Управление
#статьи

Стандарт и методология управления: в чем разница

Многие до сих пор путают стандарт управления с методологией. Рассказываем, как разобраться в этих понятиях.

 vlada_maestro / shutterstock

Что такое стандарт и методология управления

Стандарт управления — это набор рекомендаций и советов. Нужен, чтобы вам было на что ориентироваться в работе.

Примеры стандартов управления

Стандарт управленияВ чем его суть
ICBСтандарт компетенций руководителя проектов
PMBOKСтандарт процессов
P2MСтандарт ценностей

Можно ориентироваться на один стандарт или совмещать сразу несколько.

Методология управления — это набор методов и практик. Это подробный план действий, в отличие от стандарта, который просто задает направление.

Вопросы, которые помогут различать стандарт и методологию

СтандартМетодология
Что можно делать?Что делать?
Как это можно делать?Как делать?
Кто это может делать?Кто это делает?
Кто за это может отвечать?Кто за что отвечает?
Какие могут быть процессы?Как проходит процесс?
Что можно сделать потом?Какой шаг следующий?
На что еще можно ориентироваться?На что ориентироваться?

Обычно команда выбирает одну методологию и следует ее принципам. Но не всегда методологии можно совмещать, потому что они могут противоречить друг другу. Например, гибкие методологии противоположны Waterfall, что не мешает некоторым командам дополнять каскадную модель разработки элементами из Agile.

Три основных отличия стандарта управления от методологии

Чтобы не путать стандарт и методологию, запомните три отличия.

Первое отличие: правила

На стандарт можно опираться в работе и учитывать его основы, но следовать всем правилам не обязательно.

Если используете методологию, нужно следовать принципам и правилам, чтобы все работало.

Например, так выглядят общие принципы гибких методологий.

12 принципов Agile

  1. Главное — хорошее ПО и довольный заказчик.
  2. Готовность к изменениям в любой момент.
  3. Полностью рабочее ПО — как можно чаще.
  4. Встреча команды — лучше всего для обмена информацией.
  5. Заказчик и команда разработки должны работать вместе.
  6. Доверять людям делать свою работу.
  7. Есть рабочее ПО — есть прогресс.
  8. Гибкие процессы — непрерывное развитие.
  9. Внимание к качеству способствует гибкости.
  10. Простота процесса позволяет не делать лишней работы.
  11. Самоорганизующаяся команда лучше работает.
  12. Постоянное стремление к большей эффективности.

У agile-фреймворка Scrum есть специальный гид, которому нужно следовать.

Но бывают исключения, когда команда адаптирует методологию под свои потребности: не следует всем принципам, а выбирает только то, что поможет в работе.

Второе отличие: последовательность действий

У стандарта нет последовательных шагов, а в методологии всегда понятно, что и за чем делать.

Например, основа методологии Waterfall — это последовательность, каскадность шагов. Их нельзя менять местами или отменять.

Жизненный цикл разработки ПО при использовании каскадной модели — это пять этапов.

  1. Аналитика.
  2. Проектирование.
  3. Разработка.
  4. Тестирование.
  5. Эксплуатация и поддержка.

В agile-методологиях задачи можно ставить по приоритетам, а приоритеты могут измениться во время работы над проектом. Единственное — важно тестировать результат после каждой итерации.

Третье отличие: роли

В стандарте управления нет ролей, но есть рекомендации, кто и чем может заниматься. В методологиях роли есть, их распределяют перед началом проекта. Например, в Scrum, кроме команды разработки, есть scrum-мастер и Product Owner.

Так выглядит scrum-команда
Стандарт управленияМетодология
показывает основной вектор движения, следовать всем принципам не обязательнобез выполнения всех правил и принципов проект не состоится
нет последовательных шагов действийвсегда есть последовательность действий — что за чем идет, даже в гибких методологиях
стандарт не регламентирует роли в работе над проектомметодология определяет минимально нужную команду проекта по ролям

Теперь вы знаете, чем стандарт управления отличается от методологии. А чтобы не только разбираться в понятиях, но и правильно применять их на практике — выстраивать процессы, планировать и работать с рисками, приходите на курс по управлению проектами.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована