Что такое скевоморфизм?

В день, когда смартфоны обновились и объёмные иконки стали плоскими, из нашей жизни ушёл скевоморфизм.

Скевоморфизм — это тенденция в дизайне, в основе которой лежит реалистичное изображение объектов. В скевоморфной графике показан объём предметов: свет, тени, блики и текстуры.

Помните, как иконки в смартфоне вместо реалистичных стали плоскими и схематичными? Реалистичные варианты (как знак Instagram слева) — это и есть скевоморфизм

Сейчас это направление дизайна не исчезло полностью, но встречается редко. Давайте посмотрим, какие у скевоморфизма есть отличительные особенности и почему он стал менее актуальным в последнем десятилетии.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Как появился скевоморфизм

Расцвет скевоморфного дизайна пришёлся на двухтысячные годы. Когда персональные компьютеры только начинали входить в нашу повседневную жизнь, виртуальный мир отрисовывали по образу и подобию реального: внешний вид кнопок и иконок на экране подражал привычным нам предметам. Такой дизайн имел ряд преимуществ:

  • Был понятен для новых пользователей. Поначалу компьютер был редкостью, а разбираться в его устройстве горела желанием только молодёжь. Но постепенно всё больше людей приобщалось к цифровой реальности, и скевоморфные интерфейсы были для них понятны — изображения в них были реалистичными.
  • Поражал красотой и техническими возможностями. Люди не пользовались сайтами для решения сиюминутных задач — ведь гаджетов для этого не было. Нужно было включить компьютер, подключиться к интернету и только тогда зайти на сайт. У людей было время оценить эстетику дизайна, и красота интерфейса была важным критерием для пользователя.
  • Подходил для больших мониторов. Люди пользовались преимущественно десктопными версиями сайтов: мелкие детали, текстуры, блики и тени можно было рассмотреть во всех подробностях.

Почему скевоморфизм устарел

Объёмные изображения практически исчезли из современных интерфейсов. Изредка их можно встретить разве что в дизайне логотипов и в иллюстрациях. Веб-дизайн двинулся в сторону упрощения, потому что:

  • Изменились пользователи. Раньше прирост новых пользователей был огромным: все больше людей только начинали осваивать компьютер и интернет. Но сейчас основная масса пользователей — опытные. Они привыкли к языку схематичных изображений. Чтобы понять, что перед ними меню, им не нужна точная копия папки с бумагами — достаточно упрощённого значка.
  • Изменились цели пользователей. Теперь выход в интернет — не редкий праздник: сайты и приложения помогают решать сиюминутные будничные задачи. Для пользователей важны простота интерфейса и скорость работы.
Скевоморфизм перегружает интерфейс деталями, в нём трудно быстро ориентироваться
  • Изменились устройства. Объёмные детализированные изображения можно рассматривать на большом экране, но при уменьшении в мобильной версии они превращаются в нечёткую рябь: для маленького масштаба нужна лаконичность.

Эти причины повлияли на изменение трендов дизайна, и современные интерфейсы гораздо проще, минималистичнее и чище, чем были в двухтысячных.

Современные альтернативы скевоморфизма

Скевоморфизм не ушёл безвозвратно — он повлиял на последующие графические решения, с которыми пользователи взаимодействуют сегодня. Поначалу, конечно, скевоморфные изображения стали моветоном и сменились на кардинальную противоположность — flat design. Эта революция произошла в 2012–2014 годах: стали популярными плоские картинки без теней, бликов и текстуры. Flat design активно применяют и по сей день, но появились и другие альтернативы.

Самая жизнеспособная — material design. Этот тренд придумали в Google, он сочетает черты плоского дизайна и скевоморфизма. В основе материального дизайна — подражание полиграфии. Блоки на сайте становятся слоями бумаги, которые могут располагаться на разном уровне и отбрасывать тени.

Material design теперь используют на многих интернет-ресурсах

Есть ещё один тренд, отсылающий к скевоморфизму, — это неоморфизм. Концепция возникла в конце 2019 года и пока не нашла широкого применения. В основе этого тренда лежат объёмные фигуры без чётких контуров: очертания создаются благодаря мягким теням.

Такие интерфейсы смотрятся красиво, но есть проблемы: они не так быстры в загрузке, как flat design, и недостаточно контрастны, чтобы пользователю было достаточно беглого взгляда на экран

Тот скевоморфизм, который мы помним по двухтысячным годам, почти перестал использоваться в интерфейсах. Но его элементы обрели новую жизнь с появлением material design, и, возможно, в скором будущем нас ждёт новая реинкарнация объёмных картинок.

Хотите создавать дизайн сайтов, освоить азы и приобщиться к последним трендам? Записывайтесь на наш курс по веб-дизайну.

Курс

Профессия Веб-дизайнер


Двухлетний учебный курс для глубокого погружения в профессию дизайнера. Вы разберётесь в тонкостях веб-дизайна, изучите UX/UI и к концу обучения наработаете хорошее портфолио.

  • Первые полгода учёбы — без оплаты.
  • Первые клиенты — уже через четыре месяца.
  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox