Руководитель проектов в онлайн-образовании: кто это и чем зарабатывает
Это вроде школьного завуча и университетского методиста? Или что-то среднее между директором школы и проджект-менеджером в IT? Давайте разбираться.
vlada_maestro / shutterstock
Прошло то время, когда в качестве онлайн-курсов нам предлагали выслать диски с уроками по заработку в интернете. Сейчас онлайн-образование — это полноценная отрасль (согласно исследованию Интерфакса, к концу 2020 года российский рынок образовательных технологий может вырасти до 60 млрд рублей).
Быстрый рост, серьёзные игроки, большие бюджеты — мощная конкуренция, а значит — всё более высокие требования к качеству продуктов, которые кто-то должен создавать. И этот кто-то — руководитель проектов в онлайн-образовании. Рассказываем, что это за специалист, чем он занимается и сколько может заработать.
Зачем образовательным онлайн-проектам нужны руководители
На рынке онлайн-образования, помимо сомнительного инфобизнеса, хватает качественных и успешных проектов — курсов, школ и целых онлайн-университетов. Конкуренция с каждым годом растёт, а пандемия и массовый выход в онлайн её только усилили. Поэтому, чтобы запустить успешный курс, нужно подойти к нему как к любому бизнес-проекту. То есть построить финансовую модель, отладить процессы, разработать маркетинговую стратегию, набрать команду и проконтролировать выполнение задач.
Для этого и нужен руководитель — чтобы спланировать и запустить проект от начала и до конца, а затем — оценивать результаты, оптимизировать процессы и повышать эффективность.
Таким человеком может стать:
- основатель онлайн-школы;
- автор курса;
- универсальный проджект-менеджер;
- менеджер, который специализируется на запуске проектов в онлайн-образовании.
Главное, чтобы были знания и навыки, необходимые для управления проектами, а ещё — понимание нюансов образовательной ниши (построения образовательного процесса, мотивов целевой аудитории, видеосъёмки и так далее).
Универсальному проджект-менеджеру с опытом в IT-проектах может не хватить этого понимания, автору курсов — навыков в управлении проектами, основателю онлайн-школы — времени на управление несколькими курсами одновременно.
Поэтому в крупном бизнесе в сфере образования запуском курсов обычно занимаются отдельные сотрудники — руководители проектов. А эксперту, который хочет запустить свой первый авторский курс, лучше прокачаться в управлении образовательными проектами, чтобы повысить свои шансы на успех.
Чем занимается руководитель проектов в онлайн-образовании
Обязанности руководителя зависят от особенностей конкретного проекта.
Если специалист пришёл управлять существующим курсом, который разработали и запустили до него, задача может заключаться:
- в организации рекламных кампаний для набора учеников;
- в обновлении материалов, поддержке их актуальности;
- в контроле и повышении эффективности образовательного процесса.
В новом проекте на руководителя ложится весь процесс запуска — от постановки целей и задач до масштабирования. Он должен:
- составить программу курса и запланировать запуск;
- подобрать экспертов-преподавателей;
- организовать съёмки вебинаров;
- разработать стратегию продвижения;
- собрать команду специалистов под каждую задачу;
- прописать финмодель проекта и так далее.
Очевидно, что сам эксперт, автор курса, вряд ли со всем этим справится без дополнительных знаний и навыков.
Что должен уметь руководитель образовательных онлайн-проектов
В отличие от навыков узких специалистов вроде таргетолога или копирайтера, навыки руководителя образовательных проектов сложно перечислить и разложить по полочкам от и до — слишком во многих вещах он должен разбираться хотя бы поверхностно.
Создавать продукт. Это одно из направлений, в которых работает руководитель образовательных проектов. Его главная задача — создать качественный и востребованный онлайн-курс. Для этого нужно уметь:
- Определять и изучать целевую аудиторию. Уточнять пол, возраст, профессию и доход потенциальных студентов, понимать, почему они будут покупать курсы, — какие цели, проблемы, потребности подтолкнут их учиться.
- Анализировать конкурентов. Находить продукты, которые помогают людям решать те же проблемы, а затем проводить сравнительный анализ по программе, стоимости, длительности и другим условиям. Выявлять сильные и слабые стороны своего продукта.
