Управление
#статьи

Как стать продакт-менеджером и нужно ли для этого образование

Сейчас самое подходящее время для старта в продакт-менеджменте. Рассказываем, как освоить профессию.

Кадр: сериал «Теория Большого взрыва» / CBS

О старте в продакт-менеджменте рассказал

Михаил Войтко

Эксперт по управлению цифровым продуктом, исполнительный директор в дивизионе «Салют», «Сбер». Автор телеграм-канала «Маркетинговая ворона».

Спикер курсов Skillbox «Профессия Продакт-менеджер» и «Customer Development».

Продакт-менеджер — перспективная профессия. На рынке не хватает даже новичков, и работодатели готовы платить им от 90 тысяч рублей в месяц. Если стартовать в отрасли сейчас, в будущем вы сможете опередить конкурентов и зарабатывать в несколько раз больше.

Рассказываю, как стать продакт-менеджером.


Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается

Продакт-менеджер — человек, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Задача специалиста — создать продукт, который удовлетворит потребности пользователей и принесёт компании прибыль. Также продакт-менеджера называют продуктологом, продукт-менеджером, продактом, менеджером по продукту и product-менеджером.

Под продуктом чаще всего понимают цифровые решения или решения на стыке цифрового и физического миров. Например, приложение магазина, в котором можно заказать доставку на дом. В любом случае продукт — это инструмент, который облегчает жизнь пользователя.

Чтобы создать успешный продукт, продакт-менеджер работает над продуктом на всех этапах его жизненного цикла и решает множество задач:

Исследует рынок. Определяет потребности потенциальных клиентов, которые ещё не закрыты. Для этого он использует маркетинговые исследования: фокус-группы, опросы, интервью. С помощью анализа продакт предполагает, какой продукт удовлетворит потребности пользователей.

Создаёт продуктовую стратегию. Это документ, который ещё называют дорожной картой продукта. В нём написано, для кого предназначен продукт, сколько стоит его создание, какие ожидаются результаты и так далее. Также на этом этапе продакт-менеджер ищет финансирование.

Собирает команду для создания продукта. В неё могут входить аналитики, дизайнеры, программисты и другие специалисты. Продакт-менеджер объясняет команде, как ей работать и какой должен быть результат.

Организует публичный запуск продукта. Продакт-менеджер работает с юристами — например, объясняет, каким должен быть договор-оферта — и с маркетологами: ставит им бизнес-задачи и контролирует их выполнение.

Контролирует продажи. Над этим продакт работает вместе с менеджерами по продажам и другими специалистами. Также он дорабатывает продукт на основании отзывов первых клиентов.

Развивает продукт. Этот процесс может быть бесконечным, так как продакт-менеджер постоянно работает над улучшением характеристик продукта. Он делает всё, чтобы издержки сокращались, прибыль росла, а потребности клиентов были удовлетворены.

Продакт-менеджер может работать в любых компаниях, которые запускают продукты. Чаще всего это IT-компании, но продуктовый менеджмент нужен и компаниям, которые развивают цифровые продукты параллельно основной деятельности.

Обучение в Skillbox для старта в продакт-менеджменте

  • «Профессия Продакт-менеджер» — с нуля освоить профессию, собрать сильное портфолио и устроиться на работу.
  • «Продакт-менеджмент» — научиться анализировать рынок, тестировать гипотезы и работать с командой. Курс входит в состав программы «Профессия Продакт-менеджер».

Какие перспективы у профессии продакт-менеджера

Продакт-менеджер — востребованная профессия. В России сейчас высокий спрос на продактов — минимум по двум причинам.

Во-первых, в последние полтора года много иностранных компаний ушли с российского рынка. Прекратили деятельность около 400 игроков только в сфере информационных технологий. Рынок испытывает дефицит продуктов, нужна и разработка новых продуктов, и адаптация продуктов, произведённых в странах, с которыми поддерживаются экономические отношения. Компаниям требуются специалисты, которые возьмут на себя эти задачи.

Во-вторых, российский рынок в целом отстаёт от рынков, например, Европы и Северной Америки по количеству продуктов на душу населения. Большое количество иностранных компаний продавали свои продукты в России, а местных продуктов было мало.

