и затратным.
Да, зарегистрироваться в социальных сетях можно бесплатно, но реклама и контент стоят денег. И чем больший охват вам нужен, тем дороже будет обходиться продвижение.
Миф 6
Чем больше подписчиков, тем лучше
Отчасти это верно, но только когда подписчики активны и заинтересованы в ваших продуктах. Нужно, чтобы они читали посты, ставили лайки, комментировали, сохраняли и делились публикациями. Тогда увеличивается органический охват каждого поста. Тут работает простое правило: чем больше на ваш пост реагируют, тем больше людей его увидит.
При одинаковом количестве подписчиков результаты могут сильно отличаться. Возьмём аккаунты «Лентач» и «РИА Новости» во «ВКонтакте»:
По-настоящему ценны те подписчики, которые проявляют активность. И, разумеется, важно говорить со своей аудиторией на её языке.
Никогда не покупайте ботов для «солидности» числа подписчиков!
Покупка ботов — это «чёрный» SMM, который в долгосрочной перспективе только испортит вам показатели. Алгоритмы соцсетей, которые рассчитывают уровень вовлечённости, быстро заметят эту уловку и сократят охват ваших постов.
Миф 7
Чем больше лайков, тем лучше
Лайки — это хорошо. Они улучшают статистику поста и его отображение в ленте. Но часто лайки никак не влияют на продажи. Бизнесу не помогут картинки котиков, нерелевантные мемы, пожелание доброго утра с красивой фотографией и прочие красивые и смешные материалы, которые не относятся к продукту или не показывают его преимущества.
Если создавать хайп, то красиво и с продуктом во главе.
Миф 8
Добавлять кнопки соцсетей нужно везде
Если у вас не СМИ или супервыдающийся продукт, то увеличить продажи, поставив кнопки соцсетей на все страницы сайта, вряд ли получится. Люди не делятся коммерческими предложениями.
Не пытайтесь ставить кнопки для репостов и в информационные разделы о компании и услугах.
А вот в блоге, где вы даёте полезную информацию, кнопки могут сработать. Образовательным контентом люди любят делиться с друзьями.
Миф 9
SMM одинаково подходит всем типам бизнеса
Для поддержания бренда и лояльности клиентов SMM однозначно могут использовать все, но вот на привлечение клиентов и продажи этот маркетинговый канал лучше работает именно в B2C.
SMM может не повлиять на объём продаж у компаний, которые работают по государственным контрактам или тендерам, продают сложные продукты или работают с B2B. В этих случаях, если у вас есть бюджет на соцсети, используйте их:
- для поддержания репутации;
- повышения лояльности и узнаваемости;
- обратной связи с клиентами.
Миф 10
В соцсетях сидит только молодёжь, а платёжеспособной аудитории там нет
(Кроме «Одноклассников» — там пенсионеры)
Это один из самых странных мифов. Аудитория соцсетей уже давно подросла, и сами платформы усовершенствовали свои интерфейсы так, что даже люди за 60 смогут разобраться, как постить и раздавать лайки.
По данным Hootsuite, основу аудитории соцсетей составляют люди 25–34 лет. Это люди, у которых уже есть деньги и необходимость обустраивать свою жизнь.
На Facebook* и в Instagram* возраст большей части пользователей — от 18 до 44 лет.
А что касается «Одноклассников» и их пенсионеров, то внутренние данные платформы говорят иное:
Миф 11
SMM — это легко и просто, справится любой
С таким лозунгом SMM-специалистами становятся кассиры, секретарши, дети начальников и все, кого можно поднапрячь «несложной халтурой». Многие владельцы бизнеса считают соцсети детской забавой: «Зачем платить больше или платить вообще, когда можно не платить?» А потом, когда процесс не приносит результатов, разочаровываются сразу во всей сфере.
SMM должен заниматься опытный специалист. Нужно понимать целевую аудиторию, анализировать конкурентов, ставить правильные цели и задачи, создавать контент-план и сам контент.
Стать хорошим специалистом проще и быстрее, когда у вас есть опытные наставники. Правильному продвижению учат в Skillbox на курсе «Профессия SMM-специалист».
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».