Где искать экспертов, если они срочно нужны
И как с ними общаться, чтобы получить заветный комментарий


vlada_maestro / shutterstock
Бывает, пишешь статью и нужно взять экспертные комментарии, чтобы проверить факты, подтвердить какой-то тезис или просто показать опыт разных людей.
Я работаю с экспертами больше двух лет и знаю, где их искать и как с ними общаться. Предлагаю пять способов поиска и рассказываю, в чём особенности каждого.
Оглавление:
Сервисы для поиска спикеров
На российском рынке два таких решения — Deadline.Media и Pressfeed. Их функционал похож: вы указываете компанию и сайт, публикуете запрос на комментарий или фактуру, тот проходит модерацию и попадает в общую ленту. Дальше спикеры могут прислать свои комментарии, а вы — принять или отклонить их.

Публикация во многом зависит от компании, для которой вам нужен комментарий. На Deadline.Media это условно — пропускают запросы даже от «пустых» блогов, а на Pressfeed модерация довольно жёсткая. Помню, мои запросы для сервиса учёта финансов не пропускали — мотивировали тем, что у блога низкая посещаемость и спикерам там неинтересно «светиться». Правда, через пару месяцев эту позицию пересмотрели, потому что блог вырос, и теперь я без проблем размещаю запросы для него.
В целом пройти модерацию не проблема, главное — заинтересовать эксперта с первых слов. Я делаю так:
- указываю тему запроса;
- говорю о том, что будет в статье;
- расписываю требования: говорю подробнее, о чём именно нужно рассказать и в каком объёме;
- сразу прошу указать данные спикера и компании, прислать ссылку и фото. Так получается сэкономить время — я общаюсь только с теми, кто отправил всё сразу.

Но даже на идеальный запрос не всегда приходят люди. Недавно была ситуация, когда для актуальной темы о финансовой ответственности персонала мне не удалось собрать ни одного комментария. Так бывает, потому что запросов в ленте много и «ваши» эксперты могут не увидеть публикацию, особенно если заходят в сервис раз в пару дней.
На Deadline.Media с этим ничего не сделаешь, разве что можно опубликовать запрос повторно. А на Pressfeed есть функция, которая меня не раз выручала. Когда вы указываете тему запроса, сервис сам предлагает отправить его подходящим спикерам. Можно сделать это и позже — когда перейдёте в сам запрос, в правом верхнем углу будет кнопка «Найти…». Так он не затеряется в ленте: эксперты получат уведомление и, если захотят, свяжутся с вами в личке или сразу пришлют ответ.

Тематические группы в соцсетях
Например, в Facebook* есть «Помогите Журналисту» — в ней можно искать самых разных экспертов. А я чаще всего обращаюсь в группу WEBSARAFAN на Facebook* — там 100 000+ участников, легко найти комментарии предпринимателей из разных сфер бизнеса.
Вообще, в соцсетях достаточно профессиональных сообществ и групп по интересам, где общаются владельцы бизнеса, специалисты, опытные пользователи. Во многих из них можно публиковать посты для поиска спикеров или писать активным участникам.

Аудитория не всегда активно отвечает на запросы авторов, особенно если они заданы «в лоб», — так у меня было, например, в «Вебсарафане». Поэтому я использую немного другую тактику: сначала задаю вопрос как обычный участник группы, а потом говорю, что могу опубликовать интересные комментарии в статье вместе со ссылками.

На ваши вопросы может никто не реагировать, тогда пишите в личные сообщения сами. Но не всем подряд — найдите в группе тех, кто подходит вам и активно пишет комментарии, и аккуратно спросите о возможности интервью. Будьте готовы к тому, что далеко не все ответят на обращение.
Кстати, существуют не только отдельные группы, но и целая деловая соцсеть LinkedIn, где наверняка есть интересные спикеры. Правда, она заблокирована в России.
Профильные компании
Можно обратиться прямо в компанию, чьи представители могли бы ответить на ваши вопросы. (Допустим, пишете об открытии производства — можно найти поставщика оборудования, недавно основанную производственную компанию, консалтинговую фирму. Если готовите статью о выселении из квартиры, тогда пригодится список юридических компаний.)
Сайты и контакты организаций есть в различных справочниках, рейтингах и каталогах, также их можно найти через поисковики. Первый вариант запроса — через форму обратной связи на сайте, телефон или email. Другой, более сложный способ — найти ЛПР и связаться с ним в соцсетях (если есть актуальная информация о сотрудниках).
Обращение к профильным компаниям — самое неоднозначное решение. С одной стороны, маркетологи и пиарщики будут рады упоминанию. С другой — журналистский запрос может попасть в руки менеджера по продажам, а тот его просто проигнорирует. Но попробовать определённо стоит, особенно если спикеры молчат в сервисах или соцсетях.
Нет точной формулы поиска комментариев от профильной компании — никогда не знаешь, что сработает лучше. Однажды я разослала около 15 запросов через формы обратной связи и email, но мне никто не ответил. Была ситуация, в которой я написала сотруднику лично, — он пообещал дать комментарий, а потом пропал. В итоге дал нужную информацию только после повторного запроса в пресс-службу.
Не дождались ответа ни на сайте, ни в соцсетях — обращайтесь в следующую компанию. Есть соблазн написать сразу всем по списку, но так лучше не делать. Если вам дадут хороший комментарий, но вы откажетесь, потому что уже взяли другой, — компании вряд ли будет интересно дальнейшее сотрудничество.
Не гарантируйте публикацию комментария, потому что окончательное решение за редактором/маркетологом/руководителем. Даже если вы пообещаете ссылку на сайт, но опубликуют только текстовое упоминание, эксперт может обидеться, рассказать коллегам, а там могут возникнуть проблемы с репутацией.
Сарафанное радио
Вы наверняка знакомы с коллегами — спросите у них лично, могут ли они кого-то порекомендовать. Или напишите с просьбой о помощи в закрытый чат, где вы общаетесь. Бывает, что у коллег уже налажены хорошие отношения с экспертами, которые могут дать комментарии и по вашим вопросам. Сарафанное радио не раз меня выручало.
Если вы пока не обросли профессиональными знакомствами, найдите сообщества ваших коллег в соцсетях и опубликуйте пост там. Возможно, кто-то поделится нужными контактами.
Только не заставляйте додумывать, какой комментарий нужен и для какого материала. Расскажите в сообщении:
- о чём хотите спросить эксперта;
- где будет размещён материал;
- будет ли активная ссылка на специалиста, компанию.
Так коллеги смогут понять, будет ли знакомым экспертам интересно ваше предложение, смогут ли они вообще дать хороший комментарий по теме. Ну и тогда проще сразу переслать сообщение.

База спикеров
Оптимальное решение, если нужно часто обращаться к разным экспертам. Ничего сложного: достаточно просто записывать в специальную таблицу имена и фамилии, контакты, ссылки на компании. Отдельным столбцом — описания, чтобы вы сами быстро поняли, о чём конкретно может рассказать человек. Я только начала собирать свою базу и жалею, что не сделала этого раньше.
Кстати, заношу туда не только знакомых экспертов, но и заказчиков, для которых писала тексты. С ними у меня уже налажены хорошие отношения, и в большинстве случаев удаётся получить комментарии. Например, когда писала материал о бесплатных источниках трафика, пошла к владельцу агентства, для которого тоже пишу, — он как раз не тратит ни копейки на дистрибуцию контента и получает неплохое число переходов.
Лучше записывать не всех подряд, а только тех, кто прямо сообщает о готовности сотрудничать дальше и с кем понравилось работать. В моём случае «понравилось» — это когда спикер присылает не «простыню», а хороший комментарий, где почти не нужна редактура. И когда сразу отправляет ссылку на сайт, своё фото, другие нужные данные.
Не обращайтесь постоянно к одному и тому же спикеру в рамках проекта. Будет лучше, если во всех материалах будут разные эксперты. Иначе и автора, и площадку могут обвинить в непрофессионализме и предвзятости.
Коротко о главном
Где искать экспертов:
- В специальных сервисах типа Deadline.Media и Pressfeed. Публикуете запрос, а эксперты отвечают на него (или не отвечают).
- В социальных сетях — в профильных группах и сообществах. Либо публикуете пост с просьбой ответить на вопросы, либо пишете в личку активным участникам обсуждений.
- В профильных компаниях. Находите их в поисковиках/каталогах, обращаетесь по контактам с сайтов или ищете в соцсетях руководителей, директоров, важных специалистов.
- По сарафанному радио. Спрашиваете у коллег, нет ли у них подходящих контактов.
- В своей базе спикеров. Собирайте её, если приходится часто работать с экспертами.
Как общаться с экспертами: максимально вежливо, просто, конкретно. Акцент — на выгодах (хороший аргумент — высокая посещаемость блога/медиа).
Шаблон первого сообщения:
- Приветствие — поздоровайтесь и представьтесь.
- Просьба — расскажите, о чём пишете материал, какие вопросы хотите задать.
- Описание выгоды — объясните, где будете публиковать материал, будет ли в нём активная ссылка на спикера / его компанию.
Надеюсь, мои советы, примеры и личный опыт помогут найти общий язык с экспертами, быстро привлечь их внимание и договориться. Но, конечно, одной статьи мало, чтобы по-настоящему освоить искусство коммуникации. А вот одного курса может быть достаточно.