Конечно, есть отрасли, которые развивались хорошо, — например, банковский сектор и сфера госуслуг. А вот компании в отраслях, где было мало продуктов, будут делать свои. Им тоже понадобятся продакт-менеджеры.

Сейчас в сфере продакт-менеджмента кадровый голод. Не хватает даже специалистов уровня junior — то есть новичков.

Что будет дальше? Со временем рынок насытится и конкуренция возрастёт. Работодатели станут тщательнее отбирать кандидатов и требовать компетенций более высокого уровня. Поэтому те, кто начнёт развиваться в этой сфере сегодня, позже получат преимущество на рынке. Сейчас удачный момент для старта.

После того как экономическая ситуация стабилизируется, вернутся венчурные инвесторы. Продакт-менеджеры, которые успеют вырасти за это время, смогут начать развивать стартапы, ориентированные и на международный рынок.

Со временем в сфере появятся вертикальные и горизонтальные специализации. Например, будут отраслевые специализации — продакт-менеджер в сфере технологий, экономики или маркетинга. Будут продакты, которые работают в B2B или B2C. Появятся продуктологи, которые хорошо работают со стартапами в фазе запуска, и те, кто умеет масштабировать бизнес.

Сколько зарабатывает продакт-менеджер

Продакт-менеджмент — отрасль с высокими зарплатами. Согласно исследованию Zarplan, средняя зарплата продакт-менеджера в России в июле 2023 года — 156 537 рублей в месяц. А медианная зарплата — 139 тысяч рублей в месяц.

Доход продакт-менеджера, конечно, зависит от его квалификации и опыта работы. Есть классическое разделение специалистов по уровню компетенций: junior, middle и senior.

Junior — специалист с минимальным опытом. В Москве работодатели готовы платить новичкам от 90 тысяч рублей в месяц. Из-за дефицита кадров многие компании готовы обучать джуниоров под свои задачи самостоятельно.

Вакансии для начинающих продакт-менеджеров на HeadHunter
Скриншот: HeadHunter / Skiilbox Media

Middle — специалист с опытом работы от года до трёх лет. Зарплата продакт-менеджера такого уровня начинается со 120 тысяч рублей в месяц.

Зарплата специалиста уровня middle может быть больше 200 тысяч рублей в месяц
Скриншот: HeadHunter / Skiilbox Media

Senior — специалисты с опытом работы более трёх лет. Их доход может составлять больше 200 тысяч рублей в месяц.

Работодатели предлагают опытным продакт-менеджерам большие зарплаты
Скриншот: HeadHunter / Skiilbox Media

Продакт-менеджер может увеличить свой доход благодаря карьерному росту: стать директором по маркетингу, главным исполнительным директором, вице-президентом или генеральным директором. Ещё один вариант — уйти из компании, запустить стартап и зарабатывать с помощью своего бизнеса.

Что нужно знать и уметь, чтобы работать продакт-менеджером

В этом разделе мы поговорим о важных хард- и софт-скиллах, а ещё об инструментах, с которыми работают продакт-менеджеры.

Самый важный хард-скилл — понимание сферы, в которой работает продакт-менеджер. Например, если это сфера IT, продакт должен разбираться в процессе разработки. Так он сможет говорить с командой на одном языке и выдвигать реалистичные требования к продукту.

Ещё один хард-скилл — аналитика. Продакт-менеджер должен уметь делать расчёты и находить взаимосвязи между показателями. Для этого ему нужно разбираться в математике и статистике.

Есть среди необходимых хард-скиллов — навыки дизайна, умение управлять командой (для этого стоит освоить Agile), знание экономической теории и владение стратегическим подходом.

Лучше выполнять свою работу продакт-менеджеру помогают софт-скиллы:

  • коммуникативные навыки;
  • умение работать с большими объёмами информации;
  • умение работать с командой;
  • умение работать в ситуации неопределённости.

Умение работать в ситуации неопределённости — метанавык для продакта. Он должен быстро тестировать гипотезы и предлагать решения, даже если всё идёт не по плану.