- Составлять программу обучения. Формировать цели и ожидаемый результат, на основе этого разрабатывать теоретические занятия, практические задания, промежуточные и финальные тесты.
Управлять проектом — процессом создания, запуска и продвижения онлайн-курса. Здесь от руководителя требуется:
- Разрабатывать концепцию проекта. Определять комплексное видение — от целей до дальнейшего развития продукта.
- Формировать команду. Понимать, какие специалисты нужны, оценивать и отбирать сотрудников, выстраивать мотивацию и взаимоотношения в команде.
- Планировать задачи и дедлайны. И следить, чтобы они выполнялись.
- Отслеживать промежуточные результаты, корректировать планы и так далее.
Считать деньги. Финансовая эффективность образовательного проекта — тоже в зоне ответственности руководителя. Поэтому он должен уметь считать затраты и прибыль, укладываться в бюджет, организовать всё так, чтобы проект окупался и приносил деньги.
Источники дохода и финансовые ограничения зависят от того, как именно работает руководитель образовательных проектов. Если по найму — больше влияют стратегия организации, корпоративная культура, которые формирует, например, владелец бизнеса. Если на себя, то ключевое значение имеют личные качества: амбициозность, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения.
Организовывать продвижение и продажи. Качественный онлайн-курс мало создать, его нужно донести до целевой аудитории. То есть руководитель проектов в онлайн-образовании ещё должен уметь:
- Разрабатывать маркетинговую стратегию: выбирать каналы продвижения и продаж, рассчитывать бюджет, планировать результат. И защищать стратегию и бюджет перед руководителем/клиентом.
- Налаживать коммуникацию между специалистами (например, маркетологами, таргетологами, дизайнерами), ставить цели, анализировать показатели эффективности, заниматься отчётностью. А ещё — подбирать исполнителей для разных каналов продвижения, если их нет в штате.
- Устанавливать KPI и следить, чтобы они соблюдались.
Управлять командой. Над созданием, запуском и продвижением образовательного онлайн-проекта работают десятки людей. Руководитель должен суметь не только подобрать специалистов, но и скоординировать их действия, чтобы все задачи решались в срок. Мотивация, коммуникации между разными специалистами, качество выполнения задач — всё это в его зоне ответственности.
Разбираться в создании сайтов. Конечно, в крупном проекте руководителю вряд ли придётся делать сайт самому, но нужно понимать, как это работает. Что такое структура и SEO, в чём особенности юзабилити, дизайна и так далее. Эти знания пригодятся, чтобы составлять техзадания, планировать работу, правильно оценивать сроки и результаты, контролировать подрядчиков. И суметь быстро исправить ситуацию, если подведёт исполнитель. (В крайнем случае простенький лендинг можно сделать и в бесплатном конструкторе. — Ред.)
Выстраивать образовательный процесс. Как мы уже говорили, у проектов в сфере онлайн-образования есть свои нюансы. Их руководитель должен понимать, как строится образовательный процесс. В общем, как обеспечить ожидаемый и обещанный результат — чтобы клиенты получили нужные знания и навыки, могли устроиться на работу или открыть свой бизнес, стали зарабатывать больше.
Где и сколько может заработать руководитель образовательных проектов
Рынок онлайн-образования большой и разнообразный. Онлайн-курсы запускают и крупные образовательные проекты, такие как Skillbox, и корпорации вроде Сбербанка, и финансовые консультанты, и даже домохозяйки, которые научились печь красивые торты. Поэтому разброс в доходах руководителей проектов — от 20 до 300 тысяч рублей в месяц. Давайте посмотрим на примерах.
Ассистент руководителя в школу дизайна интерьера. Старт с 20 тысяч рублей в месяц с перспективой в конце испытательного срока получать 60 тысяч. Можно без опыта в онлайн-образовании, но с навыками создания сайтов, разработки ТЗ, работы с презентациями и других.
Руководитель с опытом в «женской» нише. Имея опыт в онлайн-образовании, можно рассчитывать уже на 40 тысяч рублей в месяц. Такое предложение актуально для простых ниш с недорогими продуктами — правильное питание, рукоделие, маникюр. В более сложных сферах (финансы, бизнес, маркетинг), где обучение стоит дорого, руководитель с опытом может претендовать на зарплату в 1,5–2 раза больше.
Руководитель онлайн-школы в сфере интернет-маркетинга. С опытом управления образовательными онлайн-проектами можно рассчитывать на 100–300 тысяч рублей в месяц.
Как видите, зарплаты руководителей в онлайн-образовании могут сильно разниться. Можно начать с позиции ассистента и за пару лет прийти в большой, интересный и высокодоходный проект. Можно вообще не работать в найме, а создавать и продвигать собственные проекты. Тогда доход будет не ограничен, а рисков «прогореть» будет меньше, если иметь соответствующие знания, навыки, опыт.
Преимущество в том, что для запуска своего онлайн-курса необязательно быть экспертом по бизнесу, маркетингу или финансам. На рынке востребованы самые разные курсы: даже по тому, как делать красивые селфи для своего инстаграма*, шить себе одежду, правильно питаться. Стоят такие продукты, конечно, дешевле, но и продать их проще, чем Mini MBA стоимостью 250 тысяч рублей.
Другой вариант развития для руководителя проектов в онлайн-образовании — предлагать свои услуги фотографам, диетологам, фитнес-тренерам, стилистам или экспертам в других областях. Тут доход тоже может быть разным — от пары десятков тысяч за запуск курса по маникюру до нескольких миллионов за создание полноценной онлайн-школы.
Если вы не эксперт, но хотите сделать востребованный продукт, основной страх — найти плохого эксперта, неправильно определить его уровень. Но к выбору можно подойти очень строго.
Так, на курсе «Продюсер онлайн-курсов» мы учимся анализировать экспертов с помощью алгоритма Герберта Саймона (получил Нобелевскую премию за работу в области принятия управленческих решений). Этот способ уже снижает риск того, что можно сделать неправильный выбор.
К тому же в работе с экспертом можно ориентироваться на «чистые» метрики: вовлечённость, досматриваемость видео, выполнение домашних заданий, отзывы студентов, NPS. Эти показатели дают «честные» данные и помогают не только руководителю, но и самому эксперту. Ведь самоуверенность и профессионализм часто мешают воспринимать обратную связь, развиваться дальше.
Как стать руководителем образовательных онлайн-проектов
Такой специальности в вузах пока нет. Знания и навыки, которым учат в педагогических университетах и колледжах, — явно не то, что нужно будущему руководителю коммерческих онлайн-проектов. Там учат делать образовательные программы с учётом целей, психологии студентов, особенностей познавательного процесса в разном возрасте. Но навыки финансового планирования, маркетинга и продаж, управления командой вы там вряд ли получите. Так что же делать? Вариантов несколько.
Долго, сложно и «по граблям». Если есть знания и материалы, из которых может получиться онлайн-курс, можно попробовать запустить свой проект и вывести его на окупаемость. То есть учиться на практике, решать проблемы по мере поступления. Нет навыков по составлению учебных программ — есть различные бесплатные материалы; не понятно, как делать сайт, — есть много статей и роликов на YouTube.
Помимо того, что такое обучение займёт много времени, есть ещё один существенный минус — не факт, что получится с ходу создать качественный и востребованный продукт; большой риск, что все вложения не окупятся.
Долго, невыгодно, но относительно безопасно. Если хотя бы частично есть необходимые знания и навыки, можно поискать вакансию ассистента вроде той, что в предыдущем разделе, — с маленькой зарплатой и такими же перспективами развития. На такой должности можно получить опыт, который поможет двигаться к проектам покрупнее.
Комплексно и наверняка. Хотя в вузах такой специальности нет, в онлайн-университетах стали появляться комплексные курсы для будущих руководителей, специализирующихся на образовательных онлайн-проектах. Эти программы охватывают и необходимые знания, и навыки проджект-менеджмента, и специфику онлайн-обучения. А домашние задания помогут разобраться со всем на практике, не рискуя реальными деньгами реальных проектов. По окончании обучения можно смело браться за запуск проекта с нуля и быть уверенным в каждом этапе. Один из таких курсов — «Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании» от Skillbox.