Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Юзабилити по Якобу Нильсену: как создать сайт, который принесет клиентов

Если на сайте трудно ориентироваться, на страницах много лишней информации, а структура запутана, то пользователь, скорее всего, закроет страницу и больше никогда не вернется. Разбираемся, как этого избежать.

Параметр, который характеризует качество дизайна и контента на сайте, называется юзабилити.

Постоянная работа над юзабилити — важная часть ведения бизнеса. Знание основных законов и принципов юзабилити помогает удержать пользователя на сайте. Чем дольше посетитель изучает страницу, тем выше вероятность, что он оставит заявку, закажет товар или зарегистрируется.

Юзабилити: что это такое

Английское слово usability в переводе означает «возможность использования». Этим термином описывают уровень сложности интерфейса любой информационной системы — сайта, программы, приложения.

Характеризуется простотой использования, легкостью освоения и доступностью интерфейса. Показывает, достигнет ли посетитель своей цели на сайте.

Чтобы объяснить, что такое юзабилити, простыми словами, нужно сказать не только про уровень сложности интерфейса, но и про методы его улучшения.

Знание этих методов помогают сделать сайт удобным для посетителя.

В чем измеряется

Прежде чем улучшать сайт, нужно определиться, как измерить уровень юзабилити и какое значение будет оптимальным.

Уровень юзабилити — не абстрактная величина, он имеет единицу измерения, которая определена в международном стандарте ISO 9241-210. Характеризуется количеством физических и умственных усилий, которые тратят пользователи на достижение своей цели, и называется стоимостью взаимодействия.

Travel Web Picker by Ramotion

Стоимость взаимодействия считают низкой, если пользователь практически не прикладывает усилий для получения нужного результата.

Дизайнеры стремятся снизить стоимость взаимодействия настолько, насколько это возможно.

  • Сокращают количество кликов до цели.
  • Увеличивают скорость загрузки страницы.
  • Убирают отвлекающие факторы.
  • Делают шаги до цели как можно проще.

Для сайтов и веб-приложений стоимость взаимодействия удобно оценивать в количестве кликов и времени, затрачиваемом пользователем на решение задач.

Конверсия — также хорошая мера стоимости взаимодействия. Легко измерить количество пользователей, купивших товар или зарегистрировавшихся на сайте.

Для полной оценки юзабилити сайта считают не только клики, время и конверсию, но проводят еще и юзабилити-тестирования, берут интервью у пользователей. Такие способы требуют затрат финансов и времени. А на эффект можно надеяться в долгосрочной перспективе.

Если сайт нужно оценить быстро, не вникая в количественные показатели, то лучше пользоваться списком основных параметров юзабилити или эвристиками Якоба Нильсена.

Основные параметры юзабилити

Одна из качественных оценок сайта — анализ основных параметров юзабилити. Необходимо посмотреть на сайт целиком и понять, насколько он удовлетворяет параметрам.

  • Простота использования. Просто ли новому пользователю ориентироваться на сайте. Не мешают ли дизайн, реклама, всплывающие окна.
  • Эффективность. Как быстро пользователь выполнит нужное ему действие: закажет товар, прочитает статью или получит консультацию.
  • Запоминаемость. Сможет ли пользователь быстро сориентироваться на сайте при следующем посещении через некоторое время.
  • Удовлетворенность. Насколько пользователь доволен внешним видом и информацией. Учитываются все факторы: дизайн, содержание, навигация по сайту.
  • Ошибки. Количество ошибок и неправильных действий пользователя при навигации по сайту. Как их предотвратить и исправить последствия.

Эвристики Якоба Нильсена

Якоб Нильсен — один из известных специалистов в области юзабилити. Он начал работу над вопросами удобства пользовательского интерфейса, простоты дизайна сайтов и их структуры еще в восьмидесятых годах прошлого века.

Результат своих исследований Нильсен сформулировал в виде эвристик — законов юзабилити. Разработчики интерфейсов до сих пор используют эвристики как чек-лист для проверки сайта и оценки сложности интерфейса.

Согласно этим законам всю сложную работу должен брать на себя компьютер. Хорошо спроектированный сайт должен:

1. Информировать о состоянии

Пользователь всегда должен понимать, что сейчас происходит на сайте и какие действия нужно предпринять потом.

Часто это правило нарушают интернет-магазины и онлайн-сервисы. Бывает так, что после заказа и оплаты товара на сайте ничего не происходит. Покупатель не знает, как действовать дальше и волнуется — он заплатил деньги. Прошел ли платеж? Приедет ли курьер в нужное время?

Сообщение о статусе заказа в «Лабиринт.ру»

Хорошие интернет-магазины сразу после оплаты показывают пользователю страницу с информацией о следующих шагах, а также дублируют ее на электронную почту.

2. Говорить на языке пользователя

Система должна общаться понятными фразами и сообщениями. Сложные и узкоспециализированные термины необходимо заменить на простые слова.

«Дадата» объясняет принцип работы сервиса простым языком

3. Предоставлять свободу действий

При использовании сайта что-то всегда может пойти не так: человек ошибется при вводе данных или нажмет не на ту кнопку. Поэтому хорошая система умеет возвращаться на несколько шагов назад и дает шанс все исправить.

4. Придерживаться стандартов

За годы развития интернета у пользователей уже сложились определенные представления о том, как должен вести себя сайт, где находятся элементы навигации.

Если не следовать этим стандартам, то посетитель будет тратить время, чтобы разобраться с устройством сайта. Искать нужную информацию будет сложнее.

5. Предотвращать ошибки

И уменьшать шансы их возникновения.

Онлайн-консультант JivoSite помогает исправить ошибку в адресе электронной почты

Самые распространенные ошибки на сайтах — неправильно введенная информация. Если пользователь неверно указал номер телефона, компания не сможет связаться с ним и потеряет клиента. Поэтому сайт должен сам следить за корректностью информации и помогать посетителям.

6. Показывать необходимую информацию

Все, что может понадобиться пользователю, лучше показать рядом.

Обычно так поступают интернет-магазины: в карточке товара они не только рассказывают про характеристики и цены, но еще и показывают стоимость доставки и говорят, как заказать.

«М.Видео» показывает всю необходимую информацию о iPhone 8 на одном экране

В некоторых магазинах вся информация о доставке и оплате спрятана на отдельной странице. Пользователю приходится переключаться между вкладками и искать нужное. Это не удобно, возрастает риск совершить ошибку при заказе.

7. Быть простым и понятным

Интерфейс хорошего сайта минималистичен, он помогает, а не отвлекает. На виду должны быть те инструменты, которые нужны пользователю.

Лишние элементы, длинный текст и страница, перегруженная баннерами, — все это отвлекает от цели.

Длинная и запутанная форма заказа в магазине Wellfix. Нужно сократить и убрать ненужные лишние пункты.

Перегруженный интерфейс и лишние элементы часто встречаются на страницах оформления заказов в интернет-магазине.

Минимум по юзабилити

Когда нет времени проводить длительную оценку с помощью тестов и интервью и вникать в основы юзабилити, улучшить сайт можно с помощью простых правил.

Правило трех кликов

Желательно, чтобы на любую страницу даже крупного портала пользователь мог попасть с главной, сделав не больше трех кликов. Сайт с такой структурой будет понятным и логичным. Пользователь не потеряется. И это поможет поисковым роботам быстрее проиндексировать все разделы сайта.

Правило трех секунд

Чем дольше загружается сайт, тем выше вероятность, что пользователь устанет ждать и уйдет. По данным исследования Google, 53% пользователей покинут сайт, если он загружается дольше трех секунд.

Поэтому необходимо сжать изображения, сократить код на сайте, удалить ненужные скрипты. Скорость загрузки сайта удобно проанализировать при помощи сервиса PageSpeed Insights.

Перевернутая пирамида

Удобно, когда информация на сайте начинается с вывода. Пользователи всегда спешат, поэтому бегло просматривают страницу. Самое важное нужно рассказать в начале. Если информация заинтересует посетителя, то он продолжит чтение.

Правило Фиттса

Правило помогает определить оптимальные размеры кнопок и других элементов сайта. Чем больше размер элемента интерфейса, тем легче в него попасть мышкой или пальцем. Даже небольшое увеличение маленького элемента существенно увеличивает удобство взаимодействия с ним.

Но размеры нельзя изменять слишком сильно. Правило основано на логарифмической зависимости, поэтому при достижении определенного размера оно перестает работать.

На курсе «UХ-аналитика» можно подробно узнать про юзабилити и про то, как сделать сайт проще. Что мотивирует пользователей, как правильно анализировать процент отказов, как найти слабые места сайта и увеличить прибыль компании.

Курс «UX-аналитика»

На курсе мы изучаем материалы и приобретаем навыки, которые необходимы для проектирования пользовательского опыта. Проходим путь от исследований и идей для проектирования до визуальных решений, сбора аналитических данных и тестирования.

  • 32 часа теории и 16 практических заданий
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Как сделать сайт удобным

Если говорить про юзабилити простыми словами, то нужно иметь в виду, что это не только характеристика простоты интерфейса, но и набор методов для улучшения сайта. Можно проводить анализ пользователей, проверять сайт с помощью эвристик или искать ответы в законах юзабилити. Чем больше проблем юзабилити найдется, тем проще сделать сайт удобным для посетителей. В общем случае нужно следить за:

  • дизайном сайта,
  • скоростью загрузки страниц,
  • качеством контента,
  • навигацией,
  • простотой использования.

Если сайт плохо выполняет свою функцию — приходит мало заявок или заказов, то стоит разобраться с юзабилити.

Комментарии

1
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Евгений Егоров
63 дня назад
Обязательно репостну, чтобы не забыть )
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку

Skillbox