Инструментов, с которыми работают продакты, много, поэтому я перечислю только основные:

  • Excel — очень много рабочей информации хранят в таблицах, поэтому нужно знать их на продвинутом уровне.
  • Инструменты визуализации данных и BI-системы с дашбордами — например, Tableau, DataLens, Datawrapper. Они нужны, чтобы анализировать информацию о продукте.
  • CRM-системы — для изучения информации о клиентах.
  • Figma и Photoshop — продакт-менеджер работает с дизайном продукта, поэтому эти графические редакторы нужно знать хотя бы на базовом уровне.
  • Сервисы для прототипирования — например, Webflow или Moqups. С их помощью создают прототипы сайтов.
  • PowerPoint — для подготовки презентаций и отчётов.
  • Miro — чтобы работать совместно с командой и обсуждать идеи.
  • Jira или другие таск-менеджеры — чтобы управлять проектами и оптимизировать работу команды.

Навыков и инструментов, которые использует продакт-менеджер, гораздо больше, чем я перечислил. Их набор может различаться в зависимости от особенностей продукта.

Из каких отраслей можно перейти в продакт-менеджмент

Стать продакт-менеджером можно без опыта и образования, но с ними будет проще найти работу. Поэтому в продакт-менеджмент часто переходят из смежных отраслей. Рассмотрим три популярных сценария.

Первый сценарий — в профессию приходит человек с техническим бэкграундом, например разработчик или системный администратор. Такие специалисты хорошо разбираются в технических аспектах продукта. Но обычно они интроверты, которые привыкли работать с машинами и писать код. Коммуникативные навыки у них, как правило, развиты недостаточно из-за отсутствия практики.

Фото: Sigmund/Unsplash

Техническим специалистам тяжело общаться с клиентами — например, проводить интервью и разговаривать с пользователями, а это важная часть работы продуктолога. Но это легко исправить.

Стоит начать с того, чтобы пробовать общаться с пользователями — например, как системный архитектор. Или стать тимлидом и больше взаимодействовать с командой и с руководством. То есть постепенно отходить от работы только с машиной и прокачивать коммуникативные навыки.

Второй сценарий: в профессию приходит маркетолог. У него есть опыт продвижения продуктов, благодаря практике маркетинговых исследований развиты аналитические навыки. Он умеет общаться с людьми. Но вот знаний о технической части ему, как правило, недостаёт. Ему сложно, например, определить, какие технологии перспективные, а какие — тупиковые.

Маркетологу нужно выходить из зоны комфорта и погружаться в технологии: налаживать контакты с техническими специалистами, с разработчиками и спрашивать, как они делают продукт. Тогда вход в профессию продакт-менеджера будет более лёгким.

Третий сценарий: в профессию приходит менеджер по продажам. По навыкам менеджеры по продажам похожи на маркетологов. Но есть особенность: они привыкли продавать то, чего не существует. Говоря о продукте, они делают акцент на будущем — описывают свойства продукта, которыми он ещё не обладает. Это нормальный подход для продаж, но продакт-менеджер так работать не может.

Если продукт публично запущен, то он должен стабильно работать, пусть и в минимальной конфигурации. Продажникам нужно учиться взаимодействовать с разработчиками, аналитиками и маркетологами, чтобы продавать не воздух, а то, что будет реально запущено; нужно разбираться в технологиях и в юнит-экономике.

У продажников, как и у маркетологов, переход в профессию происходит проще, чем у технических специалистов. Освоить технические навыки легче, чем развивать софт-скиллы.

Нужно ли получать образование для старта в продакт-менеджменте

Это не обязательно. Найти работу можно и без образования. Но, если сначала изучить теорию и получить некоторые навыки, можно быстрее перейти на следующий уровень компетенций.

В вузах программ для продакт-менеджеров мало, поэтому можно получить высшее образование и в другой сфере. Например, хорошую основу для старта в профессии дают бизнес-информатика, аналитика, прикладная информатика, математика, программирование. Тем, кто получил образование такого рода, не нужно будет восполнять пробелы в знаниях. Ещё им легче будет взаимодействовать с командами разработчиков.

Также преимуществом будет образование в сфере менеджмента — в частности, в проектном менеджменте. Полученные знания помогут разрешать сложные конфликтные ситуации и работать с оценкой рисков. Гуманитарное образование тоже может дать необходимые навыки — например, навык общения с аудиторией. Иногда в продакт-менеджеры приходят из журналистики.

Важное качество продакт-менеджера — способность к самоанализу и самооценке. Он должен постоянно задавать себе вопрос: «Насколько хорошо у меня развит этот скилл?» Недостающие навыки хорошо развивать с помощью коротких курсов.

Курсы — оптимальный вариант для тех, у кого уже есть какие-то знания или навыки, необходимые в управлении продуктом. Тогда можно подобрать программу, которая позволит прокачать необходимые скиллы.

Фото: Brands & People / Unsplash

Я могу посоветовать программу, на которой преподаю сам, — большой курс Skillbox «Профессия Продакт-менеджер». Он подойдёт специалистам из смежных сфер, начинающим продуктологам и новичкам без опыта. На нём учат исследовать рынок и аудиторию, работать с инструментами аналитики, рассчитывать юнит-экономику, управлять командами, масштабировать продукт.

Обучение основывается на практике — в курсе 23 теста и 78 практических работ. Программа позволяет за время обучения собрать портфолио и показывать его потенциальным работодателям. Найти работу можно с помощью Центра карьеры Skillbox — специалисты центра предлагают стажировки и вакансии, помогают оформить резюме и подготовиться к собеседованиям.

Где искать работу продакт-менеджеру

Я рекомендую искать работу сразу — например, пока вы получаете образование, проходите курс или только планируете переход из смежной отрасли. Чтобы повысить шансы на успех, нужно прокачать недостающие навыки, оформить портфолио и завести профили в соцсетях.

Прежде чем искать работу, нужно определить, каких навыков вам не хватает. Для этого подойдёт карта компетенций — например, можно воспользоваться картой InterComm. Когда вы определите, каких навыков вам недостаёт, займитесь их развитием. Чем больше у вас навыков, тем проще будет найти работу.

Портфолио можно сформировать из учебных кейсов. Все учебные задания следует выполнять полностью, а при необходимости дорабатывать самостоятельно. Это нужно, чтобы кейсы были оформлены как полноценный проект.

Профиль в соцсети — резюме для потенциальных работодателей. Поэтому важно заполнить его и периодически выкладывать там посты. Например, можно зарегистрировать профиль в LinkedIn. В России эта соцсеть заблокирована, но пользоваться ей не запрещено.

Профили в соцсети смотрят не только работодатели, но и роботы. Они ищут кандидатов на первом этапе отбора на джуниорские позиции, а потом передают информацию живым рекрутерам. Поэтому заполненный профиль повышает шанс найти работу.

Искать работу самому можно везде. Например, на популярных агрегаторах вакансий, с помощью телеграм-ботов вроде @g_jobbot, в соцсетях. Если вы хотите работать в определённой компании — смотрите вакансии на её сайте. Если вас интересует работа в стартапе, подпишитесь на соцсети основателей. Часто они ищут сотрудников именно в соцсетях.

Если вы проходите курс на образовательной платформе, где есть свой центр карьеры, проконсультируйтесь с его специалистом. Центр может помочь устроиться на стажировку. Во многих компаниях развиты стажёрские программы, после которых успешные новички получают работу.

Главное о старте в продакт-менеджменте в 5 пунктах

  • Продакт-менеджер — человек, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Он работает над продуктом на всех этапах его жизненного цикла. Средняя зарплата в этой отрасли — 156 тысяч рублей в месяц.
  • Профессия продакт-менеджера перспективна. Сейчас на рынке не хватает даже начинающих продактов, но со временем конкуренция вырастет. Те, кто начнёт развиваться в отрасли сейчас, получат преимущество на рынке.
  • Продакт-менеджеру нужно много скиллов. Он должен разбираться в сфере, в которой работает, обладать аналитическими и коммуникативными навыками, уметь работать с разными инструментами — от Excel до CRM-систем и Figma.
  • В сферу можно перейти из смежного направления. Например, продактами часто становятся технические специалисты, маркетологи и менеджеры по продажам. Техническим специалистам для работы с продуктами нужно развивать софт-скиллы, а маркетологам и менеджерам по продажам — изучать технологии.
  • Образование не обязательно, но оно позволяет быстрее достичь следующего уровня компетенций. Можно получить образование в вузе, а можно пройти короткий курс для развития навыков.

Как узнать больше о продакт-менеджменте

Больше полезных материалов Skillbox Media для тех, кто хочет стать продакт-менеджером


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Продакт-